Статья «Формирование и развитие читательской грамотности средствами исследовательского проекта "В гостях у сказки"»
Формирование и развитие
читательской грамотности средствами
исследовательского проекта
«В гостях у сказки»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать.
А можно взять и почитать!
В.Д. Берестов
Вот уже несколько лет у нас на слуху словосочетание «функциональная грамотность». Мы прочитали много литературы, посетили все возможные семинары, заседания, курсы повышения квалификации по этой тематике, узнали:
что такое функциональная грамотность
составляющие функциональной грамотности
способы формирования компонентов функциональной грамотности
На мой взгляд, основным компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность.
Формирование читательской грамотности детей и подростков является одной из приоритетных задач современной системы образования. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. утверждена концепция поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, основной целью которой является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности школьников.
Чтение – это не только способ получения информации, но и способ развития мышления, воображения, креативности. Чтение помогает развивать память, внимание, речь, грамотность. В процессе чтения ребенок развивает свою фантазию, воображение, учится анализировать и делать выводы, учится правильно выражать свои мысли и чувства. Чтение расширяет кругозор, активный словарный запас, узнает новые факты и события. Чтение помогает развивать навыки общения и коммуникации.
То есть чтение – это важный инструмент для развития как личности и как будущего гражданина своей Родины. А умение читать – является фундаментом обучения и развития личности, умеющей получать знания самостоятельно.
Таким образом, читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности.
Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
В рамках формирования читательской грамотности мы, учителя начальных классов, обучаем детей:
читать и понимать смысл прочитанного текста.
работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Думаю, многие коллеги со мной согласятся, что в последнее время мы наблюдаем у детей тенденцию снижения интереса к чтению. Несмотря на обилие книг в магазинах и библиотеках, их высококачественное оформление, детям зачастую интереснее посмотреть мультфильм или поиграть в игру на компьютере.
У меня в этом году малыши – первоклассники. Не все дети в классе на момент начала обучения были читающими: из 17 детей – 3 читали бегло, но не всегда могли ответить на вопросы к тексту. 3 читали по слогам, и для осмысления прочитанного им требовалось время. То есть треть детей – читающих. Особого интереса к чтению и изучению букв не читающие дети не проявляли. Но зато они были прекрасными слушателями. И я поставила перед собой одну из главных задач: заинтересовать детей чтением.
На начальных этапах я составляла рабочие листы с интересными заданиями к каждой букве (рабочие листы опубликованы на сайте https://урок.рф/). Детям было интересно их выполнять. Со временем я заметила, что их интерес угас, потому что задания были однотипные, и дети начали всё делать по шаблону. Тогда я задумалась: что же делать….
Выход нашёлся неожиданно: на одном из уроков обучения грамоте мне в голову пришла интересная идея. На страницах «Азбуки» мы в тот день встретились с героями русской народной сказки «Гуси-лебеди». Коллеги согласятся со мной, в детском саду уделяется огромное внимание изучению сказок, дети смотрят много мультфильмов по сказкам, но они приходят в школу, и не все знают сказки, а те, кто знает, могут перепутать героев, запутаться в последовательности событий. И в этот момент я подумала, что было бы интересно создать цикл занятий, который поможет детям лучше понять и запомнить сказки. Так появился исследовательский проект «В гостях у сказки», направленный на формирование читательской грамотности у младших школьников.
В начальной школе у детей только начинается знакомство с миром литературы и искусства. Они только учатся понимать тексты, знакомятся с различными жанрами литературы, учатся анализировать произведения, понимать их смысл и эмоции героев, учатся выражать свои мысли и чувства. Сказки - один из самых популярных жанров детской литературы. Эти фантастические истории легко воспринимаются детьми, так как имеют простой сюжет, яркие образы, красочные описания. Каждая встреча со сказкой – это особая история, которая оставляет в душе ребёнка свой след и дарит незабываемые эмоции. Путешествуя по этому увлекательному миру, мы с ребятами изучаем структуру сказок, литературные приёмы, особенности народных и авторских сказок, а также учимся понимать мудрость каждой сказки: различать добро и зло, понимать, что каждый поступок имеет свои последствия.
