Рабочая программа внеурочной деятельности «Страноведение как способ совершенствования английского языка» (9 класс)
Санкт-Петербургское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Страноведение как способ совершенствования английского языка»
9 классы
Составитель:
Фомина Ю.В.
учитель английского языка
Санкт-Петербург
2019 год
Пояснительная записка
Программа «Страноведение как способ совершенствования английского языка» является общеинтеллектуальной и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС общего образования на основе:
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- положения о разработке рабочих программ по внеурочной деятельности ГБОУ лицей № 486
Программа по страноведению «Страноведение как важный компонент изучения английского языка» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о стране изучаемого языка, её истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендован учащимся не только гуманитарного профиля, но и всем, кто хочет стать всесторонне развитой личностью.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Для того чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова и грамматику, надо ещё и знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать её – тогда и языком будет овладеть легче.
Государство, расположенное на острове Британия, образовалось в результате сложного взаимодействия разных племён и народов, которые постепенно прибывали с континента Европы, порой вытесняли друг друга, а порой смешивались и взаимно обогащали. После образования государства Англии под властью короля, страна пострадала от многочисленных сложных перипетий, происходящих в ходе кровавой и беспощадной борьбы за власть, и всё-таки в результате образовалась одна из цивилизованнейших и гуманнейших стран мира.
Основной целью курса является формирование коммуникативной компетенции и её составляющих: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной компетенций.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся;
-формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения (именно данное качество обеспечивает мобильность человека в обществе, может стать гарантом успеха и социальной защищённости).
Содержание страноведческого курса позволяет:
-учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
-учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык- информатика, английский язык-литература, английский язык- МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно - познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы обучения ориентированы на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения программы по страноведению:
I. Языковая компетенция.
Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике профиля.
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы (1000 лексических единиц), 450 – 500 лексических единиц, обслуживающих новые ситуации общения в рамках отобранных тем и особенностей выбранного профиля. Идиоматические выражения, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Косвенная речь. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.
Предметное содержание речи. Великобритания (география, политическая жизнь, экономика, флора и фауна), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт. Вклад страны в мировую культуру и науку. Основные вехи истории развития страны. Путешествия. Походы и экскурсии. Заграничные поездки.
II. Речевая компетенция.
Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики в ситуациях формального и неформального общения в культурной и учебно-профессиональной сферах. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным / прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета страны изучаемого языка. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в стране изучаемого языка.
Аудирование. Понимание основного содержания аутентичных высказываний в ситуациях профессионального общения; извлечение выборочной информации из аудио / видео текстов страноведческого характера в пределах отобранной тематики; вычленение значимой информации из звучащих текстов в рамках выбранного профиля.
Чтение аутентичных текстов различных жанров с использованием различных стратегий / видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).
Перевод профессионально ориентированных текстов с иностранного языка на родной.
Письмо. Изложение полученных сведений о стране в форме тезисов (устного / письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата, аннотации текста, характеристики литературных героев / исторических личностей и событий на основе прочитанного текста в рамках выбранного профиля.
III. Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет страны изучаемого языка. Знаменитые общественные деятели, учёные, писатели, художники. Их вклад в развитие национальной и мировой культуры.
Конечным продуктом самостоятельной деятельности может стать портфолио ученика, то есть совокупность самостоятельно выполненных работ (рефератов, докладов, презентаций иллюстративного материала с комментарием на английском языке для итоговых занятий и научно-практической конференции учащихся).
Формы контроля адекватны условиям обучения: тесты по усвоению лексики после каждой темы, защита проектов, индивидуальные и групповые сообщения, доклады по темам, рефераты.
Технические средства обучения: аудио- ,видео - и медиаматериалы.
Содержание программы:
1. Географическое положение, природа, климат, ресурсы, экономика (5 ч.). Физико-географическое и экономико- географическое положение страны, особенности климата, внешние и внутренние воды, рельеф и полезные ископаемые, природные зоны, растительный и животный мир. Проектная работа №1 «Мой маршрут по Великобритании. Создание карты». Проектная работа №2 «Создание презентации с использованием современных информационных технологий о стране изучаемого языка». Темы докладов в соответствии с проходимыми темами.
2. Политическое устройство (4 ч.) Парламент. Политические партии. Знаменитые политики и премьер – министры (Р.Уолпол, У.Питт, Б.Дизраэли, У.Черчиль, М.Тэтчер). Королевская семья. Проектная работа №3 «Знаменитые люди». Видеоурок с использованием фрагментов из док. фильма «Королевская семья». Доклады и рефераты в соответствии с темой.
3. Древняя история (4 ч.). Первые жители туманного Альбиона. Стоунхендж. Друиды. Римская Британия. Адрианов вал. Англо-саксонское завоевание. Появление первых христиан. Вестминстерское аббатство. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №4 по одной из тем: Стоунхендж. Друиды. Римская Британия. Адрианов вал.
4. Средневековая Британия (3 ч.). Нормандское завоевание. Вильгельм Завоеватель. Белый Тауэр. Начало династии Плантагенетов. Ричард Львиное Сердце. Образование. Первые университеты. Оксфорд. Кембридж. Столетняя война. Война Алой и Белой розы. Тюдоровская Англия. Абсолютная монархия. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №5 по одной из выше названных тем.
5. Великобритания в 17-18 веках (3 ч.). Бурный XVII век. Оливер Кромвель. И.Ньютон. Королевское научное общество. Георгианская Британия. Ватерлоо. Трафальгарская площадь. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №6 по одной из выше названных тем.
6. Британия в 19 веке (4 ч.). Королева Виктория. Колониальная экспансия Британии. Суэцкий канал. Букингемский дворец. Ч.Диккенс. А.Смит. Р.Оуэн. Ч.Дарвин. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №7 по одной из выше названных тем.
7. Великобритания в 20 веке (4 ч.). Первая мировая, Вторая мировая войны. У.Черчиль. М.Тэтчер. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №8 по одной из выше названных тем.
8. Современная Британия (8 ч.). Английский язык. Система образования. Культура, наука, искусство. Спорт. Молодёжные организации. Праздники, традиции. Лондон. Шотландия. Уэльс. Северная Ирландия. Доклады и рефераты в соответствии с темой. Проектная работа №9 по одной из выше названных тем.
9. Итоговое занятие. (1 ч.) Подведение итогов пройденного курса. Выставка портфолио учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № раздела | Тема курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Дата проведения | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
| 1. | Географическое положение, природа, климат, ресурсы, экономика. | 5 | 1 | 4 | |
| | 1. Страна по ту сторону залива. 2. Британия – остров или полуостров? 3. Лицо Британии. 4. Климатические и погодные условия. 5. Минеральные ресурсы. | 1 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Дополнительные выступления (доклады). Проект. |
| 2. | Политическая система. | 4 | - | 4 | |
| | 1. Конституционная монархия. Королевская семья. 2. Парламент. Политические партии. 3. Знаменитые политики и премьер-министры. 4. Региональное деление. | 1 1 1 1 | | 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Рефераты Доклады по теме. Проект. |
| 3. | Древняя история. Легенды, памятники. | 4 | - | 4 | |
| | 1. Первые жители туманного Альбиона. 2. Стоунхендж. Друиды. 3. Легенда о короле Артуре. 4. Вестминстерское аббатство. | 1 1 1 1 | | 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. |
| 4. | Средневековая Британия. | 3 | - | 3 | |
| | 1. Нормандское завоевание. Ричард Львиное Сердце. 2.Тюдоровская Англия. | 1 1 | | 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. |
| 5. | Великобритания в 17-18 веках. | 3 | - | 3 |
|
| | 1. Загадка Шекспира. 2. Георгианская Британия. 3. Трафальгарская площадь. | 1 1 1 | | 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Проект. |
| 6. | Британия в 19 веке. | 4 | - | 4 | |
| | 1. Королева Виктория. Викторианская эпоха. 2. Жизнь замечательных людей. Ч. Диккенс. 3. Научная мысль. Ч. Дарвин. 4. Памятники архитектуры. Букингемский дворец. | 1 1 1 1 | | 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект |
| 7. | Великобритания в 20 веке. | 4 | - | 4 |
|
| | 1. Первая мировая война. 2. Вторая мировая война. 3. Уинстон Черчилль. 4. Маргарет Тэтчер. | 1 1 1 1 | | 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. |
| 8. | Современная Британия. | 8 | 1 | 7 | |
| | 1. Система образования. 2. Молодежные организации. 3. Культура, наука и искусство. 4. Праздники. Традиции и новаторство. 5. Современная литература. 6. Современные тенденции в развитии английского языка. 7.Лондон. Шотландия. Уэльс. 8.Северная Ирландия. | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | Тесты лекс. Ответы на вопросы. Доклады по теме. Проект. Итоговый тест. |
| 9. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 | |
Итого:34 часа.
Информационно-методическое обеспечение программы
Для учителя:
1.И.И.Бурова, Великобритания. Книга для чтения по курсу «Страноведение». Лениздат,2002
2.Л.Н.Васильева, Альбион и тайна времени. Рассказы. Изд. Современник, 1997.
3.Н.А.Тимановская, Взгляд на Британию. Учеб. пособ. для 8 – 11 кл. Тула, 1998.
4. Худ. фильмы на англ. яз. «Последний рыцарь», «Король Артур», «Робин Гуд», «Айвенго», «Викинги», «Ричард Львиное Сердце», док. фильм о королевской семье.
5.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
6. Медиатека видов Великобритании. Презентации.
Для учащихся:
1. Л.С.Барановский, Д.Д. Козикис Добрый день, Британия! Пособие для учащихся школ с углубленным изучением английского языка(9 – 11 кл.), колледжей, лицеев, гимназий, студентов вузов. Минск – Москва, Агенство САДИ, «Московский лицей», 1997. 2.Ю.Б.Голицынский, Великобритания. Пособие по страноведению для старших классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Санкт – Петербург, КАРО, 2001.
3.Г.С.Усова, История Англии: Тексты для чтения на англ. языке: В 2т. Изд. Лань, 2001
Приложение №1
Образец входного теста:
Do You Know Great Britain?
1. What are the colours of the British flag?
a) blue, red, white; b)blue, red, green; c)blue, green, white;
2. A rose is the symbol of
a) Scotland; b) England; c) Wales;
3. How many pence are there in £ 1?
a)50; b)100; c) 1000;
4. Which of these cities are in England?
a)London; b) New York; c)Oxford; d) Toronto; e) Sydney.
5. What do the English often put in their tea?
a) jam; b) milk; c) fruit.
6. Which holiday is on 25th December?
a) St.Valentine’s Day; b) Easter; c) Christmas;
7. What’s the name of the big river in London?
a)the Avon; b) the Thames; c) the Tyne;
8. Taxis in London are usually
a) green; b) yellow; c) black.
9. Who wrote “The Tale of Peter Rabbit”?
a) Hogarth; b) Beatrix Potter; c) Lewis Carroll;
10. Where can you see ravens in London?
a) Buckingham Palace; b) Westminster Abbey; c) The Tower of London;
How did you score?
10 – genius;
8 –very intelligent;
6-why don’t you read the books about UK ?
1-5 – Oh!
Ответы для входного теста:
Do You Know Great Britain?
1. What are the colours of the British flag?
a) blue, red, white;
2. A rose is the symbol of
b) England;
3. How many pence are there in £ 1?
b)100;
4. Which of these cities are in England?
a)London; c)Oxford;
5. What do the English often put in their tea?
b) milk;
6. Which holiday is on 25th December?
c) Christmas;
7. What’s the name of the big river in London?
b) the Thames;
8. Taxis in London are usually
b) yellow; c) black.
9. Who wrote “The Tale of Peter Rabbit”?
b) Beatrix Potter;
10. Where can you see ravens in London?
c) The Tower of London;
4