Технологическая карта урока литературного чтения на тему «А.Н. Майков. Колыбельная песня» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 15 September 2019 в группе


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Голдобина В.А.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «А. Н. Майков. Колыбельная песня»

Класс: 2

Тип урока:

открытие новых знаний

Цель урока:

ознакомление учащихся с произведением А. Н. Майкова «Колыбельная песня»

Планируемые результаты

Личностные

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- умение проводить самооценку по эталону;

- принятие и освоение социальной роли ученика;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.



Метапредметные

Регулятивные:

развитие навыка постановки цели занятия, умение действовать по порядку, опираясь на цель, развитие умения соотносить цель и результат;

Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли, формирование умения сотрудничества с коллективом;

Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника.

Предметные

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни;

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

- умение выразительно читать стихотворение «Колыбельная песня»;

- умение объяснять замысел стихотворения «Колыбельная песня»

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

Компьютер, презентация, интерактивная доска, учебник по литературному чтению УМК «Школа 2100», печатный материал, музыкальный видеофайл, аудиофайлы

Технология изучения темы

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

2 мин.

- Здравствуйте, ребята. Встаньте, пожалуйста. Пожалуйста, присаживайтесь.

«Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.»

- Проверьте свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли на парте? У вас на парте должен быть учебник литературного чтения, пенал. Вспомним, правила посадки за партой. Следим за осанкой – спинка прямая. Ноги стоят на полу. Обе руки лежат на парте.


Приветствуют учителя









Проверяют готовность к уроку



Вспоминают правила посадки за партой



Личностные

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- принятие и освоение социальной роли ученика




Актуализация знаний

6 мин.



- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке литературного чтения?

- А что это такое?

- Верно. (Слайд 2)

- На какие две группы по происхождению мы разделили колыбельные песни? (Слайд 3)

Спрашивает одного ученика.

- Хорошо.

- А чем они отличаются? В чем их главное отличие?

- Спрашивать буду только тех, кто поднял руку.

Спрашивает 2-х учеников.

- Все согласны с тем, что сказали ребята? Если нет, то почему?

- А с колыбельной песней какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

- Сейчас я предлагаю прослушать ее в исполнении, после чего вы попробуйте прочитать ее выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд 4-5)

Включает колыбельную песню М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный» (Аудиофайл 1)

- Мы прослушали колыбельную песню. Какие эмоции, чувства она у вас вызвала?

- Хорошо.

- Откройте учебники на странице 75, найдите эту песню. Несколько раз прочитайте ее вполголоса.

- Следите за осанкой. Спинка прямая, обе ноги стоят на полу.

- Аня, прочитай, пожалуйста, выразительно это произведение.

- Молодец!

Спрашивает еще 3-х учеников.

Поправляет ошибки в чтении у учеников.

- Я вижу, что вы постарались дома и выполнили домашнее задание.

- Отложите учебники на край парты.


(На прошлом уроке литературного чтения мы изучали колыбельную песню; колыбельная песня – это песня, напеваемая мамой или бабушкой для успокоения ребенка, убаюкивания; 1 группа – народные, 2 – группа – авторские; народные колыбельные песни создаются народом и передаются из поколения в поколение, а авторские написаны одним человеком и носят его имя; колыбельная песня; М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»)

Слушают колыбельную песню «Спи, младенец мой прекрасный»

(Теплота, радость, счастье и т.п.)

Вполголоса читают колыбельную песню



Несколько учеников выразительно читают, остальные следят пальцем и поправляют.




Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли


Предметные

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни



Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам в гости пришла уж очень необычная гостья – это «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова. Она предлагает вам отправится в Сказочную страну снов, где вы сможете окунуться в прекрасный мир колыбельной песни. (Слайд 6-7)

- Вы готовы?

- Хорошо.


Слушают учители





(Да)



Личностные

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов




Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4 мин.

- Но, чтобы попасть в эту страну, нам нужно выполнить одно небольшое задание, а именно тест из 5 вопросов про колыбельные песни, которые мы уже изучили на прошлых уроках литературного чтения. Также есть вопросы про нашу сегодняшнюю гостью.

- Как вы считаете, сможете ли вы сейчас выполнить это задание? Почему?

- Я вам предлагаю попробовать это сделать и проверить ваши предположения. У вас на столах лежат белые карточки, переверните их. Вам необходимо решить тест, опираясь на раннее изученное. (Приложение 1)

- На эту работу вам дается 2 минуты.

- Не забываем про правильную посадку. Спинку держим ровно, обе ноги стоят на полу..


Знакомятся с заданием




(Да/нет; мы знаем это; мы этого еще не знаем)



Выполняют задание



Следят за посадкой


Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли





Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника


Этап выявления места и причины затруднений

2 мин.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Смогли ли вы все выполнить это задание? Какие трудности у вас возникли?

- Давайте подумаем, почему не все смогли выполнить это задание без ошибок?

- Хорошо. Отложите карточку на край парты.


Выводят затруднения


(Не знаем новую колыбельную песню; не читали ее; не знаем автора)

Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли





Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

4 мин.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Пожалуйста, откройте учебник на странице 81 и прочитайте тему урока.

- Назовите тему урока. (Слайд 8)

- А знакомы ли вы с этой колыбельной песней?

- Какую цель вы поставите на уроке? (Слайд 8)

– Хорошо, т.е. нашей целью урока будет: знакомство с произведением А. Н. Майкова «Колыбельная песня».

- А что нам нужно сделать, чтобы достичь ее? Какие задачи мы поставим? (Слайд 9)

- Нужно ли нам узнать информацию об авторе?

- А прочитать это произведение?

- Будем ли мы учиться читать его выразительно, без ошибок?

- Что мы будем делать на уроке, чтобы выполнить эти задачи?

- Молодцы!

(Речь на уроке пойдет о новой колыбельной песне; А. Майков «Колыбельная песня»; нет; познакомиться с новой колыбельной песней)


Выводят тему и цель урока.


Ставят задачи



(Да, нужно; да; да; да; чтобы выполнить эти задачи, мы будем читать, обсуждать и т.п.)



Регулятивные:

развитие навыка постановки цели занятия, умение действовать по порядку, опираясь на цель



Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли

Реализация построенного проекта

10 мин.

- Давайте же начнем нашу работу!

- Для начала, я предлагаю вам познакомиться с автором этой колыбельной песни.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран. (Слайд 10)

Показывает фотографии автора и зачитывает его краткую биографию. (Приложение 2)

- Итак, что вы узнали об авторе? (Слайд 11)

- В каком году он написал «Колыбельную песню»?

Спрашивает 3-х учеников.

- Хорошо. Молодцы, что внимательно слушали.

- А сейчас, расслабьтесь, сядьте поудобнее, закройте глаза. (Слайд 12)

- Вам необходимо внимательно прослушать эту колыбельную песню, постараться понять ее смысл.

Напоминает про правила поведения на уроке.

Включает «Колыбельную песню» А. Н. Майкова. (Аудиофайл 2)

- Закончили. Откройте глазки, сядьте ровно. (Слайд 13)

- Давайте обсудим то, что вы услышали.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Похоже ли оно на сказку? Если да, то чем?

- Я спрашиваю только тех, кто поднял руку.

Спрашивает 4-х учеников.

- Спасибо.

- Возьмите учебник. Он открыт у вас на странице 81. Прочитайте вполголоса это стихотворение.

Напоминает про правильную посадку за партой.

- Спинку держим ровно, обе ноги стоят на полу.

- Кто закончил, покажите мне, что готовы продолжить работу.

- Какую картину вы представляли, когда читали?

- Подумайте, почему поэт озаглавил стихотворение «Колыбельная песня»? Кто поет эту песню?

Спрашивает несколько учеников.

- Какие незнакомые, сложные слова вам встретились?

Организует разбор сложных слов.

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? Почему?

- Прочитайте последний раз это стихотворение вполголоса, стараясь интонацией выразить его настроение, соблюдая знаки препинания.

Следит за чтением учеников.

- Кто закончил, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы.





Знакомятся с автором стихотворения

(Его зовут Апполон Николаевич Майков; он родился в 1821 году и т.п.; в 1860 г.)






Слушают «Колыбельную песню» А. Н. Майкова



(Стало приятно, радостно; да, оно похоже на сказку тем, что там есть герои и они сказочные)


Работа с учебником

Читают стихотворение вполголоса



(Ветер кружится над землей, вся природа засыпает; автор так назвал это стихотворение, потому что оно убаюкивает; эту песню поет Ветер)

Называют слова, вызвавшие трудности при чтении

(Нужно читать негромко, тихо, напевая, нежно; потому что Ветер как-бы поет, пытается усыпить)

Читают стихотворение






Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли





Предметные

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

- умение выразительно читать стихотворение «Колыбельная песня»;

- умение объяснять замысел стихотворения «Колыбельная песня»
















Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

Физкультминутка

1 мин.

- А сейчас встаньте так, чтобы вам ничего не мешало.

Видео-физкультминутка. (Слайд 14-15)

Выполняют физкультминутку

Личностные

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6 мин.

- Присаживайтесь. Вернемся к нашей работе.

- Объявляется конкурс на лучшее прочтение «Колыбельной песни» А. Н. Майкова. Победители получат пятерки за сегодняшний урок.

- Для этого, объединитесь, пожалуйста в группы по 4 человека. Распределите роли: автор – это тот, кто читает название и 2-ое четверостишье, начинающееся со слов «Улетел орел домой», Ветер – это тот, кто читает 1-ое и 4-ое четверостишье, роль матери ветра – 3-е четверостишье.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Читает правила вслух.

- Ваше задание заключается в том, чтобы подготовить хорошее выступление перед классом, проиграв сценку и передав замысел стихотворения. Для этого, нужно выразительно прочитать его, соблюдая интонацию и знаки препинания.

- На подготовку вам дается 2 минуты. После чего каждая группа представит свое выступление перед классом.

Следит за поведением учащихся.

- Итак, закончили.

Организует проверку результатов работы учащихся в группах.

Поправляет ошибки в чтении у учеников.

- Победителем нашего конкурса становится группа 2. Они и получают 5 за урок. Они очень выразительно проиграли диалог матери и Ветра, а также прочитали все стихотворение без ошибок.

- Молодцы, ребята!



Слушают учителя



Объединяются в группы, распределяют роли




Вспоминают правила работы в группе



Знакомятся с заданием



Выполняют задание





Представляют результаты групповой работы

Проверяют правильность выполнения задания у других групп




Коммуникативные:

формирование умения сотрудничества с коллективом


Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника





Предметные

- умение выразительно читать стихотворение «Колыбельная песня»






Личностные

- умение проводить самооценку по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

4 мин.

- Вспомним правила посадки за партой. Спинка прямая, ноги стоят на полу, обе руки лежат на парте. Покажите мне, что вы готовы продолжать работу.

- Вы познакомились с автором стихотворения «Колыбельная песня»?

- А прочитали само стихотворение?

- Теперь вы можете выполнить задание, а именно решить тест?

- Возьмите карточку с тестом. Подпишите ее на обратной стороне. Можете приступать к выполнению задания. (Приложение 1)

- На работу вам дается 3 минуты.

Следит за посадкой учащихся.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран. Сверьте ваши работы с решением. (Слайд 16)

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы! Отложите все на край парты. (Слайд 17)

Вспоминают правила посадки за партой



(Да; да; да)




Индивидуально выполняют задание на карточках





Проводят самоанализ результатов своей работы по эталону

Предметные

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни;

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

- умение объяснять замысел стихотворения «Колыбельная песня»


Личностные

- умение проводить самооценку по эталону

Включение в систему знаний и повторения

3 мин.

- Сейчас я вам предлагаю выполнить непростое задание, с которым могут справиться только самые умные и дружные ребята!

- Мы проведем с вами «Блиц-опрос», чтобы выяснить, кто из вас лучше всех знает колыбельные песни.

- Объясняю правила. После того, как я прочитаю вопрос, вам за пол минуты нужно дать на него ответ. Если же ответа нет, вопрос меняется.

- Готовы? Начнем! (Слайд 18)

1. Что такое колыбельная песня?

2. Для чего поют колыбельные песни?

3. Какие колыбельные песни вы знаете?

4. Кто написал колыбельную песню «Спи, младенец мой прекрасный»?

5. Кто из семьи чаще всего поет колыбельные песни?

- Молодцы! Вы хорошо справились с испытанием!


Слушают учителя


Участвуют в блиц-опросе


Знакомятся с правилами




(Это песня, которую поют перед сном; чтобы убаюкать; «Белая медведица» и т.п.; М. Ю. Лермонтов; мама, бабушка)




Предметные

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен


Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

Рефлексивная деятельность

2 мин.

- Давайте подведем итог урока.

- Какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 19)

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли вы ее?

- Назовите автора стихотворения «Колыбельная песня»?

- Все ли задачи решили? (Слайд 20-21)

- Пригодятся ли полученные знания в жизни?

- Где?

Просит оценить свою деятельность на уроке.

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Встаньте, пожалуйста, спасибо за работу, урок закончен.

Формулируют и отвечают на вопросы учителя

(А. Майков «Колыбельная песня»; познакомиться с новой колыбельной песней; да; да; да; когда будем петь колыбельные своим младшим братьям, сестрам, будущим детям)



Оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные:

развитие умения грамотно излагать мысли, формирование умения сотрудничества с коллективом



Регулятивные:

развитие умения соотносить цель и результат



Презентация к уроку
PPTX / 42.43 Мб

Приложение 1
DOCX / 13.03 Кб

Приложение 2
DOCX / 12.15 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации