Статья на тему «Ты мой друг и я твой друг. Психологически комфортный климат в классе»
Ты мой друг и я твой друг.
Психологически комфортный климат в классе
Обучение в школе занимает значимую часть в жизни человека. Каждый родитель надеется, что его ребенок, вступая во «взрослую» школьную жизнь, окажется в коллективе, где будут психологически благополучные отношения между всеми субъектами образовательного процесса, будет чувствовать себя в безопасности не только физической, но и эмоциональной, будет уникальным, научится ценить и адекватно оценивать себя и свои поступки, поймет, что такое «хорошо», а что такое «плохо», научится дружить. Для того чтобы ожидания взрослого сбылись, необходимо, чтобы все члены детско-взрослого коллектива были единым целым, при этом климат в классе должен быть психологически комфортным. Психологический климат в классе играет огромную роль, как только он станет эмоционально положительным, он станет «средой обитания» для раскрытия индивидуальных качеств обучающихся, его творческих способностей, уникальных возможностей личности.
Как правило, мы не выбираем группу детей для объединения в классный коллектив. Думаю, каждый учитель знает, что есть классы, к которым идешь на урок с радостью, знаешь, что все твои старания будут оценены в должной мере, в классе будет положительная атмосфера, стопроцентная отдача, ты заряжаешься от детей их позитивом, с радостью готовишь все новые и новые методы, формы и приемы работы с ними. Но есть и такие классы, от встречи с которыми появляется апатия, грусть, нежелание работать с данным классным коллективом, а то и совсем в образовательных учреждениях в целом, разочаровываешься в себе. Часто ученики в таких классах интеллектуально развиты, не всегда проблема в успеваемости, ученики «могут», но по какой-то причине «не хотят». Так в чем же проблема? Специалисты уверены, что причина кроется в психологическом климате класса, поэтому без вмешательства взрослых довольно сложно достигнуть здоровых отношений между обучающимися, данная тема будет актуальна во все времена.
Для того чтобы разобраться в этой теме, нужно понять, что называют психологическим климатом. В современной психологии психологическим климатом называют качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В понятии психологического климата существуют три «климатические зоны»:
социальный климат: в коллективе должны быть поставлены общие цели и задачи деятельности, все его члены должны соблюдать права и обязанности.
моральный климат: необходимо принять моральные ценности коллектива.
психологический климат: неофициальные отношения между людьми, микроклимат.
Сравнительная характеристика благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата:
Для изучения и формирования положительного социально-психологического климата в классе, классным руководителем могут использоваться различные психолого-педагогические приемы и методы. С помощью педагога-психолога можно провести диагностики, анкетирования, исследования.
С детьми младшего школьного возраста можно использовать следующие приемы работы, которые будут оказывать позитивное влияние на становление климата в классном коллективе:
создание правил класса: здесь каждый ребенок может выдвинуть свое правило, необходимо обсудить все точки зрения, прийти к общему. Обязательно объяснить, зачем и почему эти правила нужно соблюдать;
участие в оформлении классной комнаты: для начала нужно обсудить, что хотят видеть школьники в «дизайне» своего кабинета, дать возможность раскрыть свой потенциал, свои способности, не указывать на то, что нужно сделать, пусть ребенок сам выберет «дело» для себя;
создать «Летопись класса»: в каждом классе проходят различные мероприятия, не связанные с учебными делами, смешные и необычные ситуации, можно собирать фотографии и записывать отзывы о них, красочно оформлять, пусть каждый ребенок поучаствует в создании классной «летописи»;
экскурсии, посещение выставок, походы, прогулки: любая внешкольная жизнь крепче объединяет классный коллектив и родителей, неформальная обстановка положительно влияет на атмосферу в классе;
создание атмосферы взаимоуважения: мы живем в многонациональной стране, каждый человек должен толерантно относиться к людям, «не похожим на него».
Характер психологического климата коллектива зависит от уровня группового развития. Совместная деятельность его членов благоприятно влияет на отношения в классе, умение дружить и взаимодействовать, способствует усвоению материала, развитию личности. Именно учитель имеет возможность создать такую атмосферу, чтобы ученик чувствовал себя «как дома». Благодаря такой поддержке ученик научится быть «другом каждому», а такие люди являются ценными для общества в целом.