Технологическая карта урока литературного чтения по теме: «Русская народная сказка Хаврошечка» (2 класс)
Сульдина Надежда Антольевна
Технологическая карта урока литературного чтения
УМК: «Школа 21 век» 2 класс, часть 2
Тип урока: Урок изучения нового материала
Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: изучить и проанализировать русскую народную сказку «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательная: продолжить работу над сказкой; определение смысла сказки; начать работу по изучению русской народной сказки «Хаврошечка»;
Развивающая: развивать умение анализировать сказку; определять художественное своеобразие сказки; умение выразительно читать произведение;
Воспитывающая: создавать условия для внимательного отношения к слову автора; создавать условия для формирования нравственных качеств;
Оборудование: мультимедийная презентация (1 слайд – обложка книжки «Хаврошечка», 2 слайд – словарная работа, 3 слайд – физ. минутка); учебник литературного чтения, 2 класс, 2 часть, автор: Любовь Александровна Ефросинина;
Методы: метод творческого чтения; эвристический метод; репродуктивный метод; метод интерпретации текста; исследовательский метод;
Приемы: чтение текста; объяснение лексического значения слов; ответы на вопросы; анализ текста
Формы работы: индивидуальная; фронтальная;
Контроль: устный, письменный.
Результат: урок достиг поставленной цели, все задачи были реализованы.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг.момент (цель: ввести учащихся в учебную ситуацию) | Приветствует учащихся: -Добрую сказку помню я с детства Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть прокрадется к самому сердцу И зародится в нем зерно доброты. | Приветствуют учителя. | Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознание смысла учения и ответственности за результат; Р: настрой на урок |
2.Актуализация опорных знаний (цель: проверить, как учащиеся усвоили тему прошлого урока) | -Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками. -Какие сказки называются народными? -А какие виды сказок вы знаете? -Какие сказки мы с вами уже изучили? | Отвечают на вопросы учителя: -Сказки, которые сочинил народ называются народными. -Волшебные, бытовые, о животных. -«Журавль и цапля», «Белая уточка», «Зимовье зверей», «Белые перышки» и «Царевна-лягушка» | Р: умеют осознавать то, что уже усвоено; К: умеют слушать и понимать речь других; умеют стоить логические высказывания; |
3.Первичный синтез (цель: отработать навык чтения и понимания текста) | -Откройте учебник на странице 137. -Какую русскую сказку мы будем изучать сегодня на уроке? -А какая цель нашего урока? -Давайте прочитаем эту сказку по частям. Проводит словарную работу: -Журят; -Прясть; -Пригожая; -Ткать; -Рябая (коровка); -Заморили; -Распеклась (на солнышке); -Лихо; -Наливное (яблоко). | Открывают учебник на странице 137 -Сегодня на уроке мы будем изучать русскую сказку «Хаврошечка» -Цель нашего урока: изучить русскую сказку «Хаврошечка», проанализировать ее. Дети читают сказку по частям. Объясняют значение слов: -Мера веса, равная 16 кг; -Ругают; -Делать нити; -Красивая; -Изготавливать материал из нитей; -Пестрая, с пятнами другого цвета на основном фоне; -Замучили; -Пригрелась; -Зло; -Сочное, созревшее. | Р: определяют тему и цель урока; П: составляют логическую цепь размышлений; поиск необходимой информации; К: умение слушать и слышать; умение правильно и выразительно читать; умение формулировать своё мнение. |
4.Физ. минутка (цель: дать детям отдохнуть) | Учитель предлагает детям отдохнуть. На экране показана физ. минутка. | Дети повторяют движения по видео | К: умение слушать и слышать |
5.Анализ текста (цель: формировать умение анализировать текст и понимать замысел автора) | -О чем говорится в сказке? -Кто ее главные герои? -Какая была Крошечка-Хаврошечка? -Как жилось Хаврошечке? Прочитайте. -Как относится хозяйка к Хаврошечке и своим -Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке и прочитайте. -Как относилась корова к Хаврошечке? – Как хозяйка узнала, что девочке помогает корова? – Какой была последняя просьба Коровушки? – Прочитайте описание яблоньки, которая выросла из косточек коровы. – Почему Одноглазке, Двуглазке, Триглазке яблоня не дала яблок? | -О событиях из жизни Хаврошечки; - Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. -Она была сирота, добрая, трудолюбивая, послушная. -Её заморили работой: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. -Хозяйка бьёт девочку, ругает ее, морит голодом; своих дочерей она любит. -О своих проблемах девочка рассказывает рябой корове: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят» -Корова помогала ей, выполняла за нее тяжелую работу, заботилась о ней и любила ееэ -Хозяйка отравила следить дочерей за Хаврошечкой. -«А ты, красная девица, мяса моего не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай» -«И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебристые» -Потому что они были злыми и завистливыми. | Л: Умение давать нравственную оценку героям произведения; умение оценивать поступки героев в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами; П: Умение анализировать, обобщать, делать выводы; Р: Умение устанавливать причинно- следственные связи; умеие выделять главное; К: Умение излагать своё мнение; сотрудничество с учителем и сверстниками; владеют монологической речью; умеют составлять устные высказывания |
6.Вторичный синтез (цель: подготовить детей к выразительному чтению) | -Давайте выразительно прочитаем сказку по ролям. -Кто из героев вам больше понравился? Почему? -Прочитайте последнее предложение – концовку. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Читают сказку выразительно по ролям. -Высказывают свои мнения -«И стала она добре поживать, лиха не знать» - Если человек делает добро, то ему люди будут отвечать тем же | К: сотрудничество с учителем и сверстниками, Р: составление плана своих действий. Л: умение делать нравственный выбор |
7.Домашнее задание (цель: дать установку на тренировку поученных знаний) | Давайте запишем домашнее задание: дома вы должны будете подготовить пересказ сказки «Хаврошечка» и нарисовать иллюстрацию к ней. | Внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание. | Р: Составление плана действий. К: Умение слушать и слышать. |
8.Итог урока (цель: обобщить изученный материал) | -С каким произведением мы работали сегодня на уроке? -Чему учит нас эта сказка? | -Сегодня на уроке мы работали с русской сказкой «Хаврошечка» -Эта сказка учит нас доброте | К: Сотрудничество с учителем. Р: Рефлексия. |
Л- личностные универсальные учебные действия
К- коммуникативные универсальные учебные действия.
Р- регулятивные универсальные учебные действия.
П- познавательные универсальные учебные действия.