12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киреева Светлана Владимировна196
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Песня – верный спутник человека»


Авторы УМК

Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка»

Предмет

Музыка

Класс

5

Цели урока

1. Сформировать представления учащихся о вокальном жанре – песня.

2. Показать взаимосвязь музыки и речи.

3. Пробудить интерес к вокальной музыке.

Задачи

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общения с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема

Песня – верный спутник человека

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.






Планируемые результаты:


Предметные:

- научатся слушать и анализировать музыкальные произведения;

- наблюдать в произведения содружество нескольких видов искусства;

- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Метапредметные:

Познавательные:

внимательно слушать;

формулировать ответы на вопросы;

для получения необходимой информации пользоваться справочной литературой;

анализировать;

делать выводы;

строить рассуждения.


Коммуникативные - освоить диалоговую форму общения.


Регулятивные:


организовывать свою деятельность;

принимают ее цели и задачи;

выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.


Личностные: оценивают результаты деятельности.





Организация пространства

Формы работы


Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ресурсы урока

- учебник;

- тетрадь;

- фонохрестоматия;

- презентация;

- карточки для самоконтроля.




ХОД УРОКА


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный

Визуально проверяет готовность класса к уроку, приветствует. Запрашивает доклад дежурного по классу.

Приветствуют учителя. Дежурный докладывает о готовности класса начать урок.

Личностные:

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные:

учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

1

Мотивационный

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

Ответы учащихся

О каких двух искусствах мы говорили?

В каких музыкальных жанрах проявляется союз музыки и литературы?

Ответы учащихся

Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока и понять, о чем пойдет речь, я зачитаю отрывок из стихотворения Елены Растопчиной

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду- всё облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

_-О чем говорит нам поэтесса?

Ответы учащихся

-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

Ответы учащихся

-О чем можно спеть в песне?

Ответы учащихся

Представляете, ребята, если собрать все песни, когда – нибудь, созданные человеком, то получится целая историческая летопись человечества.

Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока?

Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты.

Итак, записываем в тетрадь.

Тема: Песня - верный спутник человека.


Слушание стихотворения.

Ответы на вопросы учителя.

























Ответы на вопросы.

Формулирование темы урока.

2

2 этап

Осмысление новой информации

Песня является верным спутником человека всю его жизнь.
Скажите ребята, какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие?
Ответы учащихся
А кто-нибудь помнит эти песни?
О чём они?

Ответы учащихся
Итак, какой можно сделать вывод?

Ответы учащихся

Песня с самого рождения сопровождает человека. Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах.

Давайте сформулируем проблемный вопрос, над которым мы должны будем сегодня размышлять и поставьте задачи.

Проблемный вопрос.

Почему так велика роль песни в жизни человека?

Наши задачи:

Выяснить что такое песня?

Виды песен.

Какие темы раскрываются в песнях?

Работа по учебнику с. 53.

Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?

Давайте прочитаем отрывок из «Книги детства» Юрия Нагибина. О чем заставляла задуматься песня писателя?

Ответы учащихся

О чем зорькина песня? Почему звучит не умолкая?

А теперь второй отрывок из повести Астафьева «Последний поклон»

Ответы учащихся

Подведем первый вывод:

Песня- это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл.

Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. Песня зародилась ёще в древней Руси. Самые первыми были героико-эпические песни, которые называют теперь былинами. Былины появились более тысячи лет назад. Первыми исполнителями народных песен- былин стали Баяны.

- Какие по разновидностям бывают песни? (народные и композиторские)

За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных песен, рассказывающих обо всём что, окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей.

Виды песен: народные, композиторские.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Формулировка проблемного вопроса.

Постановка задач урока.


























Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы. Анализ отрывков литературных произведений.











Вывод по анализу произведений.

Запись в тетрадь

Познавательные:

Действия, постановки и решения проблем




Коммуникативные:

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества


Познавательные:

Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, классифицировать


Регулятивные: прогнозирование, планирование




3

3 этап

Включение в систему знаний и повторение

Я предлагаю вам послушать видеофрагмент исполнения песни и ответить на вопросы.

Звучит русская народная песня «Ах, ты степь широкая» в исполнении актера Д. Певцова (Видео)

К какому жанру нужно отнести данное произведение?

Ответы учащихся

Песня народная или композиторская?

Ответы учащихся

О чем рассказывается в песне?

А в какой песне которую мы с вами учили тоже говорится о нашей Родине?

Ответы учащихся

Исполнение «Песня о России»

t1608233699aa.png


Слушание музыки. Анализ музыкального произведения.




















Исполнение групповое.

Вокальная работа над песней.

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке.


Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию



Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера, коллективное исполнение вокального произведения

4

4 этап

Рефлексия

Сделать обобщающий вывод.

Вывод: Хорошая песня-это целый мир. Песня является верным спутником человека.
Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее.

Почему так велика роль песни в жизни человека?

Наши задачи: (Слайд)

Ответы учащихся

Рефлексия.

Синквейн (пятистишие)

1 строка – тема (существительное)

2 строка – описание темы (два прилагательных)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка –чувство (фраза из 4 слов относящаяся к теме)

5 строка – повторение сути, синоним 1 строки

Ответы учащихся

Пример.

Песня.

Радостная. Светлая.

Завораживает. Окрыляет. Объединяет.

Нацеливает на занятия музыкой.

Жизнь.

Оцените свою работу на уроке (карточки)

t1608233699ab.png
Д/з Придумать рассказ (сказку) о том, как сочиняли песни в народе.


Анализ работы и выставление оценок.

Регулятивные:

анализ итогов урока


Личностные: формирование самооценки, самоуважения


Познавательные:

Вербализация эмоционального впечатления от урока




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.