Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Закрепление пройденного материала. Гласные буквы Я, я» (Урок № 39 по УМК «Школа России»)

4
0
Материал опубликован 15 January 2023 в группе

Обучение грамоте. 1 класс.

Учитель: Полозова Ирина Валентиновна

Дата: 07.12.2022


Технологическая карта урока № 39


Целевой блок

Тема

Закрепление пройденного материала. Гласные буквы Я, я

Цель


Формировать УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; формировать умение учиться определять цель деятельности на уроке.

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные:

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формировать умение слушать и слышать друг друга.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Познавательные:

Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.

Способствовать развитию: развитие речи и расширение словарного запаса учащихся;

развитие аналитического мышления; развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитывать: положительное отношение к чтению и желанию читать; чувство дружбы, товарищества, патриотизма; воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратности.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Учебно-методический комплекс

- учебник «Азбука» для 1-го класса В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Часть 1. Стр. 115-117

- индивидуальные планшеты, маркеры

- презентация «Гласные буквы Яя»

- тетрадь по печатанию

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

- заглавная буква; признаки предмета (Какое? Какой?)

- буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов

- предложение, рассказ, многозначные слова, однокоренные слова и слова одной формы

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Окружающий мир

Литературное чтение

Русский язык

Музыка

Математика

Описание урока:


1. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Речевая разминка. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Постановка учебной задачи.

Физкультминутка.

4.Закрепление знаний и способов действий. Работа с учебником.

5.Рефлексивно-оценочный.


Этапы урока


Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Ι. Актуализация знаний.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению. Сейчас у нас урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Настрой на урок.

МЫ – УМНЫЕ!

МЫ - ДРУЖНЫЕ!

МЫ – ВНИМАТЕЛЬНЫЕ!

МЫ – СТАРАТЕЛЬНЫЕ!

В ПЕРВОМ КЛАССЕ УЧИМСЯ-

ВСЁ У НАС ПОЛУЧИТСЯ!

- Прочитайте пословицу.

Если хочешь

Много знать,

Не ленись

Всё повторять.

- Как понимаете эту пословицу? (Каждый день узнаём что-то новое.)

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, увлекательные задания. Для этого нам нужно быть очень внимательными.

Не судите очень строго,

Ведь проучились мы немного…

Слушают учителя.


























Объясняют смысл пословицы.

Личностные:

-настроить на работу;

-организация рабочего места.

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.




















Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.













2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

II. Речевая разминка.

Пропойте по «ленте букв» гласные звуки.

t1673790412aa.jpg

Посмотрите на «ленту букв», найдите согласные буквы. Мысленно подставляйте после них букву Я и пропойте образовавшиеся слоги.

Чистоговорки:

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ом - ом - ом - слепили снежный ком.

Мы - мы - мы - дождались зимы.

Ды - ды - ды - на снегу следы.

Ать - ать - ать - я иду гулять.

Ну - ну - ну - саночки тяну.

Ок - ок - ок - на дворе снежок.

Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос.

Ры - ры - ры - прокачусь с горы.

Ру - ру - ру - начинаем мы игру.

Ре - ре - ре - санки на горе.

Ри - ри - ри - на рябину посмотри.

Ду - ду - ду - мы катаемся на льду.

Скороговорка:

Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.


ЯРМАРКА - устраиваемый регулярно, в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения.

- Найдите слова предметы, признаки предмета, имя собственное, предлоги.

Слушают учителя и выполняют задания.

Поют буквы.








Готовят артикуляционный аппарат к чтению.



















Проговаривают скороговорку медленно, а затем быстро.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.




Проверка домашнего задания.

В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак…

1) Звуки бывают гласные  и… (согласные)

        твёрдые  и…(мягкие)

        звонкие   и…(глухие)  

парные и …(непарные) 

- Как проверить парную согласную на конце слова.

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй!

2) Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

3) В слове столько слогов, сколько… (гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные… (а, о, ы, у).

5)  После мягких согласных пишутся гласные… (и, е, я)

-Какие буквы мы называем волшебными? ( Е, Я)

- На какие два звука делится Е?

- Когда стоит… (В начале слова, после гласной и после ъ и Ь обозначают два звука.)

- Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог)

- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Дайте характеристику звуку Я.

- На какие два звука делится Я?

Коллективная работа.

Коммуникативные:

- владение диалогической речью.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы продолжим узнавать новое, читая рассказы, работая с интересными заданиями.

«Веселый алфавит» Алексей Рыбников (звучит аудиозапись)

Слушают учителя о предстоящей работе.

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение слов (учебник, с. 115)

Прочитайте слова по цепочке. Понаблюдайте, как большой предмет может превратиться в маленький.

t1673790412ab.png

При добавлении буквы К, большой предмет превращается в маленький.

- Слова яма и ямы, яблоко и яблоки, яблоня и яблони, чем отличаются?

- Яблоко – это плод, а яблоня – дерево.

Яма — вырытое или образовавшееся углубление в земле.

Чтение слов по цепочке.

Сравнивают написание слов и их значение, делают вывод при помощи учителя.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Дидактическое упражнение «Что нарисовано?» (учебник, с. 115)

Дети читают по цепочке слова в столбике.

Соотнесите рисунки и слова.

Составьте схемы слов.

Назовите кустарники, которые могут расти в саду (малина, смородина).

Назовите деревья, которые могут расти в саду (яблоки, сливы).

- Смородина бывает какая? (красная, желтая, черная)

- Красная, желтая, черная - это слова… (признаки)

- В какое время года поспевают малина, смородина, сливы, яблоки?

Из яблок готовят соки, компоты, варенье, их закатывают в банки в виде компотов, их кладут в пироги).

Бывают разных сортов летнего, осеннего и зимнего созревания.

Группируют предметы по определенному критерию, распознают на рисунках кустарники и деревья. Соотносят рисунки и слова. Составляют схемы-модели к словам (4 человека работают на доске, остальные – на парте).

Рассматривают рисунки, читают слова. Составляют схемы слов.

Кустарники: малина, смородина.

Деревья: яблоки, сливы.

t1673790412ac.png

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные:

- работа в паре;

- контроль оценки и действий партнёра;

- умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

3. Работа с текстом рассказа «Сад» (учебник, с. 115)

Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

Прочитайте рассказ по ролям.

(Автор, Коля, Вася)

- Назови сначала кустарники, которые могут расти в саду, потом деревья (Смородина, сливы, яблони).

Вопросы к тексту:

- Как называется текст? Какая орфограмма в этом слове «САД»?

- Что взяли дети? Работа, что сделала?

- Что сделали ребята?

- Что посадили ребята?

- Что будет у ребят?

Яблоки и сливы – фрукты, а смородина – ягода.

-Как называются предложения, когда в конце стоит точка (? , !)

Распределяют роли, читают текст рассказа.

Читают рассказ по ролям с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

- Назовем кустарники, которые могут расти в саду: смородина.

- А теперь деревья, которые могут расти в саду: яблони, сливы.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Физминутка

- Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия, маяк, сорока.

Слушают и выполняют движения.

Коммуникативные:

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

4. Многозначные слова (учебник, с. 116)

- Послушайте загадку:    

Если б не было его,

Не сказал бы ничего….(Язык)

t1673790412ad.png

- Язык есть у человека. С его помощью он общается с другими людьми.

- Какие ещё значения этого слова вы знаете? Как называются такие слова, у которых значения разные?

Рассмотрите картинки, прочитайте предложения.

В каких значениях употребляется слово язык?

- Язык есть у колокола, это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки и у обуви. Иностранные языки.

- Как называется слово, у которого несколько значений?

- Когда так говорят?

 Учись держать язык за зубами (молчать).

 Длинный язык у тебя (болтливый человек).

Что на уме, то и на языке (несдержанность).

Злые языки (недобрые сплетники).

- Объясни, как ты понимаешь эти пословицы.

Не торопись языком, торопись делом. (Человек должен не только рассказывать о том, что он умеет и хочет сделать, но и доказывать это определенными действиями, воплощая задуманное в жизнь).

Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (То есть тот, у кого нет костей в языке, сам не успевает за скоростью своего органа, поэтому говорит бесчисленное количество глупостей, которые обижают людей).

Языком молоть – не дрова колоть, спина не заболит. (Говорить вздор, ерунду, неправду. Говорить много и быстро. Настойчиво говорить о чём-либо).

Определяют разные значения слова язык.

Слово «Язык» может иметь 4 разных значения:

Язык — это часть человеческого организма, которая находится во рту.

Язык — это набор слов, которыми общаются люди.

Язык — это часть колокола.

Язык — это часть пламя.













































Объясняют смысл пословиц.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.




5. Работа с текстом стихотворения (учебник, с. 116)

Прочитайте стихотворение.

Найдите в стихотворении слова, которые описывают яблоко.

Спелое, красное, сладкое, хрусткое.

- Что это за слова: действие, предмет или признак предмета?

- Стихи у Якова Акима разные. Грустные и веселые, беспечные... Они учат любить нашу Родину, дружить, радоваться каждому дню и многому другому.

Выразительно читают стихотворение, находят описание яблока в тексте.

Найдем в тексте слова, которые описывают яблоко: спелое, красное, сладкое, хрусткое, с кожицей гладкою.


Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

6. Развитие связной речи. Составление рассказа

Есть ли у вас друзья?

Расскажите о них.

Рассказывают о друзьях.

Составляют связный рассказ.

У меня есть лучший друг. Мы учимся в одном классе. С ним мы сидим за одной партой. Мы вместе ходим в школу и домой. Мы часто гуляем и проводим время вместе. Он помогает мне с русским языком, а я ему с математикой. Мы с ним настоящие друзья. Я знаю, что он никогда не подведет.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Зрительная гимнастика в стихах

Елка

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Слушают и выполняют задания.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,

Повторить 2 раза.

Коммуникативные:

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

7. Логическое задание

-Установи закономерность.

t1673790412ae.png

t1673790412af.png

Устанавливают закономерность.

Коммуникативные:

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.














5. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

V. Рефлексивно-оценочный

Рефлексивная позиционная дискуссия:

- Каким образом, я смогу полученные на уроке знания использовать в будущей жизни?

- Ребята, напомните, что мы сегодня успели сделать на уроке?

Что вы узнали сегодня нового, чего не знали вчера?

- Оцените свою работу, для этого возьмите снежинку нужного цвета и повесьте на ель. Если всё понятно и нет вопросов - белую, понятно, но ещё есть вопросы – голубую, совсем не понятно – желтую.

- Я вижу, что снежинок на ели больше белых, значит, учебные задачи решены.

- Я начну предложение, а вы продолжите его:

- Мы сегодня закрепили и повторили букву и звук …

- Мне было трудно…

- Мне было интересно…

- Всем спасибо! Урок закончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

- принятие решения;

- владение монологической и диалогической речью;

- выражение своих мыслей;

- использование критериев для обоснования суждений.

- умение контролировать действия партнера.

Регулятивные:

- оценка деятельности класса.



Личностные:

- подведение итога урока;

- самооценка критериев успешности;

- внимательное и вежливое отношение к окружающим;

- умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Познавательные:

- контроль и оценка процессов результата деятельности.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации