Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему «Единицы времени. Календарь и часы»
Технологическая карта открытого урока математики в 4 «Б» классе
Этап урока и его цель | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Слайд 1. Мы знаем время растяжимо Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои А иногда оно течет Ненагруженное, пустое Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки Что разделяют наши сутки Но положив их на весы Находим долгие минутки И очень краткие часы. - Ребята о чем я прочитала стихотворение? - О каких единицах времени говорит автор? - Что он хотел рассказать о них? | Эмоциональный настрой на урок Дети проверяют готовность к уроку. Записывают число в тетрадях. Дети отвечают на вопросы. |
II. Этап формулирования темы и цели урока и создания мотивации к учебной деятельности учащихся Цель: Постановка проблемы по формулированию темы и цели урока, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 130 слов, некоторые - решить несколько примеров. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты, начнем урок. - Определите тему урока. СЛАЙД №2 Какие цели поставим на уроке? СЛАЙД №3 Цели урока: - повторить - составить - закрепить - проверить - развивать - Кто из вас мечтает побывать в космосе? Сегодня на уроке ваша мечта сбудется. СЛАЙД № 4 «Солнечная система» - Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики, мы с вами обобщим наши знания по теме «Единицы времени», а так же вспомним, что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.
| Предполагают, какие цели поставят на уроке (повторим таблицу единиц времени, их взаимосвязь, составим таблицу единиц времени, закрепим умение решать задачи с единицами времени, проверить, как усвоили изученную тему, развивать мышление, речь, память, внимание.) |
III. Этап актуализации знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: -формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Но прежде чем отправиться в наше путешествие обратите внимание на листочки на ваших партах - это ваши оценочные маршрутные листы, на которых по окончании выполнения каждого задания вы оцениваете себя - ставите нужный знак. Также обратите внимание - у каждого из вас на краю парты лежат конверты, в них задания, они на разных по цвету листочках. - Оценивать себя при выполнении каждого задания мы будем следующими символами: “!” - я доволен, “+” - я доволен, но можно сделать лучше, “-” - я не доволен. - Какие единицы времени уже знаете? - Откройте конверт и достаньте карточку синего цвета. Вы должны будите, решив задачи устно, преобразовать величины. Карточка: 3 ч 17 мин = _______мин 2 нед 3 дн = _______ дн 1 мес 3 нед 2 дн = _____дн 1 мес 2 нед 3 дн = _____дн 1 сут 12 ч = _____ч СЛАЙД № 5 «Незнайка» Я сочинял стихи о своих друзьях 3 час 17 минут. Сколько минут я занимался этой трудной работой? СЛАЙД №6 «Художник Тюбик» Художник Тюбик рисовал портрет Незнайки 2 недели и 3 дня. Сколько всего дней он затратил на рисунок? СЛАЙД №7 «Знайка» Знайка учил Незнайку азбуке 1 месяц, 3недели и ещё 2 дня, а потом ему надоело. Сколько дней он работал над этой трудной задачей? СЛАЙД № 8 «Кот Леопольд» Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день моё терпение лопнуло? СЛАЙД № 9 Герои из сказки «Волшебник изумрудного города». - Мы летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 12 часов. Сколько времени мы затратили на полёт? - Обменяйтесь карточками в парах, проверьте и оцените товарища. - Молодцы! А теперь давайте выполним небольшое логическое задание. Отправляемся в полёт. А на каком транспорте мы можем полететь в космос? Конечно же, для полета нам нужна ракета. СЛАЙД № 10 «Ракета № 366» - Номер нашей ракеты вы узнаете, если назовете, сколько дней у нас в високосном году? (366). - С помощью этих цифр запишите все возможные трехзначные числа. | Находят на парте конверты. Вспоминают, как перевести единицы времени Смотрят на задание на слайде, самостоятельно преобразовывают величины и записывают в карточку. Дети обмениваются тетрадями в парах и производят взаимопроверку с оцениванием друг у друга работ. Дети записывают числа. |
IV. Этап закрепления знаний Цель: проверить усвоение изученной темы, применение полученных знаний. Работа по теме урока | Коммуникативные: -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -слушать и смотреть, извлекая нужную информацию. | 1) Вводное задание - Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь. Вы все согласны? СЛАЙД №11 «Солнце» - Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура – 6000˙ жары, а у нас летом бывает 30˙ и то, мы не выдерживаем. - Да и далековато. Расстояние от Земли до Солнца 150000000 км. - Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет. А сколько это веков? - Если ехать на автобусе понадобится в 5 раз меньше времени. Сколько это лет? - Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? Как узнали? - А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что он совпадает с номером нашей ракеты? (366) СЛАЙД №12 «Последовательность чисел» 150 000 000 км 500 лет = 5 в 100 лет 10 лет 1 г = 366 дн Ребята, я предлагаю вам с эти данными составить задачи? СЛАЙД № 13 «Таблица единиц времени» - Перед тем как продолжить наше путешествие вспомним все единицы времени, которые нам известны, и заполним таблицу. 2) Составление и запись таблицы 1 век = 100 лет 1 год = 12 мес 1 сут. = 24 ч 1 ч = 60 мин 1 мин = 60 с - Запишите таблицу в тетрадь. - Проверим правильно ли вы выполнили задание. К доске пойдет... | Отвечают на вопросы. Составляют задачи. Вспоминают единицы времени, составляют и заполняют таблицу. Записывают таблицу в тетрадь. Коллективная проверка – записывают ответы на доске. |
Физ.минутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | СЛАЙД №14 - Устали ? Отдыхаем! | Выполняют упражнения, имитирующие работу часов. |
V. Этап применения знаний в новых условиях. Цель: организация усвоения учащимися изученного материала (фронтально); применение знаний в решении задач. | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | - Летим дальше. Впереди планета Марс. СЛАЙД № 15 «Марс» - Что мы с вами знаем о Марсе? - Чтобы нам не терять время в пути, вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? 4) Работа по учебнику. Задача №66 Стр. 17 - Прочитайте задачу. Решать ее у доски будет …, остальные самостоятельно. Те дети, у которых задача вызвала затруднения, могут взять из конверта подсказку - карточку розового цвета. 1) 40 + 20 = 2) 40 + = 3) х 8 = - Давайте проверим как решил задачу … У всех получился такой же ответ? - Ребята, а может кто-то из вас решил задачу другим способом? 5) Решение задачи о метеоритах - Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь. СЛАЙД № 16 «Метеоритный дождь» - Чтобы преодолеть это препятствие, надо решить следующую задачу. СЛАЙД № 17 «Задача» Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов. - Что известно о массе метеорита Гоба? - Известна ли масса Ангито? - Что надо узнать? 66:2=33(т) 66+33=99(т.) | Вспоминают, что знают о Марсе. Вспоминают, какие действия можно выполнять с единицами времени (Можем преобразовывать именован-ные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи, сравнивать). Открывают учебники, читают задачу. Выбирают модель, которая подходит к решению задачи. Один ученик решает на доске. Пооизводят проверку по решению задачи на доске с полным объяснением. Находят второй способ решения задачи. Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения. Самостоятельно решают и записывают решение задачи. |
VI. Этап проверки усвоения полученных знаний. Цель: проверка усвоения материала по теме урока. Самостоятельная работа. | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | - Метеоритный дождь так и не прекратился, значит, на Марс мы уже не попадем. (СЛАЙД №18) Держим курс на Луну. А что нам известно о Луне? СЛАЙД № 19 «Луна» - Луна – единственный спутник солнечной системы, который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды. Луноход – вездеход Нам с Луны приветы шлет Говорит, дела в порядке – Если тест решат ребятки. - Лунные жители устроили для нас экзамен. Нужно быстро решить тест, который относится к нашей теме. Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами. У вас в конвертах 2 варианта теста: карточка оранжевого цвета повышенного уровня, карточка зеленого цвета базового уровня. |
Самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках. |
VII. Подведение итогов урока Цель: формулирование вывода, сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. | Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат. | СЛАЙД №20 Завершаем наш полет. Наступает миг – пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась! СЛАЙД № 21 «Земля» - Как вы думаете, достигли мы с вами тех целей, которые мы поставили в начале урока? - Юрий Гагарин вернувшись из полета сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». | Отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Листностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Сейчас подведите итоги в оценочных маршрутных листах и каждый поставьте себе отметку за урок. Встаньте те, кто оценил себя на 3... Ребята, я вам желаю, чтобы вы на последующих уроках математики выполняли задания лучше, с большей активностью. Встаньте те, кто оценил себя на 4 … Молодцы, ребята! Встаньте те, кто оценил себя на 5 … Давайте все дружно похлопаем им. - Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке. | Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы. |
IX. Этап информирования обучающихся о домаш-нем задании, инструк-таж по его выполнению Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. | Учитель задает дифференцированное домашнее задание. | Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы. |
Приложение 1.
“!” - я доволен, - от 4 «!» и без «-» - 5
“+” - я доволен, но можно сделать лучше, - 1-2 «-» или все «+» - 4
“-” - я не доволен. - от 4 «-» - 3
Оценочный маршрутный лист________________________________
№ п\п | Этап урока | Оценка (!, +, -) |
1 | Определение темы урока, постановка цели урока | |
2 | Устный счет (решение мультзадач) | |
3 | Логическое задание/Минутка чистописан | |
4 | Составление задач | |
5 | Таблица времени | |
6 | Решение задачи в учебнике | |
7 | Решение задачи о метеоритах | |
8 | Выполнение теста | |
Отметка за урок | |
Приложение 2.
Карточка синего цвета :
3 ч 17 мин = _______мин
2 нед 3 дн = _______ дн
1 мес 3 нед 2 дн = _____дн
1 мес 2 нед 3 дн = _____дн
1 сут 12 ч = _____ч
Карточка розового цвета:
1) 40 + 20 =
2) 40 + =
3) х 8 =
Карточка оранжевого цвета:
1 уровень.
Ф.И. обучающегося ________________________
1. Запиши в тетрадь недостающие единицы измерения.
1 век ….. 1 месяц …. 1 час …… 1 сек.
2. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
3) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 150;
В) 180;
4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2 мин.50сек.<200 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
5) Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч. 12 мин.
6.) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В)14 ч.30 мин.
7) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.
А) 16 сут.35 ч.
Б) 1635 ч.
В) 163 сут.5 ч.
Г) 17 сут. 9 ч.
Карточка зеленого цвета:
2 уровень.
Ф.И. обучающегося ________________________
1. Запиши в тетрадь недостающие единицы измерения.
1 век ….. 1 месяц …. 1 час …… 1 сек.
2. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
3) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 150;
4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
А) 1 век < 200 лет;
Б) 2 мин.50сек.< 20 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
5) Занятия начинаются в 9ч. 00 мин утра. Занятия в классе идут 4 часа и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В) 14 ч.30 мин.
6) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.
А) 16 сут. 35 ч.
В) 163 сут. 5 ч.
Г) 17 сут. 9 ч.
Приложение 3.
|
|
|
|
Слайд 1. | Слайд 2. | Слайд 3. | Слайд 4. |
|
|
|
|
Слайд 5. | Слайд 6. | Слайд 7. | Слайд 8. |
|
|
|
|
Слайд 9. | Слайд 9. | Слайд 10. | Слайд 11. |
|
|
|
|
Слайд 12. | Слайд 13. | Слайд 14. | Слайд 14. |
|
|
|
|
Слайд 14. | Слайд 15. | Слайд 16. | Слайд 17. |
|
|
|
|
Слайд 18. | Слайд 20. | Слайд 21. | Слайд 22. |