Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное как часть речи» (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разработала учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов "
Берникова Любовь Владимировна
Учебный предмет | русский язык | |
Программа | «Перспектива» | |
Класс | 3 | |
Тип урока | урок фиксации и систематизации нового знания | |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая | |
Тема урока | Имя существительное как часть речи | |
Цель урока | дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное» | |
Основные термины, понятия | часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает | |
Средства обучения: | компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, толковый словарь русского языка | |
Планируемые результаты | ||
Предметные - познакомить с именем существительным, как частью речи, -наблюдать за значением имён существительных, -уметь классифицировать имена существительные, -учить находить признаки имён существительных, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Средства обучения | |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Технология изучения | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
Самоопределение к деятельности (3-4 мин.) | Мотивация на успех. Слайд «Успех» 1, 2, 3, 4, 5 – Я хочу успешным стать. Буду заниматься. - Что значит «Быть успешным?» - Что бы много знать, что нужно делать? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» Слайд «Новый день – новые знания» Открываем тетради , записываем число, классная работа. Минутка чистописания. А вы знаете, что на сегодняшний день буква О.о. признается самой старейшей. Появившись впервые еще в древнем финикийском алфавите, которому уже 3300 лет, она практически не претерпела никаких изменений. (Запись буквосочетаний) | -Много знать, уметь, быть культурным, образованным, нужным, значимым для других. - Получать новые знания, самим находить интересное, быть внимательным, любознательным….. - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Постановка учебной задачи (3-4 мин) | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – НЕТ». - Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть предлог? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [в] и [ф] парными согласными? - Слова узкий и широкий – антонимы? - В слове ПОШЁЛ приставка ПА-? - Приставка стоит после корня? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами слова, выпишите из них только имена существительные. (Книга, смелость, смех, быстро, бежать, кошка, !!!!!!!!!пила) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете в чем трудность? слово пила-какое лексическое значение? Проведем исследование- обратимся к толковому словарю. Слайд | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Нет. (ПО, приставки ПА – не бывает) Нет. Нет ??? Конечно, хотим. А как? Дети выписывают слова, написанные на доске -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы, не знаем лексическое значение слова Найти это слово в толковом словаре | Предметные: - определять части слова; - находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
| Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? | 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Узнаем новое об имени существительном | |
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) | 1.Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.134. Почему имя существительное- самостоятельная часть речи? Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем. 2. Мы сейчас заполним кластер " Имя существительное" Слайд «Правила сотрудничества» Молодцы!!! Оцените свою работу в группах. | Дети вспоминают правило Имеет значение, можно поставить вопрос. Затем дети формируют группы, выбирают лидера. Дети работают Вывод: имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физминутка | | | |
Первичное закрепление во внешней речи. | Работа над упр.232с.135 Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Как Ване ответил Иван Иванович? Что понимают под этим словом? Выпишите выделенные слова. Проведем мини-исследование "Существительные обозначают только предмет? (СЛАЙД) Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет? Имя существительное сказало о себе так: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам???» Предположим, что имя существительное обозначает не только предметы. Ход исследования: Проанализировать определения имени существительного Провести наблюдения в окружающем мире. Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения Определение из Википедии Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, ), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, ), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, ворона, , окунь, щука; бактерия, вирус, ), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня). (Словарь Розенталя) Теперь применим полученные знания и ответим на вопросы(слайд) Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети выполняют упражнение, Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. и т.п. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группе; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Слайд -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная –высокий уровень, зеленая – средний уровень желтая – низкий уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. «Ключ – проверка» «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. заполняют лист самооценки. Слайд «Успех» - в начале урока вы поставили цель – быть успешными. Кто достиг своей цели к концу урока, кто считает, что добился на уроке успеха? | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. Закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал…… Мне показалось интересным……… Меня удивило……… | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание. | Слайд «Д/З» Д\З Предлагаю вам на выбор. Упр 236 Исследовательская работа "Обогащаем свой словарный запас" по алгоритму | Задают уточняющие вопросы о Д\З | |
| | | |
Приложение1
Исследование слова
1.Показать изображения
2.Этимологическая справка.
Откуда же происходит название этого слова?
Как впервые это слово появилось в русском языке?
3. Однокоренные слова:
4. Синонимы:
5. Поговорки:
6. Сочетание прилагательное + существительное:
7. Подбор предложений со словом:
8. Загадки (если есть):
Лист самооценки
Ф.И. | | |
| Оценка + | |
Словарная работа | | |
Работа в парах | | |
Работа по рядам | | |
Самостоятельная работа | | |
Оценка за урок | | |
|