Статья «Система развития ответственности школьников по Маршаллу»

0
0
Материал опубликован 16 July

Петрина Кристина Евгеньевна

учитель английского языка и математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Гимназия №34 при УлГУ»

г. Ульяновска, Россия

Система развития ответственности у детей школьного возраста по Маршаллу

Аннотация: В данной статье рассматривается система развития ответственности, разработанной американским педагогом и психологом Марвином Маршаллом. Основное внимание уделено уникальному подходу, предполагающему отказ от наказаний и внешних поощрений в пользу формирования внутренней мотивации и осознания ответственности у детей и подростков. Статья адресована широкому кругу читателей — педагогам, родителям, социальным работникам и всем, кто заинтересован в вопросах воспитания и развития детей. 

 

Ключевые слова: развитие ответственности, методика обучения, воспитание 

 

Последние тенденции в образовании, связанные с усилением прав ребенка, кардинально меняют традиционные отношения между учеником и учителем. Эти изменения проявляются в переходе от авторитарного стиля к партнерскому взаимодействию, расширению зоны ответственности ученика, акцент на эмоциональное благополучие, уважение и соблюдение прав ребенка. 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения играет ключевую роль в модернизации российской системы образования. Основной акцент делается на развитие ответственности школьников, которая рассматривается как одно из центральных составляющих личностного развития и ключевой элемент формирования универсальных учебных действий (УУД). 

 

Ответственность — способность человека осознавать последствия своих действий и поступков, осознание своей роли в обществе. Традиционные методы обучения контрпродуктивны в современных условиях. Это связано со следующими причинами: 

1. Увеличение доступности информации: дети имеют свободный доступ к информации. Традиционные авторитеты, такие как учителя и родители, перестали быть единственным источником знаний.

2. Уменьшение страха перед наказанием: страх перед наказанием сменяется большим сопротивлением и даже открытым неповиновением.

3. Повышенная осведомлённость о правах и свободах: повышение правовой осведомленности среди детей и подростков.

 

Нынешние ученики обладают повышенным уровнем критического мышления, индивидуальной свободы и сопротивления внешнему давлению. Игнорируя эти изменения, традиционные методы обучения теряют свою эффективность, порождая недоверие, отчуждение и низкую мотивацию к учёбе.

 

Для преодоления кризиса требуются радикальные изменения в подходе к обучению и воспитанию, позволяющие выстроить партнёрские отношения, повысить доверие и расширить права учащихся. Таким образом, современное образование переходит от директивности и жёстких рамок к гибкому, личностно-ориентированному подходу, где учитель выступает в роли наставника, способствующего формированию гармонично развитой личности.

 

В настоящее время, остро встаёт вопрос формирования ответственности в процессе школьного обучения, так как именно школа закладывает базовые нравственные ориентиры и формирует первичные навыки саморегуляции и самоопределения.

 

В своей книге «Дисциплина без стресса, наказаний и наград: как развивать в детях ответственность и желание учиться» доктор, педагог и методист Марвин Маршалл предлагает систему развития ответственности, в основе которой четыре уровня поведения: демократия, сотрудничество/конформизм, принуждение/буллинг, анархия. 

 

Центральная идея Маршалла заключается в отказе от традиционных подходов, основанных на наказаниях и вознаграждениях, и замене их методами, способствующими развитию внутренней мотивации и ответственности у детей. Согласно Маршаллу, истинная ответственность формируется не из страха перед наказанием или желанием получить вознаграждение, а из осознания последствий своих действий и желания поступать правильно. Система Маршалла предполагает следующие шаги:

Объяснение ученикам четырех уровней ответственности. Проверка понимания с помощью вопросов, целью которой является определение учеником уровня своего поведения и возможных последствий.

Моделирование, которое предполагает предложение вариантов в форме вопросов.

Такой подход призван не только повышать уровень ответственности, но и формировать у детей внутреннюю установку на принятие решений и осознание последствий своих поступков.

 

Важно отметить, что Маршалл не поддерживает авторитарные методы, предпочитая мягкие и рациональные способы руководства, которые сохраняют достоинство ребенка и создают почву для его личностного роста.

 

Таким образом, основная идея системы Маршалла сводится к следующему: только развитие внутренней мотивации и осознанности способно привести к настоящей ответственности, которая обеспечит успешную адаптацию ребенка в обществе и позволит ему полноценно реализовать свой потенциал. Система развития ответственности построена на принципах позитивности, выбора и анализа. Автор утвержает, что «позитивный настрой- более конструктивный учитель, чем негативное отношение».

 

Также важным является донесение до учеников, что у них есть свобода выбора, за который именно они будут нести ответственность. Несмотря на то, что подход полностью основан на непринуждении, он не подразумевает вседозволенности. И наконец, этот подход систематически способствует рефлексии и самооценке действий человека. Маршалл обращает внимание на то, что «саморефлексия становится самооценкой — самым эффективным путем к переменам и личностному росту.

 

Особое внимание автор уделяет теме мотивации. Низшие уровни поведения (анархия, буллинг) мотивированы извне, в то время как в основе высших уровней (демократии и сотрудничества) лежит внутренняя мотивация. Угрозы, указания, стыд, наказания, поощрения мешают развитию личной ответственности. Никто и ничто не может заставить людей измениться. Такие методы контрпродуктивны для формирования внутренне мотивации к развитию ответственности и позитивных ценностей. Поощрения работают только тогда, когда в них заинтересованы, а наказания убивают то, что учитель так пытается воспитать — позитивную мотивацию учеников. 

 

Маршалл убежден, что с помощью данной системы и принципов можно сформировать культуру обучения и целое учебное сообщество, создавая условия для воспитания личной ответственности учащихся. 

 

В своей книге «Дети с небес» Джон Грей пишет: «Позитивное воспитание основано на любви, а не на страхе. Оно направлено на развитие воли, а не на её подавление». Автор утверждает, что «методы прошлого направлены на послушание, позитивное воспитание — на развитие отзывчивости и уверенности в себе».

 

Данные строчки точно подчеркивают основную идею систему развития ответственности Маршалла: только развитие внутренней мотивации и осознанности способно привести к настоящей ответственности, которая обеспечит успешную адаптацию ребенка в обществе и позволит ему полноценно реализовать свой потенциал.

 

Список литературы

 

 1. Маршалл, М. Дисциплина без стресса, наказаний и наград : как развить в детях ответственность и желание учиться / Марвин Маршалл ; пер. с англ. СПб.: Весь, 2020. — 416 с.

2. Грей, Дж. Дети с небес : теория и практика позитивного воспитания / Джон Грей ; пер. с англ. Москва : София, 2015. — 336 с. 3. Сафин, В. Ф. Стадии развития ответственности в детском возрасте // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5 (194). — С. 141–147. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-razvitiya-otvetstvennosti-v-detskom-vozraste (дата обращения: [06.07.2025]).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 03.07.2025).  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.