Технологическая карта урока литературного чтения «Самого главного глазами не увидишь»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Астафьева И.В. МБОУ СОШ Ягодненского с. п.
Название предмета: литературное чтение Класс: 4 Дата: 02.03.2018
Тема занятия: «Самого главного глазами не увидишь».
Цели:
(образовательная) отрабатывать навык анализа художественного произведения, учить мыслить.
(развивающая) формировать у учащихся навык осознанного чтения.
(воспитательные) воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
Прогнозируемые результаты учебного занятия
Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Личностные | Предметные |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, прогнозировать предстоящую работу, обобщать и систематизировать материал, понимать и выполнять инструкции. Коммуникативные: учиться строить высказывания, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, участвовать в обсуждении, вести поиск решения. Познавательные: учиться находить необходимую информацию, соотносить термин и соответствующее понятие, выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, сопоставление. | Использовать адекватную самооценку, иметь своё мнение и уметь предъявить его окружающим, уметь принимать позицию собеседника, оценивать поступки героев с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира, эмоционально откликаться на прочитанное. | Воспринимать чтение как источник нравственного, познавательного опыта; ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, анализировать художественное произведение. |
Оборудование: средства мультимедиа — проектор, электронная презентация, текст произведения, карточки для рефлексии, карточки с QR-кодом, карточки для Plikers-теста, карточки для опроса, бланки самооценки, планшетный компьютер или телефон, книга «Маленький принц».
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||
Мобилизующий (включение учащихся в активную интеллектуаль-ную деятельность) | – Урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. У нас обязательно всё получится. – Ребята, как по-вашему, кем лучше быть – взрослым или ребёнком? – Каждый ребёнок рано или поздно взрослеет. Самые лучшие его черты закладываются в детстве: любовь к семье, к природе, первые друзья. И чем больше хороших впечатлений вы получаете в детстве – тем лучше вы будете в будущем. И это большое счастье, когда взрослый человек сохраняет в себе лучшие качества, присущие детям: открытость, желание больше узнать о мире, желание помочь окружающим, сохраняет в себе ребёнка. – И такой дружбе – дружбе взрослого и ребёнка – посвящено это произведение. (видео) («Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)
| | Участвовать в обсуждении, вести поиск решения. | | Иметь своё мнение и уметь предъявить его окружающим |
Целеполагание (формулирова-ние учащимися целей урока по схеме узнать-вспомнить-уметь) | – Это книга, где переплелись жизнь и сказка, книга о лучших качествах, которыми должен обладать человек. Герои этого произведения произносят очень много мудрых фраз. Одну из них я взяла в качестве темы нашего урока. «Самого главного …. (глазами не увидишь)» Как вы понимаете эти слова? Разве не всё можно увидеть глазами, ведь глаза – это орган зрения? (радость, печаль, любовь) Значит, действительно не всё можно увидеть глазами, тогда попробуем сформулировать задачу урока. Узнать, как можно увидеть самое главное? Открыть тайну особого зрения. | Формулируют цель. | | Прогнозиро-вать предстоящую работу | |
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений | – А открыть эту тайну поможет нам Маленький принц. | | | Принимать учебную задачу. | Иметь своё мнение и уметь предъявить его окружающим |
Коммуникация Физминутка | На уроке мы будем обращаться к содержанию произведения, предлагаю проверить как вы его знаете. («горячий стул» по 3 вопроса 3 ученикам) На протяжении урока вы будете себя оценивать в листе самооценки. Сейчас каждый проверит себя на знание содержания текста. (тест по вариантам – 3 вопроса) – Маленький принц совершил путешествие. Когда кто-либо отправляется в путешествие, он определяет …(маршрут). Давайте составим маршрут путешествия Маленького принца, вспомним, на каких планетах он побывал. Вам необходимо определить по опорным словам, о какой планете идёт речь. (работа в группах, Plikers-тест) - На каждой планете Маленький принц постигал очередную мудрость. Работая в группе, составьте соответствие: планета – жизненный урок. –Маленький принц по-разному относился к жителям планет, а как вы относитесь к ним и к другим персонажам? (положительно – хлопки над головой, отрицательно – приседание, средне – наклоны в стороны) – Почему Маленький принц покинул свою планету, ведь он так радовался появлению розы у него на планете? (чувствовал себя несчастным) – Докажем словами текста. (стр. 118 чтение с решёткой, до 1 ошибки до слов «И ещё он признался…) – О чём признался Маленький принц? (предугадывание стр. 121 чтение «в кружок») – Маленький принц винит в расставании себя, он не смог рассмотреть любовь к нему, нежность. – А каким ещё качеством обладает роза, вы узнаете, выполнив следующее задание. Вам нужно правильно ответить на вопрос, выбрать соответствующую карточку, сканировать QR-код. (великодушие) – Что это такое? (работа с толковым словарём, словарём синонимов) – Как доказать, что роза великодушна? (Она желает ему счастья «Постарайся быть счастливым», она любила Маленького принца, только любящий человек может быть великодушным, может понять и простить). – Маленький принц не смог рассмотреть в розе любовь к нему, хотя обладал зрением. Но потом он жалеет о своём поступке и хочет вернуться к розе, значит он всё таки смог увидеть любовь. Как? – Он чувствует, что его роза единственная для него, что она его. Он открывает тайну особого зрения: … «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». - Но сердце есть у каждого человека, значит любой человек может увидеть главное? Сердце было и у принца, но почему он не сразу рассмотрел любовь розы? - Сердце должно быть зорким. (зоркий – внимательный, наблюдательный, проницательный) | Анализ и систематизация материала. Обобщение. Соотносить термин и соответствующее понятие | Умение задавать вопросы Умение работать в группе. Договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в обсуждении, вести поиск решения. | Понимать и выполнять инструкцию. | Иметь своё мнение и уметь предъявить его окружающим. Оценивать поступки героев с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. |
Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи чему научился) | Так как же увидеть самое главное? (научиться смотреть не только глазами, но и сердцем, быть внимательным, проницательным) Маленький принц в произведении испытывал разные чувства, а что испытывали вы, прислушайтесь к своему сердцу? (выбрать планету и объяснить свой выбор) В течение урока вы оценивали себя, подсчитайте баллы и поставьте себе отметку. Книга «Маленький принц» свод истин, путеводитель человека по жизни. Я хочу, чтобы эта книга поселилась у вас в классе, я отпускаю эту книгу в рамках акции «Буккроссинг». (если вы не знаете, что это такое, сможете узнать на форзаце книги) Спасибо вам за работу, у нас всё получилось. | Делают выводы | | Сохранять учебную задачу. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Адекватная самооценка. Уметь принимать позицию собеседника. Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира |
Волкова Светлана Ивановна