Технологическая карта урока информатики «Информационная культура» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Предмет – Информатика и ИКТ. Класс 9

Базовый учебник – Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ - 9»

Тема урока – Информационная культура (предыдущий урок – Информационное общество)

Цель урока – Знакомство с основными компонентами понятия «информационная культура»

Задачи урока:

образовательная – дать представление об информационной культуре, о правовых и этических аспектах работы с информацией, об авторском праве на программный продукт;

развивающая – формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать чувство ответственности за свои поступки

Тип урока – Комбинированный урок

(межпредметные связи – история, право, информатика и ИКТ )

Оборудование: компьютеры (13), мультимедийный проектор (1), раздаточные материалы для работы в группах, доска, маркер для доски, презентация учителя


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1

Организационный момент

(1 мин.)

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест

 

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку

2

Актуализация знаний

(4 мин.)

Формулирует 3 задания разного типа.

Предлагает выбрать интересующее задание и распределиться на 3 группы по 4 человека.

.

Выбирают задание и распределяются на группы.

Осмысливают задание, распределяют роли в группе

Задание 1 группе. Проанализируйте, систематизируйте, структурируйте и представьте компьютерный вариант ленты времени «История развития социально-значимых умений человека» в программе time.graphics (http://time.graphics/ru/updates/new) на основе текстовой информации, изложенной в п.6.2 учебника (стр.169, абзац i).

Задание 2 группе. Сегодня Интернет для людей не только источник получения информации, но и источник общения, развлечения.Найдите в Интернете определение понятия «Этика». Выпишите определение. Продумайте и составьте перечень (в виде списка) этических правил общения в сети Интернет (на основании собственного опыта общения в сети). Распределите правила на 2 группы (желательно|нежелательно).

Задание 3 группе. Заполните таблицу: На основании знаний, полученных в школе, либо самостоятельно, заполните таблицу.

ИКТ-технологии

ПО,
(изучили в школе)

ПО, (познакомились самостоятельно)

1

     

     


 

Регулятивные: прогнозирование — предвидение результата и уровня усвоения знаний

Личностные: смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Коммуникативные: умение вступать в диалог


 

3

Практическая работа с электронными носителями

(5 мин.)

Предлагает выполнить задание и подготовить отчёт.

Организует учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Работают в группах. Выполняют задание.

Рассказывают о проделанной работе, демонстрируют разработанный материал.

Анализируют работу других групп, дополняют материал или исправляют ошибки

- Представьте краткий отчёт о проделанной работе.

- Дополните рассказ выступившей группы, исправьте ошибки (если считаете, что они сделаны).


 


 

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные общеучебные- умение структурировать знания, извлечение необходимой информации из текстов; построение речевого высказывания в устной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса


 

3

Мотивация учебной деятельности

(2 мин.)


 

Обеспечивает мотивацию учения детьми.

Организует индивидуальную практическую работу с электронными носителями (дисками).

Сравнивают оформление дисков (с различным программным обеспечением).

Выделяют закономерность в оформлении.

Приводят пример и разрабатывают структурную схему

- Напомните домашнее задание (Принести 10 домашних дисков с различным ПО).

- Найдите общее в оформлении дисков с программным обеспечением.

-Запишите в тетрадь образец и структурную схему.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

(2 мин.)

Организует фронтальную работу по обсуждению результатов проделанного

Предлагают свои результаты.

Выдвигают гипотезы.

Делают выводы

- Сколько общих элементов в оформлении дисков вы обнаружили? (3)

- Какие это элементы? (Знак ©,наименование или имя, год)

- Что данная запись на каждом диске может означать? (Для оповещения о своих правах разработчика программы)

- Для чего она нужна? (Для защиты прав автора). - Что может означать каждый элемент?

- Сделайте вывод по проделанной работе. (Для оповещения о своих правах разработчик программного обеспечения может применять специальный способ. Знак охраны авторских прав состоит из трёх элементов:

буквы С в окружности или круглых скобках ©;

наименования (имени) правообладателя;

года первого выпуска программы в свет.)


 

- Представьте структурную схему.

- Что будет, если разработчик ПО забудет отметить на диске знак охраны авторских прав? Сохраняются ли за ним права или этот диск уже «ничей»? (Нет ответа, пока не знаем ответ)

- Ставили ли вы на своих проектах (презентациях, рисунках, документах, сайтах и т. д.) знак охраны авторских прав? (Нет)

- Значит ли это, что любой человек может заявить себя автором, например, вашей презентации? И после этого продать её другим людям, ведь она «ничья»? (Пока не знаем ответ)

- Может ли учитель опубликовать ваши проекты в Интернете, ведь вы не поставили знак, т.е. не объявили свои права и не собирались их защищать? (Пока не знаем ответ)

-Давайте вспомним, что что-то знаем.

Проверяет домашнее задание.

Дают краткие ответы на вопросы

- Назовите тему предыдущего урока. (Информационное общество)

- Какую роль играли вещество, энергия и информация на различных этапах развития общества? Перечислите эти этапы. (доиндустриальное, индустриальное, информационное).

- По каким основным параметрам можно судить о степени развитости информационного общества? (Наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере,а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной жизни)

- Зачитайте ответ на упражнение 6.1 (Данные о росте количества пользователей и серверов).

4

Постановка темы и целей урока

(2 мин.)

Организует принятие детьми темы и целей урока.

Проводит параллель с ранее изученным.

Формулируют тему и цели урока

- Что вы можете сказать о количестве информации в современном обществе? (Стремительно нарастает)

- Назовите основные компоненты, которыми необходимо обладать человеку из информационного общества, чтобы «не утонуть в море информации». Для этого вспомните, что вы делали сегодня на уроке.

-

Знания и умения
в области ИКТ

Запишите основные компоненты в тетради (все) и на доске (желающий).

 

Знание и соблюдение юридических норм

Знание и соблюдение
этических правил

 


 

- Как можно назвать всё это вместе? Чем должен обладать человек из информационного общества? (Культура, информационная культура).

- Сформулируйте тему урока. (Информационная культура).

- Назовите основные компоненты информационной культуры.

- Назовите цели урока. (Изучить основные компоненты понятия «информационная культура).

- С какими компонентами мы уже поработали сегодня на уроке и когда? (Знания в области ИКТ- отчёт группы №3, этические правила общения в Интернете – отчёт группы №2, юридические нормы – практикум с дисками).

- Какие компоненты вам понятны и знакомы? (ИКТ, этические нормы).

- Что мало знакомо, в чём ваши знания малы? (Знание и соблюдение юридических норм)

Регулятивные: целеполагание, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


 

Личностные: смыслообразование

Познавательные: формулировка познавательной цели; структурирование собственных знаний


 

Динамическая пауза

(1 мин.)

Меняет деятельность и обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Организует работу в парах.

Распределяются на малые группы (по 2 ученика). Проходят к компьютерам


 


 

5

Исследовательская работа

(20 мин.)

Организует поисково-аналитическую работу.

Организует самопроверку теста.

Организует работу по проверке правильности заключённых выводов.

Предлагает критерии оценивания.

Побуждает к высказыванию своего мнения.


 

Создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно оценивают результат своей деятельности

Организуют работу в парах.

Самостоятельно находят текст ФЗ в Интернете.

Знакомятся с текстом ФЗ «Об авторском и смежном праве».

Работают с текстом закона.

Отвечают на вопросы теста, дают краткое обоснование с опорой на закон.

Сверяют полученные ответы и правильность обоснования по готовым ответам на презентации учителя.

Оценивают свою работу.

Формулируют результат своей работы на данном этапе урока


 

- О каких законах, регламентирующих правовые аспекты, информационной деятельности вы слышали? (Об авторском праве – часто в СМИ приводятся примеры нарушения прав, как идёт борьба с этими нарушениями и т.д.)

- Каких правил корректного поведения в отношении авторских прав следует придерживаться при использовании электронных публикаций? (Пока не знаем)

- Для ответа на этот и другие возникшие у нас вопросы познакомимся с некоторыми аспектами авторского права.

- Правильное название данного ФЗ «Об авторском и смежном праве». Вам предстоит самостоятельно познакомиться с законом. Найти нужную информацию, выбрать правильный вариант теста и дать краткое обоснование своего ответа с опорой на фрагмент закона.

- Работаем в парах. Ваши вопросы

Тест

Для написания реферата Вы скопировали полностью из Интернета текст нормативного акта*. Нарушили ли Вы при этом право владельца сайта, с которого скопировали текст?

  1. Да.

    Нет.

    Нет, если у меня есть его разрешение.

*Нормативный акт - акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права.

Что необходимо указать при цитировании* музыкального произведения?

  1. Название музыкального произведения, название музыкального альбома,
    на котором написано цитируемое произведение, имена авторов музыки и слов, дата выпуска.

    Название музыкального произведения, имена авторов музыки и слов, дата выпуска.

    Название музыкального произведения, имена авторов музыки, дата выпуска.

*Цитата – точная, буквальная выдержка. Цитировать – приводить откуда-нибудь цитату.

Можно ли разместить на своём сайте опубликованную в печати статью
какого-нибудь автора?

  1. Можно, с указанием имени автора и источника заимствования.

    Можно, с разрешения издателя (правообладателя), издавшего
    данную статью.

    Можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему
    авторского вознаграждения.

    Можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом.

*Правообладатель – лицо, обладающее теми или иными правами в отношении произведения.

Что необходимо указать при цитировании статьи, размещённой
на чьём-то сайте?

Можете ли Вы взять статьи из разных журналов и газет на политические, экономические, религиозные или социальные темы и подготовить с их использованием учебный материал с указанием источника заимствования и фамилий, имён, отчеств авторов?

Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права?

Вы приобрели программу Антивирус Касперского. Можете ли Вы сделать её копию для использования?

Если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно,
то срок охраны прав на произведение автора начинает действовать.

  1. Имя автора.

    Имя автора, название статьи, дату публикации (если она указана), адрес и название сайта, с которого заимствована статья.

    Электронный адрес сайта, с которого заимствована статья.

    Название статьи и название сайта.

    Нет.

    Да, получив согласие правообладателей.

    Да, не спрашивая согласия правообладателей.

    Да.

    Нет.

    Да, при условии, что эта же статья в течение 1 года будет опубликована в печати.

    Да, для любых целей.

    Да, в архивных целях (для замены неработоспособного экземпляра программы).

    Нет.

    С даты смерти.

    С даты репрессии.*

    С даты реабилитации.**

    С года, следующего за годом реабилитации.

*Репрессия – карательная мера, наказание.

**Реабилитация – восстановление в правах.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


 

Личностные: возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения; формирование готовности к самообразованию.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера

6

Итог урока. Домашнее задание

(2 мин.)

Дает комментарий к разноуровневому домашнему заданию.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников


 

Учащиеся записывают в дневники задание.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Оценивают уровень усвоения материала.


 

- Выберите домашнее задание.

Базовый уровень:

Изучить п. 6.2 – дать ответ на контрольный вопрос.

Составить список законов, регламентирующих правовые аспекты информационной деятельности в нашей стране (информацию найти в сети Интернет или в библиотеке)

Повышенный уровень:

Составить 3 вопроса, интересующих лично Вас или вашу семью (правовой компонент информационной культуры). Дать полные ответы со ссылкой на первоисточник. Критерии: оригинальность, практичность (значимость для Вас лично или для вашей семьи), познавательность, глубина раскрытия ответа.

- Назовите основные позиции, изученного на уроке.

- Достигнута ли Вами цель урока?

Регулятивные: оценивание собственной деятельности

Личностные: формирование позитивной самооценки

Познавательные: умение классифицировать уровень сложности задания формирование интереса к данной теме


 

7

Рефлексия

(1 мин.)

Организует рефлексию

Отмечают своё мнение об уроке

-Оцените свою работу на уроке, (зачеркните лишнее)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные: формирование позитивной самооценки


 

Используемые источники графической информации:

http://images.yandex.ru/


Тест к уроку
DOC / 34 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации