Технологическая карта урока обществознания 5 класса «Какие бывают семьи»

1
0
Материал опубликован 17 May 2022

Технологическая карта урока

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема урока

Какие бывают семьи

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

Охарактеризовать типы семей; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности

Планируемые УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать ключевые понятия двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция

Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий

Формирование отношения к семье как к обдной из важнейших ценностей человека


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке.

- Добрый день, ребята! Поднимите руки у кого хорошее настроение.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- И я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!



Поднимают руки те, у кого хорошее настроение

II. Мотивация к учебной деятельности

Чтение (детьми) по ролям сказки В.А.Сухомлинского "Цветок и лепесток"

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

- Обсудим эту сказку.

- Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Вывод: мы будем говорить о семье. В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его РОД.

- Сегодня мы продолжим разговор о семье и узнаем какие бывают семь.

Тема урока - запись на доске: "Какие бывают семьи"

Читают сказку по ролям (раздаточный материал)
























Отвечают на вопросы





Слушают учителя











Записывают тему урока в тетради

III.Целеполагание и планирование. Актуализация знаний

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей. Высказывают предположения.

IV. Объяснение нового материала

- Кто является членами семьи? Помогут ответить вам на этот вопрос загадки. Давайте их отгадаем. А ответы изобразим в виде лучиков солнышка. ( дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучиках солнца записывают ответ).

1. Кто нежнее все на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая гора хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша...

2. Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велосипеда упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, ...

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная...

4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший...

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков - гора,

Брату кто она?...

6. Он - мужчина, и он - сед,

Папе - папа, мне он -...

- Чем связаны друг с другом члены семьи?


- Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось.

- Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми?


А все ли семьи одинаковые? поработаем с учебником на стр. 29 и ответим на данный вопрос.

























В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.

- Обратимся к рубрике "Путешествие в прошлое" на стр 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.

- Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?

- Чем скреплялась многопоколенная семья?

- Кто являлся главой семьи?

- Какие качества цементировали эту семью?

- Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

- Кто такая большуха?

- Справедливо ли такое название?

- Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В.Белов.

- Как вы думаете , за какой семейный труд отвечал хозяин - мужчина, глава дома и крестьянской семьи?

- А что входило в обязанности хозяйки?

- Как распределяются обязанности в современной семье?

Физминутка

Моя семья

"Кто живет у нас в квартире?"

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка ( наклоны туловища

вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я ( повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши)

- Давайте проведем небольшое исследование по нашей школе

В 1-х - 9-х классах -...детей

Из них - ...девочек, ...мальчиков.

Неполные семьи - ...

В семье только мама - ...

В семье только папа - ...

Многодетных семей - ...

- Даже на примере нашей школы можно сделать вывод, что семьи бывают разные.

- Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на стр. 30 учебника и вопросы к ней.

Отгадывают загадки: мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка - это родственники.




































Отвечают на вопрос: они живут в одном доме и ведут общее хозяйство, воспитывают вместе детей.



Отвечают на вопрос: они семья.



Работают с учебником и заполняют таблицу

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколен

ная

В семье живут только родители (мать , отец) и их дети, т.е. в этой семье два поколения - старшее , к которому относятся родители и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколн

ная

В семье живут три поколения, не только дети , но и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки

Четырех

поколенная

В семье четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей



Работают с учебником






Отвечают на вопросы



















Выполняют упражнения

















Проводят исследования, результат заполняют на доске












Работают с учебником. Отвечают на вопросы

V. Закрепление полученных на уроке знаний

Игра "Угадаем - не угадаем?"

- Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом - будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь все они на тему семьи.

1. Русская пословица гласит: Жить для себя - тлеть, для семьи -...(пропущен глагол), а для народа светить". Назовите пропущенный глагол (Гореть)

2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? ( О матрешке)

3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть)

4. Как называется семья львов? (Прайд)

5. Самые "семейные" грибы это - ... (Опята)








Отгадывают загадки

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

* На уроке я работал (а) ...(активно/пассивно)

* Своей работой на уроке я ... (доволен(а)/недоволен(а)

* Урок мне показался...(коротким/длинным)

* За урок я... (не устал(а)/устал(а)

* Мое настроение стало... (лучше/хуже)

* Материал урока мне был...(полезен/бесполезен, интересен/скучен)

Дом как известно всем давно -

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.




Продолжают начатую учителем фразу










Слушают стихотворение

VII. Домашнее задание

Поясняет домашнее задание

П 3 стр 29-32; нарисовать рисунок о семье или найти и выписать в тетрадь пословицы о семье

Записывают задание в дневник


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.