Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Закрепление пройденного материала. Гласные буквы Я, я» (Урок № 39 по УМК «Школа России»)
Обучение грамоте. 1 класс.
Учитель: Полозова Ирина Валентиновна
Дата: 07.12.2022
Технологическая карта урока № 39
Целевой блок | |
Тема | Закрепление пройденного материала. Гласные буквы Я, я |
Цель | Формировать УУД: Личностные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; формировать умение учиться определять цель деятельности на уроке. Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Коммуникативные: Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формировать умение слушать и слышать друг друга. Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Познавательные: Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам. Способствовать развитию: развитие речи и расширение словарного запаса учащихся; развитие аналитического мышления; развитие связанной речи и творческих навыков учащихся. Воспитывать: положительное отношение к чтению и желанию читать; чувство дружбы, товарищества, патриотизма; воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратности. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации предметных знаний |
Учебно-методический комплекс | - учебник «Азбука» для 1-го класса В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Часть 1. Стр. 115-117 - индивидуальные планшеты, маркеры - презентация «Гласные буквы Яя» - тетрадь по печатанию - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | - заглавная буква; признаки предмета (Какое? Какой?) - буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов - предложение, рассказ, многозначные слова, однокоренные слова и слова одной формы |
Организация пространства | Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | Окружающий мир Литературное чтение Русский язык Музыка Математика |
Описание урока: | 1. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Речевая разминка. Проверка выполнения домашнего задания. 3. Постановка учебной задачи. Физкультминутка. 4.Закрепление знаний и способов действий. Работа с учебником. 5.Рефлексивно-оценочный. |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Ι. Актуализация знаний. | -Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению. Сейчас у нас урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Настрой на урок. МЫ – УМНЫЕ! МЫ - ДРУЖНЫЕ! МЫ – ВНИМАТЕЛЬНЫЕ! МЫ – СТАРАТЕЛЬНЫЕ! В ПЕРВОМ КЛАССЕ УЧИМСЯ- ВСЁ У НАС ПОЛУЧИТСЯ! - Прочитайте пословицу. Если хочешь Много знать, Не ленись Всё повторять. - Как понимаете эту пословицу? (Каждый день узнаём что-то новое.) - Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, увлекательные задания. Для этого нам нужно быть очень внимательными. Не судите очень строго, Ведь проучились мы немного… | Слушают учителя. Объясняют смысл пословицы. | Личностные: -настроить на работу; -организация рабочего места. Регулятивные: -целеполагание; -планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
II. Речевая разминка. | – Пропойте по «ленте букв» гласные звуки. – Посмотрите на «ленту букв», найдите согласные буквы. Мысленно подставляйте после них букву Я и пропойте образовавшиеся слоги. Чистоговорки: Ма - ма - ма - на дворе зима. Ом - ом - ом - слепили снежный ком. Мы - мы - мы - дождались зимы. Ды - ды - ды - на снегу следы. Ать - ать - ать - я иду гулять. Ну - ну - ну - саночки тяну. Ок - ок - ок - на дворе снежок. Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос. Ры - ры - ры - прокачусь с горы. Ру - ру - ру - начинаем мы игру. Ре - ре - ре - санки на горе. Ри - ри - ри - на рябину посмотри. Ду - ду - ду - мы катаемся на льду. Скороговорка: Яркие яблочки с ярмарки для Яночки. ЯРМАРКА - устраиваемый регулярно, в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения. - Найдите слова предметы, признаки предмета, имя собственное, предлоги. | Слушают учителя и выполняют задания. Поют буквы. Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Проговаривают скороговорку медленно, а затем быстро. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
Проверка домашнего задания. | В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак… 1) Звуки бывают гласные и… (согласные) твёрдые и…(мягкие) звонкие и…(глухие) парные и …(непарные) - Как проверить парную согласную на конце слова. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй! 2) Звуки мы слышим, а буквы…(пишем) 3) В слове столько слогов, сколько… (гласных) 4) После твёрдых согласных пишутся гласные… (а, о, ы, у). 5) После мягких согласных пишутся гласные… (и, е, я) -Какие буквы мы называем волшебными? ( Е, Я) - На какие два звука делится Е? - Когда стоит… (В начале слова, после гласной и после ъ и Ь обозначают два звука.) - Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог) - Как узнать, сколько в слове слогов? - Дайте характеристику звуку Я. - На какие два звука делится Я? | Коллективная работа. | Коммуникативные: - владение диалогической речью. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера. |
3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
III. Постановка учебной задачи. | – Сегодня мы продолжим узнавать новое, читая рассказы, работая с интересными заданиями. «Веселый алфавит» Алексей Рыбников (звучит аудиозапись) | Слушают учителя о предстоящей работе. | Познавательные: - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - формировать умение на основе анализа объектов делать выводы. |
4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Чтение слов (учебник, с. 115) | – Прочитайте слова по цепочке. Понаблюдайте, как большой предмет может превратиться в маленький. – При добавлении буквы К, большой предмет превращается в маленький. - Слова яма и ямы, яблоко и яблоки, яблоня и яблони, чем отличаются? - Яблоко – это плод, а яблоня – дерево. Яма — вырытое или образовавшееся углубление в земле. | Чтение слов по цепочке. Сравнивают написание слов и их значение, делают вывод при помощи учителя. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
