Технологическая карта интегрированного урока математики и истории в 7 классе «Деление многозначных чисел на однозначное число»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока «Деление многозначных чисел на однозначное число»
УМК:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
Капустина Г.М, Перова М.Н. Математика: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Учитель | Рыкова Наталья Викторовна | Учебный предмет | Математика | ||||
Класс | 7 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | ||||
Цели урока: | образовательная: | Закреплять навык деления многозначных чисел на однозначное число; закреплять навык решения задач на все действия с числами в пределах 10000. | |||||
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач; воспитывать уважение к героическому военному прошлому страны; воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания; воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца. | ||||||
коррекционно-развивающая: | коррекция и развитие связной устной речи посредством анализа задачи; коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Собери слова», пространственного диктанта «Лучник», «Найди лишнее»; коррекция и развитие непроизвольного внимание и памяти посредством работы с просмотренным слайдом « Ледовое побоище»; развитие мелкой моторики и внимания посредством задания «Зачеркни лишнее» | ||||||
Технологии | Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.; Технология разноуровневого обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | Межпредметные связи | С предметными областями: –история в течение всего урока и в работе с видеороликом | ||||
Опорные понятия, термины | Делимое, делитель, частное, остаток. | Новые понятия, термины: | |||||
Планируемый результат | |||||||
Предметный (ПР): | закрепят навык деления чисел на однозначное число, научатся анализировать текстовые задачи, научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. | ||||||
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности | ||||||
Метапредметный (МР) | регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий; познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. | ||||||
Организация пространства | |||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: мультимедийный комплекс. Дидактический (раздаточный) материал: слайдовое сопровождение урока, карточки с примерами для работы в парах (4 варианта различного уровня сложности), карточка «Невский» ( на каждого ученика), карточки с текстом задачи (1 на парту), карточки-цифры от 1 до 7 для пространственного диктанта, карточки - перевёртыши разных цветов для проверки примеров и составления слов, гвоздички для рефлексии. |
Организация деятельности на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | ||||||||||||||||||||||||||
ОРГМОМЕНТ. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: - Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт любой математический термин. | Примерный ответ: сложение, пример, задача, уравнение, плюс и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | - Ребята, в этом году наша страна будет праздновать 800-летие со дня рождения великого человека. Его имя вы прочитаете, если на карточках вычерните все чётные числа и буквы записанные под ними.
- Какое слово у вас получилось? - Правильно, имя этого человека Александр Невский. Это святой благоверный князь земли русской, почитаемый за доблесть и отвагу. Благоверный князь Александр Невский был причислен к лику святых за искреннюю и глубокую веру, благие дела и верность Христу. Будучи правителем, князь руководствовался высшими христианскими добродетелями, милосердием и человеколюбием, ему были чужды корысть и властолюбие. | Примерный ответ. Невский. | ||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | - Вашим домашним заданием было решение примеров. На экране изображены старинные русские города. Рядом с каждым из них написаны ответы примеров вашего домашнего задания, но есть число, которое не встречаются в домашней работе. Найдите его, и вы узнаете, в каком городе родился Александр Невский. (Коррекция внимания) | Обучающиеся находят число, которого нет среди ответов домашнего задания, читают название «Переславль-Залесский» | ||||||||||||||||||||||||||
УСТНЫЙ СЧЁТ | - На доске записан ряд примеров. Жёлтым цветом на экране записаны числа-ответы. Сосчитав пример, найдите ответ, прикоснитесь рукой к нему. Если все примеры решите правильно, то у вас сложатся даты рождения и гибели А.Невского. - Давайте посчитаем, сколько лет прожил князь. Как это сделать? | Обучающиеся решают примеры, записанные на доске, и , находят ответ, дотрагиваются до него рукой. На экране происходит замена ответа на цифру из даты рождение и гибели: 1221-1263 Примерные ответы: Из большего числа вычесть меньшее. 1263 - 1221= 42 года | ||||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | - Сегодня мы с вами повторим алгоритм деления чисел. Вы будете решать примеры в тетради, а два человека решат по одному примеру на доске с объяснением. Получив правильные ответы, вы узнаете даты двух самых значительных битв выигранных Александром Невским. 6200 : 5 = 1240 ( Невская битва) 7452 : 6 = 1242 (Ледовое побоище) | Примерные ответы: 2725 2725 2725 2725 Отвечающие у доски комментируют решение.Обучающиеся решают в тетради примеры, записанные на доске, и , получив ответ, читают получившиеся данные. | ||||||||||||||||||||||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Встанем ровненько ребята, Пошагаем как солдаты. Раз, два, три, четыре, пять. Влево, вправо наклонись, На носочках потянись. Раз – прыжок, два – прыжок, Отдохнул ли ты дружок? | Обучающиеся выполняют движения. | ||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ | - Посмотрите внимательно на экран. Так выглядели немецкие воины. На каждой картинке написано число. Найдите среди них лишнего рыцаря. - Объясните свой выбор. | Обучающиеся смотрят на экран, выбирают карточку с числом. Примерные ответы. 2725 2725 2725 2725 - Лишнее число 2800. - У всех чисел есть разряд десятков, а у этого круглые сотни. | ||||||||||||||||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ ПО ВАРИАНТАМ | - Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. Первая значительная победа - это победа в Невской битве, которая произошла как мы уже знаем, в 1240 году. Тогда Александр напал на шведов на реке Неве и разбил неприятеля. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский». - Какое оружие было у русских воинов в те времена, вы узнаете, если правильно решите примеры и расставите ответы по порядку. Задание выполняется в парах по вариантам. На карточках голубого цвета примеры самые сложные, на оранжевых – более простые, на зелёных и жёлтых – самые простые. Выберите себе карточку. | Обучающиеся слушают учителя и смотрят на экран. Обучающиеся по очереди выходят к столу и выбирают себе карточку. Обучающиеся решают в тетради примеры, записанные на карточке, и, получив ответы, расставляют их в определённом порядке на доске. Затем карточки с числами переворачиваются и складываются слова: | ||||||||||||||||||||||||||
ПРОСМОТР О ЛЕДОВОМ ПОБОИЩЕ | Когда немцы взяли Псков и подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. 5 апреля 1242 года. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Примите удобную позу и посмотрите небольшой ролик о Ледовом побоище. Смотрите и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. - Сколько немецких рыцарей погибло? - Сколько было взято в плен ? Сколько лет не нападали на Русь немецкие рыцари? (Развитие произвольной слуховой памяти) | Обучающиеся смотрят видеоролик. Примерный ответы: - 450 рыцарей - 50 рыцарей - 10 лет | ||||||||||||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | Ребята, вы слышали, как героически сражались наши воины. Я предлагаю вам решить задачу про вооружение русского войска . | Обучающиеся читают текс задачи (текст на экране, дублирующий индивидуальный вариант на каждой парте). У русских воинов было 10000 мечей. Луков в 4 раза меньше, а копий в 2 раза меньше, чем луков. Сколько копий было у воинов ? | ||||||||||||||||||||||||||
Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 1. О чём говорится в задаче? | Примерный ответ. В задаче говорится об оружии | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 2. Какое оружие было? | Примерный ответ. Мечи, луки, копья | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 3. Сколько было мечей? Сколько луков? Сколько копий? | Примерный ответ. Было 10000 мечей, луков - в 4 раза меньше, копий в 2 меньше, чем луков | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 4. Что нужно найти в задаче? | Примерный ответ. В задаче нужно найти копья. | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? | Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно количество луков. | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 6 .Можете ли вы найти количество луков? Какое действие необходимо выполнить для этого? | Примерный ответ. Мы сможем найти луки, если уменьшим 10000 в 4 раза | |||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 7 .Можем ли мы после этого найти, копья ? Что необходимо для этого сделать? | Примерный ответ. Да, можно вычислить, если количество луков уменьшить 2 раза. | |||||||||||||||||||||||||||
Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске и на экране (доска поворачивается) | |||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные вопросы: - Что ещё можно найти в задаче? - Как найти всё оружие? | Примерные ответы: - Можно найти всё оружие русских воинов? - Нужно сложить луки, копья и мечи. 2725 2725 2725 2725 | |||||||||||||||||||||||||||
-Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. А теперь внимание на экран. | ||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ | Я буду называть вам направление и дальность стрельбы танка , а вы глазами будете следить по клеткам, в таком порядке, который я буду называть. Затем вы назовёте номер выбитого рыцаря: 1раз - 2 клетки вправо, - 2 клетки вниз, - 4 клетки влево. (выбит № 2- изображение исчезает) 2 раз - 2 клетки вниз, - 3 клетка вправо, - 1 клетку вверх, - 3 клетки вправо. (выбит № 3 - изображение исчезает) 3 раз - 2 клетки вниз, - 3 клетки вправо, - 1 клетка вниз, - 2 клетки вправо (выбит № 4- изображение исчезает) 4 раз - 1 клетка вниз, - 4 клетки вправо, - 4 клетки вверх. (выбит № 6- изображение исчезает) Экран переключается. - Номера каких рыцарей остались «не выбиты»? (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Обучающиеся показывают номера «выбитых» воинов с помощью карточек от 1 до 7. Последовательность «стрельбы»: 2,3,4,6 Примерные ответы: 2725 2725 2725 2725 - Остались 1, 5 и 7 номера. | ||||||||||||||||||||||||||
ПРОСМОТР ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ | А сейчас я предлагаю вам посмотреть финальный отрывок из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и запомнить знаменитую фразу, которая стала своеобразным девизом русского воинства. («Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля !» | Обучающиеся смотрят видеоролик. | ||||||||||||||||||||||||||
ДОМАШНЕЕ | В домашнем задании вы решите примеры, аналогичные тем, которые вы решали в начале урока. Стр . 64 № 208 (2,4 столбики) | Обучающиеся записывают задание в дневник. | ||||||||||||||||||||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ | - Святому благоверному князю Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. Александр в переводе с греческого языка означает «защитник людей». Среди людей, носивших это имя, были священники, князья, простые люди. Однако с особой любовью русский народ чтит память святого благоверного князя Александра Невского. За особые военные заслуги и заслуги перед государством граждан Росси награждают орденом А.Невского. Этим орденом во время войны была награждена наша знаменитая землячка, лётчица Мария Смирнова. Во многих городах установлены памятники А. Невскому. - Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Чему учились на уроке? Что особенно понравилось? /data/files/i1635009799.ppt (презентация урок Невский) Оценка работы учащихся, выставление отметок. | Обучающиеся слушают учителя. Примерные ответы. - На уроке мы учились делить многозначные числа. - Особенно понравилось задание, когда нужно было следить за стрельбой по клеточкам. и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ | Ребята, те, кому понравился наш урок, прикрепите свои гвоздички на доску к памятнику Невскому, кому не очень понравился - оставьте на партах. | Обучающиеся магнитами прикрепляют к доске гвоздички. |
Организация деятельности на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) | ||||||||||||||||||||||||||
ОРГМОМЕНТ | На интерактивной доске Урок математики | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. | ||||||||||||||||||||||||||
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | На интерактивной доске изображение: На партах у учащихся карточки:
| Практический интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания | Тренируется внимание. | ||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ | Демонстрация | Контроль и самоконтроль | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. | |||||||||||||||||||||||||||
УСТНЫЙ СЧЁТ | Практический интерактивный | Фронтальный опрос | Отрабатывают навык устного умножения и деления на однозначное число (простые случаи). | |||||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ АЛГОРИТМА. РЕШЕНИЕ | Практический | Упражнение | Повторяют алгоритм деления на однозначное число. | |||||||||||||||||||||||||||
ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКА | На интерактивной доске надпись «Физкультминутка» | Практический | Групповое упражнение | Активизируются группы мышц, которые не задействованы в ходе практической деятельности, снимается статистическое напряжение мышц спины и шеи. | ||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ | Демонстрация | Фронтальный опрос | Активизируется внимание. | |||||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске На партах у учащихся аналогичные карточки, на которых написаны примеры | Словесный, интерактивный | Практическая работа. Работа в парах | Отрабатывают навык деления на однозначное число в столбик. Учатся работать самостоятельно и оказывать помощь однокласснику в случае затруднения. | ||||||||||||||||||||||||||
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА | На экране демонстрируется видеоролик | Интерактивный, Объяснительно-иллюстративный | Групповое наблюдение | Расширяются знания о событиях 5 апреля 1242 года, происходивших во время Ледового побоища. Тренируется память. | ||||||||||||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске текст задачи | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||
На интерактивной доске: «Самостоятельное решение задачи» Для проверки на интерактивной доске | Практический | Индивидуальная. Самостоятельная работа | Закрепляют навык деления. Развивают навыки самоконтроля и контроля. | |||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА МОТОРНОЙ | На экране таблица на которой после инструкции убирается по 1 воину | Интерактивный, | Упражнение на развитие внимания и зрительно-моторной реакции | Происходит коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции. | ||||||||||||||||||||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ | На интерактивной доске | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Развивают умение анализировать свою работу и работу одноклассников. | ||||||||||||||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ | Изображение памятника Невскому На партах у учащихся гвоздички. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать и оценивать своё эмоциональное состояние. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ
1. Математика 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.В. Алышева, -11 издание.- Москва. Просвещение, 2016.