Статья «Направления работы педагога-психолога ДОУ с особыми детьми» (опыт работы)

20
2
Материал опубликован 6 July 2021 в группе

Статья «Направления работы педагога-психолога ДОУ с особыми детьми»

(опыт работы)


Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края


Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего

по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Конфуций


К большому сожалению, не каждый взрослый может показать этот правильный путь. Особенно тогда, когда следует указать путь ребенку с ОВЗ или детям с проблемами в развитии и воспитании.

t1625588085aa.jpg

Мне хотелось бы обратить внимание именно на дошкольный возраст, так как чем раньше диагностировать у ребенка нарушения в развитии и начать коррекционные мероприятия, тем эффективнее результативность в психолого-педагогической помощи.

Позвольте поделиться своим профессиональным опытом работы.

Одно из важных направлений, на мой взгляд, деятельность с семьями, имеющими детей раннего возраста. На базе нашего дошкольного учреждения функционирует СРП (служба ранней помощи). За помощью к специалистам учреждения (психологу, логопеду, дефектологу) обращаются родители с детьми (до 3-х лет) по самым разнообразным вопросам в развитии и воспитании. В процессе деятельности выявляются нарушения и отклонения в развитии. Как правило, проблемы связаны с тяжелыми речевыми нарушениями и задержкой психического развития, встречаются у малышей и нарушения опорно-двигательного аппарата, ранний детский аутизм, проблемы в поведении и детско-родительских отношениях.

Но, к сожалению, не многие родители пользуются предложенными психолого-педагогическими услугами. В связи с этим, помощь детям «затягивается». А с приходом малышей в детский сад, ситуация усугубляется, так как появляются особые трудности, потребности и требуются специальные методы, формы работы со всеми участниками образовательных отношений.

Какой бы подход (дифференцированный, интегрированный, инклюзивный) не использовался специалистами дошкольного учреждения в работе с детьми с ОВЗ или детьми с проблемами в развитии и воспитании, следует помнить, что подобные дети испытывают ряд трудностей (различные отклонения психического и физического планов), не позволяющих им вести полноценную жизнедеятельность в детской среде.


t1625588085ab.jpg​​​​​​​

Вот почему социальная интеграция детей с ОВЗ является первой ступенькой в психолого-педагогическом сопровождении. Дети данной категории должны максимально быть включенными в светскую жизнь, должны почувствовать себя полезными и нужными в среде сверстников. Очень важным моментом является принятие сверстниками особенных детей. Ведущая роль в процессе подобной нравственной деятельности – отводится активной позиции взрослого.

В процессе детской адаптации целенаправленно ведется работа с воспитателями и детским коллективом. Занятия с детьми, направленные на формирование «принятия», заботы о ближнем человеке, на развитие толерантности. Все это прививает воспитанникам нравственные ценности и нормы. Предлагаю ознакомиться с одним из вариантов занятий «Все мы очень разные!» ps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_interaktivnogo_zanyatiya_s_detmi_starshego_131816.html).

Психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ, начинается с диагностики и осуществляется в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.

На основе полученных данных определяется образовательный маршрут ребенка, строится коррекционно-развивающая деятельность с учетом определенной категории, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, осуществляется консультативная и просветительская деятельность со всеми участниками образовательных отношений.

К наиболее популярным методам работы можно отнести арт-терапевтические технологии, такие как: песочная терапия, мандала-терапия (работа с сухим песком и кинетическим). В процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком (коррекция ДРО) акцент делается на модель взаимодействия, на эмоциональную включенность родителей в контакте со своими детьми, на "принятие" особого малыша, на искреннее желание ему помочь. Взрослым важно учитывать, что ребенок может, его уровень развития и ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. К используемым дополнительным технологиям можно отнести: нейрогимнастику, детский релакс, мульттерапию, игровую и сказочную терапии. В совокупности, при последовательном и системном подходах, данные виды работ дают положительный результат.

Комплексный подход способствует эффективности в психологической помощи детям с ОВЗ, детям с проблемами в развитии и воспитании. Динамика развития детей с образовательными потребностями анализируется на заседаниях ППк. По мере необходимости данные воспитанники направляются на ТПМПК для рекомендаций узких специалистов и определения специализированного учреждения, которое остается, все-таки, универсальным для получения наибольшего эффекта (численность коррекционных групп, особый ритм жизнедеятельности, полноценная специализированная помощь и прочее).

​​​​​​​Завершая своё выступление, хочется отметить, что вопросов, в процессе работы с особыми детьми, возникает много, но успешно они решаются только тогда, когда есть тесный контакт всех участников образовательных отношений.



Источники

1. Интернет ресурс:

Картинки.

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BE%D0%B2%D0%B7%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&stype=image&lr=11058&source=wiz&pos=29&img_url=https%3A%2F%2Ffs.znanio.ru%2Fd5af0e%2Fcf%2F95%2F1b5f488c8bc72a9e89b7da0625697191b7.jpg&rpt=simage​​​​​​​

В мире мудрых мыслей.

https://ds1-msh.edu.yar.ru/lichnaya_stranitsa_vospitatelya_sosninoy_natalii_vladimirovni/v_mire_mudrih_misley.html




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за распространение опыта!

6 July 2021

Благодарю за отзыв, Наталья Алексеевна!

7 July 2021