Урок «Средства графического представления статистических данных (деловая графика)»

5
1
Материал опубликован 19 July 2017 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебное занятие №65-66

Специальность 15.02.08 Технология машиностроения

Курс 1 Группа ТМ9-16-1

Тема учебного занятия Средства графического представления статистических данных (деловая графика)

Цели учебного занятия

обучающая: показать необходимость использования диаграмм при представлении данных, сформировать навыки анализа данных с помощью диаграмм различных типов;

развивающая: развитие творческих способностей, логического и аналитического мышления;

воспитательная: нравственное воспитание личности, формирование целеустремленности, аккуратности при работе за ЭВМ.

Задачи учебного занятия

1. ознакомить с основными приемами построения диаграмм в программе Excel

2. ознакомить с основными приемами форматирования диаграмм

3. сформировать навыки анализа данных и представления данных с помощью диаграмм

4. сформировать навыки выбора типа диаграмм в соответствии с набором данных

Тип учебного занятия комбинированное

Методы обучения:

1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;

2) наглядные методы: иллюстрации.

3) проблемные методы обучения

4) активные методы обучения

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса.

ОК 2. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды

Материально-техническое оснащение презентация, раздаточный материал

Время: 90 мин.

План занятия

1. Организационный момент

2. Формулировка темы и постановка целей и задач

3. Актуализация имеющихся знаний

4. Изложение нового материала.

5. Первичное осмысление и проверка понимания нового материала.

6. Закрепление нового материала.

7. Подведение итогов занятия.

8. Установка домашнего задания.

9. Рефлексия.


 

Ход занятия

и название

этапа учебного занятия

Дидактические

задачи этапа учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организацион-ный этап

1 минута

Подготовка студентов к работе

Приветствие студентов, выявление отсутствующих

Приветствуют преподавателя. Дежурный сообщает фамилии отсутствующих студентов.

Психологическая установка на восприятие материала

Организация внимания и готовности студентов к учебному занятию

Готовят учебные принадлежности: тетради ручки.

2. Формулировка темы и постановка целей и задач

10 минут

Активизация внимания студентов для изучения нового материала.

Мотивирование студентов к изучению темы, создание личной заинтересованности в изучении темы.

Формулировка темы и целей занятия, введение в учебный материал

В результате изучения учебного материала вы должны

знать:

назначение деловой графики, возможности табличного процессора для визуализации данных.

уметь:

выбирать тип диаграммы в зависимости набора данных, строить диаграмму и форматировать ее.

Записывают тему и цель занятия в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний

5 минут

Подготовка к изучению нового материала через повторение

Вопросы для контроля

Продолжите фразу Программа для создания и редактирования электронных таблиц, называется … (MS Excel).

Какие типы данных можно внести в ячейки табличного процессора Excel?

Как выравниваются текстовые данные в ячейке по умолчанию?

С какого знака начинается формула?

Какой знак необходимо поставить в адресе ячейки, чтобы ссылка на ячейку стала абсолютной?

Какая ссылка изменяется при копировании формулы?

Отвечают на вопросы.

4. Изложение нового материала.

15 минут

Назначение деловой графики. Деловая графика. Типы диаграмм.

Объяснение нового материала.

(Конспект учебного занятия)

Слушают, записывают, выполняют практическую работу

5. Первичное осмысление и проверка понимания нового материала.

25 минут

Проверка понимания нового материала

Контролирую работу в группах, уточняю задания, дополняю, задаю наводящие вопросы.

Уточняю, дополняю решения.

Выполняют задания в микрогруппе.

Защищают выполненные задания перед студентами.

6. Закрепление нового материала.

27 минут

Закрепление нового материала, коррекция знаний и умений.

Объясняю Задания для самостоятельного выполнения

Выполняют задания индивидуально. Выполняют отчет о проделанной работе в тетради.

 

Организую различную работу над ошибками

7. Подведение итогов занятия.

5 минут

Анализ и оценка успешности достижения целей учебного занятия

1.Подвожу итоги.

2. Сообщаю оценки.

Самооценка.

8. Установка домашнего задания.

1 минута

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

Составить сравнительную характеристику типов диаграмм.

Осмысление ориентировочной основы действий

9. Рефлексия.

1 минута

Оценка эмоционального состояния студентов

Предлагаю оценить свои ощущения от занятия, выбрав для этого необходимую ступеньку на Лесенке успеха.

Выбирают ступеньку на Лесенке успеха, в зависимости от собственных ощущений.

Конспект урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

Староста назовите фамилии отсутствующих студентов.

