Статья «Формирование и развитие читательской грамотности средствами исследовательского проекта "В гостях у сказки"»

7
2
Материал опубликован 2 May в группе

Формирование и развитие

читательской грамотности средствами

исследовательского проекта

«В гостях у сказки»

 

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу».

Не надо звать, не надо ждать.

А можно взять и почитать!

В.Д. Берестов

Вот уже несколько лет у нас на слуху словосочетание «функциональная грамотность». Мы прочитали много литературы, посетили все возможные семинары, заседания, курсы повышения квалификации по этой тематике, узнали:

 что такое функциональная грамотность

составляющие функциональной грамотности

способы формирования компонентов функциональной грамотности

 

На мой взгляд, основным компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность.

Формирование читательской грамотности детей и подростков является одной из приоритетных задач современной системы образования. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. утверждена концепция поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, основной целью которой является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности школьников.

Чтение – это не только способ получения информации, но и способ развития мышления, воображения, креативности. Чтение помогает развивать память, внимание, речь, грамотность. В процессе чтения ребенок развивает свою фантазию, воображение, учится анализировать и делать выводы, учится правильно выражать свои мысли и чувства. Чтение расширяет кругозор, активный словарный запас, узнает новые факты и события. Чтение помогает развивать навыки общения и коммуникации.

То есть чтение – это важный инструмент для развития как личности и как будущего гражданина своей Родины. А умение читать – является фундаментом обучения и развития личности, умеющей получать знания самостоятельно.

Таким образом, читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности.

Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

В рамках формирования читательской грамотности мы, учителя начальных классов, обучаем детей:

читать и понимать смысл прочитанного текста.

работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

 

Думаю, многие коллеги со мной согласятся, что в последнее время мы наблюдаем у детей тенденцию снижения интереса к чтению. Несмотря на обилие книг в магазинах и библиотеках, их высококачественное оформление, детям зачастую интереснее посмотреть мультфильм или поиграть в игру на компьютере.

У меня в этом году малыши – первоклассники. Не все дети в классе на момент начала обучения были читающими: из 17 детей – 3 читали бегло, но не всегда могли ответить на вопросы к тексту. 3 читали по слогам, и для осмысления прочитанного им требовалось время. То есть треть детей – читающих. Особого интереса к чтению и изучению букв не читающие дети не проявляли. Но зато они были прекрасными слушателями. И я поставила перед собой одну из главных задач: заинтересовать детей чтением.

На начальных этапах я составляла рабочие листы с интересными заданиями к каждой букве (рабочие листы опубликованы на сайте https://урок.рф/). Детям было интересно их выполнять. Со временем я заметила, что их интерес угас, потому что задания были однотипные, и дети начали всё делать по шаблону. Тогда я задумалась: что же делать….

Выход нашёлся неожиданно: на одном из уроков обучения грамоте мне в голову пришла интересная идея. На страницах «Азбуки» мы в тот день встретились с героями русской народной сказки «Гуси-лебеди». Коллеги согласятся со мной,  в детском саду уделяется огромное внимание изучению сказок, дети смотрят много мультфильмов по сказкам, но  они приходят в школу, и не все знают сказки, а те, кто знает, могут перепутать героев, запутаться в последовательности событий.  И в этот момент я подумала, что было бы интересно создать цикл занятий, который поможет детям лучше понять и запомнить сказки. Так появился исследовательский проект «​​​​​​​В гостях  у сказки», направленный на формирование читательской грамотности у младших школьников.

 

r1714644418.jpg
Проект "В гостях у сказки"

В начальной школе у детей только начинается знакомство с миром литературы и искусства. Они только учатся понимать тексты, знакомятся с различными жанрами литературы, учатся анализировать произведения, понимать их смысл и эмоции героев, учатся выражать свои мысли и чувства. Сказки - один из самых популярных жанров детской литературы. Эти фантастические истории легко воспринимаются детьми, так как имеют простой сюжет, яркие образы, красочные описания. Каждая встреча со сказкой – это особая история, которая оставляет в душе ребёнка свой след и дарит незабываемые эмоции. Путешествуя по этому увлекательному миру, мы с ребятами изучаем структуру сказок, литературные приёмы, особенности народных и авторских сказок, а также учимся понимать мудрость каждой сказки: различать добро и зло, понимать, что каждый поступок имеет свои последствия.

Наш проект долгосрочный, он будет продолжаться в течение всех четырёх лет обучения (в каждом классе будут меняться задачи, и будет появляться новый продукт) он динамичный, активно развивается.

