12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Светлана Николаевна25
Россия, Ямало-Ненецкий АО, с. Халясавэй

Технологическая карта урока по теме: «Реки».

6 класс.

Учебник: «География. Землеведение», Дронов В.П., Савельева Л.Е.

Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения блока новой информации и закрепления полученных знаний.

Тип урока: открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы, видах рек относительно рельефа.

Метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений. Осознание качества и уровня усвоения, само регуляция.

Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

Методы обучения: беседа, наглядные методы обучения, практические методы обучения,

дедуктивный метод обучения, проблемно поисковый метод обучения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная;

индивидуальная; парная.

Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, атлас.


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

(организационный этап)

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.






Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения темы

- планирование своей деятельности

Постановка учебной задачи

Подготовка к основному этапу занятия.

Предлагает ответить на вопросы-загадки

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.


Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.


Между гор, между дол

Бежит белый конь.


Да, речь пойдёт сегодня о реках.

Открываем тетради, записываем тему урока.

Читает стихотворение.

Речка, синяя вода!

Ты скажи, бежишь куда?

И зачем ты так спешишь,

Плещешь пеною, шумишь?

Отвечала нам река:

Я бегу издалека,

Я спешу, я тороплюсь,

В океан большой вольюсь,

Растворюсь там в глубине,

На просторе вольно мне!

Потому так и желанна

Бесконечность океана. Автор: Донская В.

Предлагает определить значимые цели урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.


Отвечают на загадки.




Отвечают на вопрос, что сегодня будем изучать.





Записывают тему в тетрадь.

Слушают.

Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. Сравнение географических объектов


Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог


Личностные.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями

Усвоение новых знаний и способов действий.

А что же такое река? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

(Река – это водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом)

Русло расположено на дне более широкого углубления, которое называется речная долина

А теперь откроем атласы и найдем физическую карту полушарий. Давайте посмотрим, как река обозначена на карте

Назовите названия рек, которые вы увидели


Река начинается с маленького источника и впадает (как видно из стихотворения) в другой водоём.

Как же называется то место откуда начинается река и то место, куда она впадает?


Давайте запишем в тетрадь эти два определения

Исток-начало реки.

Устье-место впадения реки в другую реку или океан.

Все, что вы назвали, можно изобразить на схеме


Давайте обратимся к карте физической России и ответим на вопрос откуда же начинается река Волга и куда она впадает?

(зачитывает строки:

«Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Вытекает голубое чудо,

Русская, великая река…»)


Ребята, река течет по прямой или нет. у нее есть маленькие речки, которые дают ей свою воду?

Как вы думаете, как это маленькие речки называются?


Главная река и ее притоки образуют речную систему

Определите по схеме, где правые, а где левые притоки.


Но вода стекает в реку с определенного участка земной поверхности, именно данный участок называется бассейном реки

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом


По тому, в какой местности протекает река все реки делятся на два вида равнинные и горные

Составим схему в тетради


Как вы думаете, как можно описать горную реку, а как равнинную.

1 вариант составляет небольшой рассказ о горной реке: «Я – горная река…»

2 вариант начинает свой рассказ со слов: «Я – равнинная река…»


Дополняем схему характеристиками


А теперь посмотрите на физическую карту полушарий и физическую карту России и запишите по три реки горных и равнинных


Практическая работа № 7. «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком»

Продолжение данной темы мы рассмотрим на следующем уроке.

Дают определение, проговаривают, записывают в тетрадь.




Записывают в тетрадь



Отвечают – река обозначается на карте синей линией.

Находят реки на карте, называют.

Находят на карте реки своей местности.


Высказывают версии (исток и устье)



Делают записи в тетради



Слушают учителя, рисуют схему себе в тетрадь.



Рисуют в тетради схему реки


С Восточно-Европейской равнины (Валдайской возвышенности) в Каспийское море







Дают ответы (притоки)




Отвечают на вопросы.


Записывают определение речной системы в тетрадь

Учатся определять правые и левые притоки у реки.


Записывают определение речного бассейна и водораздела в тетрадь



Зарисовывают схему



Дети высказывают свое мнение

Заполняют схему





Работают в группах.

Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь.










Выполняют практическую работу работают в группах.





Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:

- находить отличия

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать условные обозначения

Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи








Познавательные УУД:

- работать со схемой

- поиск и выделение необходимой информации.

- структурирование знаний. Анализ объектов.

Первичная проверка понимания знаний и способов действий.


- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.

По горизонтали:

1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?

2. Место впадения реки в озеро, море?

3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?

4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

- Какое же слово получилось?





Выполняют работу.

и записывают ответы в тетрадь

t1613291017aa.png 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

Подведение итогов занятия

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке

Помогает найти способы достижения этих целей

Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы.

Познавательные УУД:

- анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция


Коммуникативные УУД: Самоопределение с целью получения наивысшего результата

Рефлексия

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

( Приложение )

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.


Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: осознавать успешность своей деятельности.


Инструктаж по домашнему заданию.

Инструктирует, консультирует.

Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку.

Учитель предлагает домашнее задание на выбор:

1) Описать географическое положение реки по плану в учебнике.

2) Составить кроссворд по терминам темы.

Записывают домашнее задание

План


Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование своей деятельности.




Приложение

Лист рефлексии

Своей работой на уроке я: а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ________________________

Сегодня на уроке я научился ……………………………………………………………………………………….

было трудно ………………………………………………………………………………… ………………………

было интересно ………………………………………………………………………………………………………

понял, что ……………………………………………………………………………………………………………






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.