Статья «Техническое оснащение современного урока»

25
12
Материал опубликован 21 February 2021 в группе

«Техническое оснащение современного урока»

Лозунг сегодняшнего дня – «Современному ребенку – современный педагог!» А кто же такой современный педагог? Какими компетентностями он должен обладать? А современные школьники – какие они? Чем они отличаются от нас с вами? Давайте порассуждаем.

Нынешние школьники очень много времени проводят в информационном пространстве. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрая реакция. Информационно они взрослеют раньше, а социально – значительно позже. Существующее мощное информационное поле формирует у школьников собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть.

В современных условиях серьезно трансформировалась и роль педагога общеобразовательных учреждений. Конечно, в первую очередь, от педагога ждут глубоких знаний в своей предметной области. Это было и остается первостепенным во все времена. Во-вторых, педагогу важно обладать широким кругозором, эрудицией, нестандартным подходом в части преподнесения изучаемого материала. В-третьих, педагогу необходимо умело использовать в педагогической деятельности имеющиеся в школе средства обучения, знать цифровые мультимедийные ресурсы и активно их использовать, т.к они занимают огромное место в жизни нынешних школьников.

Внедрение в педагогическую деятельность ИКТ невозможно без технического оснащения. Расскажу коротко об оснащении моей школы.

Все учебные кабинеты общеобразовательного учреждения оборудованы компьютерами и интерактивными досками, которые имеют особенность: они реагируют на прикосновение к поверхности, не требуют маркера. Простые касания поверхности пальцем позволяют работать с картинкой на экране так, словно вы работаете на компьютере с помощью мыши. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия. Педагогам удобно работать на такой доске, так как для работы на поверхности доски не требуется маркер, и руки могут оставаться свободными. Но есть у этой доски и минус: сенсорные доски распознают любое прикосновение к поверхности, так что случайное прикосновение может спровоцировать какое-то ненужное действие на экране (чаще всего презентация перескакивает на следующий слайд).

image-20210221080642-1.jpeg

Поимо проектора и компьютера во всех классах установлены принтеры и сканеры, позволяющие тут же на перемене вывести необходимую для урока информацию, распечатать карточки, таблицы для проведения самостоятельных и контрольных работ. Самым главным достоинством сканера является мгновенный перенос изображения на любой электронный носитель. С помощью сканера и принтера педагог может сэкономить время, повысить эффективность своей работы.

Во всех рекреациях школ установлены передвижные или настенные экраны, позволяющие проводить уроки вне классного пространства. Помимо экранов в холлах установлена мобильная мебель, стоят флипчарты, позволяющие организовать пространство рекреаций для проведения уроков смешанного обучения (модели ротации «автономные группы» и «смена рабочих зон»), занятий внеурочной деятельностью.

image-20210221080642-2.jpeg

Несколько учебных кабинетов обеспечены планшетами и нетбуками, на которых одновременно могут работать несколько классов. Наличие планшетов так же позволяет проводить уроки в технологии смешанного обучения, организовывать контрольные и проверочные работы на платформах Я класс, Учи.ру. Мне больше нравится платформа Я класс. Для учащихся нашей школы, активно использующих сервис Я класс, оформлена подписка «Я+». Благодаря подключению «Я+» педагогу становятся доступны база материалов Я класс, проверочные работы с автоматической проверкой, задания для подготовки к ВПР, статистика успеваемости класса и инструменты для создания собственных заданий.

image-20210221080642-3.jpeg

Помимо этого в школе есть кабинет НаукоЛаб, оснащенный современным оборудованием. Это инновационная лаборатория, проводятся практические работы по физике, а так же учащиеся всех уровней обучения осваивают азы проектных и исследовательских работ. Кабинет школьной лаборатории оборудован современными комплексами, которые включают в себя: ноутбук, цифровой микроскоп, различные приборы, лабораторную посуду. На уровне начального общего образования в НаукоЛаб проводятся занятия внеурочной деятельностью «К вершинам знаний», на которых учащиеся знакомятся с понятиями «Звук», «Свет», «Статическое электричество». Оборудование лаборатории используется и для подготовки проектных работ. Тема одной из работ, реализованных в НаукоЛаб - «Как использовать энергию хомячка. Преобразование механической энергии в электрическую». В настоящее время учащиеся работают над проектом «Влияние статического электричества на организм человека». В данный момент одной из главных проблем является занятость лаборатории в первой половине дня, здесь организуется проведение уроков физики в основной и средней школе. Поэтому каждое посещение НаукоЛаб учителями начальных классов приходится предварительно согласовывать с секретарем учебной части. В перспективе хотелось бы иметь подобную лабораторию конкретно для учащихся уровня начального общего образования.

image-20210221080642-4.jpeg

В общеобразовательном учреждении имеется читальный зал информационно-библиотечного центра, в котором установлено 20 компьютеров с выходом в интернет. На всех компьютерах есть доступ к удалённому читальному залу Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Благодаря доступу можно детально изучать источники в различных ракурсах и степени приближения, используя различные режимы просмотра: постраничный (можно перейти на любую выбранную страницу); книжный разворот (с эффектом перелистывания страниц); трёхмерное изображение объекта. Существуют специальные форматы для просмотра карт, газет, видео и аудиоматериалов.

image-20210221080642-5.jpeg

Для проведения уроков изобразительного искусства, внеурочной деятельности по данному направлению, в школе есть Песочная мастерская, оборудованная 8 столами. Подсветка стола дает возможность рисовать кварцевым песком, переводить рисунки. С помощью обычного песка и поверхности с подсветкой создаются мультипликационные сюжеты. 

image-20210221080642-6.jpeg

В школе оборудован класс виртуальной реальности. Для изучения таких дисциплин как окружающий мир, физика, химия, география, биологии, требуется наглядность, демонстрация и визуализация, для этого используются очки дополненной реальности. Техника для создания виртуальной реальности облегчает процесс подготовки к урокам: преподавателю не нужно готовить модели, макеты, планировать экскурсии. 3-D очки позволяют учителю не на «пальцах» рассказывать ученикам о строении и функционировании, например, пищеварительной системы, а с разных ракурсов обратить внимание на анатомическое строение каждого органа.

Во всех учебных кабинетах школы осуществлена настройка оборудования для проведения онлайн-занятий с использованием платформ Учи.ру, Zoom. Педагоги в период актированных дней проводят видеоуроки для всего класса. Запланировав урок, учитель отправляет своим ученикам ссылку, зайдя по которой дети могут заниматься с ноутбука, планшета или мобильного телефона. Урок на платформе легко вместит целый класс, а качество видеосвязи при этом не ухудшится. Трансляция урока осуществляться может как из класса, так и из дома. Для такой трансляции школа обеспечивает педагогов ноутбуками или нетбуками (по необходимости). Проблемой проведения виртуальных уроков была и остается слабая оснащенность ряда учащихся отдельным (собственным) компьютером, ноутбуком или гаджетом, отсутствие высокоскоростного интернета, особенно в районах с частным сектором.

image-20210221080642-7.jpeg

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что материально-техническое оснащение школы отвечает современным требованиям, они позволяют обогатить педагогический, технологический инструментарий учителя, автоматизировать процессы получения обратной связи, избавляют от рутинной работы. Необходимо только желание педагога эффективно использовать имеющиеся в школе современные технические средства обучения.

Грамотное использование информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.  У учащихся повышается мотивация к изучению предметов, это, в свою очередь, способствует повышению познавательного интереса, активности, у ребёнка формируется желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Отмечу, что успеваемость учеников моего класса, в результате систематического применения ИКТ, из года в год повышается. Так по итогам окончания второго класса качественная успеваемость составила 63%, в третьем классе уровень качественной успеваемости повысился до 74%, по итогам 2 четверти текущего учебного года успеваемость составила 86%. В феврале в школе был проведен школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по 6 общеобразовательным предметам. По итогам олимпиады ученики моего класса заняли 13 призовых мест из 18 возможных: русский язык - 1, 3 место; окружающий мир - 3 место, физическая культура -   два 1-х, 2 и 3 места; технология - 2, 3 место; математика - 1, два 2-х, 3 место. В данный момент учащиеся готовятся к участию в муниципальном этапе олимпиады по математике и русскому языку.

Вывод: Современное школьное образование и досуг детей, конечно, невозможно представить без использования современных технических средств обучения. Если эти средства применять грамотно и систематически, это приведет к повышению эффективности и качества обучения.

Источники:

https://iztorg.ru/raznoe/doska-dlya-proektora-kak-nazyvaetsya-vidy-konstrukcii-kak-vybrat-luchshij.html

https://www.delight2000.com/publication/kak-vybrat-interaktivnuyu-dosku/

https://fgoskomplekt.ru/blog/kak-ispolzuetsya-virtualnaya-i-dopolnennaya-realnost-v-shkole-/

http://www.aalto.vbgcity.ru/content/elektronnyy-chitalnyy-zal


Комментарии

Спасибо! Наши кабинеты ещё не так оснащены! Благодарю за полезный опыт, Светлана Валерьевна!

21 February 2021

Да, в части технического оснащения в школе созданы хорошие условия, надо только уметь это эффективно использовать. Спасибо за комментарий, Марина Юрьевна!

21 February 2021

Светлана Валерьевна, такие кабинеты - это из области фантастики!!! Это мечта, я так думаю, каждого преподавателя. С таким техническим оснащением открываются огромные возможности для результативной деятельности и учителя, и учеников!

21 February 2021

Я согласна с Вами, Татьяна Ивановна! Поэтому и качество знаний у ребят растет, учебная мотивация не снижается. Они с удовольствием ходят в школу, и я сама получаю удовольствие от работы в такх условиях. Кстати, большинство школ в районе имеет оснащение не хуже нашей. Недавно построили третью школу, там оснащение вообще на уровне фантастики.

21 February 2021

Вот это оснащение! Нам только мечтать приходится о таком!

21 February 2021

Это только часть технического оснащения школы. Я описала то, что использую сама в практической деятельности. А еще в школе есть мастерские, оборудованные современными станками, лаборатория АйтиЛаб, кабинеты робототехники и т.д. Все школы у нас в районе оснащены очень хорошо.

21 February 2021

Светлана Валерьевна, как здорово в вашей школе! Нам о таком м-т оснащении только мечтать и мечтать!

21 February 2021

У нас и правда замечательная школа!

21 February 2021

Светлана Валерьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе на лучшую статью «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»!

23 March 2021

Благодарю, Раиса Поликарповна!

23 March 2021

Светлана Валерьевна,техническое оснащение в школе замечательное!!!

6 November 2022

Согласна, Ольга Юрьевна!

7 November 2022

Похожие публикации