Изначально я не ставила перед собой глобальных задач, для меня было важно приобщить детей к чтению, заинтересовать их. Хочу поделиться нашими первыми успехами.

 

Проект в цифрах:

Нашему проекту уже 6 месяцев (полгода).

Мы прослушали и прочитали 23 сказки.

Мы познакомились с творчеством 5 авторов (русский народ, В.В. Бианки, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев, А.С. Пушкин)

В рамках проекта мною было составлено 7 рабочих листов

Мы нашли, прочитали и объснили смысл 87 пословиц

В рамках работы над проектом у нас появилось 18 партнёров (17 родителей и МУК «Библиотека с.п. «Село Хурба»)

Было организовано и проведено 7 встреч с библиотекарем МУК «Библиотека с.п. «Село Хурба»

Было использовано 4 инновационных технологии

О нас написали 3 статьи в СМИ

По мотивам сказок состоялось 2 инсценировки

Ученики приняли участие в 3 всероссийских онлайн-викторинах

(Всероссийская познавательная онлайн-викторина «По тропам зимних сказок», Всероссийская познавательная онлайн-викторина «По страницам сказок Пушкина», Всероссийская познавательная онлайн-викторина «Персонажи русских сказок» на https://s-ba.ru/)

Ученики стали участниками и победителями в 2 всероссийских творческих конкурсах (Всероссийский конкурс детских рисунков «Я читаю Пушкина» на https://s-ba.ru/, Всероссийский конкурс детского изобразительного искусства «В гостях у сказки» на https://урок.рф/ и в 1 краевом художественном творческом конкурсе «Сказание о белом медведе», который организовал Зоосад "Приамурский" имени В.П. Сысоева (https://vk.com/zoosad27)

Написали 7 отзывов о прочитанных сказках.

Получили 98 дипломов

 

Формирование читательской грамотности включает в себя несколько этапов:

В начальной школе, особенно в первом классе, чтение является основным видом учебной деятельности, но учитель должен научить детей умению работать с текстом. В первом классе формируются не только навыки техники чтения, но и происходит обучение пониманию смысла прочитанного текста.

Во втором классе идёт усложнение заданий: школьники должны научиться пересказывать прочитанное, делить текст на части, составлять простой план прочитанного материала, выделять опорные слова, называть героев и давать характеристику им и их поступков.

В третьем и четвёртом классах учитель прививает детям навыки самостоятельного поиска нужной информации в различных источниках, учит давать оценку текста, выделению главного и второстепенного в прочитанном. Школьники на этом этапе учатся самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному материалу, давать характеристику жизненным ценностям персонажей текста, развивая воображение – учатся прогнозировать поступки героев и итог произведения, подбирать тексты по аналогии с прочитанным из других жанров.

Формирование приёмов читательской грамотности я хочу показать на примере работы со сказкой «Волк и семеро козлят».

 

r1714644103.jpg
сказка "Волк и семеро козлят"

Эту сказку ребята читали дома на дополнительных каникулах в преддверии 8 марта. Сказка рассказывает нам о заботливой маме и опасностях, которые могут подстерегать маленьких детей. (Выбор сказок в рамках проекта не случаен: к Новому году мы читали сказку «Морозко», к 23 февраля – «Каша из топора», к Масленице – «Мохнатый, хвостатый да масляный»)

Для анализа сказки я составила рабочий лист, используя приёмы технологии визуальных опор при работе с текстом «Текстографика» и «Нейротекстографика». С этой практикой я познакомилась в рамках реализации модели методического сопровождения педагогов в формате международного сетевого сообщества России и республики Беларусь «Школа учителя “Цифровой Форсайт”», амбоссадором которого я являюсь. Авторами данной технологии являются Инга Петровна Тихоновецкая, методист отдела информатизации Центра информационных технологий Минского городского института развития образования, магистр педагогики, учитель начальных классов школы №111 г. Минска и Наталья Дмитриевна Вьюн, учитель высшей категории, заместитель директора ГБОУ "Школа Самоопределения им А. Н. Тубельского 734", старший преподаватель магистерской программы «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация образования» МГПУ, магистр педагогики, победитель конкурса лучших учителей РФ.

Под технологией визуальных опор понимается организация учебного взаимодействия педагога, обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется представления познавательной информации, но сохраняется ее смысл, позволяющий ее использовать в различных жизненных ситуациях. Цель использования технологии визуальных опор «Текстографика» – точно и полно осмыслить содержание текста, уловить все детали и практически понять извлеченную информацию.

Единой формой является шаблон – прием-опора, который выступает основой для краткой записи при смысловой обработке текста.

Мой комплексный рабочий лист включает в себя несколько приёмов текстографики:

«Маски»

«Ножницы»

«Сундучок народной мудрости».

 

f1714644557.jpg
рабочий лист к сказке

Работу над сказкой мы начали с приёма «Фигурный текст».

 

b1714644657.jpg
фигурный текст к сказке

Я предложила ребятам прочитать слова и обвести только героев сказки.

Затем мы с детьми поиграли в игру «Литературный футбол». Для игры ребята разделились на 2 команды: девочки и мальчики. Каждая команда придумала вопросы по содержанию сказки и задавала вопросы по очереди. Если команда соперников дала правильный ответ, значит, гол не забит, если ответ получен от команды соперников неправильный – значит был забит гол, а если ответ был неполным, неточным – штанга.

Для подсчета результатов на уроке использую онлайн-ресурс Табло.

t1714643605ac.gif

 

i1714644758.jpg
табло

Вопросы, которые дети задавали друг другу:

- Где жили козлята с козой?

- Куда уходила коза?

- Какой была мама у козлят? (Трудолюбивой, заботливой, любила козлят.)

- Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?

- Кто подслушал, как поёт коза?

- Каким голосом пел волк в первый раз?

- Почему изменился голос у волка?

- Кто помог волку перековать голос?

- Почему козлята впустили волка?

- Всех ли козлят съел волк?

- Куда спрятался самый маленький козлёнок от волка?

- Какой в сказке волк? (Злой, хитрый, жадный.)

- Как коза спасла своих козлят?

Для анализа главных героев сказки я использую приём «Маски». Рядом с грустной маской мы рисуем портрет героя, который нас расстроил (отрицательный герой), с весёлой - героя, который нас порадовал, на которого мы хотели бы быть похожим (положительный герой). Таким образом мы определили, что Волк – отрицательный герой, и записали ниже его черты характера: хитрый, злой, коварный, Коза – положительный герой: заботливая, добрая, хорошая мама.

Очень интересен приём «Ножницы». Мы с ребятами разделили сказку на 6 частей, и в каждой части определили положительный момент (что нас порадовало, удивило, привлекло к чтению, и мы снова хотели бы пережить эти моменты, перечитывая сказку) и отрицательный момент (что встревожило, огорчило, расстроило, возмутило, мы хотели бы удалить, «вырезать» их из произведения). События, которые вызвали положительные эмоции, мы записывали сверху над линией разреза, отрицательные - под линией разреза.

 

Работая над сказкой «Волк и семеро козлят», я включила в анализ элементы технологии «Нейротекстографика». НейроТекстографика - творческий метод «трансформации» информации связанный не только с преобразованием мыслительных операций в текстографическую модель с визуальным представлением смысла прочитанного, но и фиксацией испытываемых эмоций/чувств с использованием цветовой гаммы, узоров.

Мы с детьми воспользовались шаблонами-опорой цветовой привязки, разработанные авторами И.П. Тихоновецкой и Н.Д. Вьюн. Каждый цвет имеет своё «эмоциональное значение»:

Оранжевый – любопытство, интерес, предвкушение

Жёлтый – радость, восхищение

Темно-зелёный – страх, ужас, опасение

Синий – грусть, тоска, печаль

Голубой – удивление, изумление

Пурпурный – злость, ярость, гнев

Фиолетовый – разочарование, отвращение

После того, как были записаны позитивные и отрицательные события сказки, мы с детьми размышляли: какие эмоции и чувства вызвали во время чтения у нас эти события.

 

Событие, фрагмент сказки

Эмоции, которые испытали дети во время чтения

Выбранный цвет

Уход козы из дома

Ожидание, любопытство

Оранжевый

Волк подслушал разговор мамы козы и её малышей

Страх за судьбу козлят

Зелёный

Козлята не открыли волку дверь

Радость

Жёлтый

Волк перековал голос

Злость, гнев

Розовый

Волк съел всех козлят

Печаль, расстройство

Синий

Коза вернулась в пустой дом

Печаль, расстройство

Синий

Маленький козленок остался жив

Удивление

Голубой

Волк соврал козе, что не ел козлят

Злость, гнев

Розовый

Козлята спаслись

Радость

Жёлтый

 

d1714645054.jpg
чит дневник

 

j1714644810.jpg
нейротекстографика
p1714644841.jpg
нейротекстографика 2

Встреча со сказкой - это не только развлечение, но и возможность для каждого стать лучше и сильнее. Для определения главной мысли сказки я всегда использую приём «Сундучок народной мудрости». В сундучок народной мудрости мы складываем народные пословицы, выражающие основную мысль каждой сказки. Сказка «Волк и семеро козлят» научила детей слушать родителей, и не открывать дверь незнакомым, потому что не только родители, но и дети должны заботиться о своей безопасности. И ещё ребята сделали вывод, что мама сделает всё возможное и невозможное, чтобы спасти своих детей. Ученики положили в сундучок народной мудрости пословицы:

