Статья на тему: «Экология и образование»
Статья на тему: «Экология и образование»
Л.И. Грязнева
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является экологическое образование.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического образования. Человек-единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простым вопросом: «Как сохранить природу?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающихся контактов не уберечь.
К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может ни сказаться губительно на растениях, животных, здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море- это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов.) Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете»-растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.
Необходимость формирования у детей ответственного отношения к природе продиктована актуальной проблемой взаимодействия общества и природной среды. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому образованию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
В настоящее время можно выделить следующие основные цели экологического образования:
- формировать начальные экологические навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развивать познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
- формировать чувство бережного отношения к природе.
Общаясь с живой природой, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические переживания и чувства, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (родной язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармоничных впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, являются источников знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувствах.
Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В данном курсе можно выделить три ступени изучения природы:
1 ступень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого не возможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 ступень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания.
3 ступень: это ступень, когда рассматриваются не только предметы природы, но и процессы. Иначе говоря, третья ступень- это как раз та ступень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Суть экологического образования в рамках уроков литературного чтения: охранять природу-значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи-все это с детства знакомые картины природы родного края. Под воздействием литературных произведений они сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость-значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа-среда и необходимое условие жизни человека. Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Исходя из темы, можно сделать следующие выводы. Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний. Здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Хочется надеяться, что экологическое образование получит дальнейшее развитие.