Статья на тему «Мои инновации в обучении и воспитании»
Я всегда задавала себе вопросы: Как научить школьников самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи? Как развивать у учащихся такие базовые качества личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? КАКИЕ РАССТАВИТЬ АКЦЕНТЫ МНЕ КАК УЧИТЕЛЮ?
Этот вопрос я задаю себе постоянно. И в каком бы классе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить.
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися
Учащиеся должны размышлять – это не подлежит сомнению. Но в не меньшей степени должны размышлять и учителя. В частности – о необходимости и разумности применения некоторых обучающих методов и приемов.
Одним из таких инновационных приёмов считаю умение правильно задавать вопросы.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Существует приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы. «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «Толстый» вопрос требует размышления и развёрнутого ответа. Этот приём можно сочетать с другими: мозговым штурмом, чтением с остановками.
Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, так как детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова «да», «нет», дата, имя, географическое название.
Например: Когда происходит действие? Кто придумал алфавит? («ТОНКИЕ»)
Чем алфавит отличается от иероглифов? («толстые»)
Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить его содержание.
В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой и скрытый, как говорят «окрасить» вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. К сожалению, многие недостаточно хорошо умеют задавать вопросы и отвечать на них. Вот пример:
Грозный папа спрашивает сына:
-Сколько баллов ты получил сегодня?
-Пять.
-Молодец!
(Действительно, в дневнике стояли 2,2,1).Что сделает грозный папа, когда увидит оценки в дневнике?
Использую на уроках литературы и русского языка интересный приём «Ромашка Блума».Он состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
1.ПРОСТЫЕ - при ответе нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;
2.УТОЧНЯЮЩИЕ - целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;
3.ОБЪЯСНЯЮЩИЕ - направленные на установление причинно- следственных связей;
4.ТВОРЧЕСКИЕ - содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;
5.ПРАКТИЧЕСКИЕ - позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой. Например:
Причастие – это самостоятельная часть речи? Почему причастия не имеют формы будущего времени? Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий? Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи? Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах? Прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ТИП ВОПРОСА.
Приём «Кластер» Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Прием этот удобно использовать для обобщения изученного.
Рисуются ветки – основные связанные понятия, свойства. Подписываем их одним-двумя словами каждую. Каждый цвет – своя связь. Карта позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево. Активно используются картинки, символы.
Так, например, размышляя над судьбой Маши Троекуровой, героини повести «Дубровский» А.С.Пушкина, семиклассница нарисовала на индивидуальной карте две большие яркие капли: Слезу Долга и Слезу Любви. Девочке стало жаль героиню, поэтому рождается такой визуальный образ – Слеза. Слеза Любви окрашена в солнечно-жёлтый цвет, а Слеза Долга окружена чёрным, мрачным кольцом. Это читательские эмоции, личностный характер восприятия. Любовь окрашена в розовый цвет, а долг – в синий. Чувство долга победило, поэтому синяя слеза закрывает розовую каплю. (любовь – то жива…).
Образ на карте должен сразу привлекать внимание, оставаться в памяти, вызывать соответствующие эмоции, провоцировать работу мысли в нужном направлении. Не жалеть красок. Желательно веточки пронумеровать, подсказывая в каком порядке их просматривать. Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Далее от центра – менее важные. Благодаря такому «радиальному» распределению, проще работать с картой.
Пишутся только ключевые понятия. В результате 20-30 слов могут хранить 30 страниц текста.
Систематически использую на уроках следующие приёмы и методы, помогающие сделать урок ярким, интересным, насыщенным:
Слова на одну букву.
Эта традиционная детская игра может быть использована на уроках по любому предмету. Она может начинаться: «Здесь, вокруг нас…», «Я вижу…», «На пароход грузили…».
Слова на одну букву (можно в группах, кто больше). Используется как разминка или для закрепления материала.
На уроках русского языка – слова с разделительным мягким знаком (бурьян, вьюн, карьер).
С миру по букве.
Какая команда сможет за 2-3 минуты сочинить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву и в котором было бы не менее 20 слов. (Петр Петрович Петров пошел погулять. Поймал попугая, пошел продавать.)
Составление рассказа.
Составить рассказ по теме, в котором бы отсутствовали слова с буквой «и».
Одноминутное эссе.
Учащимся задается один вопрос на понимание материла урока.
«Что является самым главным в сегодняшнем уроке?»
«Что было сегодня самым непонятным на уроке?»
«Что было сегодня самым легким на уроке?»
«Выразите свое отношение к тому, что вы сегодня узнали».
«О чем бы вы хотели услышать, что бы вы хотели еще узнать по данному вопросу?»
«Придумайте вопрос по теме урока».
Ежедневный журнал.
Дается как домашнее задание – более глубокое обсуждение или реакция на изучаемый материла – в форме домашнего эссе.
Именно с включения подобных приёмов в урок, в практику дополнительных занятий, домашних заданий могут быть начаты и другие изменения в школьном образовании.
Кияйкина Наталья Федоровна
Кашина Ася Васильевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кашина Ася Васильевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Кашина Ася Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кашина Ася Васильевна