12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45790
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Пояснительная записка и методические комментарии учителя


Если считать отправной точкой проектирования урока физики терминологию «технологическая карта урока–современная форма комплексного планирования образовательного взаимодействия ученика и учителя», тогда очевидна необходимость отражения в ней на всех этапах урока деятельностных компонентов для всех участников учебного процесса[1]. Такой формат проектирования учебного занятия актуален, прежде всего, для развивающего обучения

* Цели, постановка целей для данного урока сформулированы на основании методических материалов авторской школы А.В. Хуторского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ

Учитель: Спицына Любовь Ивановна

Место работы: МАОУ лицей № 64 имени Вадима Миронова, г. Краснодара

Класс: 9

Тема урока: «Звук. Свойства звука».

Базовый учебник: Перышкин А.В. «Физика. 9 класс»

Тип урока: урок-исследование (урок рефлексивного творчества)

* Цели урока:

Обучающие (когнитивные) цели урока:

Цели личностного развития учеников:

прогнозируется, что ко времени завершения урока ученики будут иметь целостную картину о звуке как физическом явлении и одном из главных способов получения первичной информации об окружающем мире;

проектируется, что после урока ученики смогут различать звуки по их основным характеристикам;

планируется, что в конце урока ученики успешно справятся с кроссвордом по теме.

способствовать развитию навыков работы в группе при осмыслении и решении учебной проблемы;

создать на уроке ситуацию, требующую от учеников коллективного обоснованного выбора ответа, принятия решения;

создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;

создать на уроке ситуацию рефлексии при самоопределении группы для коллективной работы на уроке.


Планируемые (по завершении урока) результаты:

Личностные: ценностно-смысловые установки на самообразование, готовность ученика к саморазвитию, сформированность мотивации к освоению темы и курса;

Предметные: приобретенный опыт получения нового знания, его преобразование, присвоение и применение;

Метапредметные:

Познавательные УУД: продолжить формирование навыков самоорганизации поисковой и исследовательской деятельности в рамках обозначенной проблемы

Коммуникативные УУД: развитие умений работать в учебной группе, выполняя определенную роль;

Регулятивные УУД: развитие монологической речи в формате презентации продукта, умения отстаивать собственную точку зрения в образовательной дискуссии;

Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная система, технологическая карта урока.

Оборудование для учеников: ноутбуки (3 шт), волновая машина, воздушный колокол, насос Комовского, камертон, хрустальный стакан, линейки (2 шт), кусок пластиковой гофрированной трубы, резинка круглого сечения, проволока металлическая разного диаметра.

Цель этапа

Методы и приемы, формы работы

Формируемые на этапе урока умения, результа-тивность деятельности

Л-личностные;

П-предметные;

М-метапредметные.

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Этап урока, его продолжительность (планируемая)

Организационный этап урока–1 мин.

Мотивация учеников к деятельности.

Метод самоопределения

Л: формируется

личностная потребность включения в учебную деятельность.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Этап урока, его продолжительность

Актуализация знаний и мыслительных операций5 мин.

Обозначить осваиваемый объект в виде явления, понятия, термина.

Метод «ключевое слово»


Индивидуальная деятельность


Л: формируется культура познания новых понятий, терминов.

П: определение объекта познания и его свойств.

М: формирование умений, таких как:

анализ известных свойств объекта, выделение признаков;

классификация объектов, их свойств.

Предлагаю назвать ключевое слово осваиваемой темы.

Какой термин (слово) звучит в задании чаще других?


Устно выполняем задание «Закончи фразу»:

1.Система тел из двух элементов, способная совершать колебания–…

2.Единица измерения частоты колебаний–…

3.Тело, совершающее колебания, источник–…

4.Возмущение, распространяющееся в пространстве с определенной скоростью–…

5.Поперечная–волна–…

6.В любой среде может распростра-няться волна–…

7.Единица измерения длины волны–…

Выполняют задание.

Называют ключевой термин урока–волна.

Фиксируют возможные затруднения в освоении учебного материала.

Этап урока, его продолжительность

Создание образовательной напряжённости–обозначение проблемы3 мин.

Формули-ровка проблемы, связанной с изучаемым объектом, которая на данный момент не имеет известного решения.

Метод целе-полагания, конструирова-ния проблемы нестандартным способом.

Л: формируется мотивационная основа учебной деятельности.

П: умение формулиро-вать проблему.

М: формировать умение фиксировать возникшие собственные затруднения, при этом актуализируя необходимые для ее решения мыслительные операции.

Формулирует проблему, связанную со звуком–объектом, характеристики и свойства которого планируется исследовать на уроке.


О чем идет речь?

Продолжая эту тему,

Сегодня будем изучать

То явленье, о котором,

Каждый должен много знать!

Он–источник наших знаний,

Без него непросто жить,

Его свойства изучать нам

На уроке предстоит.

Его попробуй ты догнать,

Он может в листьях напевать,

Ручьем журчать, в лесу аукать,

Звенеть, шуметь и нас баюкать!

Осознание возникшей ситуации напряжен-ности. Постановка самоцели деятельности

по решению возникшей проблемы.

Слушают рифмо-ванные строки.

Называют ключевое слово.

Отвечают на вопрос: что я знаю о звуке?

На основе личного опыта определяют степень необходимости расширения своих знаний о звуке.

Этап урока, его продолжительность

Конкретизация задания–постановка проблемы исследования–3 мин.

Формулировка учебного задания так, чтобы дать возможность каждому ученику лично решать обозначенную проблему или ситуацию.

Метод «конструктор вопросов», метод коллек-тивного планирования деятельности.

Л: формирование познавательного интереса.

П: формулирование учебного задания, высказывание суждений.

М: формирование умений 1) ставить учебную цель, задачи, 2)выделять проблему; 3)выявлять главное, существенное; 3)выдвигать гипотезы; 4) планировать;5) чётко и грамотно формулировать свои мысли.

Предлагает так сформулировать задание, чтобы работа над ними обеспечила возможность участия каждого ученика в решение проблемы или заданной ситуации.




Физические основы звука как механической волны уже освоены, предлагаю во время этого урока, расширить знания о звуке на основе учебного информационного поиска и групповых исследований.


Для оптимизации деятельности предлагаю распределиться по группам

(по 4 чел.).

На экране текстом: перечень вопросов, требующих освоения по теме.




Проектирует свою предстоящую деятельность, ставя вопросы и отвечая на них:

знаю ли я алгоритм действий?

почему мне следует действовать именно так?

каких правил я должен (буду) придерживаться, работая в группе?


Этап урока, его продолжительность

Формирование рабочих групп–динамическая пауза–2 мин.

Личностно-ориентированное взаимодейст-вие участников процесса.

Динамическая пауза на уроке


Раздает алгоритмы действий группам учащихся.

Группа 1 (экспериментальная)

Что является источником звука? Моделируем, исследуем.

Группа 2 (экспериментальная)

Как распространяется звук?

Группа 3 (исследование 1)

Что я знаю про эхо?

Группа 4 (творческая).

Составляем опорный конспект по теме «Звук»

Группа 5 (творческая)

Что теперь я знаю о звуке?

Группа 6 (естественнонаучная)

Звук в жизни человека

Перемещаясь по классу, занимают рабочие места в группе, выбранной по личному предпочтению.


Настраиваются на выполнение заданий.

Этап урока, его продолжительность

Решение ситуации–групповая работа–10-12 мин.

Решить проблему, учебную ситуацию на основе личностно-познавательных позиций.

Метод

коллективного отбора учебного материала; эвристическое исследование, взаимообуче-ние и разно-научное видение.

Л: формируется личностное отношение к продукту, созданному группой.

П: навыки создания собственного учебного продукта.

М: формируются умения работать в соответствии с поставленными целью и задачами;

-осуществлять совместную учебную деятельность;

-выбор критериев для сравнения научных фактов, явлений, объектов, условий; -классификация, анализ информации;

-выявление причинно- следственных связей; -поиск и отбор информации в различных источниках;

-сотрудничество и взаимодействие с партнёрами по команде.

Тьюторское сопровождение процесса создания учениками рабочих групп образовательной продукции, в исследовательской деятельности.

При необходимости (по запросу) оказывает информационную или практическую помощь в создании планируемого продукта, повышении его качества или презентабельности.

На основе учебной дискуссии парами, коллективно осуществляют поиск информации, оформляют найденное решение проблемной ситуации, используя эвристические и исследовательские методы деятельности.