Не всякому верь, закрывай дверь.

Хорошо то, что хорошо кончается.

Кто матери не послушается, тот в беду попадёт.

 

l1714644880.jpg
сундучок народной мудрости

За время проекта «В гостях у сказки» этот сундучок пополнился разными пословицами о труде, любви к Родине, гостеприимстве, дружбе, смекалке, глупости, жадности и о других человеческих качеств. И мы решили с ребятами сделать свой словарь пословиц по качествам человека и проиллюстрировать его, чтобы и детям, и взрослым было легко и интересно работать с этим сборником.

Вот такой интересный анализ сказки у нас получился.

Подводя итоги, могу точно сказать, что работа в рамках исследовательского проекта способствовала формированию читательской грамотности у моих первоклассников.

Мои ученики научились:

1. Читать сказки.

2. Делить текст на смысловые части.

3. Составлять картинный план.

4. Пересказывать текст с опорой на картинный план.

5. Определять главных героев, анализировать их поступки, давать им характеристику.

6. Определять идею (главную мысль) произведения.

7. Задавать друг другу вопросы по сказке.

8. Писать отзывы о произведении. (в рамках работы над проектом мы завели читательские дневники, я составила шаблон для небольшого отчёта о прочитанном произведении. Сначала мы писали отзывы вместе в классе, на втором этапе обучения работы с читательским дневником мы с детьми разбирали сказку в классе, а они дома вместе с родителями писали свои отзывы. Сейчас у ребят усложнилась задача, они читают сказку дома, пишут отзыв на сказку самостоятельно).

 

c1714645581.jpg
наши читательские дневники

​​​​​​​

y1714645875.jpg
Миша
n1714645842.jpg
анализ сказки В.Бианки

Используемые мною приёмы для анализа сказок способствуют у учащихся младших классов:

пониманию фактического содержания прочитанного или прослушанного текста;

ориентированию в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

формированию умения анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;

сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

формированию устойчивого интереса к чтению

развитию читательской грамотности обучающихся

развитию креативного мышления у детей

и мне, педагогу, сделать свои уроки яркими, интересными и продуктивными.

 

Используемые источники:

https://nukadeti.ru/skazki/suteev_pod_gribom

https://vk.com/tekstograhica

http://qrcoder.ru/?t

https://ru.pinterest.com/

https://wordart.com/

https://pedagogichesky-vestnik-eao.ru/master-klass-tekhnologija-produktivnogo-chtenija-i-prijomy-raboty-s-tekstom-na-urokakh-literaturnogo-chtenija/

https://www.festisite.com/text-layout/valentine-heart/

https://interactiv.su/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b5%d1%80/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Доброго времени суток! Невозможно не согласиться с автором публикации. Действительно развитие читательской компетенции у детей - это проблемный вопрос. Читая вашу публикацию, я как педагог - филолог отмечаю точное понимание автором приоритетной цели обучения литературному чтению в начальной школе - формированию читательской грамотности младшего школьника. В вашей работе также делается упор на осознание младшим школьником себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Особо я бы хотела отметить, что Сырова В.В. развивает читательскую компетенцию детей через самую близкую младшим школьникам художественную форму - сказку. Ведь сказка налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Применяя в работе учителя начальных классов данную методическую разработку, педагог не только будет приобщать детей к чтению, но и способствовать духовному, целостному развитию личности ребенка, заботе о его душе. По мнению российского сказкотерапевта Ольги Щербы, сказка не только учит, но и лечит. И можно быть уверенными, что у педагога, создавшего данную методическую разработку, ученики будут не только развивать успешно читательскую грамотность, но и возвышаться духовно, нравственно. Огромное спасибо Сыровой Вере Викторовне за то, что поделилась своим педагогическим опытом.

7 May

Татьяна Петровна, спасибо большое за Вашу оценку моего опыта, очень приятно!

7 May