ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

1
0
Материал опубликован 14 February


Управление образования администрации

Пожарского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Пожарского муниципального округа


ПРИНЯТА

на заседании методического совета

МБОУ ДО ЦВР

Протокол № от


«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО ЦВР

________________Н.В. Продан

___ августа 2024 г.













ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности


Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год



Душкина Ольга Юрьевна

педагог дополнительного образования

















пгт Лучегорск

2025 г

РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

Язык – это средство межкультурного общения, средство осознания мира как единого целого. Изучение английского языка стало неотъемлемой частью обучения школьников. Программа по теме «Цифровая безопасность» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и направлена на формирование у них базовых знаний о безопасном поведении в интернете в процессе изучения английского языка. В современном мире дети все чаще сталкиваются с цифровыми устройствами и интернетом, встречаясь с большим количеством лексики иностранного происхождения, поэтому важно обучать их основам цифровой безопасности уже в раннем возрасте. Программа включает интерактивные занятия, игры и практические задания, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и доступным для детей.

Направленность программы – социально-гуманитарная. 

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский, национальные языки РФ, иностранные языки.

Уровень освоения – стартовый. 

Программа базового уровня, т.к. ориентирована на освоение базовых навыков общения на английском языке, углубление и развитие интересов и навыков, обучающихся; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной деятельности.

Отличительные особенности заключаются в том, что организация образовательной деятельности строится на основе интереса и содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать у ребенка любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Материал данной программы позволяет приобрести специализированные знания языка для общения в рамках содержательно-тематического направления программы. Данная программа поможет обучающимся освоить базовые принципы цифровой безопасности, что станет важным шагом в формировании ответственного и сознательного поведения в интернете.

Методические и учебные пособия подобраны специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Программа составлена с учётом потребностей современного ребенка и основана на принципе доступности обучения. 

Адресат программы – обучающиеся пгт. Лучегорск в возрасте от 7 до 10 лет. 

Особенности организации образовательного процесса

- условия набора и формирования групп – набор в группы – свободный, состав постоянный. При формировании групп учитывается первоначальный уровень подготовки. Группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. 

- режим занятий – один раз в неделю по 40 минут.

- продолжительность образовательного процесса – программа рассчитана на 1 год обучения - 36.

- форма обучения – очная.

- форма организации занятий: групповая. Наполняемость – 5-8 человек. 






1.2. Цель и задачи программы



Цель - формирование у обучающихся пгт. Лучегорск в возрасте от 7 до 10 лет осознанного отношения к вопросам личной безопасности при использовании интернета и цифровых устройств в процессе изучение английского языка.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Формировать понимание основных правил поведения в сети, понимание того, какие данные нельзя передавать незнакомым людям.

2. Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу в процессе общения.

3. Воспитывать потребность в самообразовании и саморазвитии.

Развивающие:

1.Развивать умение распознавать подозрительные сайты и сообщения.

Развитие навыков проверки информации перед ее использованием.

2.Развивать умение работать с литературой, искать необходимую информацию в различных источниках.

3.Развивать память, внимание и мышление.

Обучающие:

1.Обучать навыкам и умениям базового уровня по составляющим языка – фонетике, лексике, грамматике.

2. Обучение правилам общения в интернете:

- Формирование уважительного отношения к другим пользователям.

- Избежание конфликтов и недопущение оскорблений в сети.

3.Расширять активный словарный запас учащихся.



