Предмет: физика
Класс: 7
Учитель: Митенкова И.А.
Тема: Плавание тел.
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Цели урока:
деятельностная: научить экспериментально выяснять условия плавания тел.
содержательная: дать представление об условиях плавания тел.
Задачи урока:
Образовательные: лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости.
Развивающие: продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать информацию, давать полный развернутый ответ.
Воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету на основе межпредметных связей с биологией, литературой, математикой; прививать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Планируемые результаты обучения:
предметные: понять смысл условий плавания тел; овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе; использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт).
личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение; понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.
регулятивные: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умения работать в группе; владение умениями совместной деятельности.
познавательные: исследовать практические ситуации, понимать необходимость их проверки на практике; умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
коммуникативные: отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; развитие монологической и диалогической речи, способности выслушивать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение.
Материально - техническое обеспечение:
основные: Учебник : Физика. 7 класс. : учебник / А. В. Перышкин, карточки с планом исследования, тетради, тесты, карточки для рефлексии.
дополнительные: наборы для исследования условий плавания тел.
Используемые технологии: здоровьесбежения, проблемного обучения, модульного обучения.
Методы
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия ученик-учитель: интерактивные.
МБОУ Трубчевская СОШ № 1
Технологическая карта урока физики
(Плавание тел)
Выполнил(а):
Митенкова И.А.
Учитель физики
Трубчевск, 2021
Технологическая карта урока
Данные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | физика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Плавание тел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебник | Пёрышкин А. В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель | Митенкова И.А., учитель физики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место работы | МБОУ Трубчевская СОШ № 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание урока: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока | 45 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | Деятельностная цель: уметь экспериментально выяснять условия плавания тел. Содержательная цель: знать условия плавания тел. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | Образовательные: лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел; Развивающие: . Развить творческие способности учащихся; продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ. Воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету на основе межпредметных связей с биологией, литературой, математикой, географией желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения. Учебно-методические пособия и ТСО: основные: Учебник : Физика. 7 класс. : учебник / А. В. Перышкин, карточки для лабораторного отчета, карточки с задачами, тетради. дополнительные: наборы для исследования условий плавания тел Набор № 1: картофель, яблоко, сосуд с водой. Набор № 2: картофель, стакан с водой, соль пищевая, палочка деревянная. Набор № 3: два бруска равного объема, емкость с водой. Набор №4: три цилиндра равного объема, емкость с водой. Набор №5: физические тела из пластилина, емкость с водой. Набор №6: емкость с маслом, мензурка с водой. Набор №7: три тела разной формы, стакан с водой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Программные требования предметные: понять смысл условий плавания тел; овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе. использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент ); стимулировать способность иметь собственные мнения; понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. личностные: стимулировать способность иметь собственные мнения; понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. регулятивные: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. ; познавательные: Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике; Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. коммуникативные: Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы: понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения; умеет выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи; умеет слушать и слышать собеседника; выполняет учебную задачу в сотрудничестве; умеет выделять проблему; умеет формулировать гипотезу; планирует эксперимент в соответствии с гипотезой; формулирует выводы; формулирует цели и задачи с помощью учителя; выстраивает цепь логических рассуждений и речевого высказывания; аргументирует свою точку зрения. называет процедуры и способы исследовательской деятельности и применяет их для решения проблемы; подбирает инструменты для проведения исследования; формулирует определение силы упругости, закона Гука; объясняет зависимость силы упругости от удлинения тела; записывает формулу зависимости силы упругости от удлинения тела; изображает графически силу упругости показывает точку приложения и направление действия силы упругости вычисляет силу упругости и удлинение тела по формуле. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура и содержание урока: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение
Задания по группам
Группа № 1
Исследование условий плавания тел
Оборудование: картофель, яблоко, сосуд с водой.
Ход работы
Опустите картофель в воду.
Опустите яблоко в воду.
Вода (1000 кг/м3) | Картофель (1060 кг/м3) | Яблоко (850 кг/м3) |
Сравните плотности воды, картофеля и яблока.
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания картофеля и яблока. При погружении в воду картофель _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Яблоко при погружении в воду _________________, его плотность _____________, чем плотность воды.
Группа № 2
Исследование условий плавания тел
Оборудование: картофель, стакан с водой, соль пищевая, палочка деревянная.
Ход работы
Опустите картофель в воду. Убедитесь, что он тонет в воде.
Добейтесь того, чтобы картофель всплыл.
Сравните плотности чистой и соленой воды.
Вода чистая (1000 кг/м3) | Вода морская (1030 кг/м3) | Вода соленая (1060 кг/м3) |
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания картофеля. В чистой воде он _______________, потому что его плотность ____________ плотности чистой воды. В соленой воде он _______________, потому что его плотность ____________ , чем плотность соленой воды. Группа № 3
Исследование условий плавания тел
Оборудование: два бруска, емкость с водой.
Ход работы
Опустите бруски в воду по очереди.
Вода (1000 кг/м3) | Деревянный брусок (500 кг/м3) | Железный брусок (7800 кг/м3) |
Сравните плотности брусков и воды.
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания деревянного и железного брусков. При погружении в воду деревянный брусок _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Железный при погружении в воду _________________, его плотность _____________, чем плотность воды.
Группа № 4
Исследование условий плавания тел
Оборудование: три цилиндра, емкость с водой.
Ход работы
Опустите бруски в воду по очереди.
Вода (1000 кг/м3) | Деревянный цилиндр (500 кг/м3) | Железный цилиндр (7800 кг/м3) | Резиновый цилиндр (900-1200 кг/м3) |
Сравните плотности брусков и воды.
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания 3 цилиндров. Глубже всего в воду погружается ________________ цилиндр, его плотность ____________ плотности воды. Меньше всего в воду погружается _____________ цилиндр, его плотность _____________, чем у воды.
Группа № 5
Исследование условий плавания тел
Оборудование: физические тела из пластилина, емкость с водой.
Ход работы
Опустите пластилиновый брусок в воду.
Опустите кораблик из пластилина в воду.
Сравните плотности воздуха, пластилина и пластилинового кораблика
Воздух (1,3 кг/м3) | Пластилин (1400 кг/м3) |
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания пластилинового бруска и кораблика из пластилина. При погружении в воду брусок _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Кораблик при погружении в воду _________________, его средняя плотность (воздух внутри лодочки+ пластилин) _____________, чем плотность воды.
Группа № 6
Исследование условий плавания тел
Оборудование: баночка с маслом, мензурка с водой.
Ход работы
Возьмите баночку с маслом.
Влейте в нее воду из мензурки.
Обратите внимание, какая жидкость окажется сверху.
Сравните плотности жидкостей.
Вода чистая (1000 кг/м3) | Масло подсолнечное (925 кг/м3) |
Сделайте вывод
Мы исследовали условия плавания одной жидкости на поверхности другой. Если в одной емкости находятся одновременно вода и подсолнечное масло, то ___________ окажется снизу, а ___________ - сверху. Жидкость с _____________ плотностью будет плавать на поверхности другой
Группа № 7
Исследование условий плавания тел
Оборудование: три тела разной формы, стакан с водой.
Ход работы
По очереди опустите тела в воду.
Обратите внимание на поведение тел в воде.
Вода (1000 кг/м3) | Пенопласт (16 кг/м3) | Пластик (1200 кг/м3) |
Сравнить плотности веществ, из которых сделаны эти тела.
Сделать вывод
Мы исследовали условия плавания 3 тел: бусинки, пластмассового шарика и рыбки из пенопласта. Тело(а) ____________________ всплывает, так как его плотность ___________, чем у воды. Тело (а)________________плавает, так как его средняя плотность сравнима с плотностью воды.
Рефлексия
1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен | 1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен |
1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен | 1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен |
1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен | 1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен |
1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен | 1.На уроке я работал активно /пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Материал урока мне был понятен/не понятен |
| |
| |