Технологическая карта урока физики по теме «Звук. Свойства звука» (9 класс)

Пояснительная записка и методические комментарии учителя
Если считать отправной точкой проектирования урока физики терминологию «технологическая карта урока–современная форма комплексного планирования образовательного взаимодействия ученика и учителя», тогда очевидна необходимость отражения в ней на всех этапах урока деятельностных компонентов для всех участников учебного процесса[1]. Такой формат проектирования учебного занятия актуален, прежде всего, для развивающего обучения
* Цели, постановка целей для данного урока сформулированы на основании методических материалов авторской школы А.В. Хуторского
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ
Учитель: Спицына Любовь Ивановна
Место работы: МАОУ лицей № 64 имени Вадима Миронова, г. Краснодара
Класс: 9
Тема урока: «Звук. Свойства звука».
Базовый учебник: Перышкин А.В. «Физика. 9 класс»
Тип урока: урок-исследование (урок рефлексивного творчества)
* Цели урока:
Обучающие (когнитивные) цели урока: | Цели личностного развития учеников: |
–прогнозируется, что ко времени завершения урока ученики будут иметь целостную картину о звуке как физическом явлении и одном из главных способов получения первичной информации об окружающем мире; –проектируется, что после урока ученики смогут различать звуки по их основным характеристикам; –планируется, что в конце урока ученики успешно справятся с кроссвордом по теме. | –способствовать развитию навыков работы в группе при осмыслении и решении учебной проблемы; –создать на уроке ситуацию, требующую от учеников коллективного обоснованного выбора ответа, принятия решения; –создать условия для развития исследовательских навыков учащихся; –создать на уроке ситуацию рефлексии при самоопределении группы для коллективной работы на уроке. |
Планируемые (по завершении урока) результаты:
Личностные: ценностно-смысловые установки на самообразование, готовность ученика к саморазвитию, сформированность мотивации к освоению темы и курса;
Предметные: приобретенный опыт получения нового знания, его преобразование, присвоение и применение;
Метапредметные:
Познавательные УУД: продолжить формирование навыков самоорганизации поисковой и исследовательской деятельности в рамках обозначенной проблемы
Коммуникативные УУД: развитие умений работать в учебной группе, выполняя определенную роль;
Регулятивные УУД: развитие монологической речи в формате презентации продукта, умения отстаивать собственную точку зрения в образовательной дискуссии;
Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная система, технологическая карта урока.
Оборудование для учеников: ноутбуки (3 шт), волновая машина, воздушный колокол, насос Комовского, камертон, хрустальный стакан, линейки (2 шт), кусок пластиковой гофрированной трубы, резинка круглого сечения, проволока металлическая разного диаметра.
Цель этапа | Методы и приемы, формы работы | Формируемые на этапе урока умения, результа-тивность деятельности Л-личностные; П-предметные; М-метапредметные. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность (планируемая) | Организационный этап урока–1 мин. | ||||||||||||||
Мотивация учеников к деятельности. | Метод самоопределения | Л: формируется личностная потребность включения в учебную деятельность. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Актуализация знаний и мыслительных операций–5 мин. | ||||||||||||||
Обозначить осваиваемый объект в виде явления, понятия, термина. | Метод «ключевое слово» Индивидуальная деятельность | Л: формируется культура познания новых понятий, терминов. П: определение объекта познания и его свойств. М: формирование умений, таких как: –анализ известных свойств объекта, выделение признаков; –классификация объектов, их свойств. | Предлагаю назвать ключевое слово осваиваемой темы. Какой термин (слово) звучит в задании чаще других? | Устно выполняем задание «Закончи фразу»: 1.Система тел из двух элементов, способная совершать колебания–… 2.Единица измерения частоты колебаний–… 3.Тело, совершающее колебания, источник–… 4.Возмущение, распространяющееся в пространстве с определенной скоростью–… 5.Поперечная–волна–… 6.В любой среде может распростра-няться волна–… 7.Единица измерения длины волны–… | Выполняют задание. Называют ключевой термин урока–волна. Фиксируют возможные затруднения в освоении учебного материала. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Создание образовательной напряжённости–обозначение проблемы–3 мин. | ||||||||||||||
Формули-ровка проблемы, связанной с изучаемым объектом, которая на данный момент не имеет известного решения. | Метод целе-полагания, конструирова-ния проблемы нестандартным способом. | Л: формируется мотивационная основа учебной деятельности. П: умение формулиро-вать проблему. М: формировать умение фиксировать возникшие собственные затруднения, при этом актуализируя необходимые для ее решения мыслительные операции. | Формулирует проблему, связанную со звуком–объектом, характеристики и свойства которого планируется исследовать на уроке. О чем идет речь? | Продолжая эту тему, Сегодня будем изучать То явленье, о котором, Каждый должен много знать! Он–источник наших знаний, Без него непросто жить, Его свойства изучать нам На уроке предстоит. Его попробуй ты догнать, Он может в листьях напевать, Ручьем журчать, в лесу аукать, Звенеть, шуметь и нас баюкать! | Осознание возникшей ситуации напряжен-ности. Постановка самоцели деятельности по решению возникшей проблемы. | Слушают рифмо-ванные строки. Называют ключевое слово. Отвечают на вопрос: что я знаю о звуке? На основе личного опыта определяют степень необходимости расширения своих знаний о звуке. | |||||||||
Этап урока, его продолжительность | Конкретизация задания–постановка проблемы исследования–3 мин. | ||||||||||||||
Формулировка учебного задания так, чтобы дать возможность каждому ученику лично решать обозначенную проблему или ситуацию. | Метод «конструктор вопросов», метод коллек-тивного планирования деятельности. | Л: формирование познавательного интереса. П: формулирование учебного задания, высказывание суждений. М: формирование умений 1) ставить учебную цель, задачи, 2)выделять проблему; 3)выявлять главное, существенное; 3)выдвигать гипотезы; 4) планировать;5) чётко и грамотно формулировать свои мысли. | Предлагает так сформулировать задание, чтобы работа над ними обеспечила возможность участия каждого ученика в решение проблемы или заданной ситуации. | Физические основы звука как механической волны уже освоены, предлагаю во время этого урока, расширить знания о звуке на основе учебного информационного поиска и групповых исследований. Для оптимизации деятельности предлагаю распределиться по группам (по 4 чел.). На экране текстом: перечень вопросов, требующих освоения по теме. | Проектирует свою предстоящую деятельность, ставя вопросы и отвечая на них: –знаю ли я алгоритм действий? –почему мне следует действовать именно так? –каких правил я должен (буду) придерживаться, работая в группе? | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Формирование рабочих групп–динамическая пауза–2 мин. | ||||||||||||||
Личностно-ориентированное взаимодейст-вие участников процесса. | Динамическая пауза на уроке | | Раздает алгоритмы действий группам учащихся. | Группа 1 (экспериментальная) Что является источником звука? Моделируем, исследуем. Группа 2 (экспериментальная) Как распространяется звук? Группа 3 (исследование 1) Что я знаю про эхо? Группа 4 (творческая). Составляем опорный конспект по теме «Звук» Группа 5 (творческая) Что теперь я знаю о звуке? Группа 6 (естественнонаучная) Звук в жизни человека | Перемещаясь по классу, занимают рабочие места в группе, выбранной по личному предпочтению. Настраиваются на выполнение заданий. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Решение ситуации–групповая работа–10-12 мин. | ||||||||||||||
Решить проблему, учебную ситуацию на основе личностно-познавательных позиций. | Метод коллективного отбора учебного материала; эвристическое исследование, взаимообуче-ние и разно-научное видение. | Л: формируется личностное отношение к продукту, созданному группой. П: навыки создания собственного учебного продукта. М: формируются умения работать в соответствии с поставленными целью и задачами; -осуществлять совместную учебную деятельность; -выбор критериев для сравнения научных фактов, явлений, объектов, условий; -классификация, анализ информации; -выявление причинно- следственных связей; -поиск и отбор информации в различных источниках; -сотрудничество и взаимодействие с партнёрами по команде. | Тьюторское сопровождение процесса создания учениками рабочих групп образовательной продукции, в исследовательской деятельности. При необходимости (по запросу) оказывает информационную или практическую помощь в создании планируемого продукта, повышении его качества или презентабельности. | На основе учебной дискуссии парами, коллективно осуществляют поиск информации, оформляют найденное решение проблемной ситуации, используя эвристические и исследовательские методы деятельности. | Группа 1: работает с демонстрационным оборудованием–потенци-альными источниками звука, изучая акустические возможности его. Группа 2. Выполняет проверку гипотезы о необходимости наличия упругой среды для распространения звука. Группа 3 выполняет поиск и систематизацию информации об отражении звуковой волны от преград. Группа 4–коллективная работа над опорой по теме «Звук. Свойства звука» Группа 5–работа над кроссвордом для этапа рефлексии. Группа 6–работа с инфор-мацией, в том числе и в сети, демонстрирующей важность звуков в жизни человека. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Демонстрация образовательной продукции–15 мин. | ||||||||||||||
Организация обсуждений, дискуссий, научных споров в группах. | Приём «панель» как высказывание всевозможных точек зрения по обсуждаемой проблеме, заданию. | Л: формируется личностное отношение к проектируемым образовательным продуктам. П: формируются новые знания об осваиваемом объекте- продукте учебной деятельности. М:формируются умения построения речевых высказываний в устной форме; -умения выстраивать логическую цепь рас-суждений,доказательств; -представлять инфор-мацию в различных формах, при необходи-мости переводя ее из одного вида в другой. | Организует последовательность представления результатов образовательной деятельности, демонстрации акустических источников и проведенных исследований. | Демонстрируют образовательные результаты группы, полученные в результате познавательной деятельности. Формы представления результатов: Группа 1–демонстрация с элементами выбора; Группа 2–демонстрация эксперимента; Группа 3–презентация результатов; Группа 4–опорный конспект-шаблон для заполнения другими учениками класса; Группа 5–интерактивный кроссворд по теме «Звук» Группа 6–видеофрагмент, комментарий к нему. | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Рефлексия–3 мин. | ||||||||||||||
Оценка достигнутых результатов. Формулировка решения проблемы или образо-вательной ситуации | Метод оценки деятельности. | Л: оценка результа-тивности решения поставленной цели; -оценка, осознание того, что освоено и того, что еще следует изучить по теме; -осознание качества и уровня усвоения нового материала. П: оценка уровня сформированности знаний об изучаемом объекте. | Подведение итогов индивидуальной и коллективной деятельности школьников. Оценка достигнутых результатов, комментарии. Формулирование окончательного открытого решения обозначенной для решения образовательной ситуации. | Индивидуальная рефлексия как осознание происходящей в классе образовательной деятельности. Принятие, присвоение примененных методов познания, способов решения обозначенных проблем. Поиск ответа: Достигнут ли мной первоначальный замысел? |
Список источников
1. Логинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соотствии с требованиями ФГОС/Управление начальной школой № 12/2011, с.12–18
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Реликт
Спицына Любовь Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Гроздева Ирина
Реликт
Гроздева Ирина