Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Свойства и источники фразеологизмов»

1
1
Материал опубликован 25 May 2023
Технологическая карта урока русского языка Ф.И.О. учителя: Кухарева Юлия Валентиновна Место работы: МБОУ Лицей №7, г. Саяногорск Предмет: русский язык УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. С.И. Львова, В.В. Львов – М.: Мнемозина, 2012 Тема урока: «Свойства и источники фразеологизмов» Класс: 5 класс Планируемые результаты:

- Личностные: Л1 – пополнение объёма словарного запаса фразеологизмами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л2 – понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

- Метапредметные: умение осознанно использовать фразеологизмы в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

- Предметные:

Научатся: называть источники фразеологизмов, определять их лексическое значение.

Получат возможность научиться: анализировать фразеологизмы с точки зрения структурной организации.

Тип урока: открытие новых знаний.



Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; альбомы, краски, карандаши.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формирование УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Я хочу начать урок с фразы «Лиха беда – начало». Какое значение имеет это выражение?

Как называются подобные выражения?


Объясняют смысл фразеологизма. Волевая саморегуляция.

Мозговой штурм. Индивидуальные ответы детей. Словесное поощрение учителя.

П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

К1 – приобретают опыт работы в группе.

2.Актуализация знаний.

На столах у групп на листах примеры фразеологизмов с толкованием их значения.

Дети читают фразеологизмыи обсуждают их значение.

Частично-поисковый метод. Самостоятельное знакомство со словесным материалом. Обсуждение значений фразеологизмов.

П2 – Выбирают смысловые единицы фразеологизмов и устанавливают отношения между прямым и переносным значением слов.

3. Постановка учебных целей.

Каким образом, откуда берутся фразеологизмы в языке? Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке.

Дети говорят, что мы будем изучать фразеологизмы, узнавать их значение.

Создание проблемной ситуации.

Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности.


4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Ребята, откройте учебник на с.49, параграф 51, «Фразеология». Давайте узнаем, что изучает фразеология, что такое фразеологизмы. Свойства фразеологизмов: воспроизводятся в речи в готовом виде; имеют синонимы и антонимы; могут состоять из двух слов и иметь структуру предложения; Употребляются в разных стилях речи.

Источники фразеологизмов: профессиональная лексика; пословицы и поговорки; меткие выражения писателей; античная мифология; переводные.

Дети знакомятся с теоретическим материалом учебника, объектом изучения фразеологии, с определением фразеологизма.

Далее дети смотрят мультимедийную презентацию к уроку.

Самостоятельное знакомство с новым материалом, обсуждение полученной информации.

П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям.

П3 – определяют основную и второстепенную информацию.

5. Закрепление изученного материала.

Ребята, закрепим полученные знания на примерах упражнений учебника.1 группа - № 506, 2 группа - № 507,3 группа - № 508.

Выполняют упражнения по группам, обсуждают значения фразеологизмов, читают по группам выполненные задания.

Репродуктивный метод. Самостоятельная работа учащихся, применение полученных знаний на практике.

Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

П6 – строят логические рассуждения, основываясь на употреблении слов в переносном значении.

6. Физминутка.


Физические упражнения.



7.Творческая работа. Результат учебной деятельности.

Ребята, посмотрите рисунки из упражнения № 509, с. 50. Почему эти рисунки вызывают у нас улыбку?





У каждой группы на столах лежат разные листы с напечатанными фразеологизмами и толкованием их лексического значения. Давайте нарисуем понравившиеся вам фразеологизмы. Как вы изобразите их?

Дети рассматривают рисунки и приходят к выводу о том, что на рисунках фразеологизмы изображают прямое значение слов, а не в переносном.

Дети рисуют понравившиеся фразеологизмы, каждая группа демонстрирует свои рисунки и объясняет их лексическое значение.

Работа в группах. Творческая мастерская. Обобщение  ценностного отношения к совместной деятельности, её оценка.

Л4 – Обогащение восприятия родного языка и культуры с помощью фразеологизмов.Р4 – Оценка результатов учебной деятельности по творческим работам.

П5 – Представляют информацию в виде рисунков.

К2 – Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

8.Рефлексия деятельности. (Подведение итогов урока.)

Предлагаю ответить на вопросы:
– какова тема урока?
– какую цель ставили?
– достигли ли цели? что было интересно на уроке?
– что  было трудно?
– где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку. 
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Отвечают на вопросы. 
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка.

Л2 – усвоение ценности совместной работы в группах.

Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу.

П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.




9. Информация о домашнем задании (комментирование). Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: параграф 51, у. 510.

Подготовка к выполнению домашнего задания.

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей.

Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.



























Распространённые и нераспространённые предложения.



Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.



Научатся: опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые) 

Получат возможность научиться:  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации. 

УУД личностные:  Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 –   выбирают  смысловые единицы предложения  и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.



 №
п/п

Этап урока

Цель(формируемые УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Оценка

1.

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой   на учебную деятельность

Л3 
Р3
П2
П4
К2

 Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!» 
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада!                          Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета.

Объясняют смысл приветствия.
Волевая саморегуляция

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация 
знаний.
Приёмы ТРКМЧП:
 «Мозговой штурм»,  
«Веришь ли ты, что…»

Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1
Р2
Р3
Р4
П1
П2
П4
К1
К3

 На партах у групп по одному предложению: 
1. Выпал снег.
2. Ты радуешься  снегу?
3. Зимние дни  проходят быстро. 
4. Красива  зима!
На доске – схемы этих предложений.
Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.
Слайд 2 (Приложение 1)
«Веришь ли ты, что…»
–  эти предложения  можно   объединить в группы по цели высказывания?
Слайд 3 
–  эти предложения  можно   объединить в группы по интонации?
Слайд 4  
– эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

Кто сможет распределить по этому признаку?
А кто знает, как называются эти предложения?

 Групповая работа.
Разбирают своё предложение,находят на доске соответствующую  схему,прикрепляютпредложение,объясняют свой выбор.
Делят предложен-ные предложения на группы.

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценкав маршрутном листе.

3.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Уметь узнавать и отличать распространён-ные   предложе-ния   от  нерас-пространённых
Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.  
Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?
Слайд 5 
Запишите, пожалуйста, число  и  тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.  Давайте, посмотрим, как я их  сформулировала?
Слайд 6

Формулируют тему и цель урока

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

4.

 Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Приём ТРКМЧП:
«Инсерт»(маркировка текста)

Открытие новых знаний:
– работа с информацией в учебнике

Л1
Л2
Р2
Р4
П3
П4
К1
К2

Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложениt 2)  на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. (Приложение 3)
Назовите критерииоценки:
  – цель достигнута
  –  справляюсь, но есть ошибки     
 – ещё нужно над этим работать
Оценивать работу групп сегодня буду я.
Предлагаювыполнить задание № 1  из маршрутного листа:
–  Прочитатьинформацию в учебнике о  видах предложений по наличию второстепенных членов –    с.127
–  Читая информацию,поставитькарандашом знаки: («Инсерт»)
v  знаю
+ новое
!  интересное
? не понимаю

 Теперь вы можете  выполнить это задание:  распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание №1
(индивидуальная работа)  
Читают текст на стр. 127,перерабатываютинформацию

 

 

 

 

Распределяютпредложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения 
(групповая работа)

Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценкав маршрутном листе.

5.

Закрепление изученного материала

 Организация деятельности  для отработки навыков 
Л2, Р4, П1, П2
П4
К2
К3

Предлагаювыполнитьследующее задание из маршрутного листа.  
Задание № 2
с.128  упр.281 (2)
Спишите  под пунктом  2)  предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. 
Самопроверка по образцу. Слайд7

Выполняют задание № 2
стр.128 упр. 281 (2),

 

 

Проверяют по образцу на слайде

 Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.
Самооценкав маршрутном листе.

6.

Физминутка

7.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Приём ТРКМЧП:
«Синквейн»

Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
Л1
Л2
Р2
Р3
Р4
П3
П5
К2
К3

 

Предлагаювыполнитьследующее задание из маршрутного листа. 
Задание № 3
Составление синквейна  (алгоритма изученного правила)
со словом«Предложения»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

Слайд 8

Выполняют   
Задание № 3
Групповая работа
Пример синквейна:
 Слайд 8 
Предложения
Распространённые, нераспространён-ные
Бывают, состоят, делятся 
По наличию второстепенных членов
Виды

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценкав маршрутном листе.

8.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Приём ТРКМЧП:«Веришь ли ты, что…»

Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Л1
Л3
Р3
Р4
П1
П4
К2

Предлагаю ответить на вопросы:
– какова тема урока?
– какую цель ставили?
– достигли ли цели?
– какое правило использовали?

Предлагаювернуться к приёму 
«Веришь ли ты, что…»

Слайд 9

 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

– что было интересно на уроке?
– что  было трудно?
– где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку. 
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
Оцените работу своей группы.
Даю  свою оценку работе групп.
Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений  просматривается продвижение вперёд! В чём?

Отвечают на вопросы. 
Дают оценкусвоей деятельности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

Самооценкав маршрутном листе.

9.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания.
Развить творческие способности
Л1
Л3
П5.

Предлагаю выполнить по выбору:
1. стр. 128 упр.282 
2. стр.128  упр. 284
3. Лингвистическая сказка « Два предложения».
Кто попробует написать  сказку?
Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться, 
Сказать это слово – что дать напиться… 
Слайд 10
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний,развитиетворческих способностей

Оценка учителя

Список используемых источников: (Приложение 4)

Поделиться…

© 2003–2014 ИД «Первое сентября»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. почта: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Валентиновна, такое впечатление, что присоединилась часть другого урока - другой тематики.

25 May 2023

Похожие публикации