Сценарий внеурочного мероприятия по экологии «Экологический суд» для обучающихся 7-9 классов
Внеклассное мероприятие по экологии
«Экологический суд»
7-9 класс, дата:11.03.16 г.
Цели и задачи: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.
Форма: экологическое ассорти.
Оборудование: загадки о растениях, тесты «Братья наши меньшие», силуэты птиц, карточки с названиями редких животных, Карточки с описанием экологических ситуаций.
Подготовительная работа.
Формируются три команды по 6 человек, каждой из которых дается домашнее задание:
Придумать название, девиз и эмблему команды и форму команды.
Выбирается жюри из учителей, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.
Анкеты для участников
Буклеты и листовки по пропаганде защиты природы и сохранению экологии
Участники мероприятия:
1. Судья 8 класс
2. Секретарь суда 8 класс
3. «Адвокаты» 7 класс
4. «Прокуроры» 7 класс
5. «Присяжные» 9 класс
6. 4 учащихся - помощника «хулигана»
7. 1 участник – помощник «полицейский»
8. Жюри – Директор и учителя
Ход мероприятия:
Секретарь: Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс - тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.
Для того чтобы выяснить пути решения данных экологических проблем природы мы с вами сегодня проводим «Экологический суд» над мелкими хулиганами, которые сами того не понимая приводят к гибели природы.
Действующие лица нашего мероприятия: 3 команды учеников «Адвокаты», «Прокуроры» и «Присяжные», а так же гости нашего мероприятия (Жури- учителя, болельщики обучающиеся 7-9 классов), а так же ведущие «Секретарь суда» и «Судья».
Правила процесса:
Во время заседания, мы рассмотрим 4 дела разных экологических хулиганов. Адвокаты в их ситуации должны найти положительные моменты и оправдать их. Прокуроры должны привести аргументы и наказать виновных. Присяжные должны выслушать обе стороны и принять правильное решение (принять одну из сторон либо защита либо обвинение). За каждый приведенный правильный аргумент команда получает 1 балл. Побеждает та команда которая набирает большее количество баллов.
Далее судья вынесет правильный приговор. В конце каждый из участников процесса получит сертификат за участие в судебном процессе и лучшая команда будет награждена грамотой за 1 место и сладкие призы.
Для того чтобы нам начать процесс нужно пройти тестирование, которое подтвердит вашу профессиональную пригодность выступать на процессе. В помощь нам будет действовать «Экологический кодекс», который лежит у вас на столах.
«Умеешь ли ты охранять природу».
Вопрос |
Ответ перед мероприятием |
Ответ после мероприятия |
Как вы понимаете слово экология |
||
Красная книга. Зачем она нужна |
||
Почему сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы |
||
Как вы считаете наносит ли сельское хозяйство вред окружающей среде |
||
Как вы считаете что нужно сделать для улучшения экологической обстановки в нашем сельском округе |
||
Что нельзя делать, находясь в лесу? |
||
Вас лично беспокоит экологическая ситуация? (Да,Нет) |
У кого то есть вопросы, о том как будет проходить процесс? (отвечают). Раз больше нет вопросов, тогда начинаем.
«Всем встать,…. суд идет!!!»
Судья: «Слушается дело № 1 Ученик ……… «___» класса, на своем огороде решил внести удобрения для деревьев. Под каждое дерево он внес по мешку азотных и фосфорных удобрений. Это привело к загрязнению водоема, находящегося в близи участка обучающегося.
Обвиняется по статье «Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных)» приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Решение судьи
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.
Судья: «Слушается дело № 2 Ученик ……… «___» класса, на одном далеком острове создал митинг по уничтожению комаров (плакат «Уничтожим комаров», «Смерть кровососущим»). Власти и жители острова поддержали его проект и использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Решение судьи
Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.
Судья: «Слушается дело № 3 Обучающиеся ……… «___» класса, отдыхали на природе несколько часов, что привело к большим негативным последствиям для природы. Заслушаем обвиняемых.
Ответ обвиняемого: (у каждой команде на столах листочки с ответом обвиняемого)
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. ( Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу не так ощущалась жара. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. ( Вырывать и сбивать грибы не следует– разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. ( Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили чай в котелке, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Все равно микробы их разрушат». (вещества из которых сделаны банки и полиэтиленовые разрушаются 100 -200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой- то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно.(Трогать яйца птиц не следует). Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать детенышей зверей и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать , как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник .Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки. (Не следует что – либо проталкивать в муравейник).
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. ( Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно) С охапками луговых и лесных цветов мы пошли домой. (Луговые и лесные цветы рвать не следует)
Через час мы вернулись домой. Весело прошел день!
Лес не просто растёт для забавы,
Он – богатство для нашей страны,
Все деревья, все ягоды, травы
Постоянно народу нужны.
Берегите природу, ребята!
Там, где видим росточек простой,
Может вырастет липа когда-то
Или будет орешник густой.
Всё, чем наша природа богата,
Это всё мы должны сохранить!
Не ломать, не губить без возврата,
А напротив – сажать и растить!
Судья: «Слушается дело № 4 Обучающиеся Проблема:
Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов? (Букет подснежников)
Ученик: Цветок на лугу,
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем?
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял.
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Подснежник: Не рви меня, пожалуйста!
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце, на весну.
Последствия:
Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы, которые можно использовать по назначению.
Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.
Предлагаемое решение:
Можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.
Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.
Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.
Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое Время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Завершающее слово судьи.
Судья: Ежедневно мы являемся свидетелями безграмотной, расточительной, невежественной деятельности человека в природе. Основы нравственно-экологического воспитания закладываются в обществе, семье, детском саду, школе и т.д. Каждый из тех, кто наносит вред окружающей среде, когда-то был ребенком. Вот поэтому важно заложить основы нравственно-экологической грамотности уже в раннем дошкольном детстве.
Нравственно-экологическое воспитание - это воспитание человечности: доброта, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Приговор
«Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Протокол суда
Конкурс |
Прокуроры |
Адвокаты |
Присяжные |
1 конкурс |
|||
2 конкурс |
|||
3 конкурс |
|||
4 конкурс |