Технологическая карта урока "Бездна смыслов"
ФИО автора: Залегай Мария Ивановна
образовательная организация автора: МАОУ «СОШ №7 «Эдельвейс» Находкинского городского округа Приморского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Название | «Бездна смыслов» (Обзор жизни и творчества М.В.Ломоносова.) |
Цель урока | Раскрыть многогранность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества с помощью ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина |
Планируемые результаты урока | 1.Предметные результаты обучения: - обзорно познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, - повторить сведения о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы и науки, - выявлять связь между важнейшими фактами биографии поэта и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений 2.Метапредметные результаты обучения: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании, - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. 3.Личностные результаты обучения: воспитывать уважение к М.В. Ломоносову – гражданину, патриоту; вырабатывать в себе такие качества характера, как трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм. |
Тип и вид урока | Урок открытия новых знаний |
Методы обучения | деятельностно-практический, проблемный, частично-поисковый методы, беседа - индивидуальная, фронтальная. |
Кизеветтер А.А. Ломоносов : очерк : с 7 рисунками / [сочинение] А. Кизеветтера. - 3-е издание. -Москва : типография Русского товарищества, 1914. -32 с. URL: https://www.prlib.ru/item/342838 (дата обращения: 21.07.2024 г.). Ломоносов как реформатор русского языка: [видеолекция] / Николай Николаевич Казанский, акад. РАН, директор Ин-та лингв. исслед. РАН ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. URL: https://www.prlib.ru/item/315830 (дата обращения: 21.07.2024 г.) Ломоносов - наш современник: [видеолекция] / Татьяна Сергеевна Буторина, д-р пед. наук, проф., директор Ломонос. ин-та при Север. (Аркт.) федер. ун-те, г. Архангельск ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. - URL: https://www.prlib.ru/item/315828 (дата обращения: 21.07.2024 г.) | |
Приемы обучения | Кластер, «толстые и тонкие вопросы», метод активного чтения «ИНСЕРТ» |
Обобщение знаний и итог урока | Рефлексивная методика «Пять пальцев» |
ВВЕДЕНИЕ
В 2021 году исполнилось 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - выдающегося русского ученого, исследователя и человека эпохи Просвещения. Его имя навсегда вошло в историю как символ разносторонности таланта, неутомимого жажды знаний и самоотверженного служения науке. Ломоносов - яркий пример "универсального" человека, обладающего уникальным сочетанием талантов и способностей, охватившего своим взором множество областей знания. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и энциклопедистом, химиком, физиком, лингвистом, художником, геологом. Его исследования охватывали астрономию, физику, химию, географию, историю, литературу и языкознание. Он был одним из первых, кто начал изучать атмосферу Земли, создав теорию атмосферного электричества и исследуя северное сияние. В области химии Ломоносов провел фундаментальные исследования, разработал теорию о сохранении материи и движения, а также внёс значительный вклад в развитие химической технологии.
В истории русского языка Ломоносову принадлежит честь установления правил правописания, введения грамматических норм и создания "Российской грамматики", которая положила начало научному изучению русского языка. Ломоносов также был талантливым художником, создавшим ряд пейзажей и портретов, а также автор многих литературных произведений, отличающихся глубоким философским смыслом и патриотическим духом. Но его гений не ограничивался узкими рамками научных исследований. Ломоносов был страстным патриотом и горячо болел за развитие отечественной науки и образования.
Именно ему принадлежит идея создания Московского университета, который стал не только центром образования, но и символом просвещения и прогресса России. Ломоносов понимал, что для развития страны необходимо не только опираться на передовой опыт Европы, но и создавать собственные научные школы, способные внести свой вклад в развитие мировой науки. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом", - писал о нем Александр Сергеевич Пушкин.
Сегодня, спустя 313 лет после рождения, Ломоносов продолжает вдохновлять своей безграничной энергией, жаждой познания и стремлением к новым знаниям. Он является символом отечественной науки, олицетворением русского гения и примером того, как один человек может изменить мир к лучшему. Его наследие - это не только научные открытия, но и глубокая вера в силу образования и прогресса, в потенциал человеческого разума и его способность преобразовать мир.
Актуальность: Проект не просто знакомит учащихся с великим ученым и поэтом, но и использует его биографию и достижения как мощный инструмент для формирования ключевых ценностей: любви к Родине, стремления к знаниям и уважения к труду.
Цель: раскрыть новые стороны в личности М.В.Ломоносова как сына Отечества с помощью ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
Основные задачи:
- повторить сведения о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы,
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
- воспитывать уважение к М.В. Ломоносову – гражданину, патриоту; вырабатывать в себе такие качества характера, как трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм.
Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта:
- профилактика «выученной беспомощности» учащихся;
-отсутствие у старших школьников духовно-нравственных ценностей, культ потребительства, гедонистических установок;
- отсутствие полноценного ценностно-смыслового взаимодействия педагога и обучающихся.
Вдумчивая работа над формированием важных личностных качеств у старших школьников, опирающаяся на образ великого русского ученого – Михаила Васильевича Ломоносова, поможет понять, что любовь к Родине, стремление к знаниям и упорный труд – это ключ к успеху и счастью.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мотивационно-целевой этап:
Учитель предлагает составить кластер , в центре которого имя - М.В.Ломоносов (формулировка учебной задачи может выглядеть так – отразите ваши ассоциации, связанные с данным именем). Далее учащиеся по желанию озвучивают свои смысловые единицы, отражающие личностное восприятие образа ученого и поэта.
Процессуальный этап - работа с очерком А.А. Кизеветтера «Ломоносов»
Предварительная работа (выполняемая учащимися в рамках домашнего задания) – изучение материала, написанного еще в начале 20 века известным историком и публицистом А.А.Кизеветтером.
Учащиеся представляют результат самостоятельной работы в виде таблицы:
V | + | — | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Отмечаются противоречия. То, что идет вразрез со знаниями и убеждениями учащегося | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
В ходе фронтальной беседы учитель выясняет, что уже было известно учащимся, что нового они узнали, какие противоречия возникли – данный момент можно обсудить коллегиально, возможно, найдутся учащиеся, которые разрешат противоречия одноклассников и пояснят те положения очерка, которые показались кому-либо непонятными.
Следующий вид деятельности – просмотр фрагмента видеолекции Н.Н. Казанского, директора Института лингвистических исследований РАН «Ломоносов как реформатор русского языка» с последующей беседой по вопросам:
Фрагмент с 8.10 – 8.50 .сек.: какой вывод относительно периода ученичества М.В.Ломоносова можно сделать?
Фрагмент с 9.00 – 11.00: чему учит путь Ломоносова? (мобильность в образовании, разносторонность интересов)
Фрагмент 13.39 -16.35: что удивительного мы видим в метафоре «бездна» без дна?
Фрагмент 17.29 – 18.25: проверка для самых внимательных- какие признаки старославянизмов вы услышали в цитируемом лектором стихотворении?
Далее учитель предлагает лингвистическую разминку:
Задание: найдите к данным старославянизмам соответствия в русском языке и наоборот, расскажите, какие признаки вы увидели:
Образец выполнения: колющий – колючий (Щ – показатель старославянизма, Ч – встречается только в исконно русских словах)
Горящий - ….. Вражда - …. Житие - …. Царствие – Вождь - …. | ….- нужа (диалект.) …- меж …- дочь …- молоко …- надёжа |
Следующий вид работы - просмотр видеолекции Татьяны Сергеевны Буториной, доктора педагогических наук, профессора., директора Ломоносовского института при Северном (Арктическом) федеральном университете «Ломоносов – наш современник». Задание, предлагаемое учителем – составить «толстые и тонкие вопросы» по фрагменту с 14.37 – 18.01. сек. Примерные формулировки вопросов, которые могут получиться у учащихся:
- Что означает «деятельный патриотизм»?
- к чему стремился М.В.Ломоносов?
- в чем национальная идея по М.В.Ломоносову?
- какова позиция Ломоносова как государственника? актуальны эти идеи сегодня?
- почему лекция носит такое название?
3. Рефлексивный этап.
Подводим итоги урока. Ребята, сегодня мы с вами не только актуализировали всю информацию, которую знали о Михаиле Васильевиче Ломоносове, но и поработали с ресурсами Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, получили возможность ознакомиться с разными позициями, разными взглядами на гений М.В.Ломоносова Прошу вас выразить те эмоции, приращения, которые вы получили в ходе сегодняшнего занятия с помощью приема «Пять пальцев»:
Метод пяти пальцев » или « Все в твоих руках»
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б ( большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Ребята по желанию озвучивают свои впечатления.
Учитель называет фамилии наиболее активных учащихся, проговаривает отметки за урок с комментарием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная разработка, на наш взгляд, обладает продуктивностью, так как:
- не дублирует содержание учебников и учебных программ;
- используемые цифровые ресурсы из электронного фонда Президентской библиотеки тщательно отобраны, описан инструментарий работы с данными ресурсами, что облегчает деятельность учителя литературы;
- материал систематизирован, изложен максимально просто и четко;
- опирается на активные методы и приемы обучения, что обуславливает интерес к данному учебному материалу;
- обладает воспроизводимостью, может быть реализована в практике других педагогов как на профильном, так и на базовом уровне в 9 классах общеобразовательной школы.
1.Ларин, О. И. Дорога Ломоносова сегодня : (Холмогоры - Москва: через 250 лет по пути великого помора). - М. : Мысль, 1983. - 176 с.
2.Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765. - М. : Наука, 1988. - 463 с.
3.Перевезенцев, С. В. Михайло Ломоносов : Для старшего школьного возраста ; худож. Е. Орлов - М. : Белый город, 2003. - 48 с.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
1.Кизеветтер А.А. Ломоносов : очерк : с 7 рисунками / [сочинение] А. Кизеветтера. - 3-е издание. -Москва : типография Русского товарищества, 1914. -32 с. URL: https://www.prlib.ru/item/342838 (дата обращения: 21.07.2024 г.).
2.Ломоносов как реформатор русского языка: [видеолекция] / Николай Николаевич Казанский, акад. РАН, директор Ин-та лингв. исслед. РАН ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. URL: https://www.prlib.ru/item/315830 (дата обращения: 21.07.2024 г.)
3.Ломоносов - наш современник: [видеолекция] / Татьяна Сергеевна Буторина, д-р пед. наук, проф., директор Ломонос. ин-та при Север. (Аркт.) федер. ун-те, г. Архангельск ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. - URL: https://www.prlib.ru/item/315828 (дата обращения: 21.07.2024 г.)