Урок истории в 5 классе по теме «Театр. Трагедии и комедии»

0
0
Материал опубликован 4 March 2018

1

Урок в 5 классе по теме:

«Театр. Трагедии и комедии»

Наглядно-демонстрационный материал: открытки, слайды «Театр Древней Греции» - схема устройства.

Форма урока: урок – путешествие в прошлое.

Задачи урока: рассказать о развитии древнегреческого театра, стимулирование развития у учащихся внимания, познавательной деятельности, воспитание эстетических чувств, развитие интереса к предмету.

Цель: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием.

Ход урока:

Вводная часть. Повторение.

1.Назовите характерные элементы греческих архитектурных сооружений?

2.Какие постройки в Афинах связаны с именем Афины?

Что такое стиль (ордер)?

Чем дорический стиль отличается от ионического?

Почему статую Зевса работы Фидия назвали одним из 7 чудес света?

Основная часть. Изучение нового материала

- Происхождение театра

- Устройство театра

- Актеры

- Трагедии и комедии

Рассказ учителя. Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции две с половиной тысячи лет назад. Греческие мифы

3

были основой театральных зрелищ, которые переросли в важный вид искусства – театр. Театр зародился в Древней Греции. Что такое театр? Театр – это «место для зрелищ» и вид искусства на сцене. Зрелища на которые собирался весь город, все свободные граждане Афин, имели очень большое значение. Нам предстоит совершить путешествие в мир древнегреческого театра и выяснить:

Что из себя представлял театр в Древней Греции?

Какое значение имел театр?

Что общего между театром древнегреческим и современным?

Учредил эти празднества в VIв до н.э. тиран Писистрат, он установил государственный праздник в честь Диониса в Афинах. Частью его стали театральные представления, которые продолжались 3 дня. Театр возник из праздника в честь бога Диониса покровителя виноделия. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по земле, окруженный толпами сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна. В конце марта в Греции отмечается главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где–нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами. Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли маски и костюмы. В греческих городах с конца 6в до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Театральные представления начинались часов в 7 утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем буквой (А,Б,В) указывался один из клиньев, на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном билете можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Греки брали с собой

4

узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.

Большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие греки. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных граждан (стратегов, жрецов). В театре была прекрасная слышимость акустика. Здание театра имело форму чаши, которая как рупор усиливала звуки. Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбирались 10 судей из зрителей, которые должны были распределить 1.2,3 места между 3 поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Все участники состязания получали награды – венки и ценные подарки (быка, деньги), но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.

Сегодня на уроке присутствуют театроведы, настоящие участники и очевидцы древнегреческого театра.

- Какой греческий бог имеет прямое отношение к театру? (Дионис)

(выходит ученик в роли Диониса)

Дионис:

Я, Дионис, был первым демократическим богом в греческом пантеоне, и меня воспринимали не только как покровителя винограда, но и как покровителя художественных потребностей. Боги, как считали греки, могут всё, но не умеют страдать, т.к. они бессмертны.

Я же единственный бог, который умел страдать, то есть принимал страдания народа на себя.

С дионистических шествий, где люди во время ритуальных обрядов впадали в безумие, зарождались первые подобия комедий и трагедий.

Таким образом, я являюсь своего рода прародителем театра.

Учитель:

- Спасибо, уважаемый Дионис!

- А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?

Каково было его устройство?

5

Устройство древнегреческого театра

(на доске иллюстрация «Театр Древней Греции» - схема устройства)

Ученик: О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная. Афинский театр Диониса вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.

(слайд «Театр Диониса в Афинах», схема устройства древнегреческого театра)

Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – ОРХЕСТРЕ. Помещение, откуда актёры выходили на орхестру,

называлось СХЕНА.

Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков – ТЕАТРОН.

Учитель. В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Представление продолжалось весь день.

 

- Как сейчас называется место для игры актеров? – (СЦЕНА - очень похоже на древнегреческое слово СХЕНА – «возвышение»).

- Зачем была нужна такая массовость?

Что же происходило во время представлений на орхестре, нам расскажут настоящие актеры из древнегреческого театра.

 

Искусство актера в древнегреческом театре

Учитель. В представлениях участвовали три актера и хор. Меняя маски, один актер мог исполнять несколько ролей. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках.

Женские роли играли мужчины. Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой подошве – КОТУРНЫ.

Кроме актеров в спектакле участвовал ХОР, возглавляемый КОРИФЕЕМ.

Но во всех случаях хор выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом живого участия народа в представлениях.

В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие актерского мастерства. И главными средствами выразительности были ЖЕСТЫ, РЕЧЬ, ДЕКЛАМАЦИЯ.

- Вопросы к классу: Что определило подобный внешний вид

древнегреческих актеров? Кто такой Корифей сегодня?

( выдающийся деятель на каком-нибудь поприще, крупный специалист, большой авторитет, руководитель хора в Древней Греции)

Представления древнегреческого театра были «думой о жизни», здесь, на орхестре совершались важные захватывающие события, сталкивались мощные характеры.

Учитель:

- Какие виды представлений проходили в театре Древней Греции?

Что вы о них знаете?

О представлениях древнегреческого театра8

Ученик: На сцене проходили два вида представлений.

ТРАГЕДИЯ – изображает на сцене такие события, когда герой

борется со злыми силами и погибает.

КОМЕДИЯ – изображает на сцене такие события, которые

вызывают смех.

Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ, т. е. литература для театра.

А ДРАМАТУРГ – это автор, создающий литературу для театра.

- Давайте познакомимся с самыми известными древнегреческими

драматургами. Слово театроведам…

Ученик: Всемирную славу древнегреческому театру принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.

Эсхил – был автором 90 трагедий, из них сохранились 7, среди них трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др. Побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл – был автором 123 трагедий, из которых до нас дошли тоже 7.

Созданные им трагедии – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» - глубоко человечны. Главное в его пьесах – это противоборство человека и неотвратимости судьбы. Софокл признавался великим трагиком на состязаниях 24 раза(!).

Еврипид - младший из трех знаменитых драматургов, его творчество отличает интерес к человеческой личности, к её индивидуальности. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной и психологизмом. Еврипид написал 92 трагедии, их них сохранились 19.

9

Древнегреческую комедию прославил Аристофан. Среди его комедий «Всадники», «Лягушки», «Осы», «Облака» и др. В форме язвительной сатиры Аристофан высмеивал в своих комедиях политическую жизнь Афин.

- Какое значение для древних греков имел театр? Думается, на этот вопрос

лучше всего ответят настоящие граждане Афин.

Корифей - 1:

Мы, греки, очень любим свой театр. Спектакли идут очень долго, а зрители в дни представлений сидят в театре с восхода до заката – другого освещения, кроме солнечного, мы не знаем. Перед началом представления на орхестре происходят разные общественные церемонии: делегации союзных городов преподносят афинскому народу подарки; возносятся жертвы богам и особенно покровителю театра богу Дионису.

Корифей – 2:

Театр в Греции – учреждение государственное. Наши власти придают большое значение его воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за вход в театр очень низкая.

Пока мы беседуем с вами, в театре собирается публика, и сейчас начнется представление.

Изучение отрывков из трагедий:

Эсхил «Прометей прикованный»;

Софокл «Антигона».

Закрепление материала:

- Прометей и Антигона страдают заслуженно или безвинно?

- Давайте представим, что переживал античный зритель, что чувствовал,

видя страдания героя?

Вывод: Зритель переживал мучения главного

героя, чувствовал к нему

 

10

жалость и страх, особенно, если герой

страдал безвинно.

И этим самым на зрителя должно было

оказываться очищающее воздействие

трагедии: КАТАРСИС – «очищение».

- Мы возвратились из прекрасного путешествия в театр Древней Эллады, побывали в роли зрителей, актеров, драматургов, других участников и создателей античного спектакля. Также узнали новые слова и понятия.

Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном, увиденном: о самом театре, о том, что греческая драматургия дала для развития современного театрального искусства, об актерской профессии, наконец, о просмотренных отрывках античных трагедий.

Разрешение главных проблем урока:

1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?

2. Какое значение для древних греков имел театр?

3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром

современным?

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

   

Как часто происходят представления?

   

Кто может быть зрителем?

   

Кто играет представления?

   

Кто исполняет мужские и женские роли?

   

Какие представления устраиваются?

   

 

11

III.Завершающая часть. Подведение итогов, разрешение проблем урока.

Индивидуальные задания.

 

К представленным определениям подобрать соответствующие слова из списка:

1) Место для игры актеров в современном театре…

2) Изображаемые на сцене события, вызывающие смех…

3) Изображаемые на сцене события, приводящие к гибели

главных героев…

4) Место для зрелищ в Древней Греции, а теперь и сценический вид

искусства…

5) Место для игры актеров в театре Древней Греции…

6) Предводитель хора в театре Древней Греции…

7) Места для зрителей в театре Древней Греции…

8) Группа людей из народа, принимавшая участие в античных спектаклях…

9) Специальная обувь на высокой платформе для выступления античных актеров…

10) Литература для театра…

11) Переживания зрителя из-за мучений и страданий героя,

и как следствие – духовное очищение…

Д/з 1) стр. 192-197

2) нарисовать рисунок «Древнегреческие маски актеров»

3) составить кроссворд о древнегреческом театре

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.