Урок по теме: «Массовая доля химического элемента в соединении» (Химия, 8 класс)
Обернихина Татьяна Сергеевна
учитель химии высшей кв. категории.
МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»
Предмет. Химия.
Тема урока Массовая доля элемента.
8 КЛАСС.
УМК Г.Е. Рудзитис.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.
Задачи
Образовательные:
.Сформировать понятие массовой доли элемента;
Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Развивающие:
Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.
Воспитательные:
Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;
развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;
метапредметные:
формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;
личностные:
формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;
Средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер;
Карточки;
Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
Тетради;
Таблица Д.И.Менделеева;
Авторская презентация по теме «Массовая доля элемента в соединении».
Эпиграф к уроку:
Природа окружает нас загадкам и, и
попытка их решения принадлежит
к величайшим радостям жизни.
У.Рамзай
Этапы урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. |
Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие, положительный настрой на урок. |
Проверяют готовность к уроку. |
2.Целеполагание и мотивация. |
Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов: Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe2O3, Fe3O4 ) (на мультимедийном проекторе). Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа. |
Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. |
Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока. Как вы считаете, какова цель нашего урока. |
Определяют цель урока |
|
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели? |
Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса. |
|
3.Актуализация и контроль знаний. |
Что мы можем сказать об этих минералах? |
Состоят из атомов железа и кислорода |
Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос |
Коллективная работа |
|
Что можно рассчитать по данным формулам? |
Молекулярную массу веществ |
|
Проверка домашнего задания |
На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа .После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем. |
|
3.Изучение нового учебного материала. |
Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их. Как графически можно изобразить записанные формулы? Что такое доля? Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой. Какая величина является главной в химии Чему равна атомная масса железа? Как, исходя из знаний атомной и молекулярной массы, можно вывести формулу вещества? Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду) Обсуждение выполненных заданий. А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Физкультминутка. Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую. Обобщение и систематизация Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю. SО2 и SО3 ω (S) = СО2 и СО ω (С) = ω (N) = НNО3 , НNО2 Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала. |
Отвечают на предложенные вопросы. Рисуют состав веществ разными цветами. Часть от целого. Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике. Атомная масса элемента 56 Выводят совместно с учителем формулу вещества ω=(Аr·n/Мr)·100% Рассчитывают. 3 ученика работают у доски Отвечают на вопрос Выдвигают свои предположения Физкультминутка. Один из учеников по направлению учителя – называет правильное произношение. Производят расчеты Выполняют работу. |
4.Рефлексия и подведение итогов урока. |
Организует рефлексию и подведение итогов урока. Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей? Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка). |
Произносят свои ответы. Оценивают свою работу в плакатах у выхода. |
5.Информация о домашнем задании. |
Предлагает задание в соответствии с возможностями: 1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая? 2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe3(PO4)2*8H2O) |
Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме. |
Использована литература:
1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2013.
2.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии :пособие для ученика и учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Рабочая тетрадь. 8 класс. Автор: Габрусева Н. И.
4. Дидактические материалы. 8-9 классы. Автор: Радецкий А.М.