12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Ф. Шопен - Прелюдия №4 ми-минор
MP4 / 14.71 Мб

Урок музыки в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)


Тема

Прелюдия. Исповедь души.

Педагогическая цель

Формирование представления о понятиях «Прелюдия» и «Этюд», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений  Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами.

Личностные результаты

Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы и формы обучения

Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая.

Основное содержание темы, понятия и термины

Трехчастная форма, музыкальный жанр – прелюдия.

Образовательные ресурсы

Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений  Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»




Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь.

-Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке.

-Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока.

II.Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.








1.Проблемная ситуация.





2. Формулирование теме урока




- Ребята, посмотрите на слайд, прочтет, что написано.. (Служенье муз не терпит суеты..).

- Как вы понимаете это высказывание? (в музыке все должно быть не спешно, аккуратно и медленно).

Для того, чтобы узнать, с каким музыкальным жанром мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать примеры:

77-19 (П)

22*8(Р)

13+18+19 (е)

28-7(Л)

14*8+11(Ю)

25+27(Д)

13*9+1(и)

56-9+78(я).

И так ребята, с каким музыкальным жанром мы сегодня познакомимся? (прелюдия). Сформулируйте задачи урока. (ответы учащихся).

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Работа с учебником с. 113









2. Биография С. Рахманинова











3. Слушание Прелюдии «До диез, минор»
















4. Стихотворение М. Пляцковского «С. Рахманинов»






























4. Знакомство с биографией Ф. Шопена.









5. Работа с учебником с.115





6. Прослушивание Прелюдии № 4 Ф. Шопена

Откройте учебники на странице 113 и посмотрите на определение музыкального жанра прелюдия. Прочтет…

Откройте свои тетради и запишем.

Прелюдия – музыкальное произведение, исполняемое перед более значимым произведением.

Прелюдия написал Сергей Рахманинов в 19 лет. О ней он говорил следующее, «Меня вдохновляло желание создать, что - то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы от нее отделаться, если бы даже попытался. Она должна быть – и она стала».

- Сергей Рахманинов русский композитор, пианист, родился в 1827 года. Был необычайно одаренным пианистом, обладал удивительной памятью и феноменальным музыкальным слухом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Умер в 1943 году, оставив после себя богатейшее музыкальное наследие.

- И так ребята, что вам запомнилось из биографии?

- Почему Рахманинова можно назвать феноменальным человеком?

- Какая может быть музыка? (грустной, мрачной, веселой, быстрой, медленной).


-Запишите в тетради С. Рахманинов прелюдия «До, Диез, минор».

-Сейчас вы прослушаете прелюдию, и после прослушивания, охарактеризуете ее.

- И так ребята, какое настроение передает нам это произведение? (мрачное, грустное, тоскливое, спокойное).

- Слышная ли надежда в этом произведении?

- Услышали ли вы нотки боли и гнева в этом произведении?

- Предположите, сколько частей в этом произведении?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ. Сейчас вы еще раз прослушаете прелюдию Рахманинова и узнаем, кто был прав.

- На сколько частей, условно ее можно поделить? (3)

-Какой будет первая часть? (спокойной)

- Вторая часть? (быстрая, ритмичная).

-Третья часть? (мрачная, как исход события).

Верно ребята, слушатель должен быть взволнован, возбужден и успокоен, такое предназначение своей Прелюдии видел Сергей Рахманинов.

-Как вы думаете, почему именно трехчастная форма прелюдии? (в начале происходит завязка события, потом идет решение этого события и под конец, успокоение).


Михаил Пляцковский написал стихотворение о Сергеи Рахманинов.


Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Он вспоминал цветастый луг некошенный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь...

И так ему хотелось вслед за звуками

В любимую Россию улететь!

-Не показалось ли вам это произведение тоскливым?

- Композитор очень тосковал по своей Родине, во многих его произведениях слышна тоска по России, ее просторам и природе.

И так, подведем итог, с каким жанром музыкального произведения мы с вами познакомились? (прелюдия). Кто ее автор? (Сергей Рахманинов). Какую характеристику мы с вами составили для этого музыкального произведения?


- Следующее произведение не менее глубокое и личное. «Исповедь души» в исполнении Фредерика Шопена. Запишите это в своих тетрадях. Фредерик Шопен родился в 1810 года недалеко от Польши. Уже с раннего детства проявлялся его музыкальный талант: в семь лет музыкант уже виртуозно играл на фортепиано, а в 12 лет уже превзошел своих великих учителей. В 19 лет, но собирал полные концертные залы, очаровывав своих слушателей необычайной, глубокой музыкой. Умер Великий музыкант в возрасте 39 лет от болезни. Творчество Шопена оказало огромное влияние на развитие гармонического стиля и формы европейской музыки. Наработки великого композитора использовали при создании своих произведений Лист, Вагнер, Глинка, Скрябин, Чайковский и другие.

-И так ребята, что вам запомнилось о Шопене?


-Откройте учебники на странице 115, прочтите строки из письма Ф. Шопена.

Как вы думаете, кому он их адресовал? (любимой, которая далека от него). Прочтите до конца.

- Кому он посвящал эти строки? (совей Родине).


- Сейчас вы прослушаете Прелюдию № 4 Ф. Шопена (запишите в тетради). При прослушивании, отметьте про себя характер музыки и ваше настроение.

- какое настроение у этой прелюдии? (грустное, тоскливое).

-Какая музыка по характеру? Быстрая? Громкая? Минор или мажор? Передает ли она нежное отношение?

Сделаем вывод Прелюдия Шопена медленная, громкая, минорная, грустная, тоскливая.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

1. Сравнение Прелюдии Ф. Шопена и Прелюдии С. Рахманинова



- Ребята, что общего между прелюдией Рахманинова и Шопена? (грустные, медленные, тоскливые). Обе передают тоску по своей Родине.

В чем различия этих двух музыкальных произведений? (прелюдия Рахманинова трехчастная). А что значит трехчастная? (состоит из трех частей).

VI. Подведение итогов урока.

Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

1.Обобщающая беседа.



2. Д/З

Вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии?

За работу на уроке получает оценку…

Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Дома вам будет нужно изобразить ваше настроение после прослушивания прелюдии Шопена или Рахманинова..


Учитель ___________________.




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.