12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Власенко Марина Ивановна7639 Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Технологическая карта урока музыки по теме "Революционный этюд"
Урок музыки в 4 «А» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | «Революционный этюд» |
Педагогическая цель | Формирование представления о понятии «Этюд», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Фредерика Шопена «Этюд №12» |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами. |
Личностные результаты | Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию; коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Методы и формы обучения | Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Революция, этюд, композитор. |
Образовательные ресурсы | Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: Ф.Шопен Этюд №12., прелюдия №7. |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте ребята Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. -Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь. -Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. | ||||
II.Актуализация знаний. Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. | 1.Проверка Д/З | Какое домашнее задание было задано на прошлом уроке? (найти информацию о Шопене, Рахманинове). И так, о Шопене расскажет….. С какими музыкальными произведениями мы с вами познакомились? (Прелюдия До, доез, минори и прелюдия №4). Охарактеризуйте их. Что такое прелюдия? Вы очень хорошо запомнили тему прошлого урока. | Задает вопросы по ранее изученному материалу; закрепляет знания учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. | ||||
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Проблемная ситуация. | И так ребята, для того, чтобы узнать с каким новым музыкальным жанром мы с вами познакомимся, вам нужно отгадать ребус. И так ребята, с каким новым музыкальный жанром мы с вами сегодня познакомимся? (Этюд). Верно ребята. | Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся. | Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы. | ||||
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Знакомство с новым определением «Этюд» 2. Биография Ф. Шопена 3.Прослушивание этюда № 12. 4. Беседа по содержанию Этюда № 12. 5. Слушание Прелюдии № 7. | Знает ли вы что такое этюд? (в живописи – зарисовка). А вот в музыке это упражнение для развития беглости пальцев. В холодный октябрьский день 1849 года Париж провожал в последний путь «великого композитора не только Франции, но и всего мира», как об этом было сказано в некрологе. При огромном стечении народа в парижском храме св. Магдалены состоялась траурная церемония, открывшаяся похоронным маршем из 2-й сонаты Шопена, после чего был исполнен «Реквием» Моцарта, который композитор завещал исполнить на своих похоронах. Шопен был погребен на кладбище Пер-Лашез Как и многие творцы, принадлежащие к романтическому направлению, Фредерик Шопен прожил недолго, всего 39 лет, из них половину провел в эмиграции, во Франции. Больше полутора век прошло со дня смерти композитора, а его имя живет самостоятельной жизнью, потому что стало частью духовной жизни человечества. Шопеновский дар столь же высокого происхождения по своей природе, как и гений Моцарта, перед которым он преклонялся, или Леонардо да Винчи. Мы говорим «Шопен», и это слово уже само звучит для нас как музыка. Его богатейшее музыкальное наследие живет и в наше дни, и сейчас мы св амии познакомимся с одним из его произведений. Сейчас, вы прослушаете этюд № 12. Запишите Этюд № 12 Ф. Шопен. Ребята, вспомним еще раз, что такое этюд? Соответствует ли Этюд Шопена этому определению?. Какие картины представлялись у вас в голове во время прослушивания этого произведения? - Какое название бы вы дали только, что прозвучавшему произведению? - Уже в тех названиях, которые вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно? - И несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать вам, как же называется это произведение – Революционный этюд, в нем композитор запечатлел дух ноябрьского восстания. Дело в том, что когда композитор был в Вене, он узнал о начавшемся в Варшаве восстании, а в Штутгарте – о его поражении. Из дневниковых записей видно, до какого исступленного состояния довели его мысли о родных, о Варшаве: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». Скажите, что чувствовал Шопен, когда узнал о польских восстаниях? Почему ему было тяжело? Подберем слова, которые полностью отражают звучание музыки. (страстно, быстро, с огнем, пламенно). Верно ребята, этюд можно представить, как быстрый дождь. В это же время Шопеном была написана прелюдия № 7. Запишите в тетради. Прослушаем ее. Какой характер у прелюдии? (Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная с ритмом польского танца мазурки.) | Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант» Задает вопросы | Слушают и воспринимают новую информацию. | ||||
V. Закрепление изученного материала. Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока. | 1.Состалвение сравнительных характеристик на произведение Шопена Этюд № 20 и прелюдия №7. | Ребята, какие музыкальные произведения мы с вами прослушали на уроке? Чем они схожи? В чем их главные отличия? Какие чувства хотел нам передать автор? | Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности. | Отвечают на вопросы учителя. | ||||
VI. Подведение итогов урока. Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний. | 1.Обобщающая беседа. 3.Выставление оценок | - Подведем итоги сегодняшнего урока. - С какими музыкальными жанрами вы сегодня познакомились? - В чем их различия? Сходства? - Кто является композиторами данных произведений? Кто получал оценки в течении урока, поднесите дневники на перемене. | Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений | Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания | ||||
Шопен
MP3 / 2.62 Мб
Презентация
PPTX / 659.18 Кб