Рабочая программа элективного курса «Судьба одного народа: Холокост как апогей развития антисемитизма»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАРИИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. ТОМСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА
«Судьба одного народа:
Холокост как апогей развития антисемитизма»
_____10 - 11________ классы
17 учебных часов (1 час в неделю, одно полугодие)
Учитель: ______Н.А.Кох______
Введение
Проблемы и противоречия современного общества, актуальность воспитания у обучающихся терпимого отношения к окружающим людям, значимость формирования у них умений строить эффективное межличностное общение обусловливают необходимость введения в образовательный процесс школы элективных учебных курсов, направленных как на расширение кругозора детей, так и на формирование у них толерантных установок. Одним из таких элективных курсов может быть курс «Судьба одного народа: Холокост как апогей развития антисемитизма».
Программа данного элективного учебного курса рассчитана на обучающихся 10 – 11 классов и позволяет учителю в рамках ФГОС и формирования УУД включить обучающихся в проектно-исследовательскую работу, углубляя получаемый на уроках истории и обществознания учебный материал. Программа призвана способствовать формированию уважительного отношения обучающихся к истории и культурным традициям других народов, повышению нравственной культуры подрастающего поколения. Она конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики изучаемого материала и возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор форм деятельности обучающихся.
Данная программа как целостный документ состоит из следующих разделов:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты изучения курса;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование.
Пояснительная записка
Научно-познавательная значимость курса вытекает из того факта, что сегодня многие науки гуманитарного цикла уделяют пристальное внимание тем вопросам и проблемам, которые возникают в результате межнационального взаимодействия. На протяжении многовековой истории человечество отстаивало незыблемые принципы дружбы, сотрудничества, равенства, справедливости, признанные основой современных концепций прав человека. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Историческая судьба еврейского народа, подвергшегося неоднократным гонениям, в полной мере отражает проблему межэтнических конфликтов. Ознакомление обучающихся с учебным материалом, посвященным тематике антисемитизма в целом и теме Холокоста в частности, позволяет сохранить и передать из поколения в поколение уважение людей друг к другу, правила разрешения конфликтов и противоречий, позволяющих обеспечивать стабильность и организованность в обществе.
История евреев насчитывает уже четыре тысячи лет своего развития, две из которых эта нация провела в диаспоре, не имея собственного государства. Взаимоотношения между коренной нацией и национальным меньшинством могут приобретать, при этом, довольно жесткий характер. Так, евреи на протяжении всей своей истории подвергались гонениям и дискриминации со стороны многих наций. Уже в средние века зародилось движение, которое позднее будет названо антисемитизмом, и, достигнув небывалого размаха, приведет к геноциду еврейского народа в годы нацистского режима в Германии, к так называемой Катастрофе европейского еврейства (к холокосту – Holocaust). Поэтому данный учебный курс делает попытку рассмотреть положение немецких евреев в различные исторические периоды и проследить истоки наиболее важного события в истории взаимоотношений еврейского и немецкого народов – холокоста, ставшего апогеем антисемитского политики в Европе.
Изучение отношения любого государства и общества к национальным группам, которые проживают на его территории и составляют меньшинство, является одной из важнейших характеристик этого общества. Поэтому исследовательская работа в рамках данного учебного курса поможет обучающимся более широко рассмотреть жизнь общества, включая повседневное поведение его членов, позволит выявить структуру общества и ее изменение в ходе исторического процесса. Все это не только расширит их знания о прошлом, но и даст им возможность проектировать эти знания на окружающую действительность.
Цель данной программы: ознакомление обучающихся с проблематикой межнациональных отношений на примере истории антисемитизма и общей характеристикой холокоста, исторический анализ его основной проблематики, выявление специфики этого явления, а также формирование сознательного стремления обучающихся к толерантному поведению.
В соответствии с целью можно выделить следующие учебные и воспитательные задачи:
охарактеризовать положение евреев в различные исторические периоды, а также показать зарождение и развитие антисемитского движения;
охарактеризовать положение евреев в национал-социалистском государстве с 1933 по 1941 г., и выявить общие и специфичные черты антисемитской политики нацистского режима по сравнению с предыдущими историческими периодами;
показать значимость этапа «окончательного решения еврейского вопроса» в антисемитской политике нацизма, определить его содержание и методы воплощения в жизнь;
по возможности показать ответную реакцию еврейского народа на антисемитские мероприятия, проводимые нацистским режимом;
охарактеризовать холокост как апогей развития антисемитского движения, начиная со средневековья, и показать результаты Катастрофы;
научить обучающихся признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами, сформировать уважение к культурному наследию, языку и самобытности различных этнических групп;
развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями; формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
воспитывать в обучающихся понимание личной и гражданской ответственности, солидарности и справедливости на межличностном и национальном уровнях.
Формы организации образовательной деятельности
Согласно требованиям ФГОС нового поколения данная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении. При изучении учебного курса в образовательном процессе могут быть использованы самые разнообразные технологии эффективного обучения деятельностного типа (групповое обучение, игровое обучение, кейс-технология, технологии критического мышления и проблемного обучения и др.), различные интерактивные методики, приемы и средства, которые активизируют познавательную деятельность ребенка, а также традиционные методы обучения, оптимально и результативно сочетаемые с инновационными технологиями.
Возможные формы ведения занятий: групповые интерактивные тренинги, ролевые, деловые и др. виды игр, дискуссии, диспуты, разнообразные формы самостоятельной работы, в том числе исследовательского и проектного характера, работа с источниками, написание эссе, лабораторные занятия с нормативно-правовыми актами, внеклассные творческие мероприятия и др. Некоторые формы проведения занятий в качестве примера указаны в тематическом планировании (см.ниже).
Особое значение имеет ориентация обучающихся и на практическую деятельность: участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных творческих и социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Срок реализации учебной программы: полугодие (17 учебных часов).
Планируемые результаты
На основании планируемых результатов ФГОС СОО (приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») можно определить следующие планируемые результаты от изучения данного учебного курса:
Личностные результаты освоения учебного курса:
1) отражение уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России, включающего и еврейский этнос;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего международные и конституционные права и обязанности людей, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613)
6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного курса:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
6) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
7) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Ожидаемыми результатами реализации программы также являются:
- ознакомление обучающихся с дополнительным к основному школьному историческим материалом, связанным с историей еврейского народа, с историей антисемитизма как общественного явления в сфере межнациональных отношений;
- развитие умений эффективного, бесконфликтного межличностного общения, коммуникативной социальной компетентности.
Содержание учебного курса
Тема 1: Толерантность и права человека (2 часа)
Вводный урок. Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества. Всеобщая Декларация прав человека. Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения Всеобщей декларации прав человека. Значение Всеобщей декларации прав человека. Классификация прав человека. Специфика прав человека. Свойства прав человека: неотчуждаемость, всеобщность, универсальность. Право народов. Становление «третьего поколения» прав человека (права народов на мир, на самоопределение и др.).
Шалом! Урок знакомства с еврейской культурой. Краткий экскурс в историю народа. Знакомство с языком, культурными традициями, праздниками еврейского этноса. Краткое ознакомление с основами иудаизма, посещение синагоги.
Тема 2: Общая характеристика и история антисемитизма (4 часа)
Понятие и виды антисемитизма. Зарождение антисемитизма. Соотношение терминов «антисемитизм» и «юдофобия». Типология антисемитизма: религиозный, политический, расовый, государственный, «новый» антисемитизм (антисионизм). Причины антисемитизма.
Антисемитизм в древности. Юдофобия в средневековой Европе. Формы проявления антисемитизма. Антииудаизм и преследования евреев христианской средневековой церковью. Введение ограничительных запретов и законов. Экономическое противостояние. Влияние антисемитизма на жизнь еврейского и европейских народов.
Эпоха Просвещения и положение евреев в обществе. Борьба еврейского народа за эмансипацию. Проблема самоидентификации и интеграции европейского еврейства. Оформление движения за автономизм в рамках диаспоры. Развитие сионизма. Антисемитизм в первой трети XX века: попытки решения конфликта. История еврейского народа в России.
Тема 3: Холокост – катастрофа европейского еврейства (10 часов)
Введение в тему. Холокост: история одной судьбы…
Антисемитизм в идеологии и практике национал-социалистского движения (1919-1933 гг.). Дискриминация еврейского народа во всех сферах общественной жизни. Популяризация идеи «всемирного еврейского заговора». Расовый антисемитизм.
Политика гитлеровского режима в отношении евреев 1933 – 1941 гг.: установка на «ариизацию». Антиеврейский экономический бойкот. Профессиональные и имущественные ограничения. Нюрнбергские законы. Усиление антиеврейской пропаганды. «Хрустальная ночь». Социально-культурные ограничения.
Установление контроля гитлеровского режима над еврейским населением оккупированных стран. Политика «геттоизации». Создание и организация жизни внутри гетто (появление юденратов). Повседневная жизнь узников гетто. Принудительный труд узников. Ликвидация гетто.
Переход к политике «окончательного решения еврейского вопроса» (1941 – 1945 гг.). Ванзейская конференция. Действия групп уничтожения на оккупированных территориях СССР. Организация массовых убийств евреев. Система концлагерей и «лагерей смерти». Их роль в программе «окончательного решения еврейского вопроса».
Еврейское Сопротивление. Организация еврейского подполья и восстания в гетто. Участие в партизанском движении.
Тема 4: Антисемитизм и современность (1 час)
Борьба с антисемитизмом. Традиционные формы реакции евреев на антисемитизм (ассимиляция, эмиграция, сионизм и др.). Современный взгляд: нормативно закрепленные правовые формы борьбы с антисемитизмом.
Тематическое планирование учебного курса
№№ урока | Название темы | Возможные формы работы и контроля | Оснащенность | Домашнее задание |
Тема: Толерантность и права человека | ||||
1 | Вводный урок. Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества. Всеобщая Декларация прав человека. Классификация прав человека. Право народов. | Анализ нормативных документов | Текст Всеобщей Декларация прав человека | Эссе |
2 | Шалом! Урок знакомства с еврейской культурой. | Посещение синагоги, встречи с представителями еврейской общины, молодежных еврейских организаций | Национальная одежда, предметы быта и др. | Творческие задания (презентации, изучение фольклорного материала и др.) |
Тема: Общая характеристика и история антисемитизма | ||||
3 | Понятие и виды антисемитизма. Причины антисемитизма. | Составление кластера | Схема, таблица | Индивид. задания |
4 | Антисемитизм в древности. Юдофобия в средневековой Европе. | Анализ исторического материала, поисковая работа | Исторические документы, учебная литература | Поиск исторических примеров, подготовка сообщений |
5 | Эпоха Просвещения и положение евреев в обществе. Антисемитизм в первой трети XX века: попытки решения конфликта. | Подготовка сообщений, представление исследовательских работ и проектов | Биографические документы, мемуары | Составление тезисов по теме |
6 | История еврейского народа в России. | Посещение музея, интерактивная лекция | Биографические документы, мемуары, встречи с интересными людьми, | Работа с краеведческим материалом |
Тема: Холокост – катастрофа европейского еврейства | ||||
7 | Введение в тему. Холокост: история одной судьбы… | Проблемный урок Групповая работа | Раздаточный материал, ПК (планшеты) | Поиск материалов для урока (библиотека, интернет) |
8 | Антисемитизм в идеологии и практике национал-социалистского движения (1919-1933 гг.) | Анализ нормативных и исторических документов | Раздаточный материал | Составление хронологич. плана |
9 | Политика гитлеровского режима в отношении евреев 1933 – 1941 гг.: установка на «ариизацию» | Лекция | Слайд-презентация | Записи в тетради |
10 – 11 | Установление контроля гитлеровского режима над еврейским населением оккупированных стран. Политика «геттоизации» | Работа с дополнительным материалом | Художественная литература, видеоматериал | Чтение литературных произведений |
12 – 13 | Переход к политике «окончательного решения еврейского вопроса» (1941 – 1945 гг.). Действия групп уничтожения на оккупированных территориях СССР. | Внеклассные мероприятия, творческое представление темы (исторические вечера, литературные гостиные и др.) | Наглядный материал, костюмы, реквизит | Творческие проектные работы |
14 – 15 | Система концлагерей и «лагерей смерти». Их роль в программе «окончательного решения еврейского вопроса» | Работа с историческим и дополнительным материалом, «кинозал» (с обсуждением просмотра) | Исторические документы, мемуары, художественная литература, видеоматериал | Просмотр художественных и документальных фильмов |
16 | Еврейское Сопротивление. | Исследовательская работа | Презентации/ портфолио о героях Сопротивления | Сбор материала |
Тема: Антисемитизм и современность | ||||
17 | Борьба с антисемитизмом | Круглый стол | Раздаточный материал | Повторение материала |
| Итого за год: | 17 часов |
Список литературы и используемые материалы для проведения занятий
Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001
Альтман И.А., Полторак Д.И., История Холокоста. 1933–1945 г. Пакет-комплект документальных материалов. - М.: Фонд «Холокост», 2002.
Арад И. Холокауст. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Сборник статей. Иерусалим: Яд Ва - шем, 1990.-165 с.
Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа, 1985.-279 с.
Биск И. Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново: Ивановский государственный университет, 1990. 156 с.
Бланк А. С. Идеология германского фашизма. Материалы к спецкурсу для студентов исторических факультетов. Ч. III. Вологда, областная типография,1974.-123 с
Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001.
Вайнштейн М. Антисемитизм… и завтра ?! Иерусалим: Тарбут, 1983. 282 с.
Варжапетян В. Pogrom. // Новое время, № 36, 1997.
Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989. 352 с.
Гилберт М. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1993. 164 с.
Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней.- Иерусалим: Яд Вашем, 2007.
Гутман И., Шацкер Х. Катастрофа и ее значение. Иерусалим: Библиотека – Алия, 1990. 286 с.
Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, Русич, 1993. 480 с.
Дневник А. Франк. // Мы, № 11-12, 1990.
Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, в 14 томах. С.-Пб., Общество для Научных еврейских изданий и издательство Брокгауз – Ефрон. б. г.
Загадки еврейской истории. Книготоварищество Москва – Иерусалим, 1990.-208 с.
История еврейского народа. От талмудической эпохи до эпохи эмансипации. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1993.-167 с.
История еврейского национального движения 1870-1914. Иерусалим: Библиотека – Алия, 1993. 201 с.
Катастрофа европейского еврейства. Тель-Авив: Издательство Открытого унивеситета, 1995.
Катастрофа и героизм еврейского народа. Иерусалим: «Амана», 1991. 119 с.
Кац Я. Евреи в средневековой Европе (Замкнутость и толерантность). Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. –334 с.
Клокова Г. И. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.- М.,1995.
Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М.: Прогресс, 1990.-245 с.
Краль В. Преступления против Европы. М.: Мысль, 1968. 348 с.
Краткая еврейская энциклопедия, в 8 томах. Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, Т. 2-1982, Т. 7-1994.
Манн Т. О немцах и евреях: Статьи, письма, дневники. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990.-498 с.
Мельников Д., Черная Л. Империя смерти: аппарат насилия в нацистской Германии 1933-1945. М.: Издательство политической литературы, 1989. 414 с.
Михман Д. Катастрофа европейского еврейства/ Открытый университет. Израиль.- Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1995.
Млечина И. Уроки немецкого: Век XX. М.: Прогресс, Культура, 1994.-204 с.
Очерк истории еврейского народа. п. р. Ш. Эттингера. Иерусалим: Библиотека – Алия, 1993. 908 с.
Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха знаний. М., Иерусалим: Гешарим, 1998.-447 с.
Преподавание темы Холокоста в XXI веке. - М., Фонд «Холокост», 2000.
Рот С. История евреев: с древнейших времен по шестидневную войну. Иерусалим, 1967. 426 с.
Семиряга М. И. Фашизм, расизм, национализм. // Расы и общество. М.: Наука, 1982.-351 с.
Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. Иерусалим: Библиотека–Алия, 1993. 367с
Филиппов И. Ф. Записки о Третьем рейхе. М.: Международные отношения, 1970. 248 с.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.-271 с.
Хейфец М. Где ты, народ ? // «Новое время», № 36, 1997.
Цур Я. И восстал народ. Иерусалим: Библиотека – Алия, 1990. 254 с.
Шульмейстер Ю. А. Гитлеризм в истории евреев. - К.: Политиздат Украины, 1990. 255 с.
Энциклопедия Третьего рейха. М.: Локид – Миф, 1996. 592 с.