Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Песня – верный спутник человека»
Авторы УМК
Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка»
Предмет
Музыка
Класс
5
Цели урока
1. Сформировать представления учащихся о вокальном жанре – песня.
2. Показать взаимосвязь музыки и речи.
3. Пробудить интерес к вокальной музыке.
Задачи
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общения с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Тема
Песня – верный спутник человека
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся слушать и анализировать музыкальные произведения;
- наблюдать в произведения содружество нескольких видов искусства;
- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Метапредметные:
Познавательные:
внимательно слушать;
формулировать ответы на вопросы;
для получения необходимой информации пользоваться справочной литературой;
анализировать;
делать выводы;
строить рассуждения.
Коммуникативные - освоить диалоговую форму общения.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность;
принимают ее цели и задачи;
выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Организация пространства
Формы работы
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ресурсы урока
- учебник;
- тетрадь;
- фонохрестоматия;
- презентация;
- карточки для самоконтроля.
ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный
Визуально проверяет готовность класса к уроку, приветствует. Запрашивает доклад дежурного по классу.
Приветствуют учителя. Дежурный докладывает о готовности класса начать урок.
Личностные:
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные:
учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока
1
Мотивационный
Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках?
Ответы учащихся
О каких двух искусствах мы говорили?
В каких музыкальных жанрах проявляется союз музыки и литературы?
Ответы учащихся
Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока и понять, о чем пойдет речь, я зачитаю отрывок из стихотворения Елены Растопчиной
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
_-О чем говорит нам поэтесса?
Ответы учащихся
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
Ответы учащихся
-О чем можно спеть в песне?
Ответы учащихся
Представляете, ребята, если собрать все песни, когда – нибудь, созданные человеком, то получится целая историческая летопись человечества.
Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока?
Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты.
Итак, записываем в тетрадь.
Тема: Песня - верный спутник человека.
Слушание стихотворения.
Ответы на вопросы учителя.
Ответы на вопросы.
Формулирование темы урока.
2
2 этап
Осмысление новой информации
Песня является верным спутником человека всю его жизнь. Скажите ребята, какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? Ответы учащихся А кто-нибудь помнит эти песни? О чём они?
Ответы учащихся Итак, какой можно сделать вывод?
Ответы учащихся
Песня с самого рождения сопровождает человека. Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах.
Давайте сформулируем проблемный вопрос, над которым мы должны будем сегодня размышлять и поставьте задачи.
Проблемный вопрос.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Наши задачи:
Выяснить что такое песня?
Виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Работа по учебнику с. 53.
Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем отрывок из «Книги детства» Юрия Нагибина. О чем заставляла задуматься песня писателя?
Ответы учащихся
О чем зорькина песня? Почему звучит не умолкая?
А теперь второй отрывок из повести Астафьева «Последний поклон»
Ответы учащихся
Подведем первый вывод:
Песня- это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл.
Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. Песня зародилась ёще в древней Руси. Самые первыми были героико-эпические песни, которые называют теперь былинами. Былины появились более тысячи лет назад. Первыми исполнителями народных песен- былин стали Баяны.
- Какие по разновидностям бывают песни? (народные и композиторские)
За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных песен, рассказывающих обо всём что, окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей.
Виды песен: народные, композиторские.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Формулировка проблемного вопроса.
Постановка задач урока.
Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы. Анализ отрывков литературных произведений.
Вывод по анализу произведений.
Запись в тетрадь
Познавательные:
Действия, постановки и решения проблем
Коммуникативные:
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, классифицировать
Регулятивные: прогнозирование, планирование
3
3 этап
Включение в систему знаний и повторение
Я предлагаю вам послушать видеофрагмент исполнения песни и ответить на вопросы.
Звучит русская народная песня «Ах, ты степь широкая» в исполнении актера Д. Певцова (Видео)
К какому жанру нужно отнести данное произведение?
Ответы учащихся
Песня народная или композиторская?
Ответы учащихся
О чем рассказывается в песне?
А в какой песне которую мы с вами учили тоже говорится о нашей Родине?
Ответы учащихся
Исполнение «Песня о России»
Слушание музыки. Анализ музыкального произведения.
Исполнение групповое.
Вокальная работа над песней.
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,
определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Коммуникативные:
умение выражать мысли, управление поведением партнера, коллективное исполнение вокального произведения
4
4 этап
Рефлексия
Сделать обобщающий вывод.
Вывод: Хорошая песня-это целый мир. Песня является верным спутником человека. Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Наши задачи: (Слайд)
Ответы учащихся
Рефлексия.
Синквейн (пятистишие)
1 строка – тема (существительное)
2 строка – описание темы (два прилагательных)
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка –чувство (фраза из 4 слов относящаяся к теме)
5 строка – повторение сути, синоним 1 строки
Ответы учащихся
Пример.
Песня.
Радостная. Светлая.
Завораживает. Окрыляет. Объединяет.
Нацеливает на занятия музыкой.
Жизнь.
Оцените свою работу на уроке (карточки)
Д/з Придумать рассказ (сказку) о том, как сочиняли песни в народе.