Наш проект долгосрочный, он будет продолжаться в течение всех четырёх лет обучения (в каждом классе будут меняться задачи, и будет появляться новый продукт) он динамичный, активно развивается.
Изначально я не ставила перед собой глобальных задач, для меня было важно приобщить детей к чтению, заинтересовать их. Хочу поделиться нашими первыми успехами.
Проект в цифрах:
Нашему проекту уже 6 месяцев (полгода).
Мы прослушали и прочитали 23 сказки.
Мы познакомились с творчеством 5 авторов (русский народ, В.В. Бианки, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев, А.С. Пушкин)
В рамках проекта мною было составлено 7 рабочих листов
Мы нашли, прочитали и объснили смысл 87 пословиц
В рамках работы над проектом у нас появилось 18 партнёров (17 родителей и МУК «Библиотека с.п. «Село Хурба»)
Было организовано и проведено 7 встреч с библиотекарем МУК «Библиотека с.п. «Село Хурба»
Было использовано 4 инновационных технологии
О нас написали 3 статьи в СМИ
По мотивам сказок состоялось 2 инсценировки
Ученики приняли участие в 3 всероссийских онлайн-викторинах
(Всероссийская познавательная онлайн-викторина «По тропам зимних сказок», Всероссийская познавательная онлайн-викторина «По страницам сказок Пушкина», Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Персонажи русских сказок» на https://s-ba.ru/)
Ученики стали участниками и победителями в 2 всероссийских творческих конкурсах (Всероссийский конкурс детских рисунков «Я читаю Пушкина» на https://s-ba.ru/, Всероссийский конкурс детского изобразительного искусства «В гостях у сказки» на https://урок.рф/ и в 1 краевом художественном творческом конкурсе «Сказание о белом медведе», который организовал Зоосад "Приамурский" имени В.П. Сысоева (https://vk.com/zoosad27)
Написали 7 отзывов о прочитанных сказках.
Получили 98 дипломов
Формирование читательской грамотности включает в себя несколько этапов:
В начальной школе, особенно в первом классе, чтение является основным видом учебной деятельности, но учитель должен научить детей умению работать с текстом. В первом классе формируются не только навыки техники чтения, но и происходит обучение пониманию смысла прочитанного текста.
Во втором классе идёт усложнение заданий: школьники должны научиться пересказывать прочитанное, делить текст на части, составлять простой план прочитанного материала, выделять опорные слова, называть героев и давать характеристику им и их поступков.
В третьем и четвёртом классах учитель прививает детям навыки самостоятельного поиска нужной информации в различных источниках, учит давать оценку текста, выделению главного и второстепенного в прочитанном. Школьники на этом этапе учатся самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному материалу, давать характеристику жизненным ценностям персонажей текста, развивая воображение – учатся прогнозировать поступки героев и итог произведения, подбирать тексты по аналогии с прочитанным из других жанров.
Формирование приёмов читательской грамотности я хочу показать на примере работы со сказкой «Волк и семеро козлят».
Эту сказку ребята читали дома на дополнительных каникулах в преддверии 8 марта. Сказка рассказывает нам о заботливой маме и опасностях, которые могут подстерегать маленьких детей. (Выбор сказок в рамках проекта не случаен: к Новому году мы читали сказку «Морозко», к 23 февраля – «Каша из топора», к Масленице – «Мохнатый, хвостатый да масляный»)
Для анализа сказки я составила рабочий лист, используя приёмы технологии визуальных опор при работе с текстом «Текстографика» и «Нейротекстографика». С этой практикой я познакомилась в рамках реализации модели методического сопровождения педагогов в формате международного сетевого сообщества России и республики Беларусь «Школа учителя “Цифровой Форсайт”», амбоссадором которого я являюсь. Авторами данной технологии являются Инга Петровна Тихоновецкая, методист отдела информатизации Центра информационных технологий Минского городского института развития образования, магистр педагогики, учитель начальных классов школы №111 г. Минска и Наталья Дмитриевна Вьюн, учитель высшей категории, заместитель директора ГБОУ "Школа Самоопределения им А. Н. Тубельского 734", старший преподаватель магистерской программы «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация образования» МГПУ, магистр педагогики, победитель конкурса лучших учителей РФ.