1.3. Содержание программы


                          Учебный план 1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

Собеседование

2

Интернет

7

3

4


2.1

Что такое интернет

2

1

1

Тестирование

2.2

Как мы пользуемся интернетом

2

1

1

Тестирование

2.3

Почему нужно быть осторожным в интернете

3

1

2

Тестирование

3

Личные данные

2

1

1


3.1

Личные данные

2

1

1

Устный опрос

3.2

Какие данные считаются личными

3

1

2

Собеседование

3.3

Чем можно, а чем нельзя делиться в переписке

3

1

2

Собеседование, тестирование

4

Пароли и защита аккаунтов

3

2

4


4.1

Пароли и защита аккаунтов

3

1

2

Собеседование, тестирование

4.2

Что делает пароль сильным

3

1

2

Собеседование, проект

5

Опасные сайты и фишинг

8

3

5

Собеседование

5.1

Опасные сайты и фишинг

2

1

1

Устный опрос

5.2

Что такое фишинг

3

1

2

Устный опрос, тестирование

5.3

Признаки опасных сайтов и сообщений

3

1

2

Тестирование


6

Общение в интернете

2

1

1

Устный опрос, тестирование

6.1

Правила общения в интернете

2

1

1

Сценка

7

Проверка информации

4

2

2


7.1

Почему важно проверять информацию

2

1

1

Собеседование

7.2

Способы проверки информации

2

1

1

Тестирование

8

Итоговый проект

6

0

6


8.1

Повторение основных тем курса

1

0

1

Создание плакатов

8.2

Творческая работа

2

0

2

Создание проектов

8.3

Презентация проектов

2

0

2


8.4

Подведение итогов курса

1

0

1



Итого:

36

14

24




Содержание учебного плана 1 года обучения



Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в классе. Знакомство.

Практика. Проговорить с детьми правила техники безопасности при работе в кабинете, материалом и с инструментом для творчества. Правила поведения на занятии. Формирование группы, диагностика творческих способностей.

Раздел: Интернет

2.1 Тема: Что такое интернет

Теория. Знакомство обучающихся с понятием интернета, введение лексики по теме

Практика. Работа над произношением. Тренировочные упреждения на отработку новой лексики.

2.2 Тема: Как мы пользуемся интернетом

Теория. Знакомство обучающихся с понятием интернета, введение лексики по теме (глаголы).

Практика. Правила произношения. Чтение простых слов из активной лексики. Игры с карточками. Составление слов из карточек на скорость.

2.3 Тема: Почему нужно быть осторожным в интернете

Теория. Список правил безопасности в интернете.

Практика. Правила произношения. Чтение простых слов из активной лексики. Игры с карточками. Поиск недостающих английских слов в предложении, составление слов из карточек на скорость. Игра "Безопасный путь"

3. Раздел: Личные данные

3.1 Тема: Личные данные

Теория. Объяснить, что является личными данными на английском языке. Английские выражения: My name is/ I am/ I am from…/ My telephone number is.

Практика. Конструкции: I am/ My name is/ He is/ She is/ It is/ I love/ I like/ I have/ I live/ I’ m from. Самостоятельный рассказ о себе на английском языке. Ролевая игра на тему: "Мои личные данные". Стихи, игры.

3.2 Тема: Какие данные считаются личными

Теория. Лексика по теме. Примеры текстов, содержащих личные данные.

Практика. Составление диалогов по теме. Рассказ о себе. Создание видео анимация по теме.

3.3 Тема: Чем можно, а чем нельзя делиться в переписке

Теория. Лексика по теме: I am/ My name is/ He is/ She is/ It is/ I love/ I like/ I have/ I live/ I’ m from.

Практика. Составление диалогов по теме. Рассказ о себе. Создание плакатов о правилах цифровой безопасности. Чтение тематической литературы. Игра "Что можно, а что нельзя?"

4. Раздел: Пароли и защита аккаунтов

4.1 Тема: Пароли и защита аккаунтов

Теория. Лексика по теме. password, sign, parole, watchword, word, countersign, catchword

Практика. Работа с карточками на развитие логики и внимания. Чтение тематических текстов. 

4.2 Тема: Что делает пароль сильным

Теория. Лексика по теме. Объяснение важности создания сильных паролей и защиты своих аккаунтов.

Практика. Упражнение "Создай свой пароль" на английском языке и написать предложение подсказку, если забыли пароль.

Раздел: Опасные сайты и фишинг

5.1 Тема: Опасные сайты и фишинг

Теория. Лексика по теме. Научить распознавать опасные сайты и избегать фишинга.

Практика. Чтение текста с полным понимаем содержания, выполнение заданий к тексту. Аудирование.

