12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беженарь Надежда Георгиевна293
Я не случайный человек в этой профессии. Честность и открытость с детьми даёт высокие результаты. Я за воспитание и пример на собственном опыте.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
3

Конспект по познавательному развитию "Как бывало в старину"


Воспитатель: Беженарь Надежда Георгиевна.

Конспект по познавательному развитию «Как бывало в старину».

Цели: Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм

Задачи:

 Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.

 Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

 Воспитывать уважение к культурам других народов.

 Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

 Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества

Оформление:

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование: - Компьютер,

Музыкальное оформление:

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»

Ход НОД:

(Под песню «Уголок красив…….» входит хозяйка).

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

Хозяйка(воспитатель)

Поудобние садитесь,

Не спешите, соберитесь,

В тёплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Ведущая:

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Словом, эти посиделки

Были праздником души

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

Ведущая: Хозяюшка, а мы песню знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я вам даже подпою.

Исполняется песня «На горе-то калина».

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня хороша.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои мышки размотали ночью, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок».

Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Исполняется хоровод под песню « Во саду ли, в огороде».

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали! Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда, это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да дружнее.

Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали!!!

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят.

И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя, то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга показывает движение)

Кузя: У меня для Вас тоже кое, что есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.

Кузя: Моя корзинка – чистое волшебство, в нём загадки, да разные сказки.

Хозяйка: Будем сказки да загадки разгадывать?

Кузя: Проводит игру «Назови сказку по цифре». Дети берут карточки с цифрами и называют сказку в которой есть эта цифра.

Дети: Да.

Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете баранку.

1.Загадка первая!

И колковат, и ноздреват, и мягок,

И ломок и всех милей! (Хлеб)

2. загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6. Пять чуланов – одна дверь(перчатка)

7. Всё прячет, сам на виду. (Сундук)

8. Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Кузя: Молодцы.

Хозяйка: Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Кузя выносит вёдра с картошкой.

Хозяйка: А в вёдрах-то картошка! Вот чудеса! Что же сними делать?

Кузя: Как что делать??? В игру играть!

Хозяйка: В какую?

Кузя: Картошку ложками носить.

Проводится игра «Перенеси картошку в ложках»

Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались что-нибудь?(заглядывает в решето и достаёт картинки со сказками, дети отгадывают).

Сказка Колобок на новый лад.

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.

 (после звучит песня). Хозяйка и Кузя приглашают всех за стол, чай пить.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.