Организационный | Визуально проверяет готовность класса к уроку, приветствует. Запрашивает доклад дежурного по классу. | Приветствуют учителя. Дежурный докладывает о готовности класса начать урок. | Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока |
1 | Мотивационный | Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? Ответы учащихся О каких двух искусствах мы говорили? В каких музыкальных жанрах проявляется союз музыки и литературы? Ответы учащихся Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока и понять, о чем пойдет речь, я зачитаю отрывок из стихотворения Елены Растопчиной Какая власть сравниться с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся…Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду- всё облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! _-О чем говорит нам поэтесса? Ответы учащихся -В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? Ответы учащихся -О чем можно спеть в песне? Ответы учащихся Представляете, ребята, если собрать все песни, когда – нибудь, созданные человеком, то получится целая историческая летопись человечества. Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока? Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты. Итак, записываем в тетрадь. Тема: Песня - верный спутник человека.
| Слушание стихотворения. Ответы на вопросы учителя.
Ответы на вопросы. Формулирование темы урока. |
2 | 2 этап Осмысление новой информации | Песня является верным спутником человека всю его жизнь. Скажите ребята, какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? Ответы учащихся А кто-нибудь помнит эти песни? О чём они? Ответы учащихся Итак, какой можно сделать вывод? Ответы учащихся Песня с самого рождения сопровождает человека. Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах. Давайте сформулируем проблемный вопрос, над которым мы должны будем сегодня размышлять и поставьте задачи. Проблемный вопрос. Почему так велика роль песни в жизни человека? Наши задачи: Выяснить что такое песня? Виды песен. Какие темы раскрываются в песнях? Работа по учебнику с. 53. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека? Давайте прочитаем отрывок из «Книги детства» Юрия Нагибина. О чем заставляла задуматься песня писателя? Ответы учащихся О чем зорькина песня? Почему звучит не умолкая? А теперь второй отрывок из повести Астафьева «Последний поклон» Ответы учащихся Подведем первый вывод: Песня- это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл. Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. Песня зародилась ёще в древней Руси. Самые первыми были героико-эпические песни, которые называют теперь былинами. Былины появились более тысячи лет назад. Первыми исполнителями народных песен- былин стали Баяны. - Какие по разновидностям бывают песни? (народные и композиторские) За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных песен, рассказывающих обо всём что, окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей. Виды песен: народные, композиторские. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
| Формулировка проблемного вопроса. Постановка задач урока.
Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы. Анализ отрывков литературных произведений.
Вывод по анализу произведений. Запись в тетрадь | Познавательные: Действия, постановки и решения проблем
Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, классифицировать
Регулятивные: прогнозирование, планирование
|
3 | 3 этап Включение в систему знаний и повторение | Я предлагаю вам послушать видеофрагмент исполнения песни и ответить на вопросы. Звучит русская народная песня «Ах, ты степь широкая» в исполнении актера Д. Певцова (Видео) К какому жанру нужно отнести данное произведение? Ответы учащихся Песня народная или композиторская? Ответы учащихся О чем рассказывается в песне? А в какой песне которую мы с вами учили тоже говорится о нашей Родине? Ответы учащихся Исполнение «Песня о России»
| Слушание музыки. Анализ музыкального произведения.
Исполнение групповое. Вокальная работа над песней. | Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке.
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию
Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера, коллективное исполнение вокального произведения |
4 | 4 этап Рефлексия | Сделать обобщающий вывод. Вывод: Хорошая песня-это целый мир. Песня является верным спутником человека. Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Почему так велика роль песни в жизни человека? Наши задачи: (Слайд) Ответы учащихся Рефлексия. Синквейн (пятистишие) 1 строка – тема (существительное) 2 строка – описание темы (два прилагательных) 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка –чувство (фраза из 4 слов относящаяся к теме) 5 строка – повторение сути, синоним 1 строки Ответы учащихся Пример. Песня. Радостная. Светлая. Завораживает. Окрыляет. Объединяет. Нацеливает на занятия музыкой. Жизнь. Оцените свою работу на уроке (карточки) Д/з Придумать рассказ (сказку) о том, как сочиняли песни в народе.
| Анализ работы и выставление оценок. | Регулятивные: анализ итогов урока
Личностные: формирование самооценки, самоуважения
Познавательные: Вербализация эмоционального впечатления от урока |