Урок математики для обучающихся с УО «Решение задач на нахождение процентов от числа»
Технологическая карта урока «Решение задач на нахождение процентов от числа».
УМК:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
Перова М.Н. Математика 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Организация деятельности на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГМОМЕНТ. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт: - меру времени; - меру длины; - меру массы; - меру стоимости; - обыкновенную дробь; | Примерные ответы: - час, минута, месяц, - метр, дециметр, километр, - тонна, грамм, килограмм, - рубль, копейка, - , , , | ||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | - 1. Представьте: а) в виде процентов число 0,45; 1,6; 3; б) в виде десятичной дроби 27%; 150%; 209%; в) в виде обыкновенной дроби 70%; 123% 2. Верно ли, что 25% - это половина? 3. Найдите число, если 10% его равны 3. 4. В классе 30 учеников, из них 20% занимаются спортом. Сколько ребят занимаются спортом? 5. Из 60 семян гороха взошли 30. Определите процент всхожести семян. 6. Возможно ли такое распределение дневной нормы питания человека (Почему?): - утренний завтрак – 25%, - второй завтрак – 15%, - обед – 45%, - ужин – 15%? - Именно такую норму питания рекомендуют врачи. ( Слайд выключается) -А сейчас давайте выясним, запомнили ли вы как нужно распределять питание в течение дня. - Сколько процентов должно приходиться на утренний завтрак? - Сколько процентов должно приходиться на второй завтрак? - Сколько процентов должно приходиться на ужин? - Сколько процентов должно приходиться на обед? - Каким цветом был написан утренний завтрак? - Каким цветом был написан обед? - Каким цветом был написан второй завтрак? - Каким цветом был написан ужин? (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Примерный ответ: а) 45%, 160%, 300% б) 0,27; 1,5; 2,09 в) =; - нет; - 30; - 6 учеников - 50%; -Да, т.к. в сумме получается 100%, т.е. полный суточный рацион.
- утренний завтрак – 25%, - второй завтрак – 15%, - ужин – 15% - обед – 45%, - жёлтым, - красным, - синим, - чёрным. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | - Назвать самый большой из ответов. - Назвать самый маленький из ответов. (Коррекция внимания) | Обучающиеся внимательно смотрят в тетради, находят ответы с наибольшим и наименьшим числами, 2 учащихся читают эти ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ | - Посмотрите внимательно на доску. Двигаясь по стрелкам, вы прочитаете слово, которое я зашифровала. | Обучающие составляют слово «путешествие» и первый из составивших читает его вслух. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ. | - Ребята я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но сначала давайте вспомним, какую тему вы изучаете? - Что такое процент? - Как найти процент от числа? Мы с вами всё повторили и теперь готовы отправиться в путь. Но куда же мы поедем? Давайте определим с вами маршрут нашего путешествия. Для этого вам надо правильно решить тестовое задание. Оно у вас на партах. А (Имя слабого ученика, который обучается по индивидуальной программе) приготовлено специальное задание, с которым он обязательно справиться. (Индивидуальное дифференцированное задание). Послушайте внимательно инструкцию по работе с тестом: в тесте 8 вопросов, к каждому из которых предлагается три варианта ответа. Каждый вариант отмечен своей буквой. Вы читаете внимательно вопрос, ищете правильный вариант ответа и букву правильного ответа вписываете в карточку-ключ. В итоге вы узнаете цель нашего путешествия сегодня. На это задание вам отводится до 5 минут. Работа над тестом. (Развитие навыка самостоятельной работы, умения исключать лишнее) - Куда же мы отправимся с вами сегодня? - Правильно, а кто знает, что такое Камчатка? Я приглашаю вас посетить Камчатку. Наша экскурсия будет виртуальной. | - Мы изучаем тему «Проценты» - Процент –это сотая часть числа. - Нужно разделить это число на 100, а затем полученный результат умножить на количество процентов. Обучающиеся решают задания и заполняют таблицу-ключ. I вариант 1.Представьте в виде десятичной дроби 15%. А. 1,5 Б. 0,015 К. 0,15 2. Представьте дробь 0,6 в виде процентов. Д. 6% А. 60% О. 0,6% 3. Верно ли, что ½ - это 50%? Ж. нет К. нельзя определить М. да 4.Найдите число, если 10% его равны 9 Ч. 90 У. 0,9 Р. 900 5.Верно ли, что 20%-это ¼ часть числа? Ф. да А. нет У. нельзя определить 6.В твороге содержится 5% жира. Сколько гамм жира в 200 г творога? Т. 10г А. 1г О. 100г 7.Может ли выполнятся такое условие: Во вторник Коля прочитал 36% книги, в среду – 49%, а в четверг – остальные 25%? С. да Ю. нельзя определить К. нет 8.Тракторист вспахал 75% поля. Какая часть поля не вспахана? И. А. Е.
II вариант 1.Представьте в виде десятичной дроби 27%. А. 2,7 Б. 0,027 К. 0,27 2.Представьте дробь 0,08 в виде процентов. Д. 80% А. 8% О. 800% 3. Верно ли, что ¼ - это 10%? К. да М. нет Ж. нельзя определить 4.Найдите число, если 20% его равны 7. Ч. 35 У. 28 Р. 140 5.Верно ли, что 75%-это ¾ части числа? Ф. нет А. да Е. нельзя определить 6.Банк выплачивает 2% годовых. Какую прибыль получит вкладчик, если положит на счёт 500 р.? Т. 10р. А. 100р. О. 1р. 7. Может ли выполнятся такое условие: Танцами занимаются 13% учащихся класса, спортивные секции посещают 43% класса, остальные 44% ничем не увлекаются? Э. нет Ю. нельзя определить К. да 8. Маляр покрасил 70% стены. Сколько ему осталось покрасить? И. 40% А.30% Е.20%
Примерные ответы: - Мы отправимся на Камчатку? - Это полуостров на Дальнем Востоке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОСМОТР О КАМЧАТКЕ | Я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик о Камчатке и Кроноцком заповеднике, который находится на этом полуострове. Смотрите и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. (Просмотр ролика 2 мин 20 с) - Сколько действующих вулканов на полуострове Камчатка? - Какой процент от общей площади полуострова занимают заповедники? - Как называется гейзер, который выбрасывает воду на высоту 30 м? - Какова протяжённость туристических маршрутов в Кроноцком заповеднике? (Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти) | Обучающиеся смотрят видеоролик. Примерные ответы: - 29 вулканов
- 27% - Гейзер называется Великан. - Протяжённость туристических маршрутов составляет 500 км. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | Ребята, вы посмотрели, какие удивительные места мы можем увидеть на Камчатке. А теперь я предлагаю вам узнать, сколько будет стоить поездка в эти красивейшие места. Для этого надо решить задачу: Авиабилет на рейс Москва - Петропавловск-Камчатский стоит 17000 р. Детям до 11 лет предоставляется скидка 25%. Сколько денег потребуется семье из двух взрослых и одного ребёнка 10 лет, чтобы долететь до Петропавловска-Камчатского? | Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте). Авиабилет на рейс Москва - Петропавловск-Камчатский стоит 17000 р. Детям до 11 лет предоставляется скидка 25%. Сколько денег потребуется семье из двух взрослых и одного ребёнка 10 лет, чтобы долететь до Петропавловска-Камчатского? | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 1. О чём говорится в задаче? | Примерный ответ. В задаче говорится о авиабилетах | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 2. Сколько стоит полный билет? | Примерный ответ. Полный билет стоит 17000р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 3.Какую скидку предоставляют детям до 11 лет? | Примерный ответ. Скидка составляет 25%. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 4. Что нужно найти в задаче? | Примерный ответ. Нужно найти деньги необходимые для перелёта семье из 2 взрослых и 1 ребёнка | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? | Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно стоимость детского | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 6. Можете ли вы найти стоимость детского билета? Какое действие необходимо выполнить для этого? | Примерный ответ. Мы сможем найти детского билета узнав размер скидки в деньгах. Затем отнять эту скидку от стоимости билета. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 7. Можем ли мы после этого найти сумму , потраченную на взрослые билеты? Что необходимо для этого сделать? | Примерный ответ. Да, можно вычислить, если стоимость билета умножить на 2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Вопрос 8. Как найти все затраты на билеты? | Примерный ответ. Чтобы найти все деньги нужно к стоимости 2 взрослых билетов прибавить стоимость детского билета . | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске (доска поворачивается) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. Добраться до Кроноцкого заповедника можно только на вертолёте. Я предлагаю вам найти вертолёт, на котором мы полетим в заповедник.
- Найдите вертолёт, который отличается от других. Это и будет наш вертолёт. -Объясните, почему выбрали именно этот вертолёт? | Обучающиеся находят «лишний» вертолёт (№5) и поднимают карточки с номером. Примерный ответ. Этот вертолёт отличается от всех других направлением полёта (если их выровнять) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ | А теперь возьмите в руки лазерные указки и внимание на экран. Я буду называть вам направление и дальность полёта вертолёта, а вы глазами будете следить по клеткам, в таком порядке, который я буду называть. Затем вы покажете клетку, в которой мы находимся лазерной указкой. 1раз - 2 клетки вправо, - 3 клетки вниз, - 2 клетки вправо. (появляется изображение вертолёта для проверки) 2 раз - 3 клетки вниз, - 3 клетки влево, - 2 клетки вверх. (появляется изображение вертолёта) 3 раз - 2 клетки вправо, - 2 клетки вниз, - 3 клетки вправо (появляется изображение вертолёта) | Обучающиеся показывают клетки в которых находится вертолёт на каждом этапе с помощью лазерной указки.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ (САМОСТО- ЯТЕЛЬНО) | Я предлагаю вам самим выбрать себе задачу по уровню сложности. Задачи напечатаны на карточках разного цвета. На карточках жёлтого цвета задача более сложная, чем на карточках зелёного цвета. 1 вариант. Сувенир стоит 75 р. При покупке более 5 штук продавец сделает скидку 10% на всю покупку. Сколько нужно будет заплатить за 6 сувениров? 2 вариант. Магнитик на холодильник стоил 60 р., затем его уценили на 25%. Сколько стоит магнитик после уценки ? | Обучающиеся выходят к столу, выбирают любой вариант задачи и самостоятельно решают её. Некоторым учащимся оказывается небольшая помощь. Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка . | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ | В домашнем задании вы должны составить и решить задачу на нахождение процентов от числа. Оформить решение с краткой записью. | Обучающиеся записывают задание в дневник | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ | Чему учились на уроке? Что особенно понравилось? Те, Оценка работы учащихся, выставление отметок. | Примерные ответы. На уроке мы учились находить проценты от числа и решать задачи на проценты. Особенно понравилось смотреть видеоролик. Особенно понравилось задание, когда нужно было следить за движением вертолёта по клеточкам. И т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ | Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Ребята прикрепите свои магнитики на рабочую доску напротив той картинки, которая соответствует вашему мнению об уроке. | Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные магниты напротив картинок. |
Организация деятельности на уроке | ||||
Этапы урока | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
ОРГМОМЕНТ. | На интерактивной доске Урок математики | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | На интерактивной доске изображение: | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Учатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. |
На слайде Затем слайд меняется | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос | Тренируется внимание и непроизвольная память. | |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | | | Контроль и самоконтроль | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. |
ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ |
| Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и зрительно-моторной реакции | Происходит коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции. |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | На партах у учащихся карточки с тестами разного уровня сложности (Слабым учащимся выдаются индивидуальные карточки) | Практический. | Практическая работа. | Отрабатывают навык нахождения процентов от числа. Учатся работать самостоятельно. |
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА | На экране демонстрируется видеоролик о Камчатке | Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Групповое наблюдение | Расширяются знания о природе Камчатки. |
ЗАДАНИЕ НАРАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ | Учитель задаёт вопросы по просмотренному видеоролику | Словесный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие внимания и непроизвольной памяти |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске текст задачи | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы. |
После анализа задачи на экране остаётся краткая запись Для проверки правильности решения на экране решение и ответ | Практический | Упражнение Практическая работа | Закрепляют навык нахождения процентов от числа. Учатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. | |
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ |
| Демонстрация, словесный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции. |
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | На экране таблица на которой после инструкции меняется положение вертолёта | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на развитие внимания и зрительно-моторной реакции | Происходит коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции. |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске: «Самостоятельное решение задачи»
На учительском столе карточки жёлтого и зелёного цвета с задачами разного уровня сложности и карточки-подсказки для слабых учеников Для проверки на интерактивной доске появляется решение обоих вариантов задач | Практический | Индивидуальная самостоятельная работа | Обучающиеся по очереди выходят к столу, выбирают себе задачу. Повышается двигательная активность. Закрепляют навык нахождения процентов от числа. Воспитывают самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания. Развивают навыки самоконтроля и контроля. |
ПОДВЕДЕНИЕ | | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Отрабатывают умения оценивать собственную работу и работы одноклассников. |
РЕФЛЕКСИЯ | На партах у учащихся разноцветные магниты. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
1. Перова М.Н. Математика 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2016.
Использованные ресурсы:
1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=3IXq7yWbUAo&feature=emb_logo