Сценарий профессиональной пробы «Лаборант химического анализа» для 8 класса (4 урока)

1
0
Материал опубликован 11 March

Сценарий профессиональной пробы «Лаборант химического анализа» для 8 класса (4 урока)

t1741688769aa.gif

Актуальность:

Проведение профессиональных проб помогает учащимся познакомиться с профессиями на практике, что способствует осознанному выбору будущей специальности. Данная проба предназначена для учеников 8 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам. Она позволит ребятам познакомиться с профессией лаборанта химического анализа, узнать о её особенностях и попробовать себя в роли специалиста.

t1741688769aa.gif

Цель:

Способствовать осознанному выбору профессии, помочь учащимся понять особенности работы лаборанта химического анализа, развить практические навыки работы с химическим оборудованием и реактивами.

t1741688769aa.gif

Задачи:

Ознакомить учащихся с профессией лаборанта химического анализа, её обязанностями и требованиями.

Научить работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развить навыки проведения химических анализов и интерпретации результатов.

Сформировать понимание важности техники безопасности в лаборатории.

Развить интерес к химии как к науке и её практическому применению.

t1741688769aa.gif

Оборудование и реактивы:

Штативы с пробирками

Спиртовки, спички, держатели для пробирок

Цилиндры, пипетки, чашки Петри, химические стаканы, конические колбы

Гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовой раствор йода, азотная кислота (конц.), этиловый спирт (70%)

Образцы молока и сливочного масла

pH-метр

Компьютер для фиксации данных

t1741688769aa.gif

План проведения мероприятия (4 урока):

t1741688769aa.gif

Урок 1: Введение в профессию и техника безопасности (40 минут)

Вступительное слово учителя (5 минут):

Приветствие, знакомство с темой профессиональной пробы.

Краткий рассказ о профессии лаборанта химического анализа, её значимости в различных отраслях промышленности (фармацевтика, пищевая промышленность, нефтехимия и др.).

Просмотр видеоролика (5 минут):

Видео о профессии лаборанта химического анализа, например, о победителях чемпионатов WorldSkills.

Обсуждение качеств и обязанностей лаборанта (10 минут):

Учитель задаёт вопросы: Какими качествами должен обладать лаборант? Что входит в его обязанности?

Ученики высказывают свои предположения, учитель дополняет и систематизирует ответы.

Техника безопасности в лаборатории (20 минут):

Презентация по технике безопасности.

Обсуждение правил работы с химическими реактивами и оборудованием.

Практическое знакомство с лабораторным оборудованием (ученики называют и изучают оборудование на своих столах).

t1741688769aa.gif

Урок 2: Органолептический анализ молока (40 минут)

Теоретическая часть (10 минут):

Учитель объясняет, что такое органолептический анализ и какие показатели оцениваются (цвет, запах, консистенция).

Обсуждение ГОСТа для молока (таблица с требованиями).

Практическая часть (30 минут):

Ученики проводят органолептический анализ двух образцов молока:

Определение цвета, запаха и консистенции.

Заполнение таблицы с результатами (Приложение 1).

t1741688769aa.gif

Урок 3: Физико-химический анализ молока (40 минут)

Теоретическая часть (10 минут):

Учитель объясняет, как проводятся физико-химические анализы (кислотность, жирность, наличие белка и крахмала).

Обсуждение методов анализа и их значимости.

Практическая часть (30 минут):

Ученики проводят следующие анализы:

Определение жирности молока с помощью спирта.

Измерение кислотности молока с помощью pH-метра.

Обнаружение белка с помощью ксантопротеиновой и биуретовой реакций.

Обнаружение крахмала с помощью йода.

Заполнение таблицы с результатами (Приложение 1).

t1741688769aa.gif

Урок 4: Анализ сливочного масла и подведение итогов (40 минут)

Органолептический анализ масла (15 минут):

Ученики проводят органолептический анализ двух образцов сливочного масла (цвет, запах, консистенция).

Заполнение таблицы с результатами.

Физико-химический анализ масла (15 минут):

Ученики проводят следующие анализы:

Растворение масла в горячей воде.

Определение присутствия маргарина.

Заполнение таблицы с результатами.

Подведение итогов и рефлексия (10 минут):

Ученики делают выводы о качестве исследованных продуктов.

Заполнение таблицы рефлексии (что узнали, чему научились).

Обсуждение профессии лаборанта химического анализа и её перспектив.

t1741688769aa.gif

Приложение 1: Таблицы для заполнения результатов

Органолептические показатели молока:

Наименование показателя

Требования по ГОСТ

Образец №1

Образец №2

Внешний вид

Непрозрачная жидкость



Цвет

От белого до слабо-белого



Запах

Слабый специфический



Консистенция

Жидкая, однородная



Физико-химические показатели молока:

Показатель

Результат (Образец №1)

Результат (Образец №2)

Жирность



Кислотность (pH)



Наличие белка



Наличие крахмала



Органолептические показатели масла:

Наименование показателя

Требования по ГОСТ

Образец №1

Образец №2

Цвет

От светло-жёлтого до жёлтого



Запах

Чистый, без постороннего запаха



Консистенция

Однородная, пластичная



Физико-химические показатели масла:

Показатель

Результат (Образец №1)

Результат (Образец №2)

Растворение в горячей воде



Наличие маргарина



Заключение:

После проведения профессиональной пробы ученики смогут лучше понять, что представляет собой профессия лаборанта химического анализа, и определить, насколько она им интересна. Учащиеся также получат базовые навыки работы в лаборатории, что может помочь им в дальнейшем изучении химии и других естественных наук.

t1741688769aa.gif

Этот сценарий рассчитан на 4 урока и включает как теоретическую, так и практическую части, что позволит ученикам глубже погрузиться в профессию и получить больше практического опыта.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.