12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гузенкова Маргарита Викторовна41

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учитель: Гузенкова Маргарита Викторовна

Предмет : Окружающий мир

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: «Берегите воду!»

Класс: 3

Цель урока: создать условия для формирования глубокого понимания важности бережного отношения к природным ресурсам, в частности воде.

Задачи урока:


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: способствовать развитию умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, оборудование для проведения опыта.








Этапы урока

Содержание урока,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Cамоопределение к деятельности

Настрой на работу

Приём «Хорошее настроение»

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом?

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите  на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь!

- Присаживайтесь. Проследите, правильно ли вы сидите. Проверьте, в каком положении находятся спина, руки, ноги.

Проверка готовности к уроку:

- К какому уроку приготовились? Всё ли у вас для этого готово? Учебник, тетради, пенал. А теперь посмотрите, готов ли ваш сосед по парте к уроку.





Отвечают на вопрос учителя




Выполняют заданное упражнение









Садятся, проверяют осанку.




Проверяют готовность к уроку

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Чтобы узнать , о чём сегодня пойдёт речь на уроке, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе, 
Если на нос сели кляксы, 
Кто тогда нам первый друг, 
Снимет грязь с лица и рук? 
Без чего не может мама 
Ни готовить, ни стирать, 
Без чего, мы скажем прямо, 
Человеку умирать? 
Чтобы лился дождик с неба, 
Чтоб росли колосья хлеба, 
Чтобы плыли корабли - 
Жить нельзя нам без ...

Проверка д/з:

Фронтальный опрос:

-При каком условии образуется лед? От чего она тает? -Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду? -Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. -Как происходит круговорот воды в природе?

Давайте покажем при помощи рук, как же происходит круговорот.

Создание затруднения

- Ребята, я сейчас расскажу вам оду интересную притчу, а вы послушайте её внимательно.

«Притча о самом великом чуде на Земле »

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.

- Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя? Как вы думаете, почему младший сын принёс именно воду?

Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

- Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне  все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой  и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

        А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

       В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

     А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу  свойства воды чудесные.

       Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.




Отгадывают загадку









Говорят, что речь пойдёт о воде.





Отвечают на вопросы учителя.







Выполняют круговые движения руками, изображая круговорот

(динамическая пауза)



















Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.


Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других.

Высказывать своё мнение.

Регулятивыне: принимать и сохранять учебную задачу.

3

Постановка учебной задачи

Итак, ребята, как вы думаете, что нам сегодня предстоит обсудить? Что нам нужно узнать? Как бы назвали тему сегодняшнего урока?

Высказывают предположения,

называют тему урока. Ставят учебные задачи.


Коммуникативные: высказывать своё предположение.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Откройте учебник на стр.57. Прочитайте тему урока.

Берегите воду! Давайте разберём это предложение с точки зрения русского языка.

- Какое оно по цели высказывания? Что значит побудительное? К какому и действию и кого мы побуждаем?

-Какое это предложение по интонации? Произнесите это предложение с сильным чувством, с восклицанием.

-Подумайте, почему нужно беречь воду? Как её охраняют?

Об этом мы более подробно узнаем , прочитав материал учебника (стр.57-59)

-Что нового вы узнали?


- Прежде, чем продолжить наш урок, предлагаю немножко отдохнуть.


- Продолжаем работу. Я хочу рассказать вам, какие же виды очистных сооружений существуют в мире. (Демонстрирую презентацию)


- Ребята, к сожалению, не всегда очистные сооружения справляются со своей работой. Случается, что из крана идёт не очень чистая вода. Эта проблема актуальна и в нашем городе. Что же делать, если из крана пошла грязная вода? (использовать домашний фильтр),

А если дома фильтра нет, его можно сделать самому. Сейчас мы с вами научимся самостоятельно очищать воду

Проведём опыт по очищению воды.

Сначала, давайте вспомним правила работы в паре.


ПРОВОДИМ ОПЫТ

У вас на парте стакан с водой. Посмотрите: чистая это вода или нет? (грязная)

Чтобы её очистить необходимо изготовить фильтр.

Как вы думаете, какие из предложенных предметов нам понадобятся? (на столе два стакана, один из них с перфорированным дном, ватный диск, бумажная салфетка, кусок клеёнки)

-Почему клеёнка нам не подойдёт? (она не пропускает воду)

Какой стаканчик нам будет служить фильтром? (с перфорацией)

-Что положим на дно стакана? А что сверху? (на дно ватный диск, сверху салфетку)

-Теперь вставляем фильтр в пустой стакан и наливаем воду?

-Какие выводы можно сделать?




Читают тему урока.

Устно разбирают предложение.

Отвечают на вопросы. Обсуждают. Аргументируют свои ответы.










Читают материал учебника.


Отвечают на вопрос, конкретизируют полученную информацию.

Динамическая пауза «Капельки»

Дети повторяют движения, которые видят на экране.

Наблюдают, запоминают.











Работают в парах, отвечают на вопросы, рассуждают, проводят опыт по очищению воды.





Выбирают стаканы, ватный диск и салфетку.








Отвечают на вопросы.





Проводят опыт, делают вывод: в домашних условиях при помощи ватного диска и салфетки можно изготовить фильтр для очищения воды.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: составлять план решения проблемы совместно с учителем. Организовать выполнение заданий учителя.


Познавательные: ориентироваться в учебнике. Извлекать необходимую информацию из текста. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Анализировать, сравнивать. Делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Групповая работа

Вспомним правила групповой работы.

Игра «Светофор»

Каждая из групп получит листок (в виде капельки воды) На листочке описана какая-либо ситуация о правильном или неправильном отношении к воде. Ваша задача обсудить в группе данную ситуацию.

Затем я зачитываю одну из ситуаций вслух. Все ребята в классе показывают сигнальную карточку. Если вы считаете, что герои поступили правильно, показываете зелёную сигнальную карточку, если нет – красную. А после подачи сигнала та группа, которая получила карточку с зачитанной ситуацией, поясняют её нам.


Ситуация 1.

Алёша подошёл к раковине в классе, чтобы помыть руки. Кран оказался открытым. Мальчик вымыл руки и оставил кран открытым, решив так: «Не я его открывал, не я и закрывать буду». Прав ли Алёша?

- Какой цвет светофора выбираете?

1 группа, объясните, пожалуйста, как надо действовать в данной ситуации?

Ситуация 2.

На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше. Права Маша или нет?»

- Оцените Машин совет.

- Как же надо расходовать воду? Расскажет 2 группа.

Ситуация 3.

Миша умывался, в этот момент зазвонил телефон. Миша, не закрывая кран, пошёл отвечать на звонок. После того, как он поговорил по телефону, Миша продолжил умываться.

-Какой сигнал выберете здесь?

А теперь послушаем 3 группу. Как вы расцениваете Мишин поступок?




Работают в группах. Обсуждают.

Показывают сигнальные карточки.

Комментируют предложенную ситуацию, аргументируют

Познавательные: структурировать учебный материал, выделять в нём главное. Сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения.

Коммуникативные: Осуществлять работу в группе. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя.

6

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Самостоятельная работа с карточками.

У каждого ребёнка несколько карточек, на которых записаны фразы о том, почему надо беречь воду, как охранять её от загрязнения, как правильно её расходовать.

Дети выбирают только те фразы, которые отвечают на данные вопросы. Затем проводят взаимопроверку. Один ученик выходит к доске.

(Вода нужна всему живому на земле.

Вода необходима, т.к. она синего цвета.

От загрязнения воды страдает всё живое.

Чтобы очистить воду её достаточно перекипятить.

Чтобы очищать воду, строят очистные сооружения.

Воду человек может расходовать в любых количествах, т.к. её много на земле.

Воду надо расходовать экономно.



Выбирают фразы, отвечающие на поставленные вопросы. Один ребёнок работает у доски. Обсуждают, аргументируют.

Познавательные: систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные: оценивать работу друг друга

7

Включение в систему знаний и повторение

-Ребята, подумайте, в какой жизненной ситуации вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Рассуждают, высказывают предположения.

Познавательные: систематизировать, обобщить изученное

Коммуникативные: строить устное высказывание, в соответствии с коммуникативной задачей.

8

Рефлексия

Рефлексия

В завершение урока предлагаю составить синквейн о нашем сегодняшнем уроке.

- На доске вы видите слова и выражения. Какие из них вы бы выбрали, чтобы охарактеризовать сегодняшний урок. Запишите на бумажные капельки, которые лежат у вас на партах.

Предлагаю первой строчкой синквейна выбрать слово Урок.

Памятку о правилах составления синквейна вы тоже можете увидеть на доске.

(Предлагаемые слова и выражения:

2 строка:

Интересный, скучный, познавательный, увлекательный, занимательный, нудный;

3 строка:

Работал, слушал, не заинтересовался, исследовал, скучал, узнал, научился, размышлял, не научился;

4 строка:

Урок был мне интересен.

Я узнал много нового.

Мне предстоит многому научиться.

Я хочу узнать больше.

Я ничему не научился.

5 строка:

Отлично, хорошо, плохо.

- Эти капельки я порошу подарить мне, а я хочу подарить каждому из вам капельку с пожеланиями для вас.

- Мы с вами сегодня много узнали о том, как важна вода, как важно беречь её. Я хочу , чтобы вы поделились этой информацией с другими ребятами.

Домашнее задание:

Изготовить листовку на тему «Берегите воду!».

Эти листовки мы подарим ребятам из других классов.











Подводят итог, размышляют, рассуждают, записывают.

Познавательные: систематизировать, обобщать изученное.

Регулятивные:

Анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.