Технологическая карта урока "Бездна смыслов"

1
0
Материал опубликован 9 October в группе

ФИО автора: Залегай Мария Ивановна

образовательная организация автора: МАОУ «СОШ №7 «Эдельвейс» Находкинского городского округа Приморского края





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название

«Бездна смыслов» (Обзор жизни и творчества М.В.Ломоносова.)

Цель урока

Раскрыть многогранность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества с помощью ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина

Планируемые результаты урока

1.Предметные результаты обучения:

- обзорно познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха,

- повторить сведения о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы и науки,

- выявлять связь между важнейшими фактами биографии поэта и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений

2.Метапредметные результаты обучения:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании,

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

3.Личностные результаты обучения:

воспитывать уважение к М.В. Ломоносову – гражданину, патриоту; вырабатывать в себе такие качества характера, как трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм.

Тип и вид урока

Урок открытия новых знаний

Методы обучения

деятельностно-практический, проблемный, частично-поисковый методы, беседа - индивидуальная, фронтальная.

Материалы из электронного фонда Президентской библиотеки

Кизеветтер А.А. Ломоносов : очерк : с 7 рисунками / [сочинение] А. Кизеветтера. - 3-е издание. -Москва : типография Русского товарищества, 1914. -32 с. URL: https://www.prlib.ru/item/342838 (дата обращения: 21.07.2024 г.).

Ломоносов как реформатор русского языка: [видеолекция] / Николай Николаевич Казанский, акад. РАН, директор Ин-та лингв. исслед. РАН ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. URL: https://www.prlib.ru/item/315830 (дата обращения: 21.07.2024 г.)

Ломоносов - наш современник: [видеолекция] / Татьяна Сергеевна Буторина, д-р пед. наук, проф., директор Ломонос. ин-та при Север. (Аркт.) федер. ун-те, г. Архангельск ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. - URL: https://www.prlib.ru/item/315828 (дата обращения: 21.07.2024 г.)



Приемы обучения

Кластер, «толстые и тонкие вопросы», метод активного чтения «ИНСЕРТ»

Обобщение знаний и итог урока

Рефлексивная методика «Пять пальцев»



ВВЕДЕНИЕ

В 2021 году исполнилось 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - выдающегося русского ученого, исследователя и человека эпохи Просвещения. Его имя навсегда вошло в историю как символ разносторонности таланта, неутомимого жажды знаний и самоотверженного служения науке. Ломоносов - яркий пример "универсального" человека, обладающего уникальным сочетанием талантов и способностей, охватившего своим взором множество областей знания. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и энциклопедистом, химиком, физиком, лингвистом, художником, геологом. Его исследования охватывали астрономию, физику, химию, географию, историю, литературу и языкознание. Он был одним из первых, кто начал изучать атмосферу Земли, создав теорию атмосферного электричества и исследуя северное сияние. В области химии Ломоносов провел фундаментальные исследования, разработал теорию о сохранении материи и движения, а также внёс значительный вклад в развитие химической технологии.

В истории русского языка Ломоносову принадлежит честь установления правил правописания, введения грамматических норм и создания "Российской грамматики", которая положила начало научному изучению русского языка. Ломоносов также был талантливым художником, создавшим ряд пейзажей и портретов, а также автор многих литературных произведений, отличающихся глубоким философским смыслом и патриотическим духом. Но его гений не ограничивался узкими рамками научных исследований. Ломоносов был страстным патриотом и горячо болел за развитие отечественной науки и образования.

Именно ему принадлежит идея создания Московского университета, который стал не только центром образования, но и символом просвещения и прогресса России. Ломоносов понимал, что для развития страны необходимо не только опираться на передовой опыт Европы, но и создавать собственные научные школы, способные внести свой вклад в развитие мировой науки. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом", - писал о нем Александр Сергеевич Пушкин.

Сегодня, спустя 313 лет после рождения, Ломоносов продолжает вдохновлять своей безграничной энергией, жаждой познания и стремлением к новым знаниям. Он является символом отечественной науки, олицетворением русского гения и примером того, как один человек может изменить мир к лучшему. Его наследие - это не только научные открытия, но и глубокая вера в силу образования и прогресса, в потенциал человеческого разума и его способность преобразовать мир.

Актуальность: Проект не просто знакомит учащихся с великим ученым и поэтом, но и использует его биографию и достижения как мощный инструмент для формирования ключевых ценностей: любви к Родине, стремления к знаниям и уважения к труду.

Цель: раскрыть новые стороны в личности М.В.Ломоносова как сына Отечества с помощью ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Основные задачи:

- повторить сведения о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы,

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

- воспитывать уважение к М.В. Ломоносову – гражданину, патриоту; вырабатывать в себе такие качества характера, как трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм.

Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта:

- профилактика «выученной беспомощности» учащихся;

-отсутствие у старших школьников духовно-нравственных ценностей, культ потребительства, гедонистических установок;

- отсутствие полноценного ценностно-смыслового взаимодействия педагога и обучающихся.

Вдумчивая работа над формированием важных личностных качеств у старших школьников, опирающаяся на образ великого русского ученого – Михаила Васильевича Ломоносова, поможет понять, что любовь к Родине, стремление к знаниям и упорный труд – это ключ к успеху и счастью.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мотивационно-целевой этап:

Учитель предлагает составить кластер , в центре которого имя - М.В.Ломоносов (формулировка учебной задачи может выглядеть так – отразите ваши ассоциации, связанные с данным именем). Далее учащиеся по желанию озвучивают свои смысловые единицы, отражающие личностное восприятие образа ученого и поэта.



Процессуальный этап - работа с очерком А.А. Кизеветтера «Ломоносов»

Предварительная работа (выполняемая учащимися в рамках домашнего задания) – изучение материала, написанного еще в начале 20 века известным историком и публицистом А.А.Кизеветтером.

Учащиеся представляют результат самостоятельной работы в виде таблицы:

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То, что идет вразрез со знаниями и убеждениями учащегося

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

В ходе фронтальной беседы учитель выясняет, что уже было известно учащимся, что нового они узнали, какие противоречия возникли – данный момент можно обсудить коллегиально, возможно, найдутся учащиеся, которые разрешат противоречия одноклассников и пояснят те положения очерка, которые показались кому-либо непонятными.

Следующий вид деятельности – просмотр фрагмента видеолекции Н.Н. Казанского, директора Института лингвистических исследований РАН «Ломоносов как реформатор русского языка» с последующей беседой по вопросам:

Фрагмент с 8.10 – 8.50 .сек.: какой вывод относительно периода ученичества М.В.Ломоносова можно сделать?

Фрагмент с 9.00 – 11.00: чему учит путь Ломоносова? (мобильность в образовании, разносторонность интересов)

Фрагмент 13.39 -16.35: что удивительного мы видим в метафоре «бездна» без дна?

Фрагмент 17.29 – 18.25: проверка для самых внимательных- какие признаки старославянизмов вы услышали в цитируемом лектором стихотворении?



Далее учитель предлагает лингвистическую разминку:

Задание: найдите к данным старославянизмам соответствия в русском языке и наоборот, расскажите, какие признаки вы увидели:

Образец выполнения: колющий – колючий (Щ – показатель старославянизма, Ч – встречается только в исконно русских словах)

Горящий - …..

Вражда - ….

Житие - ….

Царствие –

Вождь - ….

.- нужа (диалект.)

- меж

- дочь

- молоко

- надёжа




Следующий вид работы - просмотр видеолекции Татьяны Сергеевны Буториной, доктора педагогических наук, профессора., директора Ломоносовского института при Северном (Арктическом) федеральном университете «Ломоносов – наш современник». Задание, предлагаемое учителем – составить «толстые и тонкие вопросы» по фрагменту с 14.37 – 18.01. сек. Примерные формулировки вопросов, которые могут получиться у учащихся:

- Что означает «деятельный патриотизм»?

- к чему стремился М.В.Ломоносов?

- в чем национальная идея по М.В.Ломоносову?

- какова позиция Ломоносова как государственника? актуальны эти идеи сегодня?

- почему лекция носит такое название?

3. Рефлексивный этап.

Подводим итоги урока. Ребята, сегодня мы с вами не только актуализировали всю информацию, которую знали о Михаиле Васильевиче Ломоносове, но и поработали с ресурсами Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, получили возможность ознакомиться с разными позициями, разными взглядами на гений М.В.Ломоносова Прошу вас выразить те эмоции, приращения, которые вы получили в ходе сегодняшнего занятия с помощью приема «Пять пальцев»:

Метод пяти пальцев » или « Все в твоих руках»

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) - услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б ( большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Ребята по желанию озвучивают свои впечатления.

Учитель называет фамилии наиболее активных учащихся, проговаривает отметки за урок с комментарием.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная разработка, на наш взгляд, обладает продуктивностью, так как:

- не дублирует содержание учебников и учебных программ;

- используемые цифровые ресурсы из электронного фонда Президентской библиотеки тщательно отобраны, описан инструментарий работы с данными ресурсами, что облегчает деятельность учителя литературы;

- материал систематизирован, изложен максимально просто и четко;

- опирается на активные методы и приемы обучения, что обуславливает интерес к данному учебному материалу;

- обладает воспроизводимостью, может быть реализована в практике других педагогов как на профильном, так и на базовом уровне в 9 классах общеобразовательной школы.















































Список литературы:

1.Ларин, О. И. Дорога Ломоносова сегодня : (Холмогоры - Москва: через 250 лет по пути великого помора). - М. : Мысль, 1983. - 176 с.

2.Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765. - М. : Наука, 1988. - 463 с.

3.Перевезенцев, С. В. Михайло Ломоносов : Для старшего школьного возраста ; худож. Е. Орлов - М. : Белый город, 2003. - 48 с.



Используемые цифровые образовательные ресурсы:

1.Кизеветтер А.А. Ломоносов : очерк : с 7 рисунками / [сочинение] А. Кизеветтера. - 3-е издание. -Москва : типография Русского товарищества, 1914. -32 с. URL: https://www.prlib.ru/item/342838 (дата обращения: 21.07.2024 г.).

2.Ломоносов как реформатор русского языка: [видеолекция] / Николай Николаевич Казанский, акад. РАН, директор Ин-та лингв. исслед. РАН ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. URL: https://www.prlib.ru/item/315830 (дата обращения: 21.07.2024 г.)

3.Ломоносов - наш современник: [видеолекция] / Татьяна Сергеевна Буторина, д-р пед. наук, проф., директор Ломонос. ин-та при Север. (Аркт.) федер. ун-те, г. Архангельск ; реж.: Т. И. Дьяконова. - Мультимедийное электронное издание. -Санкт-Петербург : Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2011. - URL: https://www.prlib.ru/item/315828 (дата обращения: 21.07.2024 г.)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.