Статья «Виды наглядности и её использование на уроках истории и обществознания»

0
0
Материал опубликован 24 February

Виды наглядности и её использование на уроках истории и обществознания.

 

Одной из актуальных проблем современного образования является низкая мотивация школьников. Учителям постоянно приходится искать что-то новое и необычное для того, чтобы привлечь внимание учащихся. Одним из эффективных средств активизации деятельности на уроке является наглядность.

 

Особенно важно использовать наглядные средства на уроках истории и обществознания. Ведь как говорил известный английский писатель Льюис Кэрролл: «Что толку в книжке, если в ней нет ни разговоров, ни картинок». На уроках, где предполагается большое количество теоретического материала, обязательно должна быть возможность представить изучаемые объекты и явления в образной форме, воспринимаемой органами чувств.

 

Главная цель изучения истории и обществознания в школе – воспитание личности, становление личных ценностей и активной гражданской позиции. Наглядность призвана помочь лучше усвоить знания, которые пригодятся на протяжении всей жизни, а также делает уроки более живыми и интересными.

 

Для наибольшего эффекта рекомендуется использовать различные виды наглядности. Так, по внешним признакам можно выделить печатную, компьютерную и экранную наглядность.

 

По содержанию наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая.

 

Изобразительная наглядность используется наиболее широко. Это разнообразные картины и иллюстрации, карты, фотографии, фильмы, макеты.

 

В свою очередь здесь можно выделить ещё несколько подвидов:

 

- документальная наглядность: фотографии памятников, архитектурных сооружений, костюмов, орудий труда в таком виде, в каком они сохранились, а также документальные фильмы;

- реконструкции и модели архитектурных зданий, культурных памятников, предметов быта, имеющие научное обоснование и созданные с целью обучения;

- художественные произведения, созданные с помощью творческого воображения на основе исторических знаний. Чаще всего используются в учебниках для иллюстрации тех или иных событий;

- техническая наглядность: фильмы, аудиозаписи и т.д.

 

Изобразительная наглядность направлена на создание зрительного образа, который становится источником новых знаний. Он иллюстрирует теоретический материал, помогая лучше его запомнить. Дети испытывают определённые эмоции, способствующие запоминанию и усвоению. Исследования показывают, что учащиеся запоминают 50 процентов от того, что увидели, и только 20 – от того, что услышали.

 

Предметная наглядность представляет собой конкретные вещи и также нередко используется на уроках истории. Это могут быть монументы, места исторических событий, древние произведения искусства, предметы быта из прошлого. Большой интерес для детей представляют экспонаты археологических раскопок.

 

Задача предметной наглядности – наиболее достоверно передать факты из прошлого, сократить историческое расстояние между эпохами, как можно достовернее передать основные моменты прошлого.

 

Иногда, чтобы увидеть это, необходимо переместиться за пределы класса. Посещение музея, памятного места воздействует на эмоции и воображение детей сильнее, чем сидение за партой, формирует эстетические взгляды, развивает потребность приобщения к культуре.

 

Условно-графическая наглядность пользуется наибольшей популярностью на уроках обществознания, но не менее актуальна и на истории. К ней относятся разнообразные схемы, графики, таблицы и диаграммы.

 

Применение такой наглядности облегчает восприятие трудного материала, а также стимулирует самостоятельную работу школьников. Она, как правило, обобщают материал и содержат только самые важные признаки изучаемого объекта, что позволяет увидеть суть, не отвлекаясь на второстепенные детали.

 

С помощью схем удобно прослеживать взаимосвязи и взаимоотношения, фиксировать причины и следствия при изучении политических и исторических событий.

 

Графики дают возможность оценить количественные и качественные характеристики различных явлений.

 

Таблицы позволяют сравнивать, устанавливать хронологию, выделять главное и многое другое.

 

Таким образом, существует огромное многообразие средств наглядности, которые помогут сделать уроки истории и обществознания более привлекательными и продуктивными. Современные компьютерные технологии упрощают работу с наглядностью, позволяя быстро находить нужное средство или сочетать на одном уроке сразу несколько наглядностей. При грамотном методическом подходе использование наглядности поможет достичь учителю высоких результатов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.