Технологическая карта интегрированного урока литературы и краеведения на тему «Деревянная жемчужина Заполярья: Никольская церковь в Ковде»

1
0
Материал опубликован 15 September

Приложение 1 ПрезентацияPDF / 1.39 Мб

/data/files/z1757925771.pdf (Приложение 1 Презентация)


Приложение 2 Тексты стихотворенийDOCX / 65.43 Кб

/data/files/q1757925789.docx (Приложение 2 Тексты стихотворений)


Приложение 3 Кейс-заданияDOCX / 11.57 Кб

/data/files/s1757925808.docx (Приложение 3 Кейс-задания)


Приложение 4 Лист СамооцениванияDOCX / 12.64 Кб

/data/files/i1757925842.docx (Приложение 4 Лист Самооценивания)Технологическая карта интегрированного урока литературы и краеведения на тему «Деревянная жемчужина Заполярья: Никольская церковь в Ковде»

Предмет: Интеграция предметов: литература, история, краеведение

Класс: 8 класс

Тема урока: «Деревянная жемчужина Заполярья: Никольская церковь в Ковде»

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами исследования и анализа исторических и литературных памятников.

Цель урока: Формирование представлений о значении православного искусства через восприятие и осмысление образов православной деревянной архитектуры на примере Никольской церкви в Ковде.

Задачи урока:

Образовательные:

- ознакомить учащихся с историей строительства и архитектурными особенностями Никольской церкви;

- раскрыть значение церкви как символа духовной культуры Русского Севера.

Развивающие:

- развивать умение анализировать исторические и художественные произведения;

- стимулировать интерес к краеведческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям предков и любовь к родному краю;

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- умение ставить цели и планировать собственную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование навыков публичного выступления и аргументации своей позиции.

Познавательные:

- развитие способности извлекать необходимую информацию из разных источников.

Личностные:

- осознание ценности духовного наследия Отечества.

Планируемый результат:

Учащиеся смогут объяснить историческое и культурное значение Никольской церкви, продемонстрируют навыки работы с источниками, выразят собственное отношение к сохранению культурного наследия.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство (архитектурные стили), краеведение, экология (охрана памятников деревянного зодчества).

Ресурсы урока: презентация, фотографии Никольской церкви, тексты художественных произведений, *колокол и иконы, принадлежащие ранее Никольской церкви (экспонаты школьного историко-краеведческого музея ГОБООУ ЗСШИ)

Место проведения урока: школьный историко-краеведческий музей ГОБООУ ЗСШИ

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Методы обучения:

-Информационно-рецептивный метод;

-Объяснительно-иллюстративный метод;

-Практический метод;

-Исследовательско-творческий метод;

-Метод самооценивания и рефлексии.

Оценочные процедуры: самоконтроль, взаимоконтроль, обсуждение в классе, оценочный лист.

Этапы урока

Этапы проведения мастер-класса

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Организационный момент


Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались в нашем школьном историко-краеведческом музее, чтобы совершить увлекательное путешествие в мир истории и культуры нашей малой Родины. Здесь хранятся уникальные экспонаты, каждый из которых хранит свою особую историю и способен рассказать нам много интересного о прошлом.

Пусть этот урок станет началом вашего собственного исследования и вдохновит вас на дальнейшее изучение истории и культуры родного края. Желаю вам успехов и интересных открытий!

Приветствуют. Готовятся к уроку.

Подготовка обучающихся к изучению нового материала. Мотивация обучающихся.

Формулировка темы и целепологание


Наш музей – это не просто собрание предметов, это живое пространство, которое помогает лучше понять себя, наш посёлок, нашу область и всю страну. Школьный историко-краеведческий музей ГОБООУ ЗСШИ насчитывает 638 экспонатов. Основная часть экспонатов собрана в 60-х - 70-х годах прошлого века поисковой группой учащихся Зеленоборской общеобразовательной школы-интерната № 1.


В музее представлены следующие экспозиции: "Жизнь людей в далёком прошлом", «Культура и быт народов Севера", "Православная вера", «Великая Отечественная война 1941-1945 годов", «Богатства нашего края", "История посёлка Зеленоборский".


Учитель демонстрирует старинный колокол, который ранее принадлежал Никольской церкви.


-Сегодня мы с вами обратимся к экспозиции «Православная вера».

