Технологическая карта урока математики по теме «Масштаб»
Урок математики по теме «Масштаб»
Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия масштаба, формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач, введение в речевую практику понятия масштаба, отработка алгоритма нахождения расстояния на плане и карте, обучение учащихся выбору способов решения практических задач.
Задачи урока:
- обучающие: ввести понятие «масштаб», сформировать умения решать задачи практического содержания;
- развивающие: развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитательные: воспитывать коммуникативные умения; способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.
Межпредметные связи: география
Тип урока: изучение новых знаний и способов действия.
Учитель: Скок Валентина Михайловна
Технология проведения | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||||||||||
предметные | УУД | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
I.Мотивация к учебной деятельности Цели: – актуализировать требования к учебнику с позиций учебной деятельности; –создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | На доске проблемная задача: Дан прямоугольник со сторонами 3 метра и 4 метра. Начертите его в своих тетрадях. Что вы знаете о масштабе? При изучении каких предметов вы изучали понятие масштаба? - Как вы думаете, для чего эту тему включили не только в курс географии, но и в курс математики? - Итак, что мы знаем по данной теме и что еще хотим узнать? | Предлагают выполнить построение в уменьшенном виде, вспоминают о масштабе.
С учётом выбранного масштаба изображают прямоугольник. | Знают, что такое масштаб и умеют его определять | Личностные: доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, совместно договариваться о правилах поведения учащихся, совместно договариваться о правилах поведения учащихся. Познавательные: уметь передавать содержание в сжатой форме, выборочном или развернутом виде | |||||||||
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: – повторить понятие масштаб; –– способствовать совершенствованию вычислительных навыков учащихся, развитию математической речи учащихся; –выявить место (шаг, операцию) и причину затруднения | Организует повторение понятия масштаб, алгоритма нахождения масштаба с помощью географической карты. Способствует совершенствованию вычислительных навыков учащихся, развитию математической речи учащихся. Выявляет место (шаг, операцию) и причину затруднения | Фронтальный опрос: – Что такое масштаб? – Как записывается масштаб? – Для чего используется масштаб? – Что показывает масштаб 1:10 000? – Каково соотношение км и м, км и дм, км и см? Блиц опрос с записью ответов в тетради и проверкой после записи. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком, в 1000 раз меньшим, чем на местности. Каков масштаб карты? На экране показана карта. Определите масштаб карты . Как измерить расстояние между Москвой и Владивостоком?? Масштаб карты 1:1 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком в 2 см? | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | Верно употребляют математические термины масштаб, отношение. Знают определение масштаба. Умеют определять масштаб с использованием географической карты. | Коммуникативные: уметь слышать и понимать речь других, оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: уметь определять цель и проблему учебной деятельности. Личностные: понимание смысла обсуждаемой информации в собственной жизни | |||||||||
III. Закрепление новых знаний при решении задач. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником: с.135,№823,824,825. №823.
Х:1 000 000 000=1:10 000 000; ответ: не уместится | Решают задачи в тетрадях и у доски | Знают определение масштаба. Умеют использовать понятие масштаб при решении практических задач | Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: Уметь строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | |||||||||
V.Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной деятельности (самооценку) | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности | – Подведем итог работы на уроке. – Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? –Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? Что называют масштабом карты? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п.24, №844,845,846(б). | Отвечают на вопросы. Рассказывают о том, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | | Регулятивные: уметь оценивать правильности выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Проблематика занятия определена с учетом межпредметности, отражает взаимосвязь математики и географии, обусловленную общими объектами и общими методами научного познания. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, предполагает развитие познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельности обучающихся на различных этапах.
Межпредметный подход к проведению данного урока предполагает правильное использование математических методов вычмслений и терминологии, согласованное формирование основных научных понятий (масштаб измерение величин;
5