Технологическая карта урока чтения «Рождение замысла. Тема авторства. Н.К.Абрамцева Шёлковая сказка» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
III Всероссийский конкурс для учителей на лучшую методическую разработку «Вводный урок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКАМ
ТЕМА «Рождение замысла. Тема авторства. Н.К.Абрамцева Шёлковая сказка.»
Текст для исследования: Н.К.Абрамцева Шёлковая сказка.»
Цель: Провести наблюдение за впечатлениями автора в сказке и рассказе. Знакомство с понятием авторства, замысла. Сопоставить произведение по наличию авторской позиции.
Задачи:
Познакомить с творчеством Натальи Абрамцевой на примере чтения произведения «Шёлковая сказка».
Развивать устойчивый интерес к современной художественной книге.
Воспитывать лучшие нравственные качества: любовь к природе и внимательное отношение ко всему, доброту, милосердие.
Тема |
Рождение замысла.Тема авторства. Н.К.Абрамцева Шёлковая сказка. |
||||||
Кол-во учебных часов |
2 часа |
||||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||||
Способы выражения авторской позиции в сказке и рассказе. Способы взаимодействия автора и читателя. интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.; |
наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной сказке; выражать отношение к поступкам персонажей. Учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей. Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки. |
||||||
Основной тезаурус уроков |
сказка, персонаж, характеристика персонажа, Доброта, милосердие, участие в судьбе другого. |
||||||
Организация пространства |
|||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|||||
Литературное чтение (особенности жанра авторская «сказка»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалога). кино (подготовка презентации/своего фильма по сказке Абрамцевой "Шёлковая сказка"). Живопись (иллюстрирование произведения, слайдов для фильма/презентации). |
Групповая работа. Фронтальная работа. Представление своих фильмов по сказке Абрамцевой "Шёлковая сказка" |
Учебник Матвеевой Е. И. «Литературное чтение», 3 класс, книга 1 «Мир, созданный автором»
Портрет Н.К.Абрамцевой (презентация) Рабочая тетрадь № 1 Иллюстрации сказки |
|||||
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха |
|||||||
Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием. |
Словарная работа соедини слова (презентация) Мотылёк блестящий Ромашка весёлый Крылышки крохотный Бабушка матовые Картина как живая |
||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи |
|||||||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания |
Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
|||||
1. Актуализация знаний учащихся |
|||||||
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно об авторской сказке, и определить то, что пока неизвестно. |
Знакомство с сказкой(аудио прослушивание или просмотр мультфильма). (презентация) Уточнение значения новых слов в тексте. Версии ответов на вопрос: «Что такое сказка?» |
Продолжить предложение: Сказка – это… |
|||||
2. Анализ, интерпретация басни |
|||||||
Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать сказку; формировать умение видеть прекрасное; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения). |
1) Составление словесной характеристики "шёлковой" картины и вида из окна в сказке. 2) Сравнительная характеристика "шёлковой" картины и вида из окна в сказке. 3) Наблюдение за поведением живого мотылька. 4) Выразительное чтение отрывков из сказки в подтверждении своих слов. 5) Открытие смысла нового слов «доброта», «милосердие». 6) Пояснение заглавия сказки "Шёлковая сказка" |
Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста. Составление характеристик Сравнительная характеристика "шёлковой" картины и вида из окна в сказке.
Схема, напоминающая ученикам известные им критерии выразительного чтения. |
|||||
3. Моделирование жанра |
|||||||
Цель: формировать умение моделировать построение жанра; формировать умение характеризовать каждую часть сказки. |
1) Выделение существенных признаков сказки как жанра, разбиение её на части 2) Оглавление каждой части сказки, 3) Составление словесного описание частей сказки |
Составленная учениками плана сказки, её пересказ |
|||||
III этап. Интерпретация произведения (сценирование, чтение по ролям) |
|||||||
Урочная деятельность |
|||||||
Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса. |
1) Перечитывание сказки с целью подготовки «фильма/презентации» по сказке. 2) Работа в группах по подготовке сценария (в помощь ребятам план и словесное рисование сказки), составление кадров, подготовка рисунков, подписей к слайдам /кадрам, подбор музыки к сказке. 3) Первая «читка» будущего фильма. Обсуждение. Доработка материала для фильма. |
Подготовка сценирования сказки. |
|||||
Внеурочная деятельность |
|||||||
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте. Обсуждение мультфильма «Шелковая сказка». |
1) Подготовка небольшого выступления перед другими учениками, учителями, родителями со своим фильмом. 2) Подготовка/ репетиция мультфильма. |
1) Мультфильм по мотивам сказки |
|||||
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности |
|||||||
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. |
Учитель задет вопросы: «Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?» «Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?» «Чему каждый из вас сегодня научился?» «О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?» |
Развернутые ответы на вопросы:
2) «Нужно ли в жизни милосердие?» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Шелковая сказка
У мотылька были матовые тонкие крылышки. Он сидел на белом блестящем лепестке ромашки. Желтая веселая серединка цветка подсвечивала матовые крылышки. Вокруг было еще много ромашек и травы, густой, зеленой-зеленой. Еще было небо. Голубое, просторное, прогретое солнцем. Крохотный мотылек с матовыми крылышками был почти незаметен среди этого веселого лета.
Вот такая картина висела на стене напротив окна. Картина. Только не нарисованная. Ромашки, трава, небо и даже крошечный мотылек с матовыми крылышками — все-все было вышито по шелку тонкими цветными шелковыми нитками.
Давно — двести лет назад. Ну, если не двести, то сто точно. Эту картину вышивала бабушка бабушки той девочки, что жила сейчас в комнате с шелковой картиной. Когда девочкина прапрабабушка вышивала веселую картину с ромашками, она сама была молодой и веселой. Поэтому картина и получилась такой яркой, солнечной.
Закончила молодая прапрабабушка вышивать. Остался у нее совсем маленький моточек белого шелка. Белого, но не блестящего, а чуть матового. Выбросить его? Зачем же? Раз, два, три стежка, и на одной ромашке появился матовый мотылек. Его почти не видно. Ведь кругом такие красивые ромашки, такая яркая густая перепутанная трава, такое небо голубое-голубое. И среди всего этого — маленький мотылек.
А знаешь, сколько с тех пор хозяев было у картины? Сколько комнат она украшала? Сколько людей любовались ею? Каждый восхищался:
— Ах, какая прелесть! Ромашки будто трепещут под ветерком.
— Ах, какое чудо! Трава — как настоящая. Шелестит, кажется.
— Ах, какое небо! Просто чувствуешь его тепло.
Вот так говорили разные люди. И каждый обязательно добавлял, что шелковая картина кажется почти живой. Почему-то…
Все любовались ромашками в густой траве и голубым небом, но никто ни разу не обратил внимания на маленького матового мотылька. Что же удивительного? Крошечные крылышки были просто незаметны на фоне ярких летних красок. Но мотылек не обижался и не расстраивался. Он сидел на прекрасной ромашке и радовался, когда о шелковой картине го-ворили что-нибудь хорошее.
Так было все двести или сто лет. А вчера или позавчера — не знаю точно — случилась вот такая история.
В открытое окно влетела бабочка. Чудесная бабочка! Удивительно красивая: огромные золотисто-оранжевые крылышки, с шоколадной каемочкой и голубыми крапинками.
Когда шелковый мотылек увидел прекрасную бабочку, ему больше всего на свете захотелось заговорить с ней. Это было совсем нетрудно. Прекрасная бабочка была вовсе не воображалой, а очень даже общительной.
Она подлетела к шелковой картине, похлопала золотистыми крылышками и сказала:
— Какие прекрасные у вас ромашки, милый мотылек!
— Да, да! Они всем нравятся. Я рад, что вам тоже.
— Но знаете ли… — бабочка заморгала крылышками, — знаете ли… Вы только не подумайте, что я хвалюсь! В моем саду тоже есть очень красивые цветы: красные, желтые, лиловые, оранжевые… Не хотите ли посмотреть?..
— Я бы с удовольствием. Но можно ли мне покинуть мою ромашку? Ведь все давно привыкли, что я здесь.
— Ну, подумаешь — несколько часов! Никто ничего не заметит. И шелковый матовый мотылек вместе с прекрасной бабочкой полетели в сад к разноцветным цветам.
Картина осталась на месте. И все в доме было как всегда. Кто-то пришел. Посмотрел на шелковую картину и сказал как-то между прочим:
— Красивая картина. А другой человек сказал:
— Смотрите, какие ромашки! Они похожи на пуговки. Забавно, правда?
А третий сказал:
— Какое небо голубое. Оно на что-то похоже. Только забыл на что. Ах, вспомнил!!! На занавески моей соседки!
Картину хвалили: «Красиво, забавно…» Все так. Но никто не сказал, что ромашки будто трепещут на ветерке, а перепутанная зеленая трава шелестит. Никто не сказал, что картина почти живой кажется. Почему же так? Случилось что-нибудь? Двести лет, ну, в крайнем случае, сто ромашки трепетали, трава шелестела, небо теплым казалось, а теперь… Занавески соседкины… Пуговки забавные…
Обидно.
Но вот вернулся мотылек. Ему, конечно, понравились цветы прекрасной бабочки. Но он очень, просто очень торопился к своим ромашкам. Он скучал, он привык к ним. Мотылек опустился на свою ромашку, расправил матовые крылышки, замер…
И странная история получилась. Все увидели, как затрепетали ромашки, а трава, кажется, зашелестела, а небо потеплело.
Шелковая картина снова стала не просто красивой, а живой, как двести лет назад.
Кстати, матовый маленький мотылек сидел на своей чудесной ромашке так же спокойно и незаметно, как будто он ни при чем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КРИТЕРИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
быстрота;
выразительность;
безошибочность;
осмысленность чтения.
Список литературы при подготовке у уроку:
http://www.strumishka.ru/index.html Официальный сайт Натальи Абрамцевой.
http://www.slovotvorhestvo.ru/publ Сайт МАтвеевой Е.И.
Картинки из сети интернет.
МБОУ "СОШ №19" Мария Ивановна Вахрина Страница 6