Технологическая карта урока физики по теме «Звук. Свойства звука» (9 класс)
Пояснительная записка и методические комментарии учителя
Если считать отправной точкой проектирования урока физики терминологию «технологическая карта урока–современная форма комплексного планирования образовательного взаимодействия ученика и учителя», тогда очевидна необходимость отражения в ней на всех этапах урока деятельностных компонентов для всех участников учебного процесса[1]. Такой формат проектирования учебного занятия актуален, прежде всего, для развивающего обучения
* Цели, постановка целей для данного урока сформулированы на основании методических материалов авторской школы А.В. Хуторского
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ
Учитель: Спицына Любовь Ивановна
Место работы: МАОУ лицей № 64 имени Вадима Миронова, г. Краснодара
Класс: 9
Тема урока: «Звук. Свойства звука».
Базовый учебник: Перышкин А.В. «Физика. 9 класс»
Тип урока: урок-исследование (урок рефлексивного творчества)
* Цели урока:
Обучающие (когнитивные) цели урока: | Цели личностного развития учеников: |
–прогнозируется, что ко времени завершения урока ученики будут иметь целостную картину о звуке как физическом явлении и одном из главных способов получения первичной информации об окружающем мире; –проектируется, что после урока ученики смогут различать звуки по их основным характеристикам; –планируется, что в конце урока ученики успешно справятся с кроссвордом по теме. | –способствовать развитию навыков работы в группе при осмыслении и решении учебной проблемы; –создать на уроке ситуацию, требующую от учеников коллективного обоснованного выбора ответа, принятия решения; –создать условия для развития исследовательских навыков учащихся; –создать на уроке ситуацию рефлексии при самоопределении группы для коллективной работы на уроке. |
Планируемые (по завершении урока) результаты:
Личностные: ценностно-смысловые установки на самообразование, готовность ученика к саморазвитию, сформированность мотивации к освоению темы и курса;
Предметные: приобретенный опыт получения нового знания, его преобразование, присвоение и применение;
Метапредметные:
Познавательные УУД: продолжить формирование навыков самоорганизации поисковой и исследовательской деятельности в рамках обозначенной проблемы
Коммуникативные УУД: развитие умений работать в учебной группе, выполняя определенную роль;
Регулятивные УУД: развитие монологической речи в формате презентации продукта, умения отстаивать собственную точку зрения в образовательной дискуссии;
Оборудование для учителя: ПК, мультимедийная система, технологическая карта урока.
Оборудование для учеников: ноутбуки (3 шт), волновая машина, воздушный колокол, насос Комовского, камертон, хрустальный стакан, линейки (2 шт), кусок пластиковой гофрированной трубы, резинка круглого сечения, проволока металлическая разного диаметра.
Цель этапа | Методы и приемы, формы работы | Формируемые на этапе урока умения, результа-тивность деятельности Л-личностные; П-предметные; М-метапредметные. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность (планируемая) | Организационный этап урока–1 мин. | ||||||||||||||
Мотивация учеников к деятельности. | Метод самоопределения | Л: формируется личностная потребность включения в учебную деятельность. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Актуализация знаний и мыслительных операций–5 мин. | ||||||||||||||
Обозначить осваиваемый объект в виде явления, понятия, термина. | Метод «ключевое слово» Индивидуальная деятельность | Л: формируется культура познания новых понятий, терминов. П: определение объекта познания и его свойств. М: формирование умений, таких как: –анализ известных свойств объекта, выделение признаков; –классификация объектов, их свойств. | Предлагаю назвать ключевое слово осваиваемой темы. Какой термин (слово) звучит в задании чаще других? | Устно выполняем задание «Закончи фразу»: 1.Система тел из двух элементов, способная совершать колебания–… 2.Единица измерения частоты колебаний–… 3.Тело, совершающее колебания, источник–… 4.Возмущение, распространяющееся в пространстве с определенной скоростью–… 5.Поперечная–волна–… 6.В любой среде может распростра-няться волна–… 7.Единица измерения длины волны–… | Выполняют задание. Называют ключевой термин урока–волна. Фиксируют возможные затруднения в освоении учебного материала. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Создание образовательной напряжённости–обозначение проблемы–3 мин. | ||||||||||||||
Формули-ровка проблемы, связанной с изучаемым объектом, которая на данный момент не имеет известного решения. | Метод целе-полагания, конструирова-ния проблемы нестандартным способом. | Л: формируется мотивационная основа учебной деятельности. П: умение формулиро-вать проблему. М: формировать умение фиксировать возникшие собственные затруднения, при этом актуализируя необходимые для ее решения мыслительные операции. | Формулирует проблему, связанную со звуком–объектом, характеристики и свойства которого планируется исследовать на уроке. О чем идет речь? | Продолжая эту тему, Сегодня будем изучать То явленье, о котором, Каждый должен много знать! Он–источник наших знаний, Без него непросто жить, Его свойства изучать нам На уроке предстоит. Его попробуй ты догнать, Он может в листьях напевать, Ручьем журчать, в лесу аукать, Звенеть, шуметь и нас баюкать! | Осознание возникшей ситуации напряжен-ности. Постановка самоцели деятельности по решению возникшей проблемы. | Слушают рифмо-ванные строки. Называют ключевое слово. Отвечают на вопрос: что я знаю о звуке? На основе личного опыта определяют степень необходимости расширения своих знаний о звуке. | |||||||||
Этап урока, его продолжительность | Конкретизация задания–постановка проблемы исследования–3 мин. | ||||||||||||||
Формулировка учебного задания так, чтобы дать возможность каждому ученику лично решать обозначенную проблему или ситуацию. | Метод «конструктор вопросов», метод коллек-тивного планирования деятельности. | Л: формирование познавательного интереса. П: формулирование учебного задания, высказывание суждений. М: формирование умений 1) ставить учебную цель, задачи, 2)выделять проблему; 3)выявлять главное, существенное; 3)выдвигать гипотезы; 4) планировать;5) чётко и грамотно формулировать свои мысли. | Предлагает так сформулировать задание, чтобы работа над ними обеспечила возможность участия каждого ученика в решение проблемы или заданной ситуации. | Физические основы звука как механической волны уже освоены, предлагаю во время этого урока, расширить знания о звуке на основе учебного информационного поиска и групповых исследований. Для оптимизации деятельности предлагаю распределиться по группам (по 4 чел.). На экране текстом: перечень вопросов, требующих освоения по теме. | Проектирует свою предстоящую деятельность, ставя вопросы и отвечая на них: –знаю ли я алгоритм действий? –почему мне следует действовать именно так? –каких правил я должен (буду) придерживаться, работая в группе? | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Формирование рабочих групп–динамическая пауза–2 мин. | ||||||||||||||
Личностно-ориентированное взаимодейст-вие участников процесса. | Динамическая пауза на уроке | | Раздает алгоритмы действий группам учащихся. | Группа 1 (экспериментальная) Что является источником звука? Моделируем, исследуем. Группа 2 (экспериментальная) Как распространяется звук? Группа 3 (исследование 1) Что я знаю про эхо? Группа 4 (творческая). Составляем опорный конспект по теме «Звук» Группа 5 (творческая) Что теперь я знаю о звуке? Группа 6 (естественнонаучная) Звук в жизни человека | Перемещаясь по классу, занимают рабочие места в группе, выбранной по личному предпочтению. Настраиваются на выполнение заданий. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Решение ситуации–групповая работа–10-12 мин. | ||||||||||||||
Решить проблему, учебную ситуацию на основе личностно-познавательных позиций. | Метод коллективного отбора учебного материала; эвристическое исследование, взаимообуче-ние и разно-научное видение. | Л: формируется личностное отношение к продукту, созданному группой. П: навыки создания собственного учебного продукта. М: формируются умения работать в соответствии с поставленными целью и задачами; -осуществлять совместную учебную деятельность; -выбор критериев для сравнения научных фактов, явлений, объектов, условий; -классификация, анализ информации; -выявление причинно- следственных связей; -поиск и отбор информации в различных источниках; -сотрудничество и взаимодействие с партнёрами по команде. | Тьюторское сопровождение процесса создания учениками рабочих групп образовательной продукции, в исследовательской деятельности. При необходимости (по запросу) оказывает информационную или практическую помощь в создании планируемого продукта, повышении его качества или презентабельности. | На основе учебной дискуссии парами, коллективно осуществляют поиск информации, оформляют найденное решение проблемной ситуации, используя эвристические и исследовательские методы деятельности. | Группа 1: работает с демонстрационным оборудованием–потенци-альными источниками звука, изучая акустические возможности его. Группа 2. Выполняет проверку гипотезы о необходимости наличия упругой среды для распространения звука. Группа 3 выполняет поиск и систематизацию информации об отражении звуковой волны от преград. Группа 4–коллективная работа над опорой по теме «Звук. Свойства звука» Группа 5–работа над кроссвордом для этапа рефлексии. Группа 6–работа с инфор-мацией, в том числе и в сети, демонстрирующей важность звуков в жизни человека. | ||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Демонстрация образовательной продукции–15 мин. | ||||||||||||||
Организация обсуждений, дискуссий, научных споров в группах. | Приём «панель» как высказывание всевозможных точек зрения по обсуждаемой проблеме, заданию. | Л: формируется личностное отношение к проектируемым образовательным продуктам. П: формируются новые знания об осваиваемом объекте- продукте учебной деятельности. М:формируются умения построения речевых высказываний в устной форме; -умения выстраивать логическую цепь рас-суждений,доказательств; -представлять инфор-мацию в различных формах, при необходи-мости переводя ее из одного вида в другой. | Организует последовательность представления результатов образовательной деятельности, демонстрации акустических источников и проведенных исследований. | Демонстрируют образовательные результаты группы, полученные в результате познавательной деятельности. Формы представления результатов: Группа 1–демонстрация с элементами выбора; Группа 2–демонстрация эксперимента; Группа 3–презентация результатов; Группа 4–опорный конспект-шаблон для заполнения другими учениками класса; Группа 5–интерактивный кроссворд по теме «Звук» Группа 6–видеофрагмент, комментарий к нему. | |||||||||||
Этап урока, его продолжительность | Рефлексия–3 мин. | ||||||||||||||
Оценка достигнутых результатов. Формулировка решения проблемы или образо-вательной ситуации | Метод оценки деятельности. | Л: оценка результа-тивности решения поставленной цели; -оценка, осознание того, что освоено и того, что еще следует изучить по теме; -осознание качества и уровня усвоения нового материала. П: оценка уровня сформированности знаний об изучаемом объекте. | Подведение итогов индивидуальной и коллективной деятельности школьников. Оценка достигнутых результатов, комментарии. Формулирование окончательного открытого решения обозначенной для решения образовательной ситуации. | Индивидуальная рефлексия как осознание происходящей в классе образовательной деятельности. Принятие, присвоение примененных методов познания, способов решения обозначенных проблем. Поиск ответа: Достигнут ли мной первоначальный замысел? |
Список источников
1. Логинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соотствии с требованиями ФГОС/Управление начальной школой № 12/2011, с.12–18
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Гроздева Ирина
Трефилова Раиса Поликарповна
Гроздева Ирина