Конспект по познавательному развитию «Как бывало в старину»
Воспитатель: Беженарь Надежда Георгиевна.
Конспект по познавательному развитию «Как бывало в старину».
Цели: Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм
Задачи:
Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества
Оформление:
1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями
Оборудование: - Компьютер,
Музыкальное оформление:
Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».
Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде»
Ход НОД:
(Под песню «Уголок красив…….» входит хозяйка).
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
Хозяйка(воспитатель)
Поудобние садитесь,
Не спешите, соберитесь,
В тёплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Ведущая:
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Словом, эти посиделки
Были праздником души
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
Ведущая: Хозяюшка, а мы песню знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я вам даже подпою.
Исполняется песня «На горе-то калина».
Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня хороша.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои мышки размотали ночью, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок».
Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Исполняется хоровод под песню « Во саду ли, в огороде».
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка: Кто это из-за печи разговаривает?
Голос: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали! Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда, это? А?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да дружнее.
Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали!!!
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят.
И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя, то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга показывает движение)
Кузя: У меня для Вас тоже кое, что есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)
Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.
Кузя: Моя корзинка – чистое волшебство, в нём загадки, да разные сказки.
Хозяйка: Будем сказки да загадки разгадывать?
Кузя: Проводит игру «Назови сказку по цифре». Дети берут карточки с цифрами и называют сказку в которой есть эта цифра.
Дети: Да.
Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете баранку.
1.Загадка первая!
И колковат, и ноздреват, и мягок,
И ломок и всех милей! (Хлеб)
2. загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6. Пять чуланов – одна дверь(перчатка)
7. Всё прячет, сам на виду. (Сундук)
8. Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Кузя: Молодцы.
Хозяйка: Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Кузя выносит вёдра с картошкой.
Хозяйка: А в вёдрах-то картошка! Вот чудеса! Что же сними делать?
Кузя: Как что делать??? В игру играть!
Хозяйка: В какую?
Кузя: Картошку ложками носить.
Проводится игра «Перенеси картошку в ложках»
Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались что-нибудь?(заглядывает в решето и достаёт картинки со сказками, дети отгадывают).
Сказка Колобок на новый лад.
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.
(после звучит песня). Хозяйка и Кузя приглашают всех за стол, чай пить.