Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное как часть речи» (3 класс)

4
0
Материал опубликован 28 December 2020 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разработала учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов "

Берникова Любовь Владимировна


Учебный предмет

русский язык

Программа

«Перспектива»

Класс

3

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Цель урока

дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»

Основные термины, понятия

часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает

Средства обучения:

компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, толковый словарь русского языка

Планируемые результаты

Предметные

- познакомить с именем существительным, как частью речи,

-наблюдать за значением имён существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

-учить находить признаки имён существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные




























Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Самоопределение к деятельности (3-4 мин.)

Мотивация на успех.

Слайд «Успех»

1, 2, 3, 4, 5 –

Я хочу успешным стать.

Буду заниматься.
Будет получаться!

- Что значит «Быть успешным?»



- Что бы много знать, что нужно делать?



-Чего вы ждете от этого урока?



- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

Слайд

«Новый день – новые знания»

Открываем тетради , записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

А вы знаете, что на сегодняшний день буква О.о. признается самой старейшей. Появившись впервые еще в древнем финикийском алфавите, которому уже 3300 лет, она практически не претерпела никаких изменений.

(Запись буквосочетаний)






-Много знать, уметь, быть культурным, образованным, нужным, значимым для других.

- Получать новые знания, самим находить интересное, быть внимательным, любознательным…..


- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.


- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.


Дети повторяют.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



Постановка учебной задачи (3-4 мин)

1. -Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – НЕТ».

- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть предлог?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [в] и [ф] парными согласными?

- Слова узкий и широкий – антонимы?

- В слове ПОШЁЛ приставка ПА-?

- Приставка стоит после корня?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все знаем о имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

Перед вами слова, выпишите из них только имена существительные.

(Книга, смелость, смех, быстро, бежать, кошка, !!!!!!!!!пила)

- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

-Как вы думаете в чем трудность? слово пила-какое лексическое значение? Проведем исследование- обратимся к толковому словарю.

Слайд

Играть.


Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.


Нет.


Нет.

Да.


Да.


Нет. (ПО, приставки ПА – не бывает)

Нет.

Нет


???





Конечно, хотим. А как?


Дети выписывают слова, написанные на доске



-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы, не знаем лексическое значение слова


Найти это слово в толковом словаре

Предметные:

- определять части слова;

- находить нужные буквы.


Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.



Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.


Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?




1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Узнаем новое об имени существительном



Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

1.Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.134.

Почему имя существительное- самостоятельная часть речи?

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним что мы знаем о нем.

2. Мы сейчас заполним кластер " Имя существительное"


Слайд

«Правила сотрудничества»


Молодцы!!!


Оцените свою работу в группах.


Дети вспоминают правило






Имеет значение, можно поставить вопрос.



Затем дети формируют группы, выбирают лидера.


Дети работают


Вывод: имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет

Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Физминутка




Первичное закрепление во внешней речи.

Работа над упр.232с.135

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Как Ване ответил Иван Иванович? Что понимают под этим словом? Выпишите выделенные слова.

Проведем мини-исследование "Существительные обозначают только предмет? (СЛАЙД)

Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

Предположим, что имя существительное обозначает не только предметы.

Ход исследования: Проанализировать определения имени существительного

Провести наблюдения в окружающем мире.

Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения

Определение из Википедии

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это –

названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, ),

лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, ),

веществ (крупа, мука, сахар, сливки),

живых существ и организмов

(кошка, ворона, , окунь, щука; бактерия, вирус, ), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх),

а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

(Словарь Розенталя)

Теперь применим полученные знания и ответим на вопросы(слайд)

Гипотеза подтвердилась. Имена

существительные – не только предметы.


Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.


Дети выполняют упражнение,





Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. и т.п.





Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Слайд

-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

Красная –высокий уровень,

зеленая – средний уровень

желтая – низкий уровень.

В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Проверка со слайда. «Ключ – проверка»

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки

Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности.

Хотим.


Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону









Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Рефлексия

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки. заполняют лист самооценки.

Слайд

«Успех»

- в начале урока вы поставили цель – быть успешными.

Кто достиг своей цели к концу урока, кто считает, что добился на уроке успеха?

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.


Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………








Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Домашнее задание.

Слайд «Д/З»

Д\З

Предлагаю вам на выбор.

Упр 236

Исследовательская работа "Обогащаем свой словарный запас" по алгоритму


Задают уточняющие вопросы о Д\З








Приложение1









Исследование слова

                                    

1.Показать изображения

2.Этимологическая справка.

Откуда же происходит название этого слова?

Как впервые это слово появилось в русском языке?

 3. Однокоренные слова:

4. Синонимы:

5. Поговорки:

6. Сочетание прилагательное + существительное:

7. Подбор предложений со словом:

8. Загадки (если есть):







Лист самооценки

Ф.И.


t1609161094aa.jpg


Оценка +

Словарная работа


Работа в парах


Работа по рядам


Самостоятельная работа


Оценка за урок







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации