Технологическая карта урока математики «Прямоугольник» (2 класс)
Технологическая карта урока математики «Прямоугольник» ( 2 класс, УМК «Школа России»)
Класс 2
УМК (программа) «Школа России»
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», рабочая тетрадь по математике
Тема урока: «Прямоугольник»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Формировать представление о прямоугольнике как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые.
Задачи: 1. Научить распознавать, группировать, сравнивать и выделять по признакам прямоугольник.
2. Познакомить с терминами «длина», «ширина»; «противоположные стороны»
3.Научить строить фигуры с прямыми углами.
4.Совершенствовать навыки устного счета и умение решать задачи.
5.Учить логически мыслить и рассуждать.
Технологии и методы работы гуманно-личностная технология, проблемное обучение, работа в группе, здоровьесберегающие технологии и др.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты. Формирование УУД | ||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Ребята, мы начинаем урок математики. Перед началом урока массажируем ушные раковины, надеваем «шапку Мономаха». - Что пожелаем друг другу перед уроком, чтобы работа была продуктивной? Я хочу Вам пожелать На уроке не молчать. Руку часто поднимать, Правильно считать, решать. - Покажите, какое у вас сейчас настроение. - У меня тоже настроение хорошее. И сегодня на уроке я помогу вам разгадать математические тайны. Мы обязательно постараемся открыть новое, ещё не известное нам правило. Мы с вами великие ученые – математики и сегодня на уроке разгадаем тайны математики. - Кто-нибудь слышал о таком городе название, которого - Геометрия? - А кто в этом городе может жить? - Сегодня мы познакомимся поближе с жителями этого города, но для этого мы должны будем решить примеры. Игра «Найди ответ». 21 + 56= Р 63+ 27= Ы 7 + 34= Г 77 – 14= У 90 – 70= Ф 41 – 20= И 77, 63, 90, 20, 41, 21 - А теперь такое задание. Пропустите клетку вниз и запишите эти числа (щелкаю) в порядке возрастания. - У всех так. Согласны? -Сейчас мы узнаем, как зовут жителей города Геометрия. Соотнесите ответы с буквами. - Какое слово получилось? - Как вы понимаете это слово – фигура? | 1.Массажируют ушные раковины, выполняют кинезиологическое упражнение. 2.Учащиеся желают друг другу быть внимательными, активными, хороших отметок. Дети с помощью сигнальных карточек показывают свое настроение (зеленый - отличное, я уверен, желтый - хорошее, но сомневаюсь, красный – не уверен). Ответы детей. Показывают ответы с помощью индивидуальных каточек с цифрами. Записывают числа в порядке возрастания. (Самостоятельно). 20, 21, 41, 63, 77, 90 Ф И Г У Р Ы - Фигуры. Ответы детей. | Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Регулятивные УУД Формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать. | ||
2.Постановка учебной задачи. | Рассмотрите чертёж. С кем дружат фигуры? - На какие 2 группы можно разделить эти углы? - С помощью какого инструмента можно определить прямой угол или нет? - Под какими цифрами спрятались прямые углы? - Посмотрите на рисунок. Что изображено? - Назовите их? - Внимательно посмотрите и покажите фигуру, которая здесь лишняя. - Почему именно эта фигура? - Уберите ее. - Скажите, а есть еще лишняя фигура? Какая? - А еще есть лишняя фигура? Какая? Покажите. - Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. - Чем они похожи? - Докажет, что углы прямые? -А есть еще лишняя фигура? Какая? -Какие фигуры остались? (прямоугольники). - С какой темой мы познакомимся на уроке. (Щелкаю). - Какую цель вы поставите перед собой по данной теме? Прочитаем цели: • Познакомиться с основными отличиями прямоугольника от других четырёхугольников. • Научиться чертить прямоугольник, используя линейку и модель прямого угла. • Решать задачи на нахождение периметра прямоугольника. • Закрепить вычислительные навыки. | - С углами. - Прямые и непрямые. - С помощью треугольника. - 1, 4. - Фигуры. - Ромб, круг, треугольник, квадрат, прямоугольники. - Круг. -Она не имеет углов. - Треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре. - Ромб. - 4 стороны, 4 угла, все углы прямые. Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ. - Квадрат. - Прямоугольники. - Прямоугольник. - Ответы детей. | Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать. Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД. Формируем умение проводить коллективное исследование. | ||
3. Открытие нового (знания, способа действия) | - Откройте с. 14 учебника,задание №1. Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые. - Внимательно рассмотрите прямоугольники. Сколько углов у прямоугольника? - Как вы думаете, от каких слов образовалось слово прямоугольник? - Давайте убедимся в этом. С помощью какого инструмента мы можем доказать, что у прямоугольника прямые углы? - Измерим все углы при помощи угольника. -Сколько сторон у прямоугольника? -Раз 4 стороны, как по-другому можно назвать? - Как называются стороны, которые лежат друг против друга? - Давайте измерим их длину у фигуры 1. Что вы скажете? - Измерьте две другие стороны. - Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника? - Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? - А меньшая? - А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. Сравните их. В чем сходство? - Раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом? - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата. - Кто может возразить? - Как проверить можем? Давайте обобщим наши исследования о прямоугольнике. Прямоугольник: • четырёхугольник; • все углы прямые; • две противоположные стороны равны; • большая сторона – длина • меньшая сторона - ширина Вот какая интересная фигура – прямоугольник. Физкультминутка. | - 1, 3. - 4. - Прямой угол. - С помощью угольника. - Четыре. - Четырехугольник. с. 14 чтение правила - Противоположными. - Они равны. - Они равны. - Они равны. - Длина. - Ширина. - 4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны. - Нет. - Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. – У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат. Читают выводы. | Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД. Формируем умение проводить коллективное исследование, постановка и формулирование проблемы. | ||
4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | - Сейчас мы с вами начертим прямоугольник в тетради. - Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник? - Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа прямоугольника. - Всем понятно? А сейчас начертим прямоугольник в тетради. Поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 9 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 9 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник. - Найдем периметр. Что такое периметр? - Как найдем периметр? Обменяйтесь тетрадями, и проверти, правильно ли решил ваш товарищ. 2. Соедините фигуры. - Перед вами лежит зеленый конверт, в нем части геометрической фигуры, ваша задача соединить их и сказать какая фигура получилась. - Чья команда закончит работу, взявшись за руки, поднимают вверх. Проверим. 3. Поставьте вопрос и решите задачу (с. 14 № 4). - Сколько выражений со скобками, значение которых равно 15, придумал Витя? - Сколько таких выражений придумала Лена? - Какой вопрос можно поставить? - Сколько действий будет в задаче? - Какое? - Какой ещё вопрос можно поставить? - Сколько действий будет в задаче? - Выберите вопрос задачи и выполните решение. | - Линейка, простой карандаш. - После просмотра слайда, чертят прямоугольник по алгоритму. - Периметр – это сумма всех длин сторон. - 9 +9 +6+6= 30 (см) Работа в группах. - 6. - Неизвестно, но сказано, что на 2 выражения больше. - Сколько выражений придумала Лена. - Одно. - Сложение. - Сколько всего выражений придумали Витя и Лена вместе? - Два. Решают задачу. Проверка с помощью сигнальных карточек «Светофор». | Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); Регулятивные (целеполагание, планирование); логические (анализ, обобщение); | ||
5.Итоговая рефлексия учебной деятельности. | - С какой темой познакомились? - Какие задачи ставили? - Каких результатов достигли?
- Сейчас Вы будете работать в паре. Упражнение на внимание. - Сколько прямоугольников изображено на рисунке - Ребята, выберите и дополните одно из предложений. | - Прямоугольник. • Познакомиться с основными отличиями прямоугольника от других четырёхугольников. • Научиться чертить прямоугольник, используя линейку и модель прямого угла. • Решать задачи на нахождение периметра прямоугольника. • Закрепить вычислительные навыки. - Научились отличать прямоугольник от других фигур, чертить прямоугольник, находить его периметр, решали задачи. Работа в паре. Проверка. Самооценка с помощью светофора. Дополняют одно из предложений. Я узнал…. Я понял… У меня получилось… | 1.Самоанализ деятельности и её результата. 2. Развиваем умение слушать и понимать других. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Оформлять свои мысли в устной форме. | ||
6. Домашнее задание | - Я вижу, вас заинтересовала эта тема, может продолжим данную работу дома, а результаты обсудим на следующем уроке? Какое Д/з вы хотели бы выбрать? | - Я выполню задание на с.5 тетради. - Я начерчу свой прямоугольник и найду его периметр. | Выбор домашнего задания |