Статья из опыта работы на тему «Дистанционное обучение в детском саду - как одна из форм развития дошкольников в домашних условиях»
Статья из опыта работы на тему: “Дистанционное обучение в детском саду - как одна из форм развития дошкольников в домашних условиях”
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Дистанционное обучение - это неотъемлемая часть образования в современном мире. Исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки, я поставила перед собой цель: внедрить дистанционные формы обучения в педагогическую деятельность детского сада.
И определила задачи:
ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАНИЯ:
повысить уровень знаний в области дистанционного обучения дошкольников;
изучить опыт работы педагогов в данной области
повысить качество и эффективность образования путем внедрения дистанционных технологий.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ:
продолжать повышать уровень педагогической культуры и знаний родителей (законных представителей);
изучить мнение родителей (законных представителей) о дистанционном образовании;
оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям (законным представителям) воспитанников
изучить наиболее приемлемые формы дистанционного образования, исходя из возможностей семей группы.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
расширять представления детей об окружающем мире;
развивать познавательный интерес; любознательность;
развивать мелкую моторику рук; творческие способности;
продолжать воспитывать уважительное отношение к труду;
воспитывать патриотические чувства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
повышение знаний и практических умений воспитателей в сфере дистанционного образования;
повышение знаний и практических умений родителей (законных представителей), которые им могут понадобиться в процессе воспитания и обучения детей;
возросший интерес родителей (законных представителей) в вопросе развития детей;
повышение качества знаний и умений детей;
создание гармоничной атмосферы сотрудничества и общения воспитателей, родителей и детей;
снижение отрицательного отношения родителей (законных представителей) к дистанционному образованию.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране, и в нашем регионе в частности, система дошкольного образования столкнулась с рядом задач, требующих новых подходов и форм работы для полноценной реализации образовательного процесса.
Применение дистанционных форм работы позволяет педагогам дошкольного образования сделать воспитательный процесс непрерывным и качественным в любое время. Дистанционное образование открывает новые возможности в сфере образования.
Но для успешного применения дистанционных форм работы педагогам необходимо повысить уровень своих знаний ИКТ технологий.
Ещё одной проблемой успешного применения дистанционного образования является негативное отношение родителей к данной форме обучения. По моему мнению, это, в первую очередь, результат неправильно организованной дистанционной работы педагогов с детьми и родителями (законными представителями).
Я считаю, что при организации дистанционного образования, необходимо первоначально провести мониторинг среди родителей группы и выяснить возможности каждой семьи, мнение родителей (законных представителей) о наиболее приемлемых для них формах дистанционного обучения. Это позволит правильно подобрать формы дистанционного обучения и снизить тревожность родителей.
Хочется также отметить, что дистанционное образование - это эффективная форма работы с часто болеющими детьми.
Исходя из вышеизложенного, я решила проверить свои предположения и
реализовать проект “УЧУСЬ ДОМА”.
Перед тем, как начать разработку проекта, я провела опрос (анкетирование) родителей (законных представителей) по двум направлениям:
Какие формы дистанционного обучения для вас более приемлемы и предпочтительны? Почему?
Какие технические средства есть у вас дома, для обучения детей дистанционно? Сколько времени вы можете потратить на занятия с ребенком?
Проведя анализ анкет родителей (законных представителей) я определила наиболее приемлемые формы дистанционного обучения:
задания, оформленные в виде текста, с пояснениями воспитателя: как правильно, в игровой форме, ненавязчиво преподнести материал детям;
задания в виде картинок, схем;
видеозанятия;
видео мастер-классы
В связи с отсутствием техники (ноутбук, компьютер, планшет), обучением дистанционно старших детей школьного возраста, а также ряда других уважительных причин, онлайн- занятия для наших родителей оказались неприемлемы.
Свою работу по дистанционному обучению детей я организовала в WhatsApp, создав чат для родителей.
Свою работу я организовала в соответствии с тематическим планом нашего детского сада, ФГОС ДО и САнПИНом. Мной был разработан план работы с детьми и родителями (законными представителями) в дистанционном режиме обучения.
Занятия с детьми планировались в соответствии с сеткой занятий нашей группы в ДОУ. Таким образом, дети получали всестороннее развитие и нами были охвачены все образовательные области.
Тема недели | Реализуемые образовательные области |
Космос. День Космонавтики | Художественно-эстетическая, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие |
Зоопарк | Художественно-эстетическая, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие |
Профессии | Художественно-эстетическая, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие |
День Победы | Художественно-эстетическая, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие,речевое развитие |
Насекомые | Художественно-эстетическая, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие и речевое развитие |
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ), ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Для того, чтобы родители активно принимали участие в обучении детей дистанционно, необходимо правильно оформлять текст заданий, подробно объяснять, что и как спросить у ребенка. Когда у родителя есть подробная четкая инструкция, он знает как ему действовать и ему легче направить ребенка, помочь ему при затруднениях в выполнении заданий, только тогда у родителя не возникает негативных эмоций по отношению к дистанционному обучению,так как обучение ребенка проходит в комфортной обстановке.
Также в своей работе по реализации проекта, я использовала видеоуроки по теме недели с сайта Инфоурок для дошкольников.
Примеры таких уроков можно посмотреть пройдя по ссылкам:
https://iu.ru/video-lessons/71f2ae78-0ea0-4a68-9dff-d68d9d492480
https://iu.ru/video-lessons/ae1194bd-2cb4-4cf4-bbdd-2061be861236
https://iu.ru/video-lessons/ddbf76ca-d2d0-4cbc-a78f-57084e60572a
Также использовала видео мастер-класс “Красная гвоздика - символ памяти!”, проведенный мной в рамках всероссийской акции “Марш красных гвоздик”.
https://drive.google.com/file/d/1thi4WLRkp7tZyZfBXy4UAQx1P0I5_UoE/view?usp=sharing
Дети принимали активное участие в онлайн конкурсах, акциях и викторинах.
Результаты работы
Проанализировав, проделанную работу, я пришла к выводу, что дистанционное образование - это важная составляющая традиционного образования, позволяющая педагогу, родителям и детям более успешно осваивать программу дошкольной образовательной организации и успешно подготовиться к школе.
Главным достижением данного проекта, были положительные отзывы и благодарность родителей. Ни один родитель по истечении реализации данного проекта не отозвался о дистанционном образовании негативно!
Я пришла к главному выводу: чтобы дистанционное образование было успешным, необходимо опираться на возможности каждой семьи, правильно оформлять текст заданий, давать конкретные инструкции, советы по проведению каждого занятия, как правильно поддержать ребенка, помочь ему, подбодрить, если у него что-то не получается. Осуществлять индивидуальный подход к каждой семье, каждому родителю и ребенку.
Очень важно подбадривать родителей, хвалить детей за каждое выполненное задание. Например, я уделяла внимание каждому ребенку: за каждое выполненное задание хвалила его, а также в соответствии с темой недели дарила смайлик (на тему день победы -дети получали медали, насекомые - насекомого,космос - ракета, звезда, космонавт).
Я считаю, что мои предположения полностью подтвердились и проект был
успешно реализован.
Проведя анализ активности семей в дистанционном формате обучения детей группы, я получила следующие результаты, из 26 семей группы:
активное участие во всех мероприятиях приняли - 10 семей;
семьи, которые участвовали в мероприятиях, но выполняли не все задания - 12
семьи редко принимавшие участие - 3;
семьи не принимавшие участия - 1
Исходя из полученных данных, мы видим высокий процент участия родителей и детей при дистанционном обучении.
Также хочется отметить преимущества выбранных родителями форм дистанционного обучения детей:
Дети не проводят много времени за монитором компьютера или телефона, в результате негативное воздействие техники на зрение детей минимально!
Так как мы работаем с детьми дошкольного возраста, мы должны учитывать их психологические и физиологические особенности. Так к примеру ребенку во
время занятия вдруг захочется в туалет. В формате видео занятия родитель
может поставить видео на паузу, что не возможно при проведении
онлайн-занятия и это может вызвать у ребенка негативные эмоции
(расстроится, что пропустил часть занятия).