Технологическая карта урока информатики «Информационная культура» (9 класс)
Предмет – Информатика и ИКТ. Класс 9
Базовый учебник – Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ - 9»
Тема урока – Информационная культура (предыдущий урок – Информационное общество)
Цель урока – Знакомство с основными компонентами понятия «информационная культура»
Задачи урока:
образовательная – дать представление об информационной культуре, о правовых и этических аспектах работы с информацией, об авторском праве на программный продукт;
развивающая – формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать чувство ответственности за свои поступки
Тип урока – Комбинированный урок
(межпредметные связи – история, право, информатика и ИКТ )
Оборудование: компьютеры (13), мультимедийный проектор (1), раздаточные материалы для работы в группах, доска, маркер для доски, презентация учителя
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Формируемые УУД |
||||||||||||
1 |
Организационный момент (1 мин.) |
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест |
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест |
Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку |
|||||||||||||
2 |
Актуализация знаний (4 мин.) |
Формулирует 3 задания разного типа. Предлагает выбрать интересующее задание и распределиться на 3 группы по 4 человека. . |
Выбирают задание и распределяются на группы. Осмысливают задание, распределяют роли в группе |
Задание 1 группе. Проанализируйте, систематизируйте, структурируйте и представьте компьютерный вариант ленты времени «История развития социально-значимых умений человека» в программе time.graphics (http://time.graphics/ru/updates/new) на основе текстовой информации, изложенной в п.6.2 учебника (стр.169, абзац i). Задание 2 группе. Сегодня Интернет для людей не только источник получения информации, но и источник общения, развлечения.Найдите в Интернете определение понятия «Этика». Выпишите определение. Продумайте и составьте перечень (в виде списка) этических правил общения в сети Интернет (на основании собственного опыта общения в сети). Распределите правила на 2 группы (желательно|нежелательно). Задание 3 группе. Заполните таблицу: На основании знаний, полученных в школе, либо самостоятельно, заполните таблицу.
|
Регулятивные: прогнозирование — предвидение результата и уровня усвоения знаний Личностные: смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Коммуникативные: умение вступать в диалог
|
||||||||||||
3 |
Практическая работа с электронными носителями (5 мин.) |
Предлагает выполнить задание и подготовить отчёт. Организует учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами |
Работают в группах. Выполняют задание. Рассказывают о проделанной работе, демонстрируют разработанный материал. Анализируют работу других групп, дополняют материал или исправляют ошибки |
- Представьте краткий отчёт о проделанной работе. - Дополните рассказ выступившей группы, исправьте ошибки (если считаете, что они сделаны).
|
Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Познавательные общеучебные- умение структурировать знания, извлечение необходимой информации из текстов; построение речевого высказывания в устной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса
|
||||||||||||
3 |
Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
|
Обеспечивает мотивацию учения детьми. Организует индивидуальную практическую работу с электронными носителями (дисками). |
Сравнивают оформление дисков (с различным программным обеспечением). Выделяют закономерность в оформлении. Приводят пример и разрабатывают структурную схему |
- Напомните домашнее задание (Принести 10 домашних дисков с различным ПО). - Найдите общее в оформлении дисков с программным обеспечением. -Запишите в тетрадь образец и структурную схему. |
Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: формирование готовности к самообразованию Познавательные: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
||||||||||||
(2 мин.) |
Организует фронтальную работу по обсуждению результатов проделанного |
Предлагают свои результаты. Выдвигают гипотезы. Делают выводы |
- Сколько общих элементов в оформлении дисков вы обнаружили? (3) - Какие это элементы? (Знак ©,наименование или имя, год) - Что данная запись на каждом диске может означать? (Для оповещения о своих правах разработчика программы) - Для чего она нужна? (Для защиты прав автора). - Что может означать каждый элемент? - Сделайте вывод по проделанной работе. (Для оповещения о своих правах разработчик программного обеспечения может применять специальный способ. Знак охраны авторских прав состоит из трёх элементов: буквы С в окружности или круглых скобках ©; наименования (имени) правообладателя; года первого выпуска программы в свет.)
