Статья «Техническое оснащение–неотъемлемая часть современного урока»

10
0
Материал опубликован 18 August 2018

Техническое оснащение – неотъемлемая часть современного урока

Воробьева Н.Л.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №15» г. Смоленска

Может ли современный урок обойтись без технического оснащения? Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует соответствующих современных технических средств обучения. Невозможно представить современную школу без использования мультимедийных технологий. Особенно важное место они занимают в подготовке к урокам русского языка и литературы.

Работать в школу я пришла сравнительно недавно и сразу столкнулась с рядом проблем:

- у меня не было своего кабинета;

- в классах были только доска и мел;

- отсутствие опыта.

Эразм Роттердамский ещё в 15 веке сказал: «Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их…». Я знала, что русский язык и литературу «на пальцах не объяснишь», что к таким сложным предметам необходимо вызвать живой интерес у обучающихся, что мои ученики должны получить достойное образование.

Работать на уроке только с доской и мелом в 21 веке – это как отказаться от Интернета, сотового телефона, компьютера и других современных вещей, которые облегчают жизнь человека, делают её интересной. Я не представляла современный урок без мультимедийных технологий.

С чего же я начала? Домашний компьютер и принтер стали моими союзниками. Я распечатывала карточки, тестовые задания, цветные портреты, дополнительные материалы к урокам. Всё это я разрабатывала сама или находила в Интернете.

Уроки литературы всегда связаны с чтением художественного текста. В каждом учебнике есть раздел: «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Конечно, учитель может заменить актёра, прочитать отрывок из прозы или стихотворение. Но когда звучит запись, которая сопровождается соответствующей музыкальной композицией – это производит глубокое впечатление на учеников. А если прибавить зрительные образы, то задействованы будут несколько органов чувств.

Для начала я приобрела небольшую колонку (рис. 1). В ней был USB-порт. На USB-флеш-накопитель я копировала аудиоспектакли, актёрское чтение, записи авторского чтения. У детей появилась возможность услышать голос Есенина, Маяковского, Астафьева и других великих поэтов, писателей. Замечательные аудиоспектакли (радиоспектакли) усиливали восприятие классических произведений, вызывали интерес, позволяли учиться выразительному чтению.

Рисунок 1

«Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» – так сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Но я понимала, что моим ученикам необходимо зрительное восприятие. Они были лишены возможности увидеть замечательные экранизации по классическим произведениям, спектакли, презентации, показать свои проекты. У меня не было технического оснащения, которое даёт возможность продемонстрировать на уроке те явления, которые в реальном мире увидеть невозможно. Информационные технологии помогают индивидуализировать и дифференцировать обучение.

На специальных образовательных сайтах можно найти готовые видеоуроки, которые облегчают подготовку к учебному занятию, методические и дидактические материалы (рис. 2–4). Такие уроки предполагают существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем. С помощью компьютерных технологий можно использовать на уроке наглядность высшего уровня – видео материалы, анимационные фрагменты, качественное изображение репродукций картин и т.п.

Урок с использованием мультимедийных технологий становится более интересным для ученика, а потому и более эффективным для усвоения знаний, улучшает уровень обучения учебного материала на уроке.

Рисунок 2

Рисунок 4

Рисунок 3

Рисунок 5

Сделать мои уроки современными и интересными помог портативный мультимедийный мини-проектор LED (рис. 6). Он не требовал подключения к ноутбуку или стационарному компьютеру, я могла с ним переходить из одного класса в другой. У моих учеников появилась возможность и слушать, и смотреть, и показывать свои проекты. Но разрешение проектора не всегда позволяло увидеть чёткую картинку, особенно в солнечные дни. А некоторые видеофайлы сначала нужно было перевести в другой формат, чтобы просмотреть. Не в каждом классе был экран или белая доска для проектора. Несмотря на некоторые проблемы, мои уроки способствовали повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса.

Рисунок 6

Современная школа требует от учителя ИКТ-компетентности, которая становится фундаментом для формирования УУД. Не каждая школа может обеспечить учителя мультимедийными технологиями, но каждый учитель должен уметь их применять, когда представится такая возможность.

В своей статье я поэтапно рассказываю, как именно я внедряла эти технологии. Я считаю, что каждый учитель сможет разработать современный урок с применением мультимедийных технологий, даже тот, кто использовал в своей практике только доску и мел.

За несколько месяцев я научилась скачивать необходимые материалы, использовать компьютерные программы для работы с ними. Чтобы скачать нужное видео с «YouTube», необходима специальная программа Free Studio (рис. 7).

Рисунок 7

Nero WaveEditor – аудиоредактор, входит в состав мультимедийного комплекса Nero (рис. 8). Обладает базовыми функциями по обработке и редактированию аудиофайлов. Эта программа стала незаменимым помощником для создания необходимых отрывков из аудиоспектаклей для уроков.

Рисунок 8

Самообразование учителя, по моему мнению, необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Особенно это касается педагогов, которым нужно осваивать новые, современные техники и методики преподавания. Для себя я выбрала дистанционные КПК (курсы повышения квалификации) (рис. 9). Я понимала, что мне необходим опыт, который включает в себя теоретические и практические навыки. Начала я своё обучение в «Фоксфорд» (онлайн-школа для учеников 3−11 классов, учителей и родителей). Курсы прошла бесплатно и по почте получила бесплатное удостоверение.

Рисунок 9

Через год у меня появился свой кабинет, ноутбук и проектор с высоким разрешением. Почти все уроки, внеклассные мероприятия, классные часы я провожу с мультимедийной поддержкой (рис. 10). Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий учитель экономит до 30% учебного времени по сравнению с работой у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Именно поэтому внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

Рисунок 10

Таким образом, можно сделать следующий вывод: техническое оснащение является залогом современного урока, урока, который соответствует ФГОС, который будет вызывать неподдельный интерес у обучающихся.

Повышение качества образования предполагает внедрение новых технологий, например, мультимедийных. Использование современных технических средств обучения повышает эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса. У учителя, кабинет которого оснащён самыми необходимыми техническими средствами, больше возможностей подготовить и провести современный урок, который будет отвечать требованиям ФГОС.

Список литературы

Для создания рисунков использовались скриншоты со страниц сайтов: https://foxford.ru, https://www.prodlenka.org, https://infourok.ru/, https://videouroki.net

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации