Техническое оснащение современного урока по предмету «Физика»: личный опыт, проблемы и перспективы
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
«Техническое оснащение современного урока по предмету «Физика»: личный опыт, проблемы и перспективы»
Автор: преподаватель ГАУ КО ПОО «Колледж сервиса и туризма» Литвиненко Ирина Витальевна
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.
Общество сегодня заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих качественно и умело оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, квалифицированно использовать технические средства.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга, выбора необходимых ТСО и умения их правильного использования.
Существует объективная необходимость применения проблемного метода обучения, который позволит сформировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать научные проблемы, обладающих умением пользования современным техническим оборудованием.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Как своевременно и умело использовать технические средства обучения и компьютерные программы?
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и обучающихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине, профессиональному модулю во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой, его наполненностью техническим оборудованием, способного усилить качество проведения урока. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Обратившись к социально-педагогическим условиям организации современного урока, мы можем проанализировать, что необходимо для хорошего, качественного проведения занятия:
• Наличие квалифицированного, творчески работающего педагога с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
• Наличие сплоченного, дружного коллектива студентов с правильно сформированной ценностной ориентацией.
• Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное помещение).
• Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между студентами и преподавателем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Обратимся к структуре плана учебного занятия. Он представляет, собой обязательный и необходимый документ для работы в который включены компоненты:
номер занятия, который должен совпадать с номером в тематическом плане дисциплины,
тема изучаемого материала,
цели урока,
тип урока,
метод урока,
оснащение урока,
актуализация по другим учебным дисциплинам.
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки, умения своевременно и качественно использовать ТСО.
Материально-техническое оснащение кабинета физики, в соответствии с ФГОС, означает наличие следующих групп оборудования: компьютерное, интерактивное, технические средства обучения, учебное оборудование. Наличие всего перечня есть далеко не во всех колледжах.
Но качество предоставленного ТСО зачастую не зависит от преподавателя и очевидно, что данные трудности могут влиять на качественную организацию современного урока физики. В процессе обучения физике большая роль отводится эксперименту, который проводится не только фронтально педагогом, но и самими обучающимися.
Так для проведения лабораторных и практических работ необходимо специализированное оборудование, без которого невозможна демонстрация физических опытов. Так, например, по учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика» в 10 классе запланированы лабораторные работы по разделу «Основы электродинамики» - «Последовательное и параллельное соединение проводников» и «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Их желательно проводить каждому студенту, но в связи с отсутствием оборудования преподаватели вынуждены или проводить их фронтально, или заменять другими лабораторными работами, на которые имеется оборудование.
Есть системные проблемы, которые не зависят от преподавателя, и изменить их не представляется возможным. А есть проблемы, которые педагог может решать сам.
Итак, выделим проблемы, которые можно решать на уровне колледжа, района, края, страны.
- Недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета физики.
- Неполный комплект учебно-методического комплекса по физике в школе.
Далее перечислим проблемы, решение которых зависит от преподавателя.
-Низкий уровень профессионального мастерства.
-Отказ от использования современных образовательных технологий в своей деятельности или их разовое использование.
-Использование имеющегося оборудования по физике на уроке и во внеурочной деятельности не регулярно.
Подводя итоги, выделим перспективы развития современного урока физики. Для успешной организации современного урока физики, учителю необходимо:
- пройти курсы повышения квалификации;
- изучить требования ФГОС;
- использовать в организации урока современные образовательные технологии, формы работы, приемы и методы, позволяющие успешно формировать УУД у студентов;
- максимально использовать в своей работе имеющееся физическое оборудование, программное обеспечение и др.
Итак, успешная организация современного урока физики во многом зависит от мастерства преподавателя, его мотивации, желания развиваться и самосовершенствоваться и от качественной комплектации кабинета физики необходимым физическим оборудованием, компьютерами и программным обеспечением.
Литература:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 10. Классический курс: учебник. – М.: Просвещение, 2020. – 432 с.
2. Профессиональный стандарт педагога – сайт министерства образования и науки Российской федерации. – 2010
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – сайт министерства образования и науки Российской федерации. – 2010
4. https://100-bal.ru/pars_docs/refs/82/81116/81116_html_m161ce2ee.jpg
5. https://vse-dlya-shkol.ru/upload/iblock/ff8/ff8b4f6d67ceb0ce4328e93503b645b3.jpg
Горбачёва Марина Юрьевна