Технологическая карта урока чтения в 5 классе по теме «Г. Скребицкий "Декабрь"»
Технологическая карта урока чтения.
Учитель | Щанова Е. И. | Учебный предмет | Чтение | |||||
Класс | 5 класс | Тип урока (занятия) | урок изучения нового материала | |||||
Тема урока | Г. Скребицкий «Декабрь» | |||||||
Цель урока: | познакомить обучающихся с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь» | |||||||
Задачи урока: | образовательные: | отрабатывать навык правильного, выразительного чтения; готовить обучающихся к чтению целым словом сложных по структуре слов | ||||||
воспитательные: | воспитывать мотивацию к учению; воспитывать бережное отношение к природе | |||||||
коррекционно-развивающие: | развивать связную устную речь обучающихся в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать логическое мышление путем разгадывания загадок; развивать внимание путем выполнения упражнения «Собери пословицу»; развивать воображение путем рассматривания картин | |||||||
Технологии | Деятельностного метода, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие | Межпредметные связи | Биология, изобразительное искусство | |||||
Опорные понятия, термины | Художественное произведение | Новые понятия, термины: | Долины, натуралист, логовища, обитатели, покров, солнцестояние | |||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный (ПР): | Умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами Способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста | |||||||
Личностный (ЛР): | 1. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте 2. Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация Дидактический (раздаточный) материал: снежинки, пословица разрезанная |
Организация деятельности на уроке | |||
Этапы урока (занятия) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | Использование медиаресурсов |
1. Организация начала урока. Цель этапа: активизировать внимание учащихся, установить контакт и настроить на совместную работу | -Здравствуйте, ребята! – Посмотрите какое светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
| Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя | |
2.Речевая разминка | - Начиная наш урок, повторим правило правильной речи.
а) Упражнения на постановку дыхания. - Давайте представим, что нам на ладонь упала снежинка. Давайте её сдуем. - Вдох носом, выдох ртом на 1,2,3,4. б) Работа со скороговоркой Нисколько не скользко, не скользко нисколько. - Прочитайте про себя. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте вслух. - Прочитайте быстро.
-Ребята, как вы думаете почему я выбрала эту скороговорку? (Она о зиме) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу над произведениями о зиме. Ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать, давать полные ответы на поставленные вопросы. | Проговаривают четверостишие хором. Выполняют задания согласно рекомендациям учителя
|
|
3. Проверка домашнего задания. | - Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? - Какое задание вы должны были выполнить дома? - Послушаем, как вы выучили наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…». - Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса? - Как поэт называет зиму? - Каким вы представляете зимний лес? - Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему? - Ну что ж вы прекрасно справились с домашним заданием, переходим к изучению нового материала. | Дети рассказывают выразительно стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…». Отвечают на поставленные вопросы .
| |
3.Объявление темы урока | - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется вы узнаете, если отгадаете загадки. 1. Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно. (Лед.) 2. Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (Снегирь.) 3. В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей. (Кормушка.) 4. Дел у меня не мало, я белым одеялом Всю землю укрываю, белю поля, дома. Зовут меня... (зима). 5. На дворе — горой, а в избе — водой. (Сугроб) 6. Без рук рисует, без зубов кусает… ( Мороз) 7. Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. (Сосулька) - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, а теперь, используя выделенные буквы, прочитайте название произведения, которое мы будем изучать. - Правильно ребята! Рассказ называется «Декабрь», а автор этого рассказа Георгий Скребицкий. | Слушают и отгадывают загадки |
|
Работа над новым материалом | 1. Рассказ учителя о писателе. - Георгий Алексеевич Скребицкий был охотником, следопытом, писателем. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года. Многие его произведения посвящены им. Это рассказы «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» - Мы познакомимся сегодня с рассказом «Декабрь». | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора
|
|
IV Физкультминутка. | Детская зарядка «Скачут зайцы» | Выполняют физкультминутку под музыку. | |
| Чтение рассказа учителем. А) Проверка первичного восприятия произведения. Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? Б) Работа с новыми, непонятными словами и выражениями. Долины- пространство вдоль реки;впадина между горами. Пронизывающего Логовища - жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой яме. Натуралист – это человек, который изучает природу и охраняет её Солнцестояние – это время, когда день начинает прибывать. – В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами. Сол-нце-сто-я-ни-е – солнцестояние За-сне-жен-но-му - заснеженному Чет-ве-ро-но-ги-е - четвероногие Про-ни-зы-ва-ю-ще-го - пронизывающего Чтение рассказа обучающимися по абзацам. Анализ текста. - Как ведут зимой себя лесные жители? - По чему можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу) - Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (изображения и следы зверей: барсука, ежа, медведя) - Каких птиц снег спасает от холода? - Зачем растениям необходим зимой снежный покров? - Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней) - Каким днем является 21 декабря? Что это значит? Просмотр видеоролика «Зима в произведениях русской живописи» - Ребята, не только писатели и поэты посвящали свои произведения зиме, но и очень многие художники писали свои картины о зиме. «Собери пословицу» - Следующее задание, которое мы должны выполнить называется «Собери пословицу». Ой, ребята подул ветер и слова нашей пословицы разлетелись. Помогите её найти и расставить все слова по своим места. Декабрь год кончает, а зиму начинает. - Как вы её понимаете?
|
Слушают учителя Определяют совместно
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою Рассматривают картины и слушают музыку. Дети ищут карточки со словами из пословицы и расставляют их по своим местам на доске. - Декабрь последний месяц года и первый месяц зимы
| |
VII. Подведение итогов урока. Цель этапа: обобщить материал урока в ходе намеченных целей. | 1. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились? - Кто его автор? - Что нового вы узнали об этом месяце? 2. Выставление оценок. - Сегодня вы хорошо поработали и получили следующие оценки. | Отвечают на вопросы - «Декабрь» Георгий Скребицкий. |
|
IIX. Домашнее задание. Цель этапа: закрепить полученные знания. | Стр. 132 -133, читать и отвечать на вопросы Глеб – читает первые два абзаца | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Записывают в дневник | |
IX. Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - У каждого из вас на столе лежит снежинка. Всех кому на уроке было интересно, кому было всё понятно, я попрошу выйти и украсить нашу елку снежинками, а те кому было что-то непонятно могут подойти и положить снежинку под елку | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | |
Литература.
Пословицы и поговорки про Декабрь (privetpeople.ru)
«Зима в произведениях русских художников» - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Урок чтения и развития речи по теме Г. Скребицкий 'Сентябрь' - БОТАН (zybrila.ru)