Технологическая карта урока «Циклоалканы. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение» (Химия, 10 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация об уроке |
|
Автор урока |
Коновалова Ирина Митрофановна, учитель химии и биологии ВКК МКОУ Таловской СОШ |
Предмет |
Химия |
Класс |
10 (углублённый уровень) |
Тема |
Циклоалканы. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение. |
Технология |
Технология проблемного диалога |
Тип занятия |
Урок «открытия» новых знаний |
Цель |
Создание условий для самостоятельного успешного усвоения обучаемыми новых знаний о циклоалканах как представителях циклических соединений. |
Задачи |
Образовательные: изучить циклоалканы как представители карбоциклических соединений; рассмотреть номенклатуру и изомерию циклоалканов; изучить понятие «конформации» на примере циклоалканов; продолжить формировать умение предсказывать свойства соединений на основе их строения. Развивающие: развивать у учащихся мышление, а именно основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование); развивать творческие способности учащихся; формировать единую научную картину мира. Воспитательные: формировать и развивать коммуникативные умения владения монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; воспитание активной личности. Здоровьесберегающие: создать комфортный микроклимат для каждого обучающегося. |
Методы |
Методы введения знаний: подводящий диалог (при постановке проблемы, составлении плана, при поиске решения). Методы закрепления нового материала: продуктивные задания на воспроизведение; репродуктивные задания на выработку умений и навыков. Методы первичного контроля знаний: интерактивное компьютерное тестирование. |
Изучаемые вопросы |
Циклоалканы: состав, строение молекул, общая формула, номенклатура. Конформации циклоалканов. Изомерия: структурная (углеродного скелета, межклассовая) и пространственная (цис-транс-изомерия). |
Оборудование |
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект интерактивной системы оперативного контроля знаний Interwrite PRS; авторская презентация «Циклоалканы. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение». УМК Издательства ООО «Русское слово - учебник» (Инновационная школа) |
УМК Издательства ООО «Русское слово - учебник» |
1) Органическая химия: учебник для 11 (10) класса общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень/И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 368 с. – (Инновационная школа). 2) Рабочая программа к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской «Органическая химия». 11 (10) класс. Углубленный уровень/ авт.-сост. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с. – (Инновационная школа). 3) И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Текущий и итоговый контроль по курсу «Органическая химия». 11 (10) класс. Углубленный уровень/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. –208 с. – (Инновационная школа). 4) И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Сборник самостоятельных работ по органической химии. 11 (10) класс. Профильный уровень/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010. –128 с. |
Интернет-источники |
Ресурсы Единой коллекции ЦОР: 1) Тренажер «Номенклатура циклоалканов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24174bd6-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch10_15_04.swf 2) Тренажер «Изомерия циклоалканов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24174bd7-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch10_15_05.swf |
Структурные параметры |
||
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
Планируемые результаты |
|
Действия учителя |
Действия учеников |
Предметные УУД. Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные УУД. |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП |
||
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Мы продолжаем изучать основы удивительной, но в тоже время и сложной науки – химии. Качественно усвоить знания невозможно без вашей активной работы, а работать вы сегодня будете в парах. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с многообразием углеводородов. (слайд 1) Девизом нашего урока будет высказывание греческого писателя, историка и философа Плутарха: «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение» (слайд 2). Я уверена в том, что сегодня на уроке вы сможете использовать эти достояния в полной мере. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
Коммуникативные УУД: умение организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию). Личностные УУД: самоорганизация (принимать роль ученика). |
2. ЭТАП МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ учебной деятельности (постановка учебной проблемы в виде темы урока с помощью подводящего диалога) |
||
Посмотрите внимательно на данный слайд. Здесь вы видите геометрические фигуры, объединенные в две группы. (слайд 3) По какому признаку все геометрические объекты разделили на две группы? Какое отношение данные геометрические объекты могут иметь к органической химии, а именно к углеводородам? Назовите классы изученных углеводородов, которые по строению углеродной цепи относятся к линейным. А можете вы назвать вещества, которые относятся к циклическим? Верно. Мы этот класс соединений еще не изучали, но знаем, что они являются изомерами одного из изученных классов. Какого? Какая тема сегодняшнего урока? Сегодня на уроке мы рассмотрим строение, изомерию и номенклатуру циклоалканов (слайд 4) Следовательно, какова цель урока? (слайд 5) Давайте сформулируем задачи урока. Проверка на слайде (слайд 5) |
Внимательно слушают учителя. В первой группе незамкнутые, открытые, нециклические фигуры; во второй группе – замкнутые, закрытые, циклические). Углеводороды могут быть циклические и нециклические Алканы, алкены, акины и алкадиены К циклическим соединениям относятся циклоалканы Циклоалканы изомерны алкенам Тема нашего урока «Циклоалканы» Записывают тему урока в тетради Цель урока: изучение циклоалканов как представителей циклических соединений. Учащиеся формулируют задачи |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: самоопределение – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Личностные УУД: развитие представлений о многообразии и познаваемости окружающего мира. |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 1) Планирование деятельности (побуждающий к плану диалог) |
||
Изучать эту тему мы будем по аналогии с предыдущими. Вспомните, по какому плану мы работали, изучая классы углеводородов? Фиксация на доске: 1. Определение понятия 2. Строение 3. Правила номенклатуры 4. Изомерия Сегодня мы немного изменим последовательность изучения и строение рассмотрим в конце (поменять местами пункты плана на доске) |
Формулируют пункты плана |
Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 2) Поиск решения учебной проблемы по первому пункту плана (открытие нового знания) |
||
БЛОК 1. Определение понятия «циклоалканы» Выполните следующие задания: (слайд 6) 1. Составьте структурные формулы веществ, содержащих в цикле 3, 4, 5 и 6 атомов углерода во 2 столбике таблицы 2. Структурные формулы циклоалканов обычно записывают в сокращенном виде, используя геометрическую форму цикла (фигуру) и опуская символы атомов С и Н. Изобразите формулу каждого вещества с помощью фигуры в 3 столбике. 3. Запишите молекулярные формулы веществ в 4 столбике. Подводящий к определению понятия диалог: Как можно назвать ряд веществ, полученный в 4 столбике? (щелчок на слайде 6 – открыть название слайда) Что такое гомологический ряд? Выведите общую формулу этого гомологического ряда. Сформулируйте определение понятия «циклоалканы». Предлагаю сверить сформулированное детьми определение с текстом слайда. А теперь давайте сверим сформулированное вами определение и приведенное на этом слайде (Оценивание ученического продукта через сравнение с опорой на готовый образец) (слайд 7) Вы успешно справились с первым пунктом плана: дали определение понятия «циклоалканы». |
Выполняют задания на интерактивной доске, в результате заполняется таблица (1- 4 столбцы). Гомологический ряд Дают определение понятия. Называют формулу: СnH2n Озвучавают определение понятия, сформулированное ими самостоятельно (открытие нового знания) Все верно (Запись определения в тетради) |
Предметные УУД: Умения устанавливать внутрипредметные связи; формулировать определение понятия «циклоалканы» и записывать их общую формулу; составлять структурные формулы и названия изомеров циклоалканов. Познавательные УУД: умения давать определения понятиям; переводить информацию из словесной формы в символьную; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. Знаково-символические УУД: моделирование – преобразование словесной формы в знаково-символическую модель. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; целеполагание. Личностные УУД: представление о многообразии и познаваемости окружающего мира; самоорганизация ученика «мне не хватает знаний», «что мне надо узнать?». Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 3) Поиск решения учебной проблемы по второму пункту плана (открытие нового знания) и выражение решения |
||
БЛОК 2. Правила номенклатуры Исходя из определения данного класса, можно называть вещества. (слайд 8) Задание: Назовите вещества в таблице 1. Сформулируйте правила номенклатуры циклоалканов (приставка цикло- + корень – число атомов углерода в цепи + суффикс –ан). (гиперссылка на слайд 6) В циклах могут быть боковые цепи. (слайд 9) Как назвать это вещество? Вы успешно справились со вторым пунктом плана: рассмотрели правила номенклатуры циклоалканов. Переходим к следующему этапу. |
Самостоятельно изучают текст на слайде Выполняют задание (работа в парах) (выражение решения) Обсуждают в парах, называют вещество |
См. п. 3.2 |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 4) Поиск решения учебной проблемы по третьему пункту плана (открытие нового знания) и выражение решения |
||
БЛОК 3. Изомерия циклоалканов Подводящий диалог (слайд 10) Что общего у данных веществ? Чем отличаются данные вещества? Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение? Как называется такой вид изомерии? Чем обусловлена данная изомерия? Назовите эти вещества (запись в тетради). Выполнение аналогичных заданий по слайдам 11- 13. Мы рассмотрели структурную и межклассовую изомерии. Какой еще вид изомерии существует? ПРОБЛЕМА: Будет ли геометрическая изомерия характерна для циклоалканов? В случае затруднения: Какие условия необходимы для существования цис-транс-изомерии? Возможно ли свободное вращение атомов С в цикле? Какой мы можем сделать вывод? Посмотрите на строение циклопропана. (слайд 14) Какое еще условие необходимо для существования геометрической изомерии? (слайд 15) Какие виды изомерии характерны для циклоалканов? Вы успешно справились с третьим пунктом плана: рассмотрели виды изомерии циклоалканов. Переходим к следующему этапу. |
Отвечают на вопросы, выполняют задания, делают записи в тетради Геометрическая изомерия (цис – транс - , пространственная) Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения, объяснения Отвечают на вопросы Формулируют вывод: геометрическая изомерия должна быть у циклоалканов. Наличие двух разных заместителей Вывод: для циклоалканов характерны структурная, межклассовая и геометрическая виды изомерии. |
См. п. 3.2 |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 5) Поиск решения учебной проблемы по четвертому пункту плана (открытие нового знания) и выражение решения |
||
БЛОК 4. Строение циклоалканов Создание проблемной ситуации с удивлением: противоречие между двумя фактами. Циклоалканы относятся к предельным углеводородам. Какой тип реакции для них характерен? Следовательно, реакцию взаимодействия циклопропана с бромом следует записать так: (слайд 16) Однако точно известно, что данная реакция протекает иначе: запись ур. р. Это реакция присоединения. (слайд 16, щелчок). Проблемная ситуация: Почему циклопропан – предельный углеводород, но вступает в реакцию присоединения? (слайд 16, щелчок). Почему вы затрудняетесь дать ответ? Поиск решения. Исследовательская деятельность учащихся – работа с инструктивной картой (приложение). Чтобы решить эту проблему, сейчас проведем теоретическое исследование. Для этого выполните задания в инструктивной карте. Диалог по вопросам: Что такое угловое напряжение? (слайд 17) Как угловое напряжение влияет на устойчивость цикла? Влияет ли устойчивость циклов на их свойства? В чем сходство Ц. с алканами? В чем сходство Ц. с алкенами? Давайте вернемся к проблемному вопросу: Почему циклопропан – предельный углеводород, но вступает в реакцию присоединения? Почему валентный угол в молекуле циклогексана не соответствует рассчитанному теоретически по формуле? Ответьте на вопрос, используя бумажные модели молекул. (слайд 18) Какие знания из математики вы применили в ходе исследования? Это подтверждает, что для объяснения сложной картины окружающего нас мира необходимы знания различных предметов. Мы успешно справились с последним пунктом плана: рассмотрели правила номенклатуры циклоалканов. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы Реакции замещения Учащиеся выдвигают гипотезы Вывод: мы этого не изучали. (осознание проблемы недостатка знаний или умений) Читают текст в учебнике, выполняют задания в инструктивной карте, заполняют таблицу, формулируют выводы (работа в парах) Отвечают на вопросы Циклоалканы, как и алканы, могут вступать в реакции замещения. Циклоалканы, как и алкены, могут вступать в реакции присоединения. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы (Формула нахождения суммы внутренних углов многоугольников, формула вычисления внутреннего угла правильных многоугольников). |
См. п. 3.2 |
4. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ |
||
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ I. Используя знания, приобретенные сегодня на уроке, выполните задания. Выполнение интерактивных заданий из Единой коллекции ЦОР: 1) Тренажер «Номенклатура циклоалканов» (слайд 19) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24174bd6-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch10_15_04.swf 2) Тренажер «Изомерия циклоалканов» (слайд 20) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24174bd7-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch10_15_05.swf |
Используя приобретённые на уроке знания, выполняют упражнения. Проверяют правильность выполнения. Выполняют задания. Фронтальная проверка правильности выполнения. |
Предметные УУД: умения составлять структурные формулы и названия изомеров циклоалканов. Познавательные УУД: умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения). Личностные УУД: умение применять полученные знания в практической деятельности. |
5. ЭТАП КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ |
||
Компьютерное тестирование с помощью системы оперативного контроля знаний Interwrite PRS. Тестовые задания составлены с использованием: 1) методического пособия (3): § 18, стр. 27-28; 2) методического пособия (4): Работа II, стр. 25-45. |
Индивидуально выполняют задания. |
Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). Личностные УУД: самоконтроль. |
6. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК |
||
1) Рефлексия Оцените свою работу на уроке с позиции: (слайд 21) 1. Я узнал (а) … (отношение к произошедшему) 2. Мне было легко и понятно (или сложно понять) … (выделение трудностей) 3. Я научился (ась)… (присвоение опыта) 2) Подведение итогов (аргументированное выставление отметок). За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. 3) Информация о домашнем задании: (слайд 23) § 18, упр. 1-3, 5 стр. 108 Домашний эксперимент «Изготовление моделей молекул циклоалканов» 4) Заключительное слово учителя. Я считаю, что сегодня на уроке вы достигли цели и решили поставленные задачи, использовав ум и рассуждение в полной мере. (слайд 24) Наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу! |
Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. |
Познавательные УУД: анализ, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карта «Строение циклоалканов»
1. Прочитайте в учебнике текст § 18, стр. 103, 3-й – 5-й абзацы.
2. Заполните таблицу, используя формулы для расчета:
а) Валентный угол α рассчитывают как угол в правильном многоугольнике по формуле: 1800 · (n – 2) : n , где n – количество углов в многоугольнике.
б) Угловое напряжение определяется по формуле: (1090 – α) : 2,
где α (альфа) – валентный угол в циклоалкане.
Количество атомов С в циклоалкане |
Геометрическая фигура |
Валентный угол α |
Угловое напряжение |
Устойчивость цикла (устойчив или неустойчив) |
n =3 |
||||
n =4 |
||||
n =5 |
3. Ответьте на вопросы:
а) Что такое угловое напряжение?
б) Как угловое напряжение влияет на устойчивость цикла?
в) Влияет ли устойчивость циклов на их свойства?
г) В чем сходство Ц. с алканами?
д) В чем сходство Ц. с алкенами?
е) Почему циклопропан – предельный углеводород, но вступает в реакцию присоединения?
4. Рассчитайте валентный угол в молекуле циклогексана по формуле.
Почему валентный угол в молекуле циклогексана не соответствует рассчитанному теоретически по формуле? Ответьте на вопрос, используя бумажные модели молекул и прочитав микротекст «Конформации» в учебнике на стр. 25.