Статья на тему «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель»? И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали».
На уроках русского языка и литературы достичь желаемого в воспитательной области возможно через эмоции, а инструментом воздействия является художественный текст. Именно на этом я хотела бы остановиться в сегодняшнем выступлении.
Художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след. Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный. Разные классы, разные дети…
Не менее сложным является анализ текстов на уроке литературы. Это всегда процесс, затрагивающий душу. А.И.Солженицын писал: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей. Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.
На уроках стараюсь использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях. Это развивает стремление к нравственному действию.
Некоторые приемы, позволяющие начать определенный диалог и способствующие раскрытию личностных качеств ребенка. Итак, небольшой экскурс по работе с художественными текстами:
Пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент (например, тема «Антонимы»)
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ф.Кривин
Приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами, малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
Пример – урок «Способы сжатия при написании сжатого изложения» («Притча о китайском императоре»: однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества… Окончательный вариант, предложенный императору выглядел так: «ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ…»)
Проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию).
Например, при изучении рассказа Астафьева «Васюткино озеро» выясняем не только нравственный аспект рассказа (затеси - народная мудрость предков, выработанная в условиях существования с природой, ответственность перед лицом опасности), но и даётся задание школьникам поставить себя на место главного героя, оценить свои возможности и попробовать честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?» Надо отметить, что дети достаточно реально представляют свои возможности. И тут нужно направить размышления учеников к верному выводу о том , что нужно формировать в себе, чтобы не спасовать перед лицом опасности.
Проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?
«Ревизор» - «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Нетрадиционным приёмом в подходе к организации нравственного воспитания на уроках литературы является внесение разнообразия, «свежей струи», резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться: (используются примеры из жизни людей далеких от литературы: учёных, политиков, людей шоубизнеса и т. д.)
Использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету;
Особое внимание, конечно, нужно уделять работе над сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (например, литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение-стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.
Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.