Технологическая карта урока географии по теме «Реки» (6 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Реки».
6 класс.
Учебник: «География. Землеведение», Дронов В.П., Савельева Л.Е.
Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения блока новой информации и закрепления полученных знаний.
Тип урока: открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы, видах рек относительно рельефа.
Метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений. Осознание качества и уровня усвоения, само регуляция.
Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
Методы обучения: беседа, наглядные методы обучения, практические методы обучения,
дедуктивный метод обучения, проблемно поисковый метод обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная;
индивидуальная; парная.
Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, атлас.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности (организационный этап) Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока - определяют критерии изучения темы - планирование своей деятельности |
Постановка учебной задачи
Подготовка к основному этапу занятия. | Предлагает ответить на вопросы-загадки Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. Между гор, между дол Бежит белый конь. Да, речь пойдёт сегодня о реках. Открываем тетради, записываем тему урока. Читает стихотворение. Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана. Автор: Донская В. Предлагает определить значимые цели урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. | Отвечают на загадки. Отвечают на вопрос, что сегодня будем изучать. Записывают тему в тетрадь. Слушают. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации. Сравнение географических объектов Регулятивные УУД: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог Личностные.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
Усвоение новых знаний и способов действий. | А что же такое река? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) (Река – это водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом) Русло расположено на дне более широкого углубления, которое называется речная долина А теперь откроем атласы и найдем физическую карту полушарий. Давайте посмотрим, как река обозначена на карте Назовите названия рек, которые вы увидели Река начинается с маленького источника и впадает (как видно из стихотворения) в другой водоём. Как же называется то место откуда начинается река и то место, куда она впадает? Давайте запишем в тетрадь эти два определения Исток-начало реки. Устье-место впадения реки в другую реку или океан. Все, что вы назвали, можно изобразить на схеме Давайте обратимся к карте физической России и ответим на вопрос откуда же начинается река Волга и куда она впадает? (зачитывает строки: «Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника, Вытекает голубое чудо, Русская, великая река…») Ребята, река течет по прямой или нет. у нее есть маленькие речки, которые дают ей свою воду? Как вы думаете, как это маленькие речки называются? Главная река и ее притоки образуют речную систему Определите по схеме, где правые, а где левые притоки. Но вода стекает в реку с определенного участка земной поверхности, именно данный участок называется бассейном реки Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом По тому, в какой местности протекает река все реки делятся на два вида равнинные и горные Составим схему в тетради Как вы думаете, как можно описать горную реку, а как равнинную. 1 вариант составляет небольшой рассказ о горной реке: «Я – горная река…» 2 вариант начинает свой рассказ со слов: «Я – равнинная река…» Дополняем схему характеристиками А теперь посмотрите на физическую карту полушарий и физическую карту России и запишите по три реки горных и равнинных Практическая работа № 7. «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком» Продолжение данной темы мы рассмотрим на следующем уроке. | Дают определение, проговаривают, записывают в тетрадь. Записывают в тетрадь Отвечают – река обозначается на карте синей линией. Находят реки на карте, называют. Находят на карте реки своей местности. Высказывают версии (исток и устье) Делают записи в тетради Слушают учителя, рисуют схему себе в тетрадь.
Рисуют в тетради схему реки С Восточно-Европейской равнины (Валдайской возвышенности) в Каспийское море Дают ответы (притоки) Отвечают на вопросы. Записывают определение речной системы в тетрадь Учатся определять правые и левые притоки у реки. Записывают определение речного бассейна и водораздела в тетрадь Зарисовывают схему Дети высказывают свое мнение Заполняют схему Работают в группах.
Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь. Выполняют практическую работу работают в группах.
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: - находить отличия - работа с информационными текстами - объяснение значения новых слов - сравнивать и выделять признаки -уметь использовать условные обозначения
Коммуникативные УУД: -групповая работа по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Познавательные УУД: - работать со схемой - поиск и выделение необходимой информации. - структурирование знаний. Анализ объектов. |
Первичная проверка понимания знаний и способов действий. | - Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.
По горизонтали: 1. Углубление на дне реки, по которому течет вода? 2. Место впадения реки в озеро, море? 3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку? 4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку? - Какое же слово получилось? | Выполняют работу. и записывают ответы в тетрадь
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Подведение итогов занятия | Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке Помогает найти способы достижения этих целей | Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы. | Познавательные УУД: - анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция Коммуникативные УУД: Самоопределение с целью получения наивысшего результата |
Рефлексия | Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … ( Приложение ) | Оценивают ответы друг друга. Оценивают свою работу на уроке.
| Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: осознавать успешность своей деятельности. |
Инструктаж по домашнему заданию. | Инструктирует, консультирует. Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку. Учитель предлагает домашнее задание на выбор: 1) Описать географическое положение реки по плану в учебнике. 2) Составить кроссворд по терминам темы. | Записывают домашнее задание План | Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника. Регулятивные УУД: Прогнозирование своей деятельности. |
Приложение
Лист рефлексии
Своей работой на уроке я: а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ________________________
Сегодня на уроке я научился ……………………………………………………………………………………….
было трудно ………………………………………………………………………………… ………………………
было интересно ………………………………………………………………………………………………………
понял, что ……………………………………………………………………………………………………………