Статья «Направления работы педагога-психолога ДОУ с особыми детьми» (опыт работы)
Статья «Направления работы педагога-психолога ДОУ с особыми детьми»
(опыт работы)
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего
по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.
Конфуций
К большому сожалению, не каждый взрослый может показать этот правильный путь. Особенно тогда, когда следует указать путь ребенку с ОВЗ или детям с проблемами в развитии и воспитании.
Мне хотелось бы обратить внимание именно на дошкольный возраст, так как чем раньше диагностировать у ребенка нарушения в развитии и начать коррекционные мероприятия, тем эффективнее результативность в психолого-педагогической помощи.
Позвольте поделиться своим профессиональным опытом работы.
Одно из важных направлений, на мой взгляд, деятельность с семьями, имеющими детей раннего возраста. На базе нашего дошкольного учреждения функционирует СРП (служба ранней помощи). За помощью к специалистам учреждения (психологу, логопеду, дефектологу) обращаются родители с детьми (до 3-х лет) по самым разнообразным вопросам в развитии и воспитании. В процессе деятельности выявляются нарушения и отклонения в развитии. Как правило, проблемы связаны с тяжелыми речевыми нарушениями и задержкой психического развития, встречаются у малышей и нарушения опорно-двигательного аппарата, ранний детский аутизм, проблемы в поведении и детско-родительских отношениях.
Но, к сожалению, не многие родители пользуются предложенными психолого-педагогическими услугами. В связи с этим, помощь детям «затягивается». А с приходом малышей в детский сад, ситуация усугубляется, так как появляются особые трудности, потребности и требуются специальные методы, формы работы со всеми участниками образовательных отношений.
Какой бы подход (дифференцированный, интегрированный, инклюзивный) не использовался специалистами дошкольного учреждения в работе с детьми с ОВЗ или детьми с проблемами в развитии и воспитании, следует помнить, что подобные дети испытывают ряд трудностей (различные отклонения психического и физического планов), не позволяющих им вести полноценную жизнедеятельность в детской среде.
Вот почему социальная интеграция детей с ОВЗ является первой ступенькой в психолого-педагогическом сопровождении. Дети данной категории должны максимально быть включенными в светскую жизнь, должны почувствовать себя полезными и нужными в среде сверстников. Очень важным моментом является принятие сверстниками особенных детей. Ведущая роль в процессе подобной нравственной деятельности – отводится активной позиции взрослого.
В процессе детской адаптации целенаправленно ведется работа с воспитателями и детским коллективом. Занятия с детьми, направленные на формирование «принятия», заботы о ближнем человеке, на развитие толерантности. Все это прививает воспитанникам нравственные ценности и нормы. Предлагаю ознакомиться с одним из вариантов занятий «Все мы очень разные!» ps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_interaktivnogo_zanyatiya_s_detmi_starshego_131816.html).
Психологическая помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ, начинается с диагностики и осуществляется в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.
На основе полученных данных определяется образовательный маршрут ребенка, строится коррекционно-развивающая деятельность с учетом определенной категории, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, осуществляется консультативная и просветительская деятельность со всеми участниками образовательных отношений.
К наиболее популярным методам работы можно отнести арт-терапевтические технологии, такие как: песочная терапия, мандала-терапия (работа с сухим песком и кинетическим). В процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком (коррекция ДРО) акцент делается на модель взаимодействия, на эмоциональную включенность родителей в контакте со своими детьми, на "принятие" особого малыша, на искреннее желание ему помочь. Взрослым важно учитывать, что ребенок может, его уровень развития и ресурс для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. К используемым дополнительным технологиям можно отнести: нейрогимнастику, детский релакс, мульттерапию, игровую и сказочную терапии. В совокупности, при последовательном и системном подходах, данные виды работ дают положительный результат.
Комплексный подход способствует эффективности в психологической помощи детям с ОВЗ, детям с проблемами в развитии и воспитании. Динамика развития детей с образовательными потребностями анализируется на заседаниях ППк. По мере необходимости данные воспитанники направляются на ТПМПК для рекомендаций узких специалистов и определения специализированного учреждения, которое остается, все-таки, универсальным для получения наибольшего эффекта (численность коррекционных групп, особый ритм жизнедеятельности, полноценная специализированная помощь и прочее).
Завершая своё выступление, хочется отметить, что вопросов, в процессе работы с особыми детьми, возникает много, но успешно они решаются только тогда, когда есть тесный контакт всех участников образовательных отношений.
Источники
1. Интернет ресурс:
Картинки.
В мире мудрых мыслей.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна