12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысакова Маргарита Викторовна136
Я работаю в КГБПОУ "Таймырский колледж" 18 лет. Основные дисциплины - Русский язык и литература, но еще преподаю Русский язык и культуру речи, Речевую культуру. готова поделиться опытом работы, особенно в методическом направлении.
Россия, Красноярский край, Дудинка

КГБПОУ «Таймырский колледж»

                                                                    Преподаватель, куратор группы  Лысакова М.В.

Сценарий классного часа.

Тема: Важность и необходимость профессионального образования.

Профессия «Повар,кондитер»

Цель:

1.Формировать у обучающихся установку на успешную профессиональную деятельность.

2.Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с выбранной профессией.

Введение

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                                     (Ю. Левитанский)

Основная часть

1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Вопрос к обучающимся: Можете назвать их?

Если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию или специальность, он обязательно должен получить профессиональное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

2. Рассказ об уровнях профессионального образования в Российской Федерации

- Среднее профессиональное образование

- Высшее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, экстернат.

Также в СПО готовят квалифицированных рабочих и служащих.

Получить среднее профессиональное образование можно в нашем колледже по 29 специальностям/профессиям

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

3. Обсуждение.

Вопросы к обучающимся: По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (важно дать понять обучающимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.)

Вывод: Хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли. Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

Работа с мотивационной картой

Условие: на столах у каждого студента лежит карта, которую он сам заполняет по ходу рассказа куратора

ХОЧУ


МОГУ


НАДО


"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

4. Построение личного профессионального плана.

1. Проведение группового тестирования по методике мини-Голланда.

2. Задание обучающимся: Определите свой тип личности.

3.Рефлексия по определению типов личности и соотнесение выбора с профессией «Повар,кондитер».

Описание типов личности

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

5. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:

- следование чужим советам, выбор за компанию;

- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;

- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.



2. «Вертушка» о профессии «Повар, кондитер».

Условие: Студенты становятся так, чтобы образовался круг. Ведущий задает вопрос и любому студенту бросает в руки игрушку (поваренок), а студент очень быстро отвечает на вопрос. Вопросы перечислены внизу (можно по кругу прогнать каждый вопрос в отдельности, в зависимости от ситуации)

- Правильно ли я сделал выбор?

- Престижность профессии.

- Участие в конкурсах профмастерства – необходимое условие развития профессиональных компетенций

История профессии.

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления
пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища — основа жизни, здоровья и благополучия. Еще в Древней
Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария» (от лат.
culina — кухня).

В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержатся записи отдельных кулинарных рецептов. Всемирную славу приобрели сочинения французских гастрономов XIX века: Карема, Кремона, Эскофье и др.

Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего питания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. «trakt» — путь, поток) — гостиницы с обеденным залом и кухней. В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. «restauration» — восстановление).

В России первая кулинарная книга «Поваренные записки» была составлена С. Друковцовым в 1779 г.

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина.

Предприятия общественного питания играют важную роль в жизни общества. И сфера услуг пищевой промышленности продолжает совершенствоваться и расширяться с каждым годом.

Доминирующие виды деятельности:

-прием сырья и его переработка (отбор сырья по ГОСТу, проверка его качества, взвешивание и отмеривание, просеивание, очистка, переборка, мытье, дробление, процеживание, протирание, смешивание различных видов сырья и т.д.);

-подготовка полуфабрикатов;

-хранение продуктов;

-приготовление холодных закусок;

-приготовление горячих блюд;

-приготовление мучной выпечки;



Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности

СПОСОБНОСТИ

-ручная ловкость;

-способность переносить значительное физическое напряжение;

-тонкие вкусовые ощущения;

-хорошо развитое обоняние;

-высокий уровень развития ощущений температуры, давления,
прикосновения, осязательные
ощущения (умение вовремя
определить готовность блюда
с помощью прикосновений, осязания, обоняния и т.д.);

-хорошее зрительное восприятие цвета (способность четко
различать все оттенки цветов),
формы, размера;

хорошо развитый глазомер (умение быстро и точно без взвешивания определить массу полуфабриката);


-достаточное развитие долго-
временной словесно-логической памяти (необходимо всегда помнить основные ингредиенты, входящие в состав
изделия, калорийность продуктов и другие значимые сведения);

-высокое развитие зрительной
образной памяти, вкусовой,
обонятельной и двигательной
памяти;

-творческое воображение;

-пространственное воображение;

-способность переключаться
быстро с одного вида деятельности на другой (переключение внимания);

-чувство времени.

-разработка новых технологий приготовления пищи, обработки
сырья, приготовления блюд и кулинарных изделий.

Личностные качества, интересы и склонности:

-терпеливость и выдержанность;

-доброжелательность и привет-
ливость;

-ответственность;

-аккуратность;


-оригинальность;

-творческое начало;

-изобретательность;

-расторопность.


Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности

-нечистоплотность;

-неряшливость;

-невнимательность;

-чрезмерная медлительность;

-медицинские противопоказания (кожные заболевания, венерические болезни, хронические заболевания легких, снижение остроты зрения, эпилепсия).

Области применения профессиональных знаний

-предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты, чайные, закусочные);

-медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря);

-образовательные учреждения (школы, детские сады, институты, колледжи и др.учреждения);

-фабрики-заготовочные, фабрики-кухни, комбинаты полуфабрикатов.


Учебные заведения, обучающие данной профессии на Таймыре

Таймырский колледж, г. Дудинка

                Заключение

Уважаемые студенты! Вы обязательно должны участвовать в конкурсах профессионального мастерства как в рамках колледжа, так и в конкурсах, проводимых на разных уровнях, особенно вы должны стремиться поучаствовать в Worldskils. Этот конкурс – профессиональное будущее молодежи.

t1592210279aa.png



t1592210279ab.pngt1592210279ac.pngt1592210279ad.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.