2. Формулировка темы и постановка целей и задач

Начнем наше занятие со следующих статических данных. Вы, пожалуйста, внимательно послушайте, и предложите мне более удобный вариант представления озвученных данных.

Производство легковых автомобилей в России в 2008 – 2016 годах.

Согласно данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", объем производства легковых автомобилей в нынешнем году может сократиться на 7% до 1,13 млн штук. С 2009 года производство легковых автомобилей в России постепенно росло. Пик этого роста пришелся на 2012 год, когда было выпущено почти 2 млн единиц.

В 2013 году наметилось небольшое снижение производства (-3%). В 2014 году объем выпуска легковых автомобилей продолжил сокращаться и упал уже на 13% до 1,66 млн штук, а в 2015-м – опустился еще на 27% до 1,21 млн штук.

Доля иномарок в объеме российского производства легковых автомобилей росла и достигла максимума в 2014 году – 79,6% от общего числа выпуска. Однако по итогам 2015 года этот показатель несколько снизился и составил 76,7%, а в 2016 году, согласно прогнозу агентства "АВТОСТАТ", он уменьшится еще до 74%. (слайд №1)

[https://www.autostat.ru/infographics/28430/]

Ответьте на следующие вопросы:

1. Легко воспринимать эту информацию на слух?

Ответы студентов: Сложно.

2. Как вы думаете, как можно представить эту информацию, чтобы легче ее было воспринимать?

Ответы студентов: написать на бумаге, вывести на слайд текст …

3. Можно ли эту информацию представить графически? И каким способом это сделать?

Ответы студентов: информацию можно представить в виде графика или диаграммы.

Совершенно верно. Статистическую информацию проще воспринимать, если она представлена графически. (слайд № 2)

Вывести на слайд динамику производства автомобилей. На слайде вы видите ту же информацию, что я вам сообщила ранее.

Какой вывод можно сделать по данной диаграмме?

Ответы студентов.

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Что мы будем сегодня на занятии делать?

Предполагаемые ответы студентов: урок будет посвящен диаграммам и будем учиться их строить.

Правильно, занятие будет посвящено представлению статистических данных с помощью диаграмм.

Запишите тему занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (слайд №3).

Попробуйте сформулировать цель занятия.

Предполагаемые ответы студентов: научиться строить диаграммы.

Совершенно верно. Цель занятия: рассмотреть типы диаграмм, ознакомиться с основными этапами построения диаграмм. (слайд №4)

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним материал предыдущего занятия.

Фронтальный опрос.

Продолжите фразу Программа для создания и редактирования электронных таблиц, называется … (MS Excel).

Какие типы данных можно внести в ячейки табличного процессора Excel?

Как выравниваются текстовые данные в ячейке по умолчанию?

С какого знака начинается формула?

Какой знак необходимо поставить в адресе ячейки, чтобы ссылка на ячейку стала абсолютной?

Какая ссылка изменяется при копировании формулы?

4. Изучение нового материала.

Деловая графика - область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. (слайд №5) Плановые показатели, отчётная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц. [https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная графика].

С помощью богатой библиотеки диаграмм в Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (слайд №6 картинки разных диаграмм)

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

Для отображения изменения величин в зависимости от времени и построения графиков функций используются диаграммы типа «график». [Н.Угринович, Информатика и информационные технологии 10-11]. (слайд №6)

Этапы создания и форматирования диаграммы.

Создание диаграммы. (Слайд 7)

1. Добавьте на лист данные, на основе которых необходимо построить диаграмму.

2. Выделите ячейки, содержащие данные, которые необходимо использовать для построения диаграммы.

3. На вкладке Вставить в группе Диаграммы Выберите тип и подтип диаграммы.

Изменение макета или стиля диаграммы

Применение готового макета диаграммы (слайд №8)

Щелкните в любом месте диаграммы, к которой требуется применить готовый макет.

Откроется панель Работа с диаграммами с дополнительными вкладками Конструктор, Макет и Формат.

На вкладке Конструктор в группе Макеты диаграммы щелкните макет диаграммы, который следует использовать.

Применение готового стиля диаграммы (слайд №9)

Щелкните в любом месте диаграммы, к которой требуется применить готовый стиль.

Откроется панель Работа с диаграммами с дополнительными вкладками Конструктор, Макет и Формат.

На вкладке Конструктор в группе Стили диаграмм выберите стиль, который требуется использовать.


 

Изменение макета элементов диаграммы вручную (слайд №10)

Щелкните элемент диаграммы, макет которого требуется изменить, или выполните указанные ниже действия, чтобы выбрать его из списка элементов диаграммы.

Щелкните в любом месте диаграммы, чтобы отобразить средства Работа с диаграммами.

На вкладке Макет в группе Подписи, Оси или Фон нажмите кнопку элемента диаграммы, соответствующую выбранному элементу, а затем выберите нужный макет.


 

5. Первичное осмысление и проверка понимания нового материала.


 

Работа в микрогруппах. (Слайд №11)

Следующая часть занятия – это практическая часть. Я вам предлагаю разделиться на группы по 2-3 человека мне нужно, чтобы вы сформировали 5 групп. Каждая группа получит карточку с заданием.

Ваша работа состоит в следующем: (Слайд №12)

решить задачу графически, т.е. построить диаграмму;

для этого вам необходимо определить с помощью какой диаграммы вы представите решение;

выполнить построение диаграммы и ее форматирование;

подготовить небольшое выступление по защите своей работы (Время – до двух минут).

Задания подобраны так, что каждая группа строит определенный тип диаграммы.

Затем каждая группа представляет свою диаграмму, доказывает, почему именно этот тип диаграммы они выбрали при отображении информации.

За работу в микрогруппе можно получить максимально 5 баллов.

1. Правильно выбран тип диаграммы – 3 балла. (Если тип диаграммы не отражает все необходимые данные – 1 балл);

2. Диаграмма оформлена: присутствует название диаграммы, легенда, имеются подписи осей, подписи данных (если в этом есть необходимость) – 2 балла.

Инструктаж по ТБ во время работы за компьютером.

1. В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная аппаратура. Поэтому бережно обращайтесь с этой техникой, спокойно, не торопясь, не толкаясь, занимайте отведенное вам место.

2. Строго запрещается трогать разъемы соединительных кабелей; включать и отключать аппаратуру без разрешения преподавателя; класть книги, диски, тетради на клавиатуру и монитор.

3. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

4. Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно сообщайте об этом преподавателю.

Задание для 1 группы.


 

Используя данные «Производство стали в мире», постройте сравнительную диаграмму, отражающую информацию о производстве стали за 2015 и 2016 годы.

Производство стали в мире, млн. тонн (данные WSA)

Место

Страна

2016 год

2015 год

1

Китай

803,8

822,8

2

Япония

105,2

110,7

3

Индия

89,6

87,3

4

США

78,9

88,2

5

Россия

71,1

71,5

6

Южная Корея

69,7

71,5


 

Алгоритм выполнения работы:

1. Определите диапазон ячеек для построения диаграммы.

2.Определите тип диаграммы.

3. Задайте подписи осей.

4. Отформатируйте диаграмму (заливка, объемная гистограмма, форматы осей, шрифт подписей, значений, название диаграммы).


 

Задание для 2 группы.


 

Постройте график функции у=2х2+2х+3. Выполните форматирование графика и приведите к виду, показанному на рисунке ниже.

Алгоритм выполнения работы:

1. Определите диапазон ячеек для построения диаграммы.

2.Определите тип диаграммы.

3. Задайте подписи осей.

4. Отформатируйте диаграмму (заливка, форматы осей, шрифт подписей, значений, название диаграммы).

Задание для 3 группы.


 

Представить графически информацию, приведенную в таблице ниже.

 

название дисциплины

Список группы

русский язык

литература

история

математика

физика

биология

химия

ин.язык

информатика

ОБЖ

физкультура

Андреев А.

4

4

5

4

4

5

4

5

5

5

5

Антохин Я.

3

4

4

3

3

5

4

4

4

4

5

Белышев А.

5

5

4

3

3

5

3

4

4

4

4

Бичурин С.

4

4

4

3

3

4

3

4

4

4

5

Васильев Д.

5

5

4

4

4

4

3

5

4

4

4


 

Алгоритм выполнения работы:

1. Определите диапазон ячеек для построения диаграммы.

2.Определите тип диаграммы.

3. Задайте подписи осей.

4. Отформатируйте диаграмму (заливка, форматы осей, шрифт подписей, значений, название диаграммы).


 


 

Задание для 4 группы.

Составить диаграмму, отражающую долю стоимости устройств компьютера в общей его стоимости.

Наименование

устройств

Цена, руб

Системная плата

7674

Процессор

3701

ОЗУ

4007

Жесткий диск

3834

Видеоплата

2867

Монитор 17"

4923

Звуковая карта

1776

Дисковод

2839

Корпус

1863

Клавиатура

1158


 

Алгоритм выполнения работы:

1. Определите диапазон ячеек для построения диаграммы.

2.Определите тип диаграммы.

3. Задайте подписи осей.

4. Отформатируйте диаграмму (заливка, форматы осей, шрифт подписей, значений, название диаграммы).


 


 


 

Задание для 5 группы.

Построить диаграмму Расхода электроэнергии за год.

Месяц

Расход кВт*ч

январь

90

февраль

120

март

110

апрель

30

май

120

июнь

80

июль

90

август

110

сентябрь

110

октябрь

90

ноябрь

130

декабрь

130


 

Алгоритм выполнения работы:

1. Определите диапазон ячеек для построения диаграммы.

2.Определите тип диаграммы.

3. Задайте подписи осей.

4. Отформатируйте диаграмму (заливка, форматы осей, шрифт подписей, значений, название диаграммы).

Каждая группа выводит свое решение на экран и защищает работу. (Слайд №13)

(Преподаватель дает оценку работе, указывает на ошибки, если такое имеются).

Спасибо, за работу. Таким образом, ребята, вы увидели, что в зависимости от данных необходимо выбрать соответствующий тип диаграммы.

6. Закрепление нового материала.

Дальше продолжаем нашу работу. На карточках вы получаете задания для самостоятельного выполнения. Рассмотрите задания и оцените свои силы и возможности. Задания трех уровней. После выполнения задания, оформите отчет о проделанной работе в тетради.

Задания для самостоятельного выполнения

Задание №1. Количество баллов: 3

По данным среднегодовой температуры воздуха построить график изменения температуры. Выполнить форматирование диаграммы.

Средняя годовая температура воздуха

город

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Магнитогорск

-15

-12

-5

0

7

18

23

24

17

7

-7

-13

Челябинск

-20

-15

-4

0

7

18

24

25

16

6

-6

-15

Москва

-10

-10

-1

5

13

18

23

24

15

7

-2

-8


 


 

Задание №2. Количество баллов: 4

Вычислите размер премии работников. Постройте гистограмму с накоплениями. Выполните форматирование диаграммы.


 

Задание №3. Количество баллов: 5

Используя данные таблицы, определите выручку от продажи билетов. На круговой диаграмме представьте данные дневной выручки. На диаграмме покажите количество проданных билетов по местам в зрительном зале. Выполните форматирование диаграммы.

Расчет выручки от продажи билетов

день недели

места

дневная выручка

вокруг арены

в передних рядах

в задних рядах

 

вторник

98

108

112

?

среда

121

209

353

?

четверг

326

498

401

?

пятница

422

507

203

?

суббота

531

558

445

?

воскресенье

502

525

544

?

Итого:

?

?

?

?

Стоимость билетов

места вокруг арены

670 р

 

места в передних рядах

450 р

 

места в задних рядах

400 р

 

Показать результаты выполнения работы преподавателю

Контрольные вопросы:

1. Назначение деловой графики.

2. Перечислите типы диаграмм.

3. Перечислите этапы построения диаграммы.


 

Выполнить отчет о проделанной работе.

Отчет должен содержать:

  1. Название работы.

    Цель работы.

    Задание и его решение (показать преподавателю, выполненные задания на компьютере).

    Ответы на контрольные вопросы.

    Вывод по работе.


 

7. Подведение итогов занятия.

Критерий оценивания работ. (Слайд №14)

За работу в микрогруппе можно получить максимально 5 баллов.

1. Правильно выбран тип диаграммы – 3 балла. (Если тип диаграммы не отражает все необходимые данные – 1 балл);

2. Диаграмма оформлена: присутствует название диаграммы, легенда, имеются подписи осей, подписи данных (если в этом есть необходимость) – 2 балла.

Индивидуальная работа за компьютером – от 3 до 5 баллов.

Отчет о проделанной работе максимально оценивается тремя баллами.

Оценивание работы студентов:

12-13 баллов – оценка 5

10-11 баллов – оценка 4

8-9 баллов – оценка 3

менее 8 баллов – оценка 2.

8. Домашнее задание. Составить сравнительную характеристику типов диаграмм. (слайд №15)

9. Рефлексия (слайд №16)

На слайде вы видите Лесенку успеха. Выберите для себя ту ступеньку, которая соответствуем вашим достижениям на занятии.

Спасибо за активную работу. Занятие окончено. До свидания.


 


 

Использованные источники

https://www.autostat.ru/infographics/28430/

Н.Угринович, Информатика и информационные технологии 10-11


 

Презентация к уроку

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд 7

слайд 8


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд 9

слайд 10


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд 11

слайд 12


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд 13

слайд 14


 


 


 


 


 


 


 


 

слайд 15

слайд 16

24

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

замечательная методическая разработка!

20 July 2017

Похожие публикации