12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мальцева Алена Александровна311
Россия, Самарская обл., пос. Придорожный

Технологическая карта открытого урока математики в 4 «Б» классе


Тема

Единицы времени. Календарь и часы.

Учитель

Мальцева Алена Александровна

Цели и задачи

Дать широкое представление о времени. Закрепить способы решения задач на определение времени. Научить правильно определять и ценить время, расширить представление о времени, показать практическое применение знаний о времени на уроках математики и окружающего мира.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Понимать зависимости между величинами. Выражать величины в разных единицах измерения.

Выполнять арифметические действия с величинами.

Эра, тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, часы, минуты, секунды

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- формировать представление о мерах времени;

- совершенствовать умения определять время;

- развивать умения составлять, записывать, решать сложные задачи;

-учить правильно употреблять в речи математические понятия;

- научить выражать величины в разных единицах времени

- научить выполнять арифметические действия с величинами.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

Регулятивные:

- способствовать освоению прием определения времени;

-формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- учить определять и формулировать цель деятельности;

- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- формировать осмысление приемов выполнения арифметических действий с величинами;

- развивать любознательность и познавательную инициативу;

- формировать умение в постановке проблемы и учебной цели;

- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- учить решению проблемы;

-формировать умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- формировать умение отвечать на поставленный вопрос;

- формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-формировать умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- формировать умение аргументировать свои высказывания;

- формировать умение четко выражать свои мысли;

- формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска, карточки с заданиями.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (исторические события)

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учебник «Математика» ч. 2 , Н. Б. Истомина, О. П. Горина, З. Б. Редько, А. К. Мендыгалиева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014, стр. 17,16.

Раздаточный и наглядный материал:

мультимедийная презентация,

индивидуальные маршрутные листы

карточки для самостоятельной работы



















Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Слайд 1.

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки

Но положив их на весы

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

- Ребята о чем я прочитала стихотворение?

- О каких единицах времени говорит автор?

- Что он хотел рассказать о них?


Эмоциональный настрой на урок

Дети проверяют готовность к уроку.

Записывают число в тетрадях.









Дети отвечают на вопросы.


II. Этап формулирования темы и цели урока и создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: Постановка проблемы по формулированию темы и цели урока,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.





Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 130 слов, некоторые - решить несколько примеров. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты, начнем урок.

- Определите тему урока.

СЛАЙД №2

Какие цели поставим на уроке?

СЛАЙД №3

Цели урока:

- повторить

- составить

- закрепить

- проверить

- развивать


- Кто из вас мечтает побывать в космосе? Сегодня на уроке ваша мечта сбудется.

СЛАЙД № 4 «Солнечная система»

- Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики, мы с вами обобщим наши знания по теме «Единицы времени», а так же вспомним, что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.






Предполагают, какие цели поставят на уроке (повторим таблицу единиц времени, их взаимосвязь, составим таблицу единиц времени, закрепим умение решать задачи с единицами времени, проверить, как усвоили изученную тему, развивать мышление, речь, память, внимание.)








III.

Этап актуализации знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.











Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

-формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Но прежде чем отправиться в наше путешествие обратите внимание на листочки на ваших партах - это ваши оценочные маршрутные листы, на которых по окончании выполнения каждого задания вы оцениваете себя - ставите нужный знак. Также обратите внимание - у каждого из вас на краю парты лежат конверты, в них задания, они на разных по цвету листочках.

- Оценивать себя при выполнении каждого задания мы будем следующими символами:

!” - я доволен,

+” - я доволен, но можно сделать лучше,

-” - я не доволен.


- Какие единицы времени уже знаете?

- Откройте конверт и достаньте карточку синего цвета. Вы должны будите, решив задачи устно, преобразовать величины.


Карточка:

3 ч 17 мин = _______мин

2 нед 3 дн = _______ дн

1 мес 3 нед 2 дн = _____дн

1 мес 2 нед 3 дн = _____дн

1 сут 12 ч = _____ч

СЛАЙД № 5 «Незнайка»

Я сочинял стихи о своих друзьях 3 час 17 минут. Сколько минут я занимался этой трудной работой?

СЛАЙД №6 «Художник Тюбик»

Художник Тюбик рисовал портрет Незнайки 2 недели и 3 дня. Сколько всего дней он затратил на рисунок?

СЛАЙД №7 «Знайка»

Знайка учил Незнайку азбуке 1 месяц, 3недели и ещё 2 дня, а потом ему надоело. Сколько дней он работал над этой трудной задачей?

СЛАЙД № 8 «Кот Леопольд»

Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день моё терпение лопнуло?

 СЛАЙД № 9  Герои из сказки «Волшебник изумрудного города».

- Мы летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 12 часов. Сколько времени мы затратили на полёт?


- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте и оцените товарища.

- Молодцы! А теперь давайте выполним небольшое логическое задание. Отправляемся в полёт. А на каком транспорте мы можем полететь в космос? Конечно же, для полета нам нужна ракета.

 СЛАЙД № 10 «Ракета № 366»

- Номер нашей ракеты вы узнаете, если назовете, сколько дней у нас в високосном году? (366).

- С помощью этих цифр запишите все возможные трехзначные числа.



Находят на парте конверты.















Вспоминают, как перевести единицы времени










Смотрят на задание на слайде, самостоятельно преобразовывают величины и записывают в карточку.















Дети обмениваются тетрадями в парах и производят взаимопроверку с оцениванием друг у друга работ.



Дети записывают числа.









IV.

Этап закрепления знаний

Цель: проверить усвоение изученной темы, применение полученных знаний. Работа по теме урока

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию.

1) Вводное задание

- Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь. Вы все согласны?

 СЛАЙД №11 «Солнце»

- Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура – 6000˙ жары, а у нас летом бывает 30˙ и то, мы не выдерживаем.  

- Да и далековато. Расстояние от Земли до Солнца 150000000 км.

- Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет. А сколько это веков?

- Если ехать на автобусе понадобится в 5 раз меньше времени. Сколько это лет?

- Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? Как узнали?

- А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что он совпадает с номером нашей ракеты? (366)


СЛАЙД №12 «Последовательность чисел»

150 000 000 км

500 лет = 5 в

100 лет

10 лет

1 г = 366 дн

Ребята, я предлагаю вам с эти данными составить задачи?


СЛАЙД № 13 «Таблица единиц времени»

- Перед тем как продолжить наше путешествие вспомним все единицы времени, которые нам известны, и заполним таблицу.

2) Составление и запись таблицы

1 век = 100 лет

1 год = 12 мес

1 сут. = 24 ч

1 ч = 60 мин

1 мин = 60 с

- Запишите таблицу в тетрадь.

- Проверим правильно ли вы выполнили задание. К доске пойдет...


Отвечают на вопросы.























Составляют задачи.




Вспоминают единицы времени, составляют и заполняют таблицу.





Записывают таблицу в тетрадь.

Коллективная проверка – записывают ответы на доске.

Физ.минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

СЛАЙД №14

- Устали ? Отдыхаем! 
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.


Выполняют упражнения, имитирующие работу часов.


V. Этап применения знаний в новых условиях.

Цель: организация усвоения учащимися изученного материала (фронтально); применение знаний в решении задач.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Летим дальше. Впереди планета Марс.


СЛАЙД № 15 «Марс»

- Что мы с вами знаем о Марсе?

- Чтобы нам не терять время в пути, вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? 


4) Работа по учебнику.

Задача №66 Стр. 17

- Прочитайте задачу. Решать ее у доски будет …, остальные самостоятельно. Те дети, у которых задача вызвала затруднения, могут взять из конверта подсказку - карточку розового цвета.

t1609953542aa.gif1) 40 + 20 =

t1609953542aa.gift1609953542ab.gif2) 40 + =

t1609953542ab.gif3) х 8 =

- Давайте проверим как решил задачу … У всех получился такой же ответ?

- Ребята, а может кто-то из вас решил задачу другим способом?

5) Решение задачи о метеоритах

-  Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь.

СЛАЙД № 16 «Метеоритный дождь»

- Чтобы преодолеть это препятствие, надо решить следующую задачу.

СЛАЙД № 17 «Задача»

Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов.

- Что известно о массе метеорита Гоба?

- Известна ли масса Ангито?

- Что надо узнать?

66:2=33(т)

66+33=99(т.)

Вспоминают, что знают о Марсе.

Вспоминают, какие действия можно выполнять с единицами времени (Можем преобразовывать именован-ные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи, сравнивать).


Открывают учебники, читают задачу. Выбирают модель, которая подходит к решению задачи. Один ученик решает на доске. Пооизводят проверку по решению задачи на доске с полным объяснением.

Находят второй способ решения задачи.











Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения.

Самостоятельно решают и записывают решение задачи.

VI. Этап проверки усвоения полученных знаний.

Цель: проверка усвоения материала по теме урока.

Самостоятельная работа.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

- Метеоритный дождь так и не прекратился, значит, на Марс мы уже не попадем. (СЛАЙД №18) Держим курс на Луну. А что нам известно о Луне?

СЛАЙД № 19 «Луна»

- Луна – единственный спутник солнечной системы, который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды.

 Луноход – вездеход

                    Нам с Луны приветы шлет

                    Говорит, дела в порядке –

                    Если тест решат ребятки.

- Лунные жители устроили для нас экзамен. Нужно быстро решить тест, который относится к нашей теме. Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами. У вас в конвертах 2 варианта теста: карточка оранжевого цвета повышенного уровня, карточка зеленого цвета базового уровня.












Самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках.

VII. Подведение итогов урока

Цель: формулирование вывода, сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.


СЛАЙД №20 Завершаем наш полет.

                     Наступает миг – пора!

                     Наконец вся детвора

                     Из полета возвратилась

                     И на Землю приземлилась!

       СЛАЙД  № 21 «Земля»

- Как вы думаете, достигли мы с вами тех целей, которые мы поставили в начале урока?

- Юрий Гагарин вернувшись из полета сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике,  я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».








Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Листностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Сейчас подведите итоги в оценочных маршрутных листах и каждый поставьте себе отметку за урок.

Встаньте те, кто оценил себя на 3... Ребята, я вам желаю, чтобы вы на последующих уроках математики выполняли задания лучше, с большей активностью.

Встаньте те, кто оценил себя на 4 … Молодцы, ребята!

Встаньте те, кто оценил себя на 5 … Давайте все дружно похлопаем им.

- Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.

Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.





IX. Этап информирования обучающихся о домаш-нем задании, инструк-таж по его выполнению

Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.


Учитель задает дифференцированное домашнее задание.

Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы.





Приложение 1.




!” - я доволен, - от 4 «!» и без «-» - 5

+” - я доволен, но можно сделать лучше, - 1-2 «-» или все «+» - 4

-” - я не доволен. - от 4 «-» - 3


Оценочный маршрутный лист________________________________


п\п

Этап урока

Оценка (!, +, -)

1

Определение темы урока, постановка цели урока


2

Устный счет (решение мультзадач)


3

Логическое задание/Минутка чистописан


4

Составление задач


5

Таблица времени


6

Решение задачи в учебнике


7

Решение задачи о метеоритах


8

Выполнение теста


Отметка за урок











Приложение 2.



Карточка синего цвета :

3 ч 17 мин = _______мин

2 нед 3 дн = _______ дн

1 мес 3 нед 2 дн = _____дн

1 мес 2 нед 3 дн = _____дн

1 сут 12 ч = _____ч



Карточка розового цвета:

t1609953542aa.gif1) 40 + 20 =


t1609953542aa.gift1609953542ab.gif2) 40 + =


t1609953542ab.gif3) х 8 =














Карточка оранжевого цвета:

1 уровень.

Ф.И. обучающегося ________________________


1. Запиши  в тетрадь недостающие единицы измерения.

 

            1 век     …..        1 месяц    ….      1 час …… 1 сек.

 

2. В какой строке слова расположены по порядку?

     А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;

     Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;

     В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;

3) Сколько минут в 3-х часах?

      А) 300;

      Б)   150;

      В)   180;

4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?

      А) 1 век > 207 лет;

  Б) 2 мин.50сек.<200 сек.

       В) 2 ч. > 100 мин.

5) Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.

         А) 24 ч.

         Б) 13 ч. 12 мин.

6.) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?

         А) 12 ч. 30 мин.

         Б) 14 час.

         В)14 ч.30 мин.

7) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.

         А) 16 сут.35 ч.

         Б) 1635 ч.

         В) 163 сут.5 ч.

         Г) 17 сут. 9 ч.

Карточка зеленого цвета:


2 уровень.

Ф.И. обучающегося ________________________


1. Запиши  в тетрадь недостающие единицы измерения.

 

            1 век     …..        1 месяц    ….      1 час …… 1 сек.

 

2. В какой строке слова расположены по порядку?

     А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;

     Б) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;

3) Сколько минут в 3-х часах?

      А)  300;

      Б)   150;

4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?

      А) 1 век < 200 лет;

  Б) 2 мин.50сек.< 20 сек.

       В) 2 ч. > 100 мин.

5) Занятия начинаются в 9ч. 00 мин утра. Занятия в классе идут 4 часа и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия ?

         А) 12 ч. 30 мин.

         Б) 14 час.

         В) 14 ч.30 мин.

6) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.

         А) 16 сут. 35 ч.

         В) 163 сут. 5 ч.

         Г) 17 сут. 9 ч.




Приложение 3.

t1609953542ac.png

t1609953542ad.png

t1609953542ae.png

t1609953542af.png

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

t1609953542ag.png

t1609953542ah.png

t1609953542ai.png

t1609953542aj.png

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

t1609953542ak.png

t1609953542al.png

t1609953542am.png

t1609953542an.png

Слайд 9.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

t1609953542ao.png

t1609953542ap.png

t1609953542aq.png

t1609953542ar.png

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 14.

t1609953542as.png

t1609953542at.png

t1609953542au.png

t1609953542av.png

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

t1609953542aw.png

t1609953542ax.png

t1609953542ay.png

t1609953542az.png

Слайд 18.

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.