12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83288
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск


m1625566023.jpg

Любому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования, в том числе  детям с особыми образовательными потребностями. Главная проблема, которая стоит перед школой - обеспечение равного доступа к качественному образованию таких детей в общеобразовательных учебных заведениях. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Тема инклюзивного образования очень актуальна в нашей стране, в том числе и в нашей школе, так как с каждым годом растет количество детей, имеющих недостатки в физическом, либо психологическом развитии, нуждающихся в создании специальных условий.

В школе имеются необходимые условия для обучения «особенных» детей. Все специалисты, осуществляющие обучение детей с ОВЗ,  своевременно (раз в три года) проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

В штат специалистов образовательной организации, реализующей ФГОС ОВЗ, помимо педагогов входят и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности: 3 психолога, 2 логопеда, 1 социальный педагог, 1 педагог-дефектолог и руководитель РЦДО. В  общеобразовательной организации обучается 8 учащихся, имеющих статус ребёнок – инвалид, они учатся с применением дистанционных технологий. Каждый из этих детей обеспечен современным оборудованием для эффективной организации обучения в формате онлайн.

Под руководством руководителя ресурсного центра дистанционного обучения (РЦДО) разрабатываются адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ в соответствии с календарным учебным графиком и рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, на основании АООП разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Индивидуальные учебные планы составляются с учетом пожелания родителей и индивидуальных особенностей учащихся и реализуются при совместной  работе учителей, социального педагога, учителей-психологов, учителей логопедов и дефектологов, согласно индивидуального расписания занятий. В течение учебного года проводится корректировка расписания в связи с проведением  лечебно-профилактических  процедур  детей и пожеланий родителей (законных представителей).

Ежегодно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводятся общешкольные мероприятия, консультации учителя-логопеда, психолога, Дни открытых дверей, круглые столы с элементами тренинга и другие мероприятия, способствующие вовлечению детей с ОВЗ и их родителей в учебно-воспитательный процесс.


p1625566118.JPG
h1625566106.JPG
i1625566094.JPG
o1625566082.JPG
o1625566069.JPG
w1625566056.JPG

У меня в классе в соответствии со списочным составом 26 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (один имеет статус инвалида). Эти дети обучаются совместно с нормативно развивающимися сверстниками по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

С какими проблемами я столкнулась при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями? Во-первых, ребята испытывали трудность в произвольной регулировке поведения, были некоммуникабельны, не умели вести себя в обществе и контролировать собственное поведение (пожалуй, это была самая сложная проблема). Во-вторых, в ходе проведения уроков наблюдалась заторможенность в развитии речи (один из детей говорил лишь отдельные фразы, поэтому общение в первый год обучения было сильно затруднено), недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор, имелись огромные проблемы с познавательной деятельностью. Все это создавало трудности в освоении рекомендованной программы обучения. В-третьих, у ребят наблюдалась частичная зависимость от окружающих (обучающиеся ходили в школу и из школы только в сопровождении взрослых, на коррекционные занятия их так же сопровождал либо кто-то из родителей, либо педагог).

К окончанию 4 класса некоторые проблемы частично решены благодаря стараниям педагогов школы, детского и взрослого коллектива.

Мне повезло в том плане, что все дети с ОВЗ пришли в школу из одного детского сада, поэтому большая часть детей в классе, а так же и родителей, знали об особенностях детей и имели определенный опыт общения с ними. Все классные часы, мероприятия, конкурсные программы, совместные выходы в социум были организованы для всех детей. Да, не всегда эти «особенные» дети могли выучить слова песни, но наравне со всеми они участвовали в смотрах-конкурсах песен, в мини-концертах, организуемых для родителей или одноклассников.  Ребята вовлекались во все игры, в ходе которых требовалось умение соблюдать правила. Благодаря этому дети с ОВЗ научились считаться с мнением других, жить по законам классного коллектива.

В настоящее время очень много сложностей осталось в плане освоения рекомендованной программы. Ребята учатся совершенно по другим учебникам, поэтому порой бывает сложно организовать одновременную деятельность на уроке детей с ОВЗ и детей, которые не имеют никаких ограничений в своѐм развитии или в здоровье. Здесь мне приходит на помощь ИКТ и дифференцированное обучение. Если проводится урок изучения нового материала для первой  группы детей, дети с ОВЗ в это время выполняет самостоятельную работу по карточкам, либо решают карточки на платформе Учи.ру; когда вводится новый материал для второй группы, остальные дети закрепляют изученный материал на платформе Якласс, либо выполняют созданные мною онлайн тесты (в конце урока проверяю статистику выполнения данных заданий), не остаются в стороне и учебники.

Большим достижением является то, что ребята теперь самостоятельно ходят в школу, посещают коррекционные занятия, которые проводят учитель-дефектолог,  логопед, психолог и учитель физической культуры. За 4 года обучения ребята сдружились, всегда и везде оказывают друг другу помощь и поддержку. Вцелом, адаптация в социуме данных детей протекает успешно.


v1625566149.JPG

На мой взгляд, школы должны приспосабливаться ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, эмоциональных или любых других особенностей, в них могут одновременно обучаться как дети с инвалидностью, так и ученики с особыми дарованиями. Успешность же образования детей зависит от правильного выбора форм обучения, адаптации учебно-воспитательной среды к потребностям любого ребенка, эффективная организация  наблюдения за динамикой развития обучающегося, профессиональная компетенция учителя общеобразовательной школы.

Используемые источники:

https://amgpgu.ru/upload/iblock/d1b/kuchina_l_s_inklyuzivnoe_obrazovanie_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami_v_usloviyakh_int.pdf

https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/286398/osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti---eto-chto-takoe

http://maoush26it.ru/node/98

https://pbs.twimg.com/media/EtYPBVjXcAMt5Ym.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (30)

сменить сортировку
Ковалева Галина Валентиновна, 06.07.21 в 13:13 4Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересная статья!
Сорокина Светлана Валерьевна, 06.07.21 в 13:31 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Галина Валентиновна. Тема для меня очень злободневная. Выпустила 4 класс, сейчас набираю 1 класс, в котором будет обучаться 1 ребенок с ЗПР, 1 с ТНР и 1 ребенок с олигофренией. Опять будут сложности в организации учебного процесса. Поэтому с большим удовольствием читаю все статьи в рамках всероссийского конкурса.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.07.21 в 14:17 4Ответить Пожаловаться
И у меня будет 1 класс... А вот как распределение детей с особыми потребностями пройдет? Пока не известно. Но такие дети уже в первый класс пришли....

Отредактировано 06-07-2021 14:18

Наталья, 07.07.21 в 06:41 3Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, здравствуйте. По поводу такого букета как 1 с ЗПР и т.д... Ну, очень вам сочувствую... Особенно, когда у вас такое бывает не часто в классах. Терпения и ещё раз терпения... Мне приходилось сталкиваться только начинающему специалисту с такой ситуацией, когда у меня в одном классе была такая солянка, как: 2 - ЗПР, 3 - норма, 2 - ДЦП, 4 человека имели сложный дефект... Это значит что каждый из этих детей имел несколько диагнозов, например: 1 ребёнок=УО+нарушение зрения+ТНР+НОДа. И таких 4 представляете? Я тогда думала, что свихнусь... Но ничего, даже аттестовалась в таких условиях. За 4 года с ними такой опыт приобрела... Кому рассказываю, не верят.
Сорокина Светлана Валерьевна, 07.07.21 в 06:51 4Ответить Пожаловаться
Такого букета, как у Вас, Наталья, у меня не было. Но в 1 классе тоже было тяжеловато: был ребенок с ТНР, 7.1 и 7.2. На каждого надо было делать АОП, все приходилось делать с нуля буквально, т. к. в интернете не было ни чего, пройденные курсы в составлении АОП не помогли. В 4 классе было проще, все дети с ОВЗ обучались по 1 программе. У нас, кстати, во всей параллели (6 классов) были дети с ОВЗ, и при наборе 1-х классов всем тоже распределили уже ребят с ОВЗ (среди них есть дети с инвалидностью).
Сорокина Светлана Валерьевна, 06.07.21 в 15:06 3Ответить Пожаловаться
У нас уже классы сформированы, во всех пяти первых классах будут дети с ОВЗ. Ждем от родителей заключения ПМПК, чтобы составлять рабочие программы.
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 06.07.21 в 17:40 6Ответить Пожаловаться
У меня тоже будет первый класс, и сказали, что двое детей придут со справками ПМПК для обучения по адапттированной программе. Не представляю, как составлять такую программу... Светлана Валерьевна, поделитесь, пожалуйста.
Сорокина Светлана Валерьевна, 06.07.21 в 18:07 4Ответить Пожаловаться
Татьяна Григорьевна, а по какой программе дети будут обучаться? У меня в 1 классе были ребята, которые обучались по программе 7.1, 7.2 и ТНР (5.1), с 3 класса они обучались по программе для детей с умственной отсталостью (вариант 1). По какой программе будут обучаться будущие первоклассники, точно пока не знаю, жду заключения ПМПК.
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 06.07.21 в 21:21 4Ответить Пожаловаться
Я даже не знаю, по какой программе они должны обучаться, мне только сказали, что будет двое детей с ЗПР. А программу определяет комиссия? В справке должно быть написано по какой программе рекомендовано обучение? Никогда не учили детей со справками, у нас в селе есть коррекционная школа, и раньше таких детей отправляли учиться в соседнюю школу. Сейчас всё поменялось.
Сорокина Светлана Валерьевна, 06.07.21 в 21:39 3Ответить Пожаловаться
В ответ Смоленцева Татьяна Григорьевна
В заключении ПМПК будет написано, по какой программе планируется обучение. Так что надо немного подождать.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.