Технологическая карта урока чтения в 5 классе по теме «Г. Скребицкий "Декабрь"»

2
0
Материал опубликован 22 October 2022

Технологическая карта урока чтения.


Учитель

Щанова Е. И.

Учебный предмет

Чтение

Класс

5 класс

Тип урока (занятия)

урок изучения нового материала

Тема урока

Г. Скребицкий «Декабрь»

Цель урока:

познакомить обучающихся с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь»

Задачи урока:

образовательные:

отрабатывать навык правильного, выразительного чтения;

готовить обучающихся к чтению целым словом сложных по структуре слов

воспитательные:

воспитывать мотивацию к учению;

воспитывать бережное отношение к природе

коррекционно-развивающие:

развивать связную устную речь обучающихся в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать логическое мышление путем разгадывания загадок; развивать внимание путем выполнения упражнения «Собери пословицу»; развивать воображение путем рассматривания картин

Технологии

Деятельностного метода, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие

Межпредметные связи

Биология, изобразительное искусство

Опорные понятия, термины

Художественное произведение

Новые понятия, термины:

Долины, натуралист, логовища, обитатели,

покров, солнцестояние


Планируемый результат

Предметный (ПР):

Умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами

Способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста

Личностный (ЛР):

1. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

2. Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Организация пространства

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация

Дидактический (раздаточный) материал: снежинки, пословица разрезанная









Организация деятельности на уроке

Этапы урока (занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Использование медиаресурсов

1. Организация начала урока.

Цель этапа:

активизировать внимание учащихся, установить контакт и настроить на совместную работу


-Здравствуйте, ребята!

Посмотрите какое светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя









t1666457735aa.png



2.Речевая разминка

- Начиная наш урок, повторим правило правильной речи.


Стараться будем говорить
Не торопиться, не спешить!
И будет наша речь красивой,
И чистой, и неторопливой.


а) Упражнения на постановку дыхания.

- Давайте представим, что нам на ладонь упала снежинка. Давайте её сдуем.

- Вдох носом, выдох ртом на 1,2,3,4.

б) Работа со скороговоркой


Нисколько не скользко, не скользко нисколько.


- Прочитайте про себя.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте вслух.

- Прочитайте быстро.

-Ребята, как вы думаете почему я выбрала эту скороговорку?

(Она о зиме)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу над произведениями о зиме. Ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать, давать полные ответы на поставленные вопросы.




Проговаривают четверостишие хором.











Выполняют задания согласно рекомендациям учителя















t1666457735ab.png





t1666457735ac.png

3. Проверка домашнего задания.


- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

- Какое задание вы должны были выполнить дома?

- Послушаем, как вы выучили наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».

- Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?

- Как поэт называет зиму?

- Каким вы представляете зимний лес?

- Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?

- Ну что ж вы прекрасно справились с домашним заданием, переходим к изучению нового материала.

Дети рассказывают выразительно стихотворение

Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».

Отвечают на поставленные вопросы





.















t1666457735ad.png



3.Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно.  (Лед.)

2. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.   (Снегирь.)

3. В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей.  (Кормушка.)

4. Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома.

Зовут меня... (зима).

5. На дворе — горой, а в избе — водой. (Сугроб)

6. Без рук рисует, без зубов кусает… ( Мороз)

7. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, а теперь, используя выделенные буквы, прочитайте название произведения, которое мы будем изучать.

- Правильно ребята! Рассказ называется «Декабрь», а автор этого рассказа Георгий Скребицкий.


Слушают и отгадывают загадки

t1666457735ae.png

Работа над новым материалом


1. Рассказ учителя о писателе.

- Георгий Алексеевич Скребицкий был охотником, следопытом, писателем.

Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.

Многие его произведения посвящены им. Это рассказы «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока»

- Мы познакомимся сегодня с рассказом «Декабрь».

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора





t1666457735af.png

IV

Физкультминутка.

Детская зарядка «Скачут зайцы»

Выполняют физкультминутку под музыку.


Чтение рассказа учителем.

А) Проверка первичного восприятия произведения.

Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

Б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями.

Долины- пространство вдоль реки;впадина между горами.

Пронизывающего

Логовища - жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой яме.

Натуралист – это человек, который изучает природу и охраняет её

Солнцестояние – это время, когда день начинает прибывать.

В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.


Сол-нце-сто-я-ни-е – солнцестояние

За-сне-жен-но-му - заснеженному

Чет-ве-ро-но-ги-е - четвероногие

Про-ни-зы-ва-ю-ще-го - пронизывающего


Чтение рассказа обучающимися по абзацам.

Анализ текста.

- Как ведут зимой себя лесные жители?

- По чему можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу)

- Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (изображения и следы зверей: барсука, ежа, медведя) 

- Каких птиц снег спасает от холода?

- Зачем растениям необходим зимой снежный покров? 

- Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней)

- Каким днем является 21 декабря? Что это значит?


Просмотр видеоролика «Зима в произведениях русской живописи»

- Ребята, не только писатели и поэты посвящали свои произведения зиме, но и очень многие художники писали свои картины о зиме.


«Собери пословицу»

- Следующее задание, которое мы должны выполнить называется «Собери пословицу». Ой, ребята подул ветер и слова нашей пословицы разлетелись. Помогите её найти и расставить все слова по своим места.


Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- Как вы её понимаете?

Слушают учителя









Определяют совместно
с учителем толкование незнакомых слов.
























Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою























Рассматривают картины и слушают музыку.

Дети ищут карточки со словами из пословицы и расставляют их по своим местам на доске.





- Декабрь последний месяц года и первый месяц зимы



















t1666457735ag.png




t1666457735ah.png

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа:

обобщить материал урока в ходе намеченных целей.

1. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились?

- Кто его автор?

- Что нового вы узнали об этом месяце?

2. Выставление оценок.

- Сегодня вы хорошо поработали и получили следующие оценки.


Отвечают на вопросы

- «Декабрь» Георгий Скребицкий.

t1666457735ai.png

IIX. Домашнее задание.

Цель этапа: закрепить полученные знания.

Стр. 132 -133, читать и отвечать на вопросы

Глеб – читает первые два абзаца


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Записывают в дневник


IX. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- У каждого из вас на столе лежит снежинка. Всех кому на уроке было интересно, кому было всё понятно, я попрошу выйти и украсить нашу елку снежинками, а те кому было что-то непонятно могут подойти и положить снежинку под елку

Осуществляют самоанализ учебной деятельности












Литература.

Правила красивой речи для детей. | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Пословицы и поговорки про Декабрь (privetpeople.ru)

«Зима в произведениях русских художников» - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Урок чтения и развития речи по теме Г. Скребицкий 'Сентябрь' - БОТАН (zybrila.ru)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.