Под технологией визуальных опор понимается организация учебного взаимодействия педагога, обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется представления познавательной информации, но сохраняется ее смысл, позволяющий ее использовать в различных жизненных ситуациях. Цель использования технологии визуальных опор «Текстографика» – точно и полно осмыслить содержание текста, уловить все детали и практически понять извлеченную информацию.
Единой формой является шаблон – прием-опора, который выступает основой для краткой записи при смысловой обработке текста.
Мой комплексный рабочий лист включает в себя несколько приёмов текстографики:
«Маски»
«Ножницы»
«Сундучок народной мудрости».
Работу над сказкой мы начали с приёма «Фигурный текст».
Я предложила ребятам прочитать слова и обвести только героев сказки.
Затем мы с детьми поиграли в игру «Литературный футбол». Для игры ребята разделились на 2 команды: девочки и мальчики. Каждая команда придумала вопросы по содержанию сказки и задавала вопросы по очереди. Если команда соперников дала правильный ответ, значит, гол не забит, если ответ получен от команды соперников неправильный – значит был забит гол, а если ответ был неполным, неточным – штанга.
Для подсчета результатов на уроке использую онлайн-ресурс Табло.
Вопросы, которые дети задавали друг другу:
- Где жили козлята с козой?
- Куда уходила коза?
- Какой была мама у козлят? (Трудолюбивой, заботливой, любила козлят.)
- Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
- Кто подслушал, как поёт коза?
- Каким голосом пел волк в первый раз?
- Почему изменился голос у волка?
- Кто помог волку перековать голос?
- Почему козлята впустили волка?
- Всех ли козлят съел волк?
- Куда спрятался самый маленький козлёнок от волка?
- Какой в сказке волк? (Злой, хитрый, жадный.)
- Как коза спасла своих козлят?
Для анализа главных героев сказки я использую приём «Маски». Рядом с грустной маской мы рисуем портрет героя, который нас расстроил (отрицательный герой), с весёлой - героя, который нас порадовал, на которого мы хотели бы быть похожим (положительный герой). Таким образом мы определили, что Волк – отрицательный герой, и записали ниже его черты характера: хитрый, злой, коварный, Коза – положительный герой: заботливая, добрая, хорошая мама.
Очень интересен приём «Ножницы». Мы с ребятами разделили сказку на 6 частей, и в каждой части определили положительный момент (что нас порадовало, удивило, привлекло к чтению, и мы снова хотели бы пережить эти моменты, перечитывая сказку) и отрицательный момент (что встревожило, огорчило, расстроило, возмутило, мы хотели бы удалить, «вырезать» их из произведения). События, которые вызвали положительные эмоции, мы записывали сверху над линией разреза, отрицательные - под линией разреза.
Работая над сказкой «Волк и семеро козлят», я включила в анализ элементы технологии «Нейротекстографика». НейроТекстографика - творческий метод «трансформации» информации связанный не только с преобразованием мыслительных операций в текстографическую модель с визуальным представлением смысла прочитанного, но и фиксацией испытываемых эмоций/чувств с использованием цветовой гаммы, узоров.
Мы с детьми воспользовались шаблонами-опорой цветовой привязки, разработанные авторами И.П. Тихоновецкой и Н.Д. Вьюн. Каждый цвет имеет своё «эмоциональное значение»:
Оранжевый – любопытство, интерес, предвкушение
Жёлтый – радость, восхищение
Темно-зелёный – страх, ужас, опасение
Синий – грусть, тоска, печаль
Голубой – удивление, изумление
Пурпурный – злость, ярость, гнев
Фиолетовый – разочарование, отвращение
После того, как были записаны позитивные и отрицательные события сказки, мы с детьми размышляли: какие эмоции и чувства вызвали во время чтения у нас эти события.
Событие, фрагмент сказки |
Эмоции, которые испытали дети во время чтения |
Выбранный цвет |
Уход козы из дома |
Ожидание, любопытство |
Оранжевый |
Волк подслушал разговор мамы козы и её малышей |
Страх за судьбу козлят |
Зелёный |
Козлята не открыли волку дверь |
Радость |
Жёлтый |
Волк перековал голос |
Злость, гнев |
Розовый |
Волк съел всех козлят |
Печаль, расстройство |
Синий |
Коза вернулась в пустой дом |
Печаль, расстройство |
Синий |
Маленький козленок остался жив |
Удивление |
Голубой |
Волк соврал козе, что не ел козлят |
Злость, гнев |
Розовый |
Козлята спаслись |
Радость |
Жёлтый |
Встреча со сказкой - это не только развлечение, но и возможность для каждого стать лучше и сильнее. Для определения главной мысли сказки я всегда использую приём «Сундучок народной мудрости». В сундучок народной мудрости мы складываем народные пословицы, выражающие основную мысль каждой сказки. Сказка «Волк и семеро козлят» научила детей слушать родителей, и не открывать дверь незнакомым, потому что не только родители, но и дети должны заботиться о своей безопасности. И ещё ребята сделали вывод, что мама сделает всё возможное и невозможное, чтобы спасти своих детей. Ученики положили в сундучок народной мудрости пословицы:
Не всякому верь, закрывай дверь.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Кто матери не послушается, тот в беду попадёт.
За время проекта «В гостях у сказки» этот сундучок пополнился разными пословицами о труде, любви к Родине, гостеприимстве, дружбе, смекалке, глупости, жадности и о других человеческих качеств. И мы решили с ребятами сделать свой словарь пословиц по качествам человека и проиллюстрировать его, чтобы и детям, и взрослым было легко и интересно работать с этим сборником.
Вот такой интересный анализ сказки у нас получился.
Подводя итоги, могу точно сказать, что работа в рамках исследовательского проекта способствовала формированию читательской грамотности у моих первоклассников.
Мои ученики научились:
1. Читать сказки.
2. Делить текст на смысловые части.
3. Составлять картинный план.
4. Пересказывать текст с опорой на картинный план.
5. Определять главных героев, анализировать их поступки, давать им характеристику.
6. Определять идею (главную мысль) произведения.
7. Задавать друг другу вопросы по сказке.
8. Писать отзывы о произведении. (в рамках работы над проектом мы завели читательские дневники, я составила шаблон для небольшого отчёта о прочитанном произведении. Сначала мы писали отзывы вместе в классе, на втором этапе обучения работы с читательским дневником мы с детьми разбирали сказку в классе, а они дома вместе с родителями писали свои отзывы. Сейчас у ребят усложнилась задача, они читают сказку дома, пишут отзыв на сказку самостоятельно).
Используемые мною приёмы для анализа сказок способствуют у учащихся младших классов:
• пониманию фактического содержания прочитанного или прослушанного текста;
• ориентированию в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
• формированию умения анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
• сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
• формированию устойчивого интереса к чтению
• развитию читательской грамотности обучающихся
• развитию креативного мышления у детей
и мне, педагогу, сделать свои уроки яркими, интересными и продуктивными.
Используемые источники:
https://nukadeti.ru/skazki/suteev_pod_gribom
https://www.festisite.com/text-layout/valentine-heart/
https://interactiv.su/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b5%d1%80/
Букакина Татьяна Петровна
Сырова Вера Викторовна