Группа 1: работает с демонстрационным оборудованием–потенци-альными источниками звука, изучая акустические возможности его.

Группа 2. Выполняет проверку гипотезы о необходимости наличия упругой среды для распространения звука.

Группа 3 выполняет поиск и систематизацию информации об отражении звуковой волны от преград.

Группа 4–коллективная работа над опорой по теме «Звук. Свойства звука»

Группа 5–работа над кроссвордом для этапа рефлексии.

Группа 6–работа с инфор-мацией, в том числе и в сети, демонстрирующей важность звуков в жизни человека.

Этап урока, его продолжительность

Демонстрация образовательной продукции–15 мин.

Организация обсуждений, дискуссий, научных споров в группах.

Приём «панель» как высказывание всевозможных точек зрения по обсуждаемой проблеме, заданию.

Л: формируется личностное отношение к проектируемым образовательным продуктам.

П: формируются новые знания об осваиваемом объекте- продукте учебной деятельности.

М:формируются умения построения речевых высказываний в устной форме;

-умения выстраивать логическую цепь рас-суждений,доказательств;

-представлять инфор-мацию в различных формах, при необходи-мости переводя ее из одного вида в другой.

Организует последовательность представления результатов образовательной деятельности, демонстрации акустических источников и проведенных исследований.

Демонстрируют образовательные результаты группы, полученные в результате познавательной деятельности.

Формы представления результатов:

Группа 1–демонстрация с элементами выбора;

Группа 2–демонстрация эксперимента;

Группа 3–презентация результатов;

Группа 4–опорный конспект-шаблон для заполнения другими учениками класса;

Группа 5–интерактивный кроссворд по теме «Звук»

Группа 6–видеофрагмент, комментарий к нему.


Этап урока, его продолжительность

Рефлексия–3 мин.

Оценка достигнутых результатов.

Формулировка решения проблемы или образо-вательной ситуации

Метод оценки деятельности.

Л: оценка результа-тивности решения поставленной цели;

-оценка, осознание того, что освоено и того, что еще следует изучить по теме;

-осознание качества и уровня усвоения нового материала.

П: оценка уровня сформированности знаний об изучаемом объекте.

Подведение итогов индивидуальной и коллективной деятельности школьников.

Оценка достигнутых результатов, комментарии.

Формулирование окончательного открытого решения обозначенной для решения образовательной ситуации.

Индивидуальная рефлексия как осознание происходящей в классе образовательной деятельности. Принятие, присвоение примененных методов познания, способов решения обозначенных проблем.

Поиск ответа: Достигнут ли мной первоначальный замысел?



Список источников

1. Логинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соотствии с требованиями ФГОС/Управление начальной школой № 12/2011, с.12–18

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Спицына Любовь Ивановна, 23.01.21 в 00:54 2Ответить Пожаловаться
Согласно КТП урок должен быть проведен 20 января, но сдвинут минимум на неделю. Поэтому технологическая карта урока - проект, планируемый к реализации.
Горбачёва Марина Юрьевна, 23.01.21 в 07:43 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!
Синяк Татьяна Ивановна, 23.01.21 в 12:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный и интересный ресурс!
Спицына Любовь Ивановна, 23.01.21 в 16:42 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Ивановна, благодарю. Буду признательна за Ваши конкретные замечания, комментарии к разработке, поскольку у меня планы использовать её как базу для ещё одного методического материала. Если возможно, личным сообщением перешлите.
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.02.21 в 00:34 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю Вас с призовым местом в номинации "Лучший урок месяца"!

Спицына Любовь Ивановна, 11.02.21 в 05:59 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Раиса Поликарповна, за теплые слова! Номинация оказалась неожиданной, тем более, что работа над содержанием урока, его отработкой продолжалась и после размещения на сайте.

Рагулина Любовь Давыдовна, 27.02.21 в 15:10 3Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, от всей души поздравляю ВАС с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!! Здоровья ВАМ и дальнейших творческих успехов! С большим уважением к ВАМ, вашему труду и трудолюбию!!!
Гроздева Ирина, 07.04.21 в 10:25 2Ответить Пожаловаться
С этим уроком Любовь Ивановна стала победителем очного этапа международного конкурса "Мой лучший урок" в феврале 2021 года.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.