-Ребята, посмотрите на этот старинный колокол. Знаете ли вы, для чего раньше использовали колокола?




-Молодцы. А с чем у вас ассоциируется колокол?


-Конечно. Этот колокол когда- то принадлежал старинной Никольской церкви в Ковде. Знаете ли вы этот памятник?


Педагог демонстрирует фотографии Никольской церкви.


Верно, перед нами старинная деревянная Никольская церковь. Но знаете ли вы, почему именно эта церковь стала памятником деревянного зодчества и объектом культурного наследия народов РФ.

Какова её история?


Эти вопросы мы и постараемся раскрыть на сегодняшнем уроке.


-Итак, какая же главная цель нашего занятия?

-Что конкретно мы хотим узнать?


Настраиваются на урок, определяют тему и цель урока.



























-Для того чтобы собирать жителей.

-Для обозначения религиозных праздников.

-Оповещение о бедствиях.



-С церковью.



-Да.









-Нет.











-Изучить историю Никольской церкви, выявить особенности её архитектуры и значение в культурной жизни нашего региона.


Изучение нового материала

Приложение 1

Презентация



Учитель знакомит учащихся с историей Никольской церкви в Ковде, демонстрирует презентацию с изображениями и рассказывает о важности памятника архитектуры для регионального и общероссийского культурного пространства.

История Никольской церкви в Ковде

В маленьком селе Ковда Мурманской области находится удивительная достопримечательность — Никольская церковь.

Ковда является одним из старейших поселений на территории современной Мурманской области. По утверждению историка-североведа И. Ф. Ушакова, первые упоминания о поморском селе Ковда относятся к 1542 году.

Последующие упоминания о Ковде относятся к концу XVI века, когда в 1589 году, согласно соловецкой летописи, село подверглось нападению шведского отряда в 700 человек. К этому же событию относится и первое упоминание о церкви в с. Ковда: «Церковь и дворы пожгли и людей побили» По мнению И. Ф. Ушакова, ранее в Ковде располагалась «шатровая» церковь. Он приводит цитату из описи 1611 года о том, что в селе имелась «церковь теплая Николы чудотворца, деревянная, верх шатровый... строения волостных людей». Современное же здание Никольской церкви принадлежит к так называемому клетскому типу – более древнему и простому типу культовых сооружений.

На сегодняшний день общепринятой датой постройки церкви считается 1705 год. Именно эта дата на протяжении более 150 лет встречается во всех официальных документах. К примеру, в клировой ведомости о Никольской церкви Архангельской епархии Кольского уезда Ковдского прихода за 1896 можем обнаружить эту дату: «Начало построения церкви относится к 1705 году».

Церковь посвящена особо почитаемому на Кольском Севере святому – Николаю Мирликийскому – покровителю мореходов, зверобоев, рыбаков. Терпящие бедствие непременно обращались за помощью к Святителю Николаю.

Архитектурные особенности

Современный комплекс церкви состоит из самой церкви, небольшой колокольни и бревенчатой ограды. Единственный памятник такого типа на территории Мурманской области. Относится к клетскому типу храмов. Имеет двухъярусную двускатную кровлю, увенчанную объёмной главой на массивном барабане. Построена на месте Никольского храма, возведённого здесь не позднее XV века. Высота церкви — 14,3 м, здание образовано из алтаря, самой церкви, трапезной и притвора. Вся, кроме срубленной из толстых брёвен трапезной, построена из тонкого леса. Рядом с церковью находится небольшая колокольня начала XVIII века. Это единственный в своем роде памятник, сохранившийся не только в Мурманской области, но и во всем Карельском Поморье.

Колокольня Никольской церкви признана объектом культурного наследия и теперь находятся под государственной охраной. 

Реставрация Никольской церкви.

Реставрация Никольской церкви.

Многочисленные попытки ее реставрации предпринимаются с начала 1990-х годов. Не все из них можно считать успешными. Так, о первой из них пишет реставратор Е. В. Вахрамеев: «Пренебрежение историческими слагаемыми облика памятника, выраженными в деталях звонницы и шатра, привело к его искажению, созданию малозначительного, безликого образа».

Печальные результаты работы реставраторов представлены в письме протоиерея Георгия Козака и верующих села Ковда к Патриарху Алексию IIот 15 августа 1991 года: «Снята и уничтожена обшивка прошлого века, уничтожено крыльцо, пущен на строительство сарая и тем погублен прекрасно сохранившийся пол 1825 года, при строительстве лесов безжалостно разрублены доски пола колокольни. Привезенные для реставрации бревна поражены грибом и годятся только на дрова». Выявляется халатное отношение к охране внутреннего убранства храма как во время проведения реставрации, так и ранее. По словам В. И. Коневой, некоторые ценные элементы убранства церкви и иконы были бесследно утрачены.

Подлинный шатер колокольни был двойным. Это уникальная конструкция, нигде более не встречающаяся или нигде не сохранившаяся. Внутренний шатер был вставлен во внешний, образуя резонатор, усиливающий звук колокола. Шатры эти были связаны между собой довольно хитроумной обвязкой. Именно ее реставраторам пришлось распиливать. Восстановить ее они не сумели.

В 2003 году начался новый этап реставрации церкви, были укреплены стены, под основание подвели четыре окладных венца. После небольшой, вызванной недостаточным финансированием паузы были восстановлены перекрытия церкви, барабан, кровля и крыльцо XIX века.

Тайна Никольской церкви.

Имеет Никольская церковь и свою тайну. В конце 80-х начале 90-х годов во время проведения реставрационных работ под фундаментом церковной печи рабочие обнаружили детское захоронение – около 30 гробов. Экспертиза показала – каждому из погребенных не было и трех лет от роду. Младенцы были захоронены в выдолбленных колодах и обернуты в берестяные саваны. Получается, что веками церковная служба проходила на костях. Версии ученых – от старообрядческого захоронения до попытки остановить, таким образом, эпидемию, которая унесла всех детей. Известно только, что с середины 18 века – такие погребальные обряды прекращаются

Значение Никольской церкви

Сегодня Никольская церковь является важным духовным центром и продолжает оставаться активной частью религиозной жизни Ковды. Несмотря на трудности XX века, включая разрушение многих церквей в СССР, этот храм сохранился и функционирует до сих пор.

В 2009 году региональным телевидением Мурманской области ТВ-21 был проведён конкурс «7 Чудес на краю света», в ходе которого по результатам голосования на сайте ТВ-21 было выбрано 7 главных достопримечательностей региона. В семёрку победителей вошла и Никольская церковь.

17 сентября 2021 года в Мурманском областном художественном музее стартовал художественно-культурологический проект "Иконы из Свято-Никольской церкви села Ковда". 

Удивительно простое и в то же время утонченное письмо икон. Некоторые из них датированы 16-м веком! Каким-то чудом они были сохранены и дают возможность нам сейчас любоваться и чувствовать их тепло, и возможность общения и гордости нашими предками.

История Никольской церкви в Ковде отражает историю всей русской православной культуры. Это место хранит память о верующих людях, их надеждах и молитвах. Посещение этого храма позволяет прикоснуться к истории региона и ощутить атмосферу настоящей северной деревни.




Просматривают презентацию, слушают, осмысливают.


Закрепление изученного материала.

Работа с текстами

Приложение 2

(Тексты стихотворений)


Учитель выразительно читает стихотворение Николая Колычева «Ковда».






- О чем размышляет автор в этом стихотворении?



Верно. Стихотворение Николая Колычева «Ковда» представляет собой лирическое размышление автора о деревне Ковда, расположенной на берегу Белого моря. Это произведение наполнено глубокими философскими мыслями о связи человека с природой, культурой и духовностью.


Сюжет стихотворения строится на путешествии лирического героя по деревне, его наблюдениях и переживаниях.


-Скажите, пожалуйста, что первым встречается нашему лирическому герою? И почему?



















- Какие чувства испытывает лирический герой, когда видит Никольскую церковь?

















-Как вы думаете, что символизирует церковь в стихотворении Н. Колычева «Ковда?»







-Для чего автор использовал именно этот символический выбор? Что он хотел подчеркнуть?
















Конечно, церковь в данном стихотворении грает ключевую роль, выступая не просто архитектурным сооружением, а символом духовного центра деревни и человеческой души. Этот образ насыщен глубокими смыслами и ассоциациями, раскрывающими внутреннюю сущность главного героя и его отношение к миру.


- Давайте обратимся к стихотворению Людмилы Ревенко «Никольская церковь в селе Ковда»

Учитель выразительно читает стихотворение Людмилы Ревенко «Никольская церковь в селе Ковда.


-Чему посвящено стихотворение?

Правильно. Стихотворение посвящено Никольской церкви в селе Ковда, изображённой на картине художника М.А. Кирина. Произведение сочетает в себе элементы описания картины и исторического контекста, позволяя читателю погрузиться в атмосферу живописного уголка Севера России.

-Давайте постараемся выделить основные темы стихотворения.





-Как вы думаете, какая идея этого стихотворения?


















-Какой центральный образ произведения?

Верно. Центральным образом произведения становится Никольская церковь, расположенная в селе Ковда. Её описание служит ключом к раскрытию основной темы и настроению автора.


-Какой описывается Никольская церковь?





-Какое символическое значение имеет церковь в этом стихотворении?



















- Какие художественно-изобразительные средства используются в стихотворении для изображения Никольской церкви.





























Таким образом, церковь в стихотворении Людмилы Ревенко «Никольская церковь в селе Ковда» является не просто архитектурным объектом, а мощным символом, связанным с историей, культурой и духовностью. Она заставляет задуматься о проблемах сохранения наследия и необходимости помнить о своих корнях.

Слушают, осмысливают, анализируют роль Никольской церкви в стихотворениях, отвечают на вопросы.


-О старинном селе Ковда, которое находится на берегу Белого моря.

















-«Церковь за мостом».


- Церковь считалась главным местом в деревне или селе.


-Церковь раньше часто служила ориентиром в деревне или селе, выделяясь своей архитектурой и расположением. Именно поэтому герой останавливается возле нее, чувствуя потребность помолиться.


- Радость.

-Трепет.

-Он восхищён её величественной красотой и историческим значением.

-Он чувствует призыв к молитве, словно прикоснувшись к чему-то великому и вечному.

«Видишь – церковь за мостом.

Как же здесь не помолиться!»



-Духовность, веру, память предков, начало пути, свет, надежду, душевный покой, умиротворение, связь с Богом.




-Появление церкви сразу привлекает внимание героя, заставляя задуматься о смысле существования и месте человека в окружающем мире.


-Этот символический выбор подчеркивает важность религии, духовности и традиций в жизни русского народа


-Показать важность церкви, веры в Бога.





















-Никольской церкви в Ковде.


















-Исторические корни и культура народов севера.

-Важность памятников искусства и архитектуры.



-Сохранение исторической памяти.

- Через описание Никольской церкви автор подчёркивает ценность духовного наследия.



-Никольская церковь в Ковде









Церковь описана как «храм шатровый», что указывает на её уникальность и своеобразие


-Связь с историей. Церковь хранит память.

-Церковь – духовный центр, источник морального руководства.


-Она сравнивается с «усадьницей для жертв жизни давней и суровой», что подчеркивает её роль как памятника, сохраняющего память о прошлых временах и человеческих страданиях.




-Эпитет

«устье Ковды смотрит вверх не Детинец – храм шатровый» — он придаёт величие и монументальность образу храма.


-Метафора

«ангел поднял два перста и молчанием окован» — символизирует спокойствие и мудрость, присущие религиозной архитектуре.


Символика

«Усыпальница для жертв жизни давней и суровой»: церковь становится символом хранения памяти и уважения к прошедшим годам, свидетельством тяжких испытаний и героизма предыдущих поколений.

Закрепление изученного материала.

Практическая работа в группах.


Кейс- задания для групп

Кейс- задание 1

Исследователи

Задание: Подготовьте краткую исследовательскую заметку о Никольской церкви в Ковде. Для этого выполните следующее:

-Найдите основную информацию о времени строительства, архитектуре и особенностях устройства церкви.

-Определите её историко-культурное значение для жителей Ковды и региона в целом.

-Ответьте на вопрос: Почему церковь сохранилась до наших дней и какое значение она имеет для современных туристов и исследователей?


Кейс- задание 2

«Буклетмейкеры»

Задание: Создать буклет о Никольской церкви. Для этого выполните следующее:

-подберите фотографии;

-напишите текст;

-оформите макет.


Кейс- задание 3

«Путешественники»

Задание: Представьте себя туристами, посетившими село Ковда и Никольскую церковь. Составьте путеводитель или рассказ о поездке, включив в него следующую информацию:

-Маршрут следования до Ковды.

-Внешний облик церкви, её интерьер и атмосферные подробности.

-Ваши личные впечатления и рекомендации другим путешественникам.


1.Работают в группах, выполняют кейс-задания


2. Каждая группа представляет свой результат классу, комментируя проделанную работу.


Итог урока


Сегодняшний урок помог нам познакомиться с историей и архитектурными особенностями Никольской церкви.

Давайте подведём итоги нашей встречи и поделимся впечатлениями!












-Какие исторические факты о Никольской церкви в Ковде вы узнали на уроке?






























-Почему Никольская церковь считается важной достопримечательностью Ковды?































-Каково архитектурное решение Никольской церкви?



















-Какие изменения претерпела Никольская церковь за годы своего существования?



























-Считаете ли вы необходимым сохранять такие объекты культурного наследия и почему?


-Планируете ли посетить Никольскую церковь в Ковде лично?



Отвечают на вопросы, систематизируют изученное, подводят итоги





-Никольская церковь в Ковде — одна из старейших сохранившихся деревянных церквей на Кольском полуострове

-Первые письменные упоминания о поселении Ковда датируются концом XVI века

-На сегодняшний день общепринятой датой постройки церкви считается 1705 год.

-Церковь посвящена особо почитаемому на Кольском Севере святому – Николаю Мирликийскому – покровителю мореходов, зверобоев, рыбаков. Терпящие бедствие непременно обращались за помощью к Святителю Николаю.


-Это единственный сохранившийся образец деревянного храма клетского типа на территории современной Мурманской области.

-Никольская церковь – духовный центр Ковды

-Историческое значение: Никольская церковь упоминается в источниках начиная с конца XVI века.


-Символ культурного наследия: Церковь выступает ярким примером традиционного русского деревянного строительства, демонстрируя мастерство и искусство средневековых мастеров-строителей.

Туристическая привлекательность: Уникальность и редкость подобного рода строений привлекают внимание исследователей, искусствоведов и простых любителей путешествий.


-Современный комплекс церкви состоит из самой церкви, небольшой колокольни и бревенчатой ограды. -Единственный памятник клетского типа на территории Мурманской области.

-Имеет двухъярусную двускатную кровлю, увенчанную объёмной главой на массивном барабане. -Высота церкви — 14,3 м,


-1990-е годы

Первые попытки реставрации, приведшие к искажению облика памятника.

Реставраторы допускали грубые ошибки, которые привели к утрате важных деталей и искажению первоначального облика храма.


-2000-е годы: Новая волна реставраций началась в начале XXI века. Современные технологии позволили провести работы более качественно, стараясь восстановить первоначальный вид церкви.


-Да.




-Да.

Домашнее задание по выбору


1.Написать эссе-размышление на тему "Почему важно беречь памятники деревянного зодчества?


2.Найти дополнительную информацию о других деревянных церквях России, сравнить их с Никольской церковью в Ковде. Подготовить сообщение или реферат о выбранном храме.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Рефлексия


Сегодня мы совершили необычное путешествие в прошлое, открыв для себя загадочную и красивую деревню Ковда и её знаменитую Никольскую церковь. Каждый из вас принял участие в исследовании, изучении и обсуждении этого уникального памятника деревянного зодчества.


-Что нового узнали?


-Какие трудности возникли?


-Ваши впечатления и пожелания?

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.









Самоценивание

Приложение 4



Лист самооценивания (Приложение 4)

Анализируют свою работу на уроке. Заполняют лист самооценивания.

Заключительное слово учителя


Дорогие ребята, наше путешествие по страницам истории и культуры нашего края подошло к концу. Мы познакомились с уникальной Никольской церковью в Ковде, которая является настоящей жемчужиной деревянного зодчества Заполярья. Эта церковь — не просто архитектурный памятник, а живой символ нашей истории, культуры и духовности.

Надеюсь, этот урок открыл вам глаза на красоту и значимость деревянного зодчества, пробудил желание глубже изучать историю родного края и сохранять его культурное богатство.

Пусть ваш интерес к изучению истории и краеведения будет столь же крепким, как древесина древних построек, и пусть ваше стремление узнавать новое приведет вас к новым открытиям и достижениям. Спасибо за вашу активность и внимание на уроке!

Слушают.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации