Технологическая карта урока физики по теме «Плавание тел» в 7 классе

2
0
Материал опубликован 22 November 2021 в группе


Предмет: физика

Класс: 7

Учитель: Митенкова И.А.

Тема: Плавание тел.

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Цели урока:

деятельностная: научить экспериментально выяснять условия плавания тел.

содержательная: дать представление об условиях плавания тел.

Задачи урока:

Образовательные: лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости.

Развивающие: продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать информацию, давать полный развернутый ответ.

Воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету на основе межпредметных связей с биологией, литературой, математикой; прививать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.


Планируемые результаты обучения:

предметные: понять смысл условий плавания тел; овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе; использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт).

личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение; понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.

регулятивные: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умения работать в группе; владение умениями совместной деятельности.

познавательные: исследовать практические ситуации, понимать необходимость их проверки на практике; умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

коммуникативные: отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; развитие монологической и диалогической речи, способности выслушивать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение.


Материально - техническое обеспечение:

основные: Учебник : Физика. 7 класс. : учебник / А. В. Перышкин, карточки с планом исследования, тетради, тесты, карточки для рефлексии.

дополнительные: наборы для исследования условий плавания тел.

Используемые технологии: здоровьесбежения, проблемного обучения, модульного обучения.

Методы

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени взаимодействия ученик-учитель: интерактивные.





МБОУ Трубчевская СОШ № 1







Технологическая карта урока физики

(Плавание тел)







Выполнил(а):

Митенкова И.А.

Учитель физики






Трубчевск, 2021








Технологическая карта урока


Данные

Предмет

физика

Класс

7

Тема

Плавание тел

Учебник

Пёрышкин А. В.

Учитель

Митенкова И.А., учитель физики

Место работы

МБОУ Трубчевская СОШ № 1


Описание урока:

Тип урока

Урок «открытия» нового знания;

Время реализации урока

45 мин

Цели урока

Деятельностная цель: уметь экспериментально выяснять условия плавания тел.


Содержательная цель: знать условия плавания тел.


Задачи урока

Образовательные: лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел;

Развивающие:

. Развить творческие способности учащихся; продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ.

Воспитательные:

пробуждать интерес к учебному предмету на основе межпредметных связей с биологией, литературой, математикой, географией желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.

Учебно-методические пособия и ТСО:

основные: Учебник : Физика. 7 класс. : учебник / А. В. Перышкин, карточки для лабораторного отчета, карточки с задачами, тетради.

дополнительные: наборы для исследования условий плавания тел

Набор № 1: картофель, яблоко, сосуд с водой.

Набор № 2: картофель, стакан с водой, соль пищевая, палочка деревянная.

Набор № 3: два бруска равного объема, емкость с водой.

Набор №4: три цилиндра равного объема, емкость с водой.

Набор №5: физические тела из пластилина, емкость с водой.

Набор №6: емкость с маслом, мензурка с водой.

Набор №7: три тела разной формы, стакан с водой.


Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Программные требования

предметные: понять смысл условий плавания тел;

овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе.

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент );

стимулировать способность иметь собственные мнения;

понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.


личностные: стимулировать способность иметь собственные мнения;

понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

регулятивные: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

;

познавательные: Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

коммуникативные: Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения;

умеет выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;

умеет слушать и слышать собеседника;

выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

умеет выделять проблему;

умеет формулировать гипотезу;

планирует эксперимент в соответствии с гипотезой;

формулирует выводы;

формулирует цели и задачи с помощью учителя;

выстраивает цепь логических рассуждений и речевого высказывания;

аргументирует свою точку зрения.

называет процедуры и способы исследовательской деятельности и применяет их для решения проблемы;

подбирает инструменты для проведения исследования;

формулирует определение силы упругости, закона Гука;

объясняет зависимость силы упругости от удлинения тела; записывает формулу зависимости силы упругости от удлинения тела; изображает графически силу упругости показывает точку приложения и направление действия силы упругости

вычисляет силу упругости и удлинение тела по формуле.



Структура и содержание урока:

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап — 1 мин

-мотивация деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с выталкивающей силой. Рассмотрим ее связь с другими величинами, будет учиться искать эту силу в примерах из жизни и других школьных наук.

Приступим к проверке домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?


Приветствуют учителя, отвечают на вопрос





- сила Архимеда

2. Актуализация знаний -5 мин

-актуализация знаний

Дома вы должны были решить задачу № 4 из упр. 26 и ответить на вопросы в тетради.

V=2м3

F-?

F=gm,

m= ρV=2300 кг/м3 * 2 м3=4600 кг

F=10 Н\кг * 4600 кг=46 000 Н – в воздухе

Fa= ρgV=1000 кг\м3 *10 Н\кг *2 м3 =20 000Н

F=(F-Fa)= 46 000 H – 20 000 H = 26 000 H – в воздухе

Ответ: 46кН, 26кН.


1. Первоклассник и старшеклассник нырнули в воду. Кого выталкивает сильнее и почему?

2. Один раз мальчик нырнул на глубину 2м, а в другой 3 м. В каком случае вода его выталкивает сильнее и почему?





Отвечают на вопросы и проводят проверку домашнего задания



Сильнее выталкивает старшеклассника, потому что чем больше объем, тем больше сила Архимеда

Сила Архимеда будет одинаковой, потому что сила Архимеда не зависит от глубины погружения, плотность жидкости с увеличением глубины п не изменяется

2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ -3 мин


На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания, полученные вами ранее. Давайте вспомним, какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Куда направлена эта сила?

От чего зависит Архимедова сила?

Как определяется Архимедова сила, если тело не полностью погружено в жидкость?

Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

Вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем

Большая жара;

А в море плывёт

Ледяная гора.

Плывёт и, наверно,

Считает:

Она и в жару не растает.



Знаете ли вы, какое положение занимает айсберг в воде?

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним, каковы условия плавания тел в жидкости. Ответ на этот вопрос мы получим посредством решения исследовательских задач:

Запишите в тетради тему урока – “Условия плавания тел”.



Архимедова сила.

Она направлена вертикально вверх.

Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Нужно взять объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Сила тяжести.



Лед, дерево, мячик, пробка, парафин

Железо, алюминий, сталь, соль.











Айсберг.

Плавает.

Да/нет







Записывают тему урока

3. Открытие нового знания -20 минут






Для исследования условий плавания тел обратимся к опыту. Вы видите 3 пробирки, наполненные солью. Будет ли на них действовать выталкивающая сила, если мы погрузим их в жидкость?

Давайте проверим. Одинаково ли ведут себя пробирки в воде?

Давайте опишем их состояние.

Для того, чтобы разобраться с причиной давайте вспомним, какие силы действуют на эти пробирки?

Куда направлены эти силы?

Первая пробирка потонула. Можете ли вы сделать сравнить силу тяжести и силу Архимеда, действующие на нее?

Вторая пробирка всплывает. Сравните силы.

Третья пробирка плавает в жидкости.

Давайте запишем эти условия плавания тел.





Для ускорения нашей работы вторую часть исследования вы сделаете самостоятельно. Каждая группа получит задание с подробным алгоритмом выполнения эксперимента. После завершения работы каждая группа расскажет о своем опыте и прочитает получившийся вывод.

Раздает задания.

Мы с вами выслушали 7 выступлений. Давайте объединим полученную нами информацию. У вас в тетрадях уже есть схема с условиями плавания тел. Давайте ее дополним.

При каком условии тело будет тонуть в жидкости? При каком условии оно будет всплывать? Плавать?








Да

Нет

Тонет, плавает, всплывает.



Тяжести, Архимеда

Вниз, вверх.

Сила тяжести больше

Сила Архимеда больше.

Силы равны.

Записывают.













Выполняют эксперимент. Выступают.







рж<рт, рж>рт, рж=рт

Физкультминутка -2 мин


Открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет и сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.

выполняют

4. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин


Самый распространенный пример плавания тел в природе – плавание айсбергов.

Ребята, что вы можете сказать о плотности льда и плотности воды? Посмотрите в таблицу с. 63.

ρ_(льда )= 900 кг/м^3

ρ_(воды )= 1000 кг/м^3

Найдите отношение ρ_льда/ρ_воды = 9/10

Как вы думаете, что значит 9/10? Посмотрите на картинку

9/10 – эта часть объема айсберга погружена в воду.

И только 1/10 – объема айсберга находится над поверхностью воды

Описание плавания тел встречается во многих литературных произведениях. Мы рассмотрим пару примеров.

Я прочитаю отрывок из повести Антона .Павловича Чехова «Степь»

«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».

Вопрос: о какой силе идет речь в этом отрывке?

Следующий отрывок из повести Константина Георгиевича Паустовского «Кара́-Бога́з»

«… наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе - серную кислоту.»

Вопрос: почему кок не смог погрузиться в воду залива Кара́-Бога́з-Го́л?

Особенность плавания человека в воде обясняется строением его тела. Плотность тела оказывается близкой к плотности воды. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Однако вес человеческого тела и вес воды, которую оно вытесняет, находятся лишь в весьма хрупком равновесии, так что достаточно ничтожного пустяка, чтобы оно нарушилось в ту или иную сторону. Например, рука, поднятая над водой и тем самым лишенная ее поддержки, представляет собой добавочный вес, которого достаточно, чтобы голова ушла под воду целиком, тогда как случайно схваченный даже небольшой кусок дерева позволит вам приподнять голову и оглядеться.

Для того, чтобы дать ответы на след. Вопросы, вам понадобится учебник. С. 63.

Какие вещества будут всплывать в керосине?

Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой? Почему?

Как рыбы могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154



Самостоятельная работа. Решение теста.

Доп. Задание Стр. 154 Упр. 27 (3,5,6)
























Ответ: выталкивающая сила









Ответ: из сего обстоятельства вы можете судить, какова соленость этого залива, подобного Мертвому морю в Палестине.







Пробка, сосна, дуб

Нет. Так как средняя плотность бутылки с водой больше плотности воды.



Рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, значит за счет силы Архимеда.

















Взаимопроверка

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-3 мин

- даёт объективную оценку собственной деятельности;


Вернемся к нашей проблеме поставленной в начале урока?

Что же произойдет с айсбергом, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Айсберг бы утонул)

Как вы считаете, добились ли мы с вами цели урока. Узнали ли вы, при каких условиях тела плавают и тонут?

Условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая Fа и Fт или сравнивая ρ жидкости и находящегося в ней вещества.


Фронтально

Отвечают на вопросы учителя.


6. Домашнее задание.-1мин


Объясняет домашнее задание

читать параграф 52, выучить записи в тетради, выполнить упражнение 27 ()


Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник

7. Рефлексия-3 мин

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

Организует обсуждение достижений.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным


На голубой карточке нарисуйте шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.


Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Оценивают свои достижения.

















Приложение

Задания по группам

Группа № 1

Исследование условий плавания тел

Оборудование: картофель, яблоко, сосуд с водой.

Ход работы

Опустите картофель в воду.

Опустите яблоко в воду.

Вода (1000 кг/м3)

Картофель (1060 кг/м3)

Яблоко (850 кг/м3)

Сравните плотности воды, картофеля и яблока.

Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания картофеля и яблока. При погружении в воду картофель _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Яблоко при погружении в воду _________________, его плотность _____________, чем плотность воды.


Группа № 2

Исследование условий плавания тел

Оборудование: картофель, стакан с водой, соль пищевая, палочка деревянная.

Ход работы

Опустите картофель в воду. Убедитесь, что он тонет в воде.

Добейтесь того, чтобы картофель всплыл.

Сравните плотности чистой и соленой воды.

Вода чистая (1000 кг/м3)

Вода морская (1030 кг/м3)

Вода соленая (1060 кг/м3)


Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания картофеля. В чистой воде он _______________, потому что его плотность ____________ плотности чистой воды. В соленой воде он _______________, потому что его плотность ____________ , чем плотность соленой воды. Группа № 3


Исследование условий плавания тел

Оборудование: два бруска, емкость с водой.

Ход работы

Опустите бруски в воду по очереди.

Вода (1000 кг/м3)

Деревянный брусок (500 кг/м3)

Железный брусок (7800 кг/м3)

Сравните плотности брусков и воды.

Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания деревянного и железного брусков. При погружении в воду деревянный брусок _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Железный при погружении в воду _________________, его плотность _____________, чем плотность воды.



Группа № 4

Исследование условий плавания тел

Оборудование: три цилиндра, емкость с водой.

Ход работы

Опустите бруски в воду по очереди.

Вода

(1000 кг/м3)

Деревянный цилиндр

(500 кг/м3)

Железный цилиндр

(7800 кг/м3)

Резиновый цилиндр

(900-1200 кг/м3)

Сравните плотности брусков и воды.

Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания 3 цилиндров. Глубже всего в воду погружается ________________ цилиндр, его плотность ____________ плотности воды. Меньше всего в воду погружается _____________ цилиндр, его плотность _____________, чем у воды.




Группа № 5

Исследование условий плавания тел

Оборудование: физические тела из пластилина, емкость с водой.

Ход работы

Опустите пластилиновый брусок в воду.

Опустите кораблик из пластилина в воду.

Сравните плотности воздуха, пластилина и пластилинового кораблика

Воздух (1,3 кг/м3)

Пластилин (1400 кг/м3)

Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания пластилинового бруска и кораблика из пластилина. При погружении в воду брусок _____________, его плотность __________, чем плотность воды. Кораблик при погружении в воду _________________, его средняя плотность (воздух внутри лодочки+ пластилин) _____________, чем плотность воды.


Группа № 6

Исследование условий плавания тел

Оборудование: баночка с маслом, мензурка с водой.

Ход работы

Возьмите баночку с маслом.

Влейте в нее воду из мензурки.

Обратите внимание, какая жидкость окажется сверху.

Сравните плотности жидкостей.

Вода чистая (1000 кг/м3)

Масло подсолнечное (925 кг/м3)

Сделайте вывод

Мы исследовали условия плавания одной жидкости на поверхности другой. Если в одной емкости находятся одновременно вода и подсолнечное масло, то ___________ окажется снизу, а ___________ - сверху. Жидкость с _____________ плотностью будет плавать на поверхности другой

Группа № 7

Исследование условий плавания тел

Оборудование: три тела разной формы, стакан с водой.

Ход работы

По очереди опустите тела в воду.

Обратите внимание на поведение тел в воде.

Вода (1000 кг/м3)

Пенопласт (16 кг/м3)

Пластик (1200 кг/м3)

Сравнить плотности веществ, из которых сделаны эти тела.

Сделать вывод

Мы исследовали условия плавания 3 тел: бусинки, пластмассового шарика и рыбки из пенопласта. Тело(а) ____________________ всплывает, так как его плотность ___________, чем у воды. Тело (а)________________плавает, так как его средняя плотность сравнима с плотностью воды.




Рефлексия

1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен



1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен


1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен


1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен



1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен


1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен




1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен


1.На уроке я работал активно /пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Материал урока мне был понятен/не понятен




t1637588570aa.jpg


t1637588570aa.jpg

t1637588570aa.jpg


t1637588570aa.jpg

t1637588570aa.jpg

t1637588570aa.jpg

t1637588570aa.jpg

t1637588570aa.jpg









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.