- Представьте структурную схему. - Что будет, если разработчик ПО забудет отметить на диске знак охраны авторских прав? Сохраняются ли за ним права или этот диск уже «ничей»? (Нет ответа, пока не знаем ответ) - Ставили ли вы на своих проектах (презентациях, рисунках, документах, сайтах и т. д.) знак охраны авторских прав? (Нет) - Значит ли это, что любой человек может заявить себя автором, например, вашей презентации? И после этого продать её другим людям, ведь она «ничья»? (Пока не знаем ответ) - Может ли учитель опубликовать ваши проекты в Интернете, ведь вы не поставили знак, т.е. не объявили свои права и не собирались их защищать? (Пока не знаем ответ) -Давайте вспомним, что что-то знаем. |
||||||||||||||
Проверяет домашнее задание. |
Дают краткие ответы на вопросы |
- Назовите тему предыдущего урока. (Информационное общество) - Какую роль играли вещество, энергия и информация на различных этапах развития общества? Перечислите эти этапы. (доиндустриальное, индустриальное, информационное). - По каким основным параметрам можно судить о степени развитости информационного общества? (Наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере,а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной жизни) - Зачитайте ответ на упражнение 6.1 (Данные о росте количества пользователей и серверов). |
|||||||||||||||
4 |
Постановка темы и целей урока (2 мин.) |
Организует принятие детьми темы и целей урока. Проводит параллель с ранее изученным. |
Формулируют тему и цели урока |
- Что вы можете сказать о количестве информации в современном обществе? (Стремительно нарастает) - Назовите основные компоненты, которыми необходимо обладать человеку из информационного общества, чтобы «не утонуть в море информации». Для этого вспомните, что вы делали сегодня на уроке. - Знания и умения
Знание и соблюдение юридических норм Знание и соблюдение
- Как можно назвать всё это вместе? Чем должен обладать человек из информационного общества? (Культура, информационная культура). - Сформулируйте тему урока. (Информационная культура). - Назовите основные компоненты информационной культуры. - Назовите цели урока. (Изучить основные компоненты понятия «информационная культура). - С какими компонентами мы уже поработали сегодня на уроке и когда? (Знания в области ИКТ- отчёт группы №3, этические правила общения в Интернете – отчёт группы №2, юридические нормы – практикум с дисками). - Какие компоненты вам понятны и знакомы? (ИКТ, этические нормы). - Что мало знакомо, в чём ваши знания малы? (Знание и соблюдение юридических норм) |
Регулятивные: целеполагание, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: смыслообразование Познавательные: формулировка познавательной цели; структурирование собственных знаний |
||||||||||||
|
Динамическая пауза (1 мин.) |
Меняет деятельность и обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Организует работу в парах. |
Распределяются на малые группы (по 2 ученика). Проходят к компьютерам |
|
|
||||||||||||
5 |
Исследовательская работа (20 мин.) |
Организует поисково-аналитическую работу. Организует самопроверку теста. Организует работу по проверке правильности заключённых выводов. Предлагает критерии оценивания. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно оценивают результат своей деятельности |
Организуют работу в парах. Самостоятельно находят текст ФЗ в Интернете. Знакомятся с текстом ФЗ «Об авторском и смежном праве». Работают с текстом закона. Отвечают на вопросы теста, дают краткое обоснование с опорой на закон. Сверяют полученные ответы и правильность обоснования по готовым ответам на презентации учителя. Оценивают свою работу. Формулируют результат своей работы на данном этапе урока
|
- О каких законах, регламентирующих правовые аспекты, информационной деятельности вы слышали? (Об авторском праве – часто в СМИ приводятся примеры нарушения прав, как идёт борьба с этими нарушениями и т.д.) - Каких правил корректного поведения в отношении авторских прав следует придерживаться при использовании электронных публикаций? (Пока не знаем) - Для ответа на этот и другие возникшие у нас вопросы познакомимся с некоторыми аспектами авторского права. - Правильное название данного ФЗ «Об авторском и смежном праве». Вам предстоит самостоятельно познакомиться с законом. Найти нужную информацию, выбрать правильный вариант теста и дать краткое обоснование своего ответа с опорой на фрагмент закона. - Работаем в парах. Ваши вопросы Тест Для написания реферата Вы скопировали полностью из Интернета текст нормативного акта*. Нарушили ли Вы при этом право владельца сайта, с которого скопировали текст?
*Нормативный акт - акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права. Что необходимо указать при цитировании* музыкального произведения?
*Цитата – точная, буквальная выдержка. Цитировать – приводить откуда-нибудь цитату. Можно ли разместить на своём сайте опубликованную в печати статью
*Правообладатель – лицо, обладающее теми или иными правами в отношении произведения. Что необходимо указать при цитировании статьи, размещённой Можете ли Вы взять статьи из разных журналов и газет на политические, экономические, религиозные или социальные темы и подготовить с их использованием учебный материал с указанием источника заимствования и фамилий, имён, отчеств авторов? Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права? Вы приобрели программу Антивирус Касперского. Можете ли Вы сделать её копию для использования? Если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно,
*Репрессия – карательная мера, наказание. **Реабилитация – восстановление в правах. |
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные: возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения; формирование готовности к самообразованию. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера |
||||||||||||
6 |
Итог урока. Домашнее задание (2 мин.) |
Дает комментарий к разноуровневому домашнему заданию. Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
|
Учащиеся записывают в дневники задание. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают уровень усвоения материала.
|
- Выберите домашнее задание. Базовый уровень: Изучить п. 6.2 – дать ответ на контрольный вопрос. Составить список законов, регламентирующих правовые аспекты информационной деятельности в нашей стране (информацию найти в сети Интернет или в библиотеке) Повышенный уровень: Составить 3 вопроса, интересующих лично Вас или вашу семью (правовой компонент информационной культуры). Дать полные ответы со ссылкой на первоисточник. Критерии: оригинальность, практичность (значимость для Вас лично или для вашей семьи), познавательность, глубина раскрытия ответа. - Назовите основные позиции, изученного на уроке. - Достигнута ли Вами цель урока? |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности Личностные: формирование позитивной самооценки Познавательные: умение классифицировать уровень сложности задания формирование интереса к данной теме
|
||||||||||||
7 |
Рефлексия (1 мин.) |
Организует рефлексию |
Отмечают своё мнение об уроке |
-Оцените свою работу на уроке, (зачеркните лишнее) |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные: формирование позитивной самооценки |
Используемые источники графической информации: