Технологическая карта урока обществознания 5 класса «Какие бывают семьи»
Технологическая карта урока
Предмет | Обществознание | |
Класс | 5 | |
Тема урока | Какие бывают семьи | |
Тип урока | Урок формирования новых знаний | |
Цель урока | Охарактеризовать типы семей; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности | |
Планируемые УУД | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимать ключевые понятия двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция | Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий | Формирование отношения к семье как к обдной из важнейших ценностей человека |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||
I. Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке. - Добрый день, ребята! Поднимите руки у кого хорошее настроение. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - И я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Поднимают руки те, у кого хорошее настроение | ||||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности | Чтение (детьми) по ролям сказки В.А.Сухомлинского "Цветок и лепесток" Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» - Обсудим эту сказку. - Почему погиб Лепесток? - А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Вывод: мы будем говорить о семье. В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его РОД. - Сегодня мы продолжим разговор о семье и узнаем какие бывают семь. Тема урока - запись на доске: "Какие бывают семьи" | Читают сказку по ролям (раздаточный материал) Отвечают на вопросы Слушают учителя Записывают тему урока в тетради | ||||||||||
III.Целеполагание и планирование. Актуализация знаний | - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей. Высказывают предположения. | ||||||||||
IV. Объяснение нового материала | - Кто является членами семьи? Помогут ответить вам на этот вопрос загадки. Давайте их отгадаем. А ответы изобразим в виде лучиков солнышка. ( дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучиках солнца записывают ответ). 1. Кто нежнее все на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая гора хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша... 2. Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велосипеда упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, ... 3. Пусть не хожу я в детский сад, А дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад Моя родная... 4. Я у мамы не один, У нее еще есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он старший... 5. Мама с папой говорят, Что теперь я - старший брат. Что за куколка в коляске Плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков - гора, Брату кто она?... 6. Он - мужчина, и он - сед, Папе - папа, мне он -... - Чем связаны друг с другом члены семьи? - Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. - Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми? А все ли семьи одинаковые? поработаем с учебником на стр. 29 и ответим на данный вопрос. В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности. - Обратимся к рубрике "Путешествие в прошлое" на стр 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России. - Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой? - Чем скреплялась многопоколенная семья? - Кто являлся главой семьи? - Какие качества цементировали эту семью? - Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи? - Кто такая большуха? - Справедливо ли такое название? - Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В.Белов. - Как вы думаете , за какой семейный труд отвечал хозяин - мужчина, глава дома и крестьянской семьи? - А что входило в обязанности хозяйки? - Как распределяются обязанности в современной семье? Физминутка Моя семья "Кто живет у нас в квартире?" Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котенка ( наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я ( повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши) - Давайте проведем небольшое исследование по нашей школе В 1-х - 9-х классах -...детей Из них - ...девочек, ...мальчиков. Неполные семьи - ... В семье только мама - ... В семье только папа - ... Многодетных семей - ... - Даже на примере нашей школы можно сделать вывод, что семьи бывают разные. - Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на стр. 30 учебника и вопросы к ней. | Отгадывают загадки: мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка - это родственники. Отвечают на вопрос: они живут в одном доме и ведут общее хозяйство, воспитывают вместе детей. Отвечают на вопрос: они семья. Работают с учебником и заполняют таблицу Виды семей
Работают с учебником Отвечают на вопросы Выполняют упражнения Проводят исследования, результат заполняют на доске Работают с учебником. Отвечают на вопросы | ||||||||||
V. Закрепление полученных на уроке знаний | Игра "Угадаем - не угадаем?" - Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом - будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь все они на тему семьи. 1. Русская пословица гласит: Жить для себя - тлеть, для семьи -...(пропущен глагол), а для народа светить". Назовите пропущенный глагол (Гореть) 2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? ( О матрешке) 3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть) 4. Как называется семья львов? (Прайд) 5. Самые "семейные" грибы это - ... (Опята) | Отгадывают загадки | ||||||||||
VI. Подведение итогов. Рефлексия | - Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы. * На уроке я работал (а) ...(активно/пассивно) * Своей работой на уроке я ... (доволен(а)/недоволен(а) * Урок мне показался...(коротким/длинным) * За урок я... (не устал(а)/устал(а) * Мое настроение стало... (лучше/хуже) * Материал урока мне был...(полезен/бесполезен, интересен/скучен) Дом как известно всем давно - Это не стены, не окна, Это не стулья со столом Это не дом. Дом - это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Яростным, добрым, нежным, злым Еле живым Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом - Это твой дом. - Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи. | Продолжают начатую учителем фразу Слушают стихотворение | ||||||||||
VII. Домашнее задание | Поясняет домашнее задание П 3 стр 29-32; нарисовать рисунок о семье или найти и выписать в тетрадь пословицы о семье | Записывают задание в дневник |