2. Дидактическое упражнение «Что нарисовано?» (учебник, с. 115) | Дети читают по цепочке слова в столбике. – Соотнесите рисунки и слова. – Составьте схемы слов. – Назовите кустарники, которые могут расти в саду (малина, смородина). – Назовите деревья, которые могут расти в саду (яблоки, сливы). - Смородина бывает какая? (красная, желтая, черная) - Красная, желтая, черная - это слова… (признаки) - В какое время года поспевают малина, смородина, сливы, яблоки? Из яблок готовят соки, компоты, варенье, их закатывают в банки в виде компотов, их кладут в пироги). Бывают разных сортов летнего, осеннего и зимнего созревания. | Группируют предметы по определенному критерию, распознают на рисунках кустарники и деревья. Соотносят рисунки и слова. Составляют схемы-модели к словам (4 человека работают на доске, остальные – на парте). Рассматривают рисунки, читают слова. Составляют схемы слов. – Кустарники: малина, смородина. – Деревья: яблоки, сливы. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. Коммуникативные: - работа в паре; - контроль оценки и действий партнёра; - умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
3. Работа с текстом рассказа «Сад» (учебник, с. 115) | Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. – Прочитайте рассказ по ролям. (Автор, Коля, Вася) - Назови сначала кустарники, которые могут расти в саду, потом деревья (Смородина, сливы, яблони). Вопросы к тексту: - Как называется текст? Какая орфограмма в этом слове «САД»? - Что взяли дети? Работа, что сделала? - Что сделали ребята? - Что посадили ребята? - Что будет у ребят? Яблоки и сливы – фрукты, а смородина – ягода. -Как называются предложения, когда в конце стоит точка (? , !) | Распределяют роли, читают текст рассказа. Читают рассказ по ролям с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. - Назовем кустарники, которые могут расти в саду: смородина. - А теперь деревья, которые могут расти в саду: яблони, сливы. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
Физминутка | - Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки. Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия, маяк, сорока. | Слушают и выполняют движения. | Коммуникативные: - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
4. Многозначные слова (учебник, с. 116) | - Послушайте загадку: Если б не было его, Не сказал бы ничего….(Язык) - Язык есть у человека. С его помощью он общается с другими людьми. - Какие ещё значения этого слова вы знаете? Как называются такие слова, у которых значения разные? – Рассмотрите картинки, прочитайте предложения. – В каких значениях употребляется слово язык? - Язык есть у колокола, это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки и у обуви. Иностранные языки. - Как называется слово, у которого несколько значений? - Когда так говорят? Учись держать язык за зубами (молчать). Длинный язык у тебя (болтливый человек). Что на уме, то и на языке (несдержанность). Злые языки (недобрые сплетники). - Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Не торопись языком, торопись делом. (Человек должен не только рассказывать о том, что он умеет и хочет сделать, но и доказывать это определенными действиями, воплощая задуманное в жизнь). Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (То есть тот, у кого нет костей в языке, сам не успевает за скоростью своего органа, поэтому говорит бесчисленное количество глупостей, которые обижают людей). Языком молоть – не дрова колоть, спина не заболит. (Говорить вздор, ерунду, неправду. Говорить много и быстро. Настойчиво говорить о чём-либо). | Определяют разные значения слова язык. Слово «Язык» может иметь 4 разных значения: Язык — это часть человеческого организма, которая находится во рту. Язык — это набор слов, которыми общаются люди. Язык — это часть колокола. Язык — это часть пламя. Объясняют смысл пословиц. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
5. Работа с текстом стихотворения (учебник, с. 116) | – Прочитайте стихотворение. – Найдите в стихотворении слова, которые описывают яблоко. – Спелое, красное, сладкое, хрусткое. - Что это за слова: действие, предмет или признак предмета? - Стихи у Якова Акима разные. Грустные и веселые, беспечные... Они учат любить нашу Родину, дружить, радоваться каждому дню и многому другому. | Выразительно читают стихотворение, находят описание яблока в тексте. Найдем в тексте слова, которые описывают яблоко: спелое, красное, сладкое, хрусткое, с кожицей гладкою. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа | – Есть ли у вас друзья? – Расскажите о них. | Рассказывают о друзьях. Составляют связный рассказ. У меня есть лучший друг. Мы учимся в одном классе. С ним мы сидим за одной партой. Мы вместе ходим в школу и домой. Мы часто гуляем и проводим время вместе. Он помогает мне с русским языком, а я ему с математикой. Мы с ним настоящие друзья. Я знаю, что он никогда не подведет. | Коммуникативные: - формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
Зрительная гимнастика в стихах | Елка Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Слушают и выполняют задания. Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. | Коммуникативные: - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
7. Логическое задание | -Установи закономерность. | Устанавливают закономерность. | Коммуникативные: - осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем. |
5. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ | |||
V. Рефлексивно-оценочный | Рефлексивная позиционная дискуссия: - Каким образом, я смогу полученные на уроке знания использовать в будущей жизни? - Ребята, напомните, что мы сегодня успели сделать на уроке? — Что вы узнали сегодня нового, чего не знали вчера? - Оцените свою работу, для этого возьмите снежинку нужного цвета и повесьте на ель. Если всё понятно и нет вопросов - белую, понятно, но ещё есть вопросы – голубую, совсем не понятно – желтую. - Я вижу, что снежинок на ели больше белых, значит, учебные задачи решены. - Я начну предложение, а вы продолжите его: - Мы сегодня закрепили и повторили букву и звук … - Мне было трудно… - Мне было интересно… - Всем спасибо! Урок закончен. | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: - принятие решения; - владение монологической и диалогической речью; - выражение своих мыслей; - использование критериев для обоснования суждений. - умение контролировать действия партнера. Регулятивные: - оценка деятельности класса. - подведение итога урока; - самооценка критериев успешности; - внимательное и вежливое отношение к окружающим; - умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению. Познавательные: - контроль и оценка процессов результата деятельности. |