Сценарий профессиональной пробы «Лаборант химического анализа» для 8 класса (4 урока)
Сценарий профессиональной пробы «Лаборант химического анализа» для 8 класса (4 урока)
Актуальность:
Проведение профессиональных проб помогает учащимся познакомиться с профессиями на практике, что способствует осознанному выбору будущей специальности. Данная проба предназначена для учеников 8 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам. Она позволит ребятам познакомиться с профессией лаборанта химического анализа, узнать о её особенностях и попробовать себя в роли специалиста.
Цель:
Способствовать осознанному выбору профессии, помочь учащимся понять особенности работы лаборанта химического анализа, развить практические навыки работы с химическим оборудованием и реактивами.
Задачи:
Ознакомить учащихся с профессией лаборанта химического анализа, её обязанностями и требованиями.
Научить работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Развить навыки проведения химических анализов и интерпретации результатов.
Сформировать понимание важности техники безопасности в лаборатории.
Развить интерес к химии как к науке и её практическому применению.
Оборудование и реактивы:
Штативы с пробирками
Спиртовки, спички, держатели для пробирок
Цилиндры, пипетки, чашки Петри, химические стаканы, конические колбы
Гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовой раствор йода, азотная кислота (конц.), этиловый спирт (70%)
Образцы молока и сливочного масла
pH-метр
Компьютер для фиксации данных
План проведения мероприятия (4 урока):
Урок 1: Введение в профессию и техника безопасности (40 минут)
Вступительное слово учителя (5 минут):
Приветствие, знакомство с темой профессиональной пробы.
Краткий рассказ о профессии лаборанта химического анализа, её значимости в различных отраслях промышленности (фармацевтика, пищевая промышленность, нефтехимия и др.).
Просмотр видеоролика (5 минут):
Видео о профессии лаборанта химического анализа, например, о победителях чемпионатов WorldSkills.
Обсуждение качеств и обязанностей лаборанта (10 минут):
Учитель задаёт вопросы: Какими качествами должен обладать лаборант? Что входит в его обязанности?
Ученики высказывают свои предположения, учитель дополняет и систематизирует ответы.
Техника безопасности в лаборатории (20 минут):
Презентация по технике безопасности.
Обсуждение правил работы с химическими реактивами и оборудованием.
Практическое знакомство с лабораторным оборудованием (ученики называют и изучают оборудование на своих столах).
Урок 2: Органолептический анализ молока (40 минут)
Теоретическая часть (10 минут):
Учитель объясняет, что такое органолептический анализ и какие показатели оцениваются (цвет, запах, консистенция).
Обсуждение ГОСТа для молока (таблица с требованиями).
Практическая часть (30 минут):
Ученики проводят органолептический анализ двух образцов молока:
Определение цвета, запаха и консистенции.
Заполнение таблицы с результатами (Приложение 1).
Урок 3: Физико-химический анализ молока (40 минут)
Теоретическая часть (10 минут):
Учитель объясняет, как проводятся физико-химические анализы (кислотность, жирность, наличие белка и крахмала).
Обсуждение методов анализа и их значимости.
Практическая часть (30 минут):
Ученики проводят следующие анализы:
Определение жирности молока с помощью спирта.
Измерение кислотности молока с помощью pH-метра.
Обнаружение белка с помощью ксантопротеиновой и биуретовой реакций.
Обнаружение крахмала с помощью йода.
Заполнение таблицы с результатами (Приложение 1).
Урок 4: Анализ сливочного масла и подведение итогов (40 минут)
Органолептический анализ масла (15 минут):
Ученики проводят органолептический анализ двух образцов сливочного масла (цвет, запах, консистенция).
Заполнение таблицы с результатами.
Физико-химический анализ масла (15 минут):
Ученики проводят следующие анализы:
Растворение масла в горячей воде.
Определение присутствия маргарина.
Заполнение таблицы с результатами.
Подведение итогов и рефлексия (10 минут):
Ученики делают выводы о качестве исследованных продуктов.
Заполнение таблицы рефлексии (что узнали, чему научились).
Обсуждение профессии лаборанта химического анализа и её перспектив.
Приложение 1: Таблицы для заполнения результатов
Органолептические показатели молока:
Наименование показателя | Требования по ГОСТ | Образец №1 | Образец №2 |
Внешний вид | Непрозрачная жидкость | ||
Цвет | От белого до слабо-белого | ||
Запах | Слабый специфический | ||
Консистенция | Жидкая, однородная |
Физико-химические показатели молока:
Показатель | Результат (Образец №1) | Результат (Образец №2) |
Жирность | ||
Кислотность (pH) | ||
Наличие белка | ||
Наличие крахмала |
Органолептические показатели масла:
Наименование показателя | Требования по ГОСТ | Образец №1 | Образец №2 |
Цвет | От светло-жёлтого до жёлтого | ||
Запах | Чистый, без постороннего запаха | ||
Консистенция | Однородная, пластичная |
Физико-химические показатели масла:
Показатель | Результат (Образец №1) | Результат (Образец №2) |
Растворение в горячей воде | ||
Наличие маргарина |
Заключение:
После проведения профессиональной пробы ученики смогут лучше понять, что представляет собой профессия лаборанта химического анализа, и определить, насколько она им интересна. Учащиеся также получат базовые навыки работы в лаборатории, что может помочь им в дальнейшем изучении химии и других естественных наук.
Этот сценарий рассчитан на 4 урока и включает как теоретическую, так и практическую части, что позволит ученикам глубже погрузиться в профессию и получить больше практического опыта.