Занятие по психологии «Тайный смысл мифологии» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
/data/files/w1486322669.ppt (Тайный смысл мифологии)
Занятие по психологии
"Тайный смысл мифологии"
«Поэма Гомера «Одиссея»
Разработчик: Борякина Лилия Анатольевна,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 13» г.Воркуты
Воркута
2017
Актуальность занятия
Формирование личности ребенка начинается со сказки. Ребенок с детства ищет героев, на которых стремиться быть похожим.
Использование сказкотерапии является одной из форм работы с подростками в рамках реализации программы латентной профилактики аддиктивного поведения.
Особенность скрытой профилактики заключается в том, что она позволяет развить личностные качества учащихся в мягкой, ненавязчивой форме.
Во время занятия подросток проживает проблемную ситуацию вместе со сказочным героем, анализирует ее, учится посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, быть мужественным, ответственным, иметь собственное мнение, быть готовым самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, уметь противостоять соблазнам.
Подобную форму проведения занятий могут использовать:
- учителя-предметники гуманитарного цикла;
- классные руководители при проведении тематических классных часов;
- и психологии.
Цели занятия:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности на основе толерантности, открытости миру, потребности совершенствования, саморазвитию.
Учебные навыки: развитие умения понимать проблемную ситуацию, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Предметные: понимание связи мифов с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания.
Методы психопрофилактической работы
1. Дискуссия – каждый ученик высказывает сове мнение по определенной теме на основании своих знаний и опыта. Позволяет обозначить приобретенный опыт в процессе тренинга, формализовать его и понять, каким образом новое знание может быть использовано в обычной жизни.
2. Ролевые игры, в которых участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в определенных ситуациях, выработать и применить новые стратегии поведения, приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.
3. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Формы работы учащихся: индивидуально - групповая.
Категория учащихся: 6 класс
Количество участников: от 15 до 25 человек.
Оборудование: Интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы.
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Вводное слово - Мотивирование к учебной деятельности.
3. Разбор проблемных ситуаций (работа с карточками)
4. Актуализация знаний.
5. Рефлексия
Занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:
1. Начало работы в группе – 10 минут (ритуал приветствия, разминка, упражнения, поддерживающие групповую атмосферу и фокусирующие внимание).
2. Основной этап – 20-30 минут (решение содержательных задач, информирование, отработка практических навыков и умений).
3. Завершение работы – 10 минут (рефлексия, обратная связь).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Разминка «Пожелания».
Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Вводное слово
Психолог знакомит учащихся с древнегреческим поэтом - Гомером и его поэмой «Одиссеей».
Психолог просит сформулировать тему занятия и определить, для чего нужно изучать мифы.
Миф – вымышленная история, главными героями, которых являются Боги, где сюжет и образ являются символом-знаком в борьбе «света с тьмой», «добра и зла».
Миф обретает совершенно иной смысл, если взглянуть на него с другой стороны.
Основное содержание занятия
3. Разбор проблемных ситуаций (работа с карточками)
Участники делятся на 4 условные группы, и получают карточки для самостоятельной работы.
Учащиеся знакомятся с фрагментами побед Одиссея.
Необходимо назвать личностные качества героя, которые помогли ему найти выход из проблемной ситуации.
Ситуация № 1 - ОДИССЕЙ НА ОСТРОВЕ ЦИКЛОПОВ
Вывод: Хитрость, сноровка, принятие нестандартных решений.
Ситуация № 2 - ПЛАВАНИЕ ОДИССЕЯ МИМО ОСТРОВА СИРЕН
Вывод: Авторитет среди друзей. Умение противостоять соблазнам.
Ситуация № 3- ПЛАВАНИЕ ОДИССЕЯ МИМО СЦИЛЛЫ И ХАРИБДЫ
Вывод: Эта потеря была неизбежна, чтобы сохранить корабль и остальную команду.
Ситуация № 4- ГИБЕЛЬ КОРАБЛЯ ОДИССЕЯ
Вывод: Умение противостоять мнению большинства, тем самым не нарушив клятвы и возможность спасти себе жизнь.
Обсуждение каждой группы по очереди.
Таким образом, благодаря таким качествам как мужество, храбрость, хитрость, смекалка, непохожесть на других, незаурядные умственные способности, умение отстаивать свое мнение, ответственность за своих товарищей, умение противостоять мнению большинства Одиссей становится величайшим героем греческой мифологии.
4. Актуализация знаний.
С давних времен мифы передаются из поколение в поколение.
Психолог предлагает учащимся определить актуальность греческой мифологии в наше время?
Насколько для человека важно проявлять свои лучшие качества?
Сталкиваются ли подростки нашего времени с проявлением подобных качеств?
Что значит быть непохожим на других сегодня?
С какими соблазнами жизни приходится сталкиваться (бороться) в наше время?
Какие способы противостояния вы знаете?
5. Рефлексия
Психолог предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Понравился ли вам урок?
- Что вызвало затруднения?
- Как бы вы продолжили фразу: «Оказывается...»
Приложение 1
Ситуация № 1
ОДИССЕЙ НА ОСТРОВЕ ЦИКЛОПОВ
Плывя по сицилийскому морю, корабли Одиссея прибились к очень плодородной земле, на которой выпасались бесчисленные стада коз и отары овец. Все это принадлежало циклопам - гигантам с одним глазом посреди лба. Мощнейший из них был Полифем.
Одиссей взял двенадцать товарищей, бурдюк превосходного вина, немного еды и пошел вглубь страны, чтобы узнать об обычаях странных жителей.
«Спутники мои стали уговаривать меня, захватив лучших ягнят и козлят и взяв сыров, бежать на корабль, но я, к несчастью, не послушал их. Мне хотелось посмотреть на самого циклопа. Наконец пришел и сам циклоп».
Увидев его, путешественники похолодели: Полифем был большой, как гора. Он загнал стадо в пещеру, а выход завалил такой огромной глыбой, что и 24 быка не сдвинули бы ее с места. Затем подоил коз и овец, разжег костер и при его свете увидел в углу кучку людей. Одиссей сказал, что он называется Никто, однако Полифем не слушал его, а, схватив двух спутников, разорвал на куски и съел, пообещав Одиссею, что оставит его себе напоследок.
«Я хотел убить его, обнажил уже меч, но, взглянув на громадную скалу, которой завален был ход, понял, что так не спастись нам. Долго придумывал я средство, как спастись, наконец придумал».
Одиссей угостил великана бокалом старого вина и поил до тех пор, пока у циклопа не закружилась голова и великан упал, оповитый крепким сном. Одиссей разжег костер, положил в него огромный кол из оливкового дерева и, когда он загорелся, ударил головешкой в глаз Полифема. Ослепленный циклоп не мог поймать ни Одиссея, ни его товарищей, ловко прятавшихся в закоулках пещеры. Тогда он сел у выхода и стал ждать. А хитрый царь Итаки придумал новый подвох. Он привязал себя и товарищей под брюхо баранов и так вместе со стадом выбрался из ловушки.
Приложение 2
Ситуация № 2
ПЛАВАНИЕ ОДИССЕЯ МИМО ОСТРОВА СИРЕН
Попутный ласковый ветер занес корабль Одиссея к острову сирен. Царь Итаки знал, что ему угрожает. Сирены были морскими чудовищами - верхняя половина туловища у них была как у прекрасных дев, а нижняя - покрыта перьями, как у птиц. Они имели такие прекрасные голоса, что, услышав их, каждый откладывал весло и забывал о волнах. Тогда быстрое течение сносило лодку в воронки между рифами и разбивала его.
«– Друзья! Сейчас должны мы проплыть мимо острова Сирен. Своим пением завлекают они плывущих мимо моряков и предают их лютой смерти: весь остров их усеян костями растерзанных людей. Я залеплю вам уши мягким воском, чтобы не слышали вы их пения и не погибли, меня же вы привяжите к мачте. Если я, очарованный их пением, буду просить вас отвязать меня, вы еще крепче свяжите меня».
Сирены испытывали моряков прекрасным пением, и команда корабля не слышала их. А Одиссей, видя, что они уплывают от тех волшебниц со сладкими голосами,
и желая еще слушать их пение, дергал веревки, которые держали его, и показывал жестами, чтобы его отвязали. Никто его не послушал. И так они проплыли.
Приложение 3
Ситуация № 3
ПЛАВАНИЕ ОДИССЕЯ МИМО СЦИЛЛЫ И ХАРИБДЫ
Тайный смысл мифологии
PPT / 583 Кб
Между острова Сицилия и побережьем Италии открывался очень узкий морской пролив. По обе стороны его возвышались две скалы. В одной, стремительной и гладкой, похожей на стеклянную гору, была пещера, где жила та самая Сцилла, в другой – неукратимая всепоглощающая Харибда.
Одиссей приказал сесть на весла и подплыть к скале Сциллы.
«Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал я им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня лишь шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда: волны клокотали около ее пасти, а в ее глубоком чреве, словно в котле, кипели морская тина и земля. Когда же изрыгала она воду, то вокруг кипела и бурлила вода со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду.
В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слыхал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла: напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки».
Проплыв мимо Харибды, которая с такого расстояния не могла достать корабль, путешественники отправились дальше, оплакивая судьбу шестерых товарищей.
Приложение 4
Ситуация № 4
ГИБЕЛЬ КОРАБЛЯ ОДИССЕЯ
Вскоре показался вдали остров бога Гелиоса (Солнца). Все ближе подплывали мы к нему. Я уже ясно слышал мычание быков и блеяние овец Гелиоса. Помня предостережение волшебницы Кирки, стал убеждать спутников миновать остров и не останавливаться на нем. Хотел я избежать великой опасности.
Но Эврилох ответил мне:
– Как жесток ты, Одиссей! Сам ты словно отлит из меди, ты не знаешь утомления. Мы утомились: сколько ночей провели мы без сна, а ты запрещаешь нам выйти на берег и отдохнуть, подкрепившись пищей. Нет, мы должны пристать к берегу, а завтра с зарей отправимся в дальнейший путь.
С ним согласились и остальные спутники. Понял я, что не миновать нам беды. Пристали мы к острову и вытащили на берег корабль. Заставил я спутников дать мне великую клятву, что не будут они убивать быков бога Гелиоса.
Наконец вышли у нас все припасы. Приходилось питаться тем, что добывали мы охотой и рыбной ловлей. Все сильнее и сильнее начинал мучить голод моих спутников.
Однажды ушел я в глубь острова, чтобы наедине попросить богов послать нам попутный ветер. Незаметно погрузили меня боги в глубокий сон. Пока я спал, Эврилох уговорил моих спутников убить несколько быков из стада бога Гелиоса.
Шесть дней истребляли быков Гелиоса мои спутники. Часть мяса принесли они в жертву богам.
Напрасно упрекал я моих спутников за то, что совершили они. Боги послали нам страшное знамение. На седьмой прекратилась буря, и подул попутный ветер. Тотчас отправились мы в путь. Но лишь только скрылся из виду остров, как поднялась ужасная буря. Сверкнула молния и разбила в щепки корабль. Всех моих спутников поглотило море. Спасся один только я: с трудом поймал я обломок мачты и киль моего корабля и связал их.
Девять дней носился по безбрежному морю, и наконец прибило меня волнами к острову Огигия.