12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баклушина Светлана1536
Учитель начальных классов высшей категории. Стаж педагогической деятельности 24 года
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Статья «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»


До поступления ребенка в школу каждая семья живет своими интересами, увлечениями. Родители с самого раннего возраста ребенка занимаются его развитием или не занимаются им вообще. Всё зависит от социального статуса и благополучия родителей. Переступая порог школы, большинство родителей не очень-то волнует школа – как социальный институт с её задачами и целями. Родителей сильнее волнует успешность или не успешность их конкретного ребенка. Они не задумываются о том, что они в момент поступления их ребенка в школу, стали частью этого «второго дома». Родители не задумываются, что перед семьей и школой стоят общие задачи. Ведь мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми. Во имя этого семья и школа должны объединить свои усилия. Эта работа, в организации взаимодействия семьи и школы, ложится прежде всего на плечи классного руководителя. В фокусе классного руководителя оказывается не только ученик, но и, конечно же, его семья.

Основная цель системы работы классного руководителя с родителями – установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов. Организация всевозможных мероприятий и встреч с родителями, с использованием различных традиционных и нетрадиционных форм и методов - залог участия и заинтересованности родителей в учебно-воспитательном процессе.

Классный руководитель организует различные формы взаимодействия с родителями. Одна из форм – родительское собрание. Для того чтобы взаимодействие родителей и учителя было эффективным, в начале учебного года классный руководитель предлагает родителям примерный тематический план собраний, совместных мероприятий. Таким образом родители имеют возможность принимать участие в планировании предстоящих родительских собраниях и других мероприятиях. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме, а также совместном деле в детском коллективе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Наличие благоприятной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге, труду – вот основные кирпичики, из которых складывается успех в воспитании детей в семье. Эти и другие темы классный руководитель затрагивает на тематических родительских собраниях. Они носят образовательный характер. Тематика родительских собраний отражена в плане воспитательной работы. На текущих родительских собраниях классный руководитель совместно с родителями решает текущие вопросы, актуальные для родителей и детского коллектива. Принимаются решения путем голосования, которые фиксируются в протоколе родительского собрания. Классный руководитель организует взаимодействие с родительским комитетом своего класса. На первых организационных собраниях ежегодно формируется родительский комитет, выбирается председатель родительского комитета, который взаимодействует с администрацией школы и является посредником между директором и родительским коллективом. Это дает возможность родителям быть компетентными в актуальных вопросах школы. Приносить свой вклад в развитие и направление работы школы. Председатель доносит до администрации пожелания и предложения родителей класса. Таким образом работает система взаимодействия школы и родительского коллектива.

Классный руководитель организует практические занятия для родителей класса с привлечением специалистов. В первом классе актуален вопрос адаптации первоклассников. В 4-ом классе родителей волнуют вопросы общения с подростком. Чтобы ответить на эти многие другие вопросы, классный руководитель организует психологическую помощь родителям с привлечением школьного психолога. После проведенной диагностики педагог-психолог выходит на встречу к родителям с общими рекомендациями.

Классный руководитель регулярно проводит индивидуальные беседы с родителями, чьи дети нуждаются в какой-либо помощи по инициативе родителей или учителя. Беседы учитель организует «с глазу на глаз» или по телефону. Такая форма взаимодействия позволяет незамедлительно решать вопросы в преодолении трудностей, которые заметил учитель или родитель. Позволяет родителям владеть возникшей ситуацией, в которой оказался ребенок в школе, а учителю - владеть сложившей ситуацией в семье.

Еще одна из форм взаимодействия семьи и школы – это лектории. Организация и проведение родительских лекториев запланированы на общешкольных родительских собраниях и Дне открытых дверей. Перед родителями выступают специалисты различных направлений: педагоги-психологи, медицинские работники, инспекторы ГИБДД, социальные служащие и др. Организуются конференции отцов, приуроченные к Дню защитника Отечества.

В нашей школе традиционным мероприятием является День открытых дверей. В этот день родители имеют возможность встретиться с администрацией школы, посетить мастер-классы кружков и секций, которые посещают их дети, посетить лекторий педагога-психолога по вопросу воспитания детей и посетить открытое мероприятие, которое организовано в классе, где учатся их дети. По окончанию мероприятия все учащиеся и их родители «обнимают» школу (акция «Обними школу»). Это оказывает благоприятное психологическое воздействие, которое направлено на единение всех участников образовательного процесса. Такая форма взаимодействия с родителями дает возможность удовлетворить многие потребности родителей: в каких условиях учится ребенок, оценить его уровень развития, увидеть методику, преподавания предмета, получить актуальную информацию для обогащения своего родительского опыта, поучаствовать в деятельности, которую осуществляют их дети.

Классный руководитель привлекает родителей к досуговой деятельности учащихся. Родители вносят свои предложения в план воспитательной работы класса свои предложения по организации совместных мероприятий с детьми, например, «Праздник осени», «Осенняя тропа», «Новый год», «Февромарт» и др. Со временем они становятся традиционными. Такая форма работы дает возможность родителям проявить свои творческие способности, увидеть, как ребенок взаимодействует с одноклассниками, его поведение в детском коллективе. Такая нетрадиционная форма работы сближает родителей, сплачивает, открывает им новые формы и горизонты взаимоотношений, способствует завязыванию дружбы с родителями других детей. В программе воспитательной работы нашей школы запланировано большое количество традиционных мероприятий с участием родителей: «Веселые старты: папа, мама, я – спортивная семья», «Шахматный турнир между детьми и папами», «Хоккей в валенках» (см. приложение фото 1), «Мисс мама» (см. приложение фото 2), лепка снежных фигур; фотоконкурсы: «Папа в армии служил», «Конкурс рецептов» и др. Задача классного руководителя: организовать участие родителей в общешкольных мероприятиях. Такие мероприятия дают родителям возможность получить положительные эмоции, а детям дают возможность увидеть свих родителей с другой стороны, почувствовать за них радость и гордость.

В результате продуктивного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся наблюдается: взаимопонимание между родителями и учителем, положительные результаты в воспитании детей, атмосфера взаимопонимания и доверия среди родителей и детей класса.

Поделюсь своим педагогическим опытом. Однажды в нашем классном коллективе родилась идея организовать внеклассное мероприятие для сплочения родителей и детей-первоклассников. Таким мероприятием оказалось «Осенняя тропа». Данное мероприятие несло спортивно-туристическую направленность и требовало оснащение инвентарем. Большую помощь в организации оказали родители первоклассников. Совместно с детьми и родителями разработали мероприятие, составили этапы прохождения туристической тропы (см. приложение фото 3). По окончанию мероприятия был проведен пикник. Это мероприятие было представлено на страничке социальной сети школы, вызвало отклик у других учащихся и учителей школы. Таким образом подключилась к мероприятию вся школа. Мероприятие стало традиционным. Его стали проводить ежегодно. Учащиеся и их родители всей школы ежегодно принимают участие в «Осенней тропе».

Цель: сплотить детский и родительский коллективы, формировать здоровый образ жизни, приобщать детей и родителей к физической культуре и спорту, здоровому семейному отдыху, получить заряд бодрости и энергии, а также сближение с семьёй.

Место проведения: лесной массив микрорайона Малиновой горы

Инвентарь: туристическая веревка, спилы бревна толщиной около 5 см (блюдца), крепежи-карабины.

Программа проведения:

Построение команд

Получение маршрутных листов

Прохождение тропы препятствий:

1 этап «Паутина» передвигаются по натянутым веревкам (см. приложение фото 5).

2 этап «Блюдца» передвигаются по условным кочкам, расставленным по тропинке. Такими кочками являются спилы бревна, привязанные на жерди (см. приложение фото 4).

3 этап «Троллей»: передвигаются способом скольжением по веревке. Дети перетягивают «троллейбус» от одной точки до другой (см. приложение фото 6).

4 этап «Вожжи»: проходят препятствие, держась руками за верхнюю веревку, передвигаясь скользящим шагом по нижней (см. приложение фото 8).

5 этап «Навесная» передвигаются по веревкам через условный водоем (см. приложение фото 7).

Подведение итогов. Награждение победителей. По окончанию мероприятия проводится пикник (см. приложение фото 9).

Данное мероприятие способствует сплочению как детского, так и родительского коллективов. Такое семейное спортивное мероприятие является отличным способом взаимодействия учителя, родителей и учащихся в вопросе формирования здорового образа жизни, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Это мероприятие является эффективным средством пропаганды здоровой и крепкой семьи.

Тщательно спланированная работа с родителями детского коллектива может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать успешнее, поднимает авторитет учителя и школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей и образовательного учреждения.







Приложение



t1630597132aa.png

Фото 1 Участие отцов в "Хоккейном турнире"





t1630597132ab.png

Фото 2 "Мисс мама"

t1630597132ac.gifФото 3 Этапы прохождения
t1630597132ad.gif

Фото 4 Этап «Блюдца»


t1630597132ae.gifФото 5 Этап «Паутина»
t1630597132af.gifФото 6 Этап «Троллей»
t1630597132ag.gifФото 8 Этап «Вожжи»
t1630597132ah.gifФото 7 Этап «Навесная»

​​​​​​​

t1630597132ak.gif


Фото 9 Семейный пикник



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.