Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Свойства и источники фразеологизмов»
- Личностные: Л1 – пополнение объёма словарного запаса фразеологизмами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л2 – понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
- Метапредметные: умение осознанно использовать фразеологизмы в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
- Предметные:
Научатся: называть источники фразеологизмов, определять их лексическое значение.
Получат возможность научиться: анализировать фразеологизмы с точки зрения структурной организации.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; альбомы, краски, карандаши.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формирование УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Я хочу начать урок с фразы «Лиха беда – начало». Какое значение имеет это выражение? Как называются подобные выражения? | Объясняют смысл фразеологизма. Волевая саморегуляция. | Мозговой штурм. Индивидуальные ответы детей. Словесное поощрение учителя. | П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. К1 – приобретают опыт работы в группе.
|
2.Актуализация знаний. | На столах у групп на листах примеры фразеологизмов с толкованием их значения. | Дети читают фразеологизмыи обсуждают их значение. | Частично-поисковый метод. Самостоятельное знакомство со словесным материалом. Обсуждение значений фразеологизмов. | П2 – Выбирают смысловые единицы фразеологизмов и устанавливают отношения между прямым и переносным значением слов. |
3. Постановка учебных целей. | Каким образом, откуда берутся фразеологизмы в языке? Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке. | Дети говорят, что мы будем изучать фразеологизмы, узнавать их значение. | Создание проблемной ситуации. | Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности. |
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. | Ребята, откройте учебник на с.49, параграф 51, «Фразеология». Давайте узнаем, что изучает фразеология, что такое фразеологизмы. Свойства фразеологизмов: воспроизводятся в речи в готовом виде; имеют синонимы и антонимы; могут состоять из двух слов и иметь структуру предложения; Употребляются в разных стилях речи. Источники фразеологизмов: профессиональная лексика; пословицы и поговорки; меткие выражения писателей; античная мифология; переводные. | Дети знакомятся с теоретическим материалом учебника, объектом изучения фразеологии, с определением фразеологизма. Далее дети смотрят мультимедийную презентацию к уроку. | Самостоятельное знакомство с новым материалом, обсуждение полученной информации. | П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям. П3 – определяют основную и второстепенную информацию. |
5. Закрепление изученного материала. | Ребята, закрепим полученные знания на примерах упражнений учебника.1 группа - № 506, 2 группа - № 507,3 группа - № 508. | Выполняют упражнения по группам, обсуждают значения фразеологизмов, читают по группам выполненные задания. | Репродуктивный метод. Самостоятельная работа учащихся, применение полученных знаний на практике. | Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей. П6 – строят логические рассуждения, основываясь на употреблении слов в переносном значении. |
6. Физминутка. | | Физические упражнения. | | |
7.Творческая работа. Результат учебной деятельности. | Ребята, посмотрите рисунки из упражнения № 509, с. 50. Почему эти рисунки вызывают у нас улыбку? У каждой группы на столах лежат разные листы с напечатанными фразеологизмами и толкованием их лексического значения. Давайте нарисуем понравившиеся вам фразеологизмы. Как вы изобразите их? | Дети рассматривают рисунки и приходят к выводу о том, что на рисунках фразеологизмы изображают прямое значение слов, а не в переносном. Дети рисуют понравившиеся фразеологизмы, каждая группа демонстрирует свои рисунки и объясняет их лексическое значение. | Работа в группах. Творческая мастерская. Обобщение ценностного отношения к совместной деятельности, её оценка. | Л4 – Обогащение восприятия родного языка и культуры с помощью фразеологизмов.Р4 – Оценка результатов учебной деятельности по творческим работам. П5 – Представляют информацию в виде рисунков. К2 – Практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества. |
8.Рефлексия деятельности. (Подведение итогов урока.) | Предлагаю ответить на вопросы: | Отвечают на вопросы. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка. | Л2 – усвоение ценности совместной работы в группах. Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу. П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия. |
9. Информация о домашнем задании (комментирование). Выставление оценок за урок. | Домашнее задание: параграф 51, у. 510. | Подготовка к выполнению домашнего задания. | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей. | Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей. |
Распространённые и нераспространённые предложения.
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
№ | Этап урока | Цель(формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1. | Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебную деятельность Л3 | Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне? | Объясняют смысл приветствия. | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализация | Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания Л1 | На партах у групп по одному предложению: | Групповая работа. | Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. |
3. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Уметь узнавать и отличать распространён-ные предложе-ния от нерас-пространённых | Мотивация к формулированию темы и цели урока: | Формулируют тему и цель урока | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление. Приём ТРКМЧП: | Открытие новых знаний: Л1 | Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложениt 2) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения? |
Выполняют задание №1
Распределяютпредложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения | Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценкав маршрутном листе. |
5. | Закрепление изученного материала | Организация деятельности для отработки навыков | Предлагаювыполнитьследующее задание из маршрутного листа. | Выполняют задание № 2
Проверяют по образцу на слайде | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. |
6. | Физминутка | |||||
7. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. | Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
| Предлагаювыполнитьследующее задание из маршрутного листа. 1 строка – существительное Слайд 8 | Выполняют | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценкав маршрутном листе. |
8. | Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) | Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка | Предлагаю ответить на вопросы: Предлагаювернуться к приёму Слайд 9 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? – что было интересно на уроке? | Отвечают на вопросы. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка | Самооценкав маршрутном листе. |
9. | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Закрепить полученные знания. | Предлагаю выполнить по выбору: | Самостоятельная домашняя работа | Закрепление полученных знаний,развитиетворческих способностей | Оценка учителя |
Список используемых источников: (Приложение 4)
Поделиться…
© 2003–2014 ИД «Первое сентября»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. почта: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53
Калягина Ирина Владимировна