5.2 Тема: Что такое фишинг

Теория. Лексика по теме. Примеры фишинговых писем и сайтов, интерактивная презентация.

Практика. Чтение текста с полным понимаем содержания, выполнение заданий к тексту. Видео анимация.

Тема: Признаки опасных сайтов и сообщений

Теория. Лексика по теме. Примеры фишинговых писем и сайтов, интерактивная презентация.

Практика. Чтение текста с полным понимаем содержания, выполнение заданий к тексту. Игра "Опасность или нет?" (учащиеся определяют, является ли сайт или сообщение безопасным).

Общение в интернете

Теория. Культура общения в интернете на английском языке. Сходства и различия культур своей и изучаемой страны. 

Практика. Просмотр тематических фильмов и мультфильмов. Ролевая игра, карточки с ситуациями.

6.1 Правила общения в интернете

Теория. Культура общения в интернете на английском языке. Формирование уважительного отношения к другим пользователям и избегание конфликтов в сети.

Практика. Просмотр тематических фильмов и мультфильмов. Ролевая игра, карточки с ситуациями. Обсуждение: Как правильно вести себя в социальных сетях и чатах?

Проверка информации

7.1 Почему важно проверять информацию

Теория. Развивать навык критического мышления и умение проверять информацию перед ее использованием.

Практика. Статьи с ложной информацией, источники для проверки фактов.

7.2 Способы проверки информации

Теория. Способы проверки информации. Развивать навык критического мышления и умение проверять информацию перед ее использованием.

Практика. Статьи с ложной информацией, источники для проверки фактов. Игра «Правда или ложь».

Итоговый проект

8.1 Повторение основных тем курса

Теория. Повторение основных тем курса.

Практика. Статьи с ложной информацией, источники для проверки фактов. Игра «Правда или ложь».


8.2 Творческая работа

Теория. Закрепление всех изученных тем через создание творческого проекта.

Практика. Создание плаката, комикса или короткого видео на тему цифровой безопасности.

Презентация проектов

Теория. Закрепление всех изученных тем через создание творческого проекта.

Практика. Презентация плаката, комикса или короткого видео на тему цифровой безопасности.

8.4 Подведение итогов курса

Теория. Способы проверки информации. Развивать навык критического мышления и умение проверять информацию перед ее использованием.

Практика. Подведение итогов курса, вручение сертификатов.

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты: 

- у обучающегося будут сформированы базовые принципы цифровой безопасности;

у обучающегося будут сформированы понятия ответственного и сознательного поведения в интернете;

- у обучающегося будут сформированы коммуникативные навыки, умения правильного общения в интернете, понимание уважительного отношения к другим пользователям и избегание конфликтов в сети;

- у обучающегося будет сформировано понимание ценности личной информации.

Метапредметные результаты:

- обучающийся будет уметь работать с литературой, искать необходимую информацию в различных источниках;

- у обучающегося будет развита потребность в самообразовании и саморазвитии;

- у обучающегося будут развиты память, внимание и мышление.

Предметные результаты:

- обучающийся будет уметь поддерживать разговор на английском языке;

- обучающийся будет знать фонетику, лексику, грамматику на базовом уровне по теме;

- обучающийся будет владеть знаниями об интернете и цифровой безопасности как в России, так и в англоязычных странах, англоговорящих странах АТР.


РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы


2.1.1. Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет- 1 шт;

- парта - 5 шт;

- стол письменный– 1 шт;

- стулья– 10 шт;

- маркерная доска – 1шт;

- канцелярия;

-стеллаж- 1шт;

-демонстрационные плакаты – 5 шт;

- учебная/методическая литература;

- вешалка – 1 шт;



Нормативно-правовая база: 

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


2.2. Оценочные материалы и формы аттестации


Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей. Цель стартовой диагностики: познакомиться с детьми и определить уровень подготовки каждого обучающегося. Производится в сентябре на первом занятии. Формы контроля: собеседование или тестирование. Главный критерий на этом этапе диагностики — это интерес ребенка к изучению английского языка, его степень готовности. 

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения разделов и тем программы и личностных и метапредметных результатов обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Текущий контроль включает: выполнение фонетических упражнений, упражнений на закрепление устойчивых грамматических конструкций, создание ролевых игр, ситуаций, приближенных к реальной жизни, проведение          собеседований по пройденным темам, создание видеопрезентаций.

Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения программы осуществляется в конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, апрель). Цель промежуточной диагностики: анализ промежуточных итогов обучения по четвертям и  динамики продвижения обучающихся. Формы контроля: наблюдение, тестирование. 

Каждый тест состоит из теоретической и практической частей. В первой содержатся вопросы с вариантами ответов по изученным социокультурным особенностям страны изучаемого языка. Во второй – задания, направленные на проверку сформированности навыков аудирования, чтения, говорения и письма по пройденной теме.

Тесты имеют одинаковую структуру и включают в себя 5 заданий по теории и 5 заданий по практике.

Данное тестирование имеет следующие критерии оценивания:

«3» – 100-70% верных ответов;

«2»- 70-50% верных ответов;

«1»- до 50% верных ответов.

Что соответствует уровням успешности освоения программы: 

Высокий, средний, низкий.

Итоговый контроль–оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. Формы контроля: устный опрос, тестирование.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ проводится по полугодиям и по окончании первого учебного года. Форма проведения аттестации за первое полугодие: контрольный опрос, тестирование. В конце учебного года обучения учащиеся выполняют итоговую аттестационную работу (тестирование).

Формы фиксации результатов:


Таблица учета творческих достижений учащихся;

Видеозаписи, фотографии творческих работ;

Выставки творческих работ



2.3. Методические материалы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

- Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

- Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.

- Фронтальные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.



2.4. Календарный учебный график


Этапы образовательного процесса

1 год


Продолжительность учебного года, неделя

36


Количество учебных дней

72


Продолжительность

учебных периодов

1 полугодие

02.09.2025-30.12.2025


2 полугодие

13.01.2026-30.05.2026


Возраст детей, лет

8-10


Продолжительность занятия, минут

40


Режим занятия

1 раз/нед


Годовая учебная нагрузка, час

36




2.5. Календарный план воспитательной работы


п/п

Вид мероприятия

Сроки проведения

1.

Профилактические беседы «Детство без опасности», «Мой чистый город»

Октябрь, декабрь, март, май

2.

Мероприятие  на сплочение коллектива «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Мы такие разные и все дружные, прекрасные»

Ноябрь

3.

Участие в олимпиаде по английскому языку «Умники России»

Апрель

4.

Беседа «Без срока давности»

Май

5.

Поход в «Краеведческий музей ПМР.»

Май




Список использованной литературы

Источник информации

Библиографического описания

1.

Онлайн книга

одного-трёх авторов

Stay Safe Online: A Digital Safety Book for Children* by Julie Freedman Smith and Carissa Lytle

2.

Онлайн книга

одного-трёх авторов

Internet Safety Activity Book* by Wendy DeWitt Peseau

3.

Онлайн книга

одного-трёх авторов

Once Upon a Time... Online: A Story About Protecting Yourself on the Internet* by David Pogue – www.itu.inf/cop ISBN: 978-92-61-31641-9


4.

Книга

одного-трёх авторов

The Berenstain Bears Learn About Strangers* by Stan and Jan Berenstain – 24 W 25th st New York, NY 10010.: book, 1985.

5.

Сетевые ресурсы

Common Sense Media [Электронный ресурс]Showing results for "INTERNET SAFETY" | Common Sense Media (Дата обращения: 12.02.2025).

6.

Сетевые ресурсы

NetSmartzKids.org: интерактивные игры и видео по теме интернет-безопасности [Электронный ресурс] - Be Safer Online! (Дата обращения: 12.02.2025).


7

Сетевые ресурсы

Google Be Internet Awesome [Электронный ресурс] - Be Internet Awesome - A Program to Teach Kids Online Safety (Дата обращения: 12.